Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока ИЗО в 5 классе. Убранство русской избы

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Убранство русской избы»
Автор: Шамсутдинов Рамиль Фарукович, учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ № 75, г. Ульяновск.
Описание материала. Предлагаю вам конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Материал данного урока направлен на развитие интереса к народной культуре, воспитание чувства сопричастности к истории и культуре своего народа.
Конспект урока: «Убранство русской избы ».
Цели урока:
-ознакомление учащихся с внешним убранством русской избы;
-углубление знаний учащихся о традиционных народных строениях;
-развитие чувства патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества.
Задачи:
Образовательная: расширение знаний учащихся о резных и расписных элементах, применяемых для украшения русской избы
Развивающая: развитие творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное.
Воспитательная: способствование эстетическому восприятию действительности через познавательную и практическую деятельность; - воспитание уважительного отношения к культуре и обычаям своего народа, желания приумножить духовно-нравственные традиции.

Материалы к уроку:
- Образцы резных и расписных украшений дома
- Слайды с элементами русской избы
- Краски, палитры
- Презентация
Музыкальный ряд: русская народная музыка.
План урока
1.Организационный момент.
2.Мотивация учащихся. Актуализация имеющихся знаний.
Самобытность искусства народов, проживающих в разных климатических зонах страны. Особенности строения крестьянской избы
Своеобразие декора.
Отличие декоративного убранства русской избы в Поволжской зоне и на Севере России.
3. Подготовка к творческой работе.
4. Изложение нового материала.
Помыслы, мечты, надежды любого человека связаны с настоящим и обращены к будущему. Благодаря тому, что думая о будущем, мы обращаемся к прошлому, существуют народные традиции, народное искусство, в том числе искусство строения жилища .Искусство каждого народа начинается с архитектуры. Когда-то на Руси леса тесной стеной окружали деревни и села. В русском зодчестве хранится память народная. Память помогает нам полнокровно жить, творить, утверждать новое.
Один из известных специалистов В.С. Воронов писал: «искусство, рожденное народным коллективом, всегда гениально, всегда сохраняет в себе огромную плодотворную и неумирающую энергию воздействия на индивидуальность и всегда является ей примером величия и силы подлинного творчества».
Народное искусство сегодня представляет собой стержень, соединяющий современную художественную культуру с истоками человеческой цивилизации.
Русская изба…
-Что такое дом, изба для человека в этом беспредельном мире?
- Чем является для русского человека дом (жилище)? ( небесной колесницей)
-Почему ?
Человек, чувствуя себя незащищенным от внешних сил, стремился создать свой мир, свой дом - добрый и уютный. И поэтому неслучайно, если вы обратите внимание на крестьянские дома в деревнях и селах вы не сможете найти два одинаковых по внешнему убранству дома.
- Как вы думаете, почему?( потому что каждый хозяин дома старался , чтобы его дом был красивым, уютным, отличался своим резным или расписным убранством, то есть имел свое индивидуальное «лицо».
Интересны и загадочны сами названия конструкций, декоративных элементов
Фронтон избы- чело, передняя часть-лицо, окна-глаза. Удивительно, что так очеловечен облик избы.(показ слайдов)
Чудесной резьбой покрывали мастера не только предметы интерьера, но и саму избу.
Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом – кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля.
Русская изба состояла из трех частей:
верхняя часть – жизнь души, поэтому самая яркая, красивая, нарядная ;
конек – небесная колесница;
сруб – с него начинали строить, это жизнь человека.
клеть – комната без окон, в ней хранились бочки с вареньем и соленьем ( в северных районах нашей страны).
- Ребята , скажите, как называется элемент украшения, находящейся на самой крыше ? (конь, конек).(Беседа сопровождается демонстрацией слайдов).
- Для чего сажал русский человек конька на крышу дома?
- Только ли ради украшения или в этом есть более глубокий смысл?
Тем более что одному человеку водрузить конька было просто не под силу. Всем миром, всей деревней устанавливали огромное бревно лиственницы, с вырезанным из корневища обликом коня, всем миром радовались успешному завершению дела. (показ слайда)
Вот что по этому поводу писал великий русский поэт С.А. Есенин: «Конь в греческой, римской, египетской и русской мифологии есть знак устремления но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним- колеснице».
Оказывается, для русского человека образ коня на крыше значил гораздо больше, чем украшение, он олицетворял солнце, становился солнечным знаком, под защитой которого и находился дом, крестьянская семья.
Русская культура вся обереговая, предназначена оберегать человека.
Одним из распространенных изображений русской избы является образ русалки – берегини (показ слайда).
Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома.
Доски - полотенца украшают спереди фронтон избы(демонстрация слайда).
Символы солнца и земли на резных полотенцах крестьянских изб.
Левый конец причелин символизировал – утреннее восходящее солнце, а правый – вечернее заходящее.
-Почему в орнаментах (резных и расписных) крестьяне чаще всего изображали солнце?
Потому что от солнца зависело благополучие в семье крестьянина-землепашца. Мечта о солнце объяснялось еще и тем, что оно было зачастую редким и оттого таким желанным в суровых северных краях.
Причелины- «хляби» изб (заклинательная орнаментика).
На окнах изб были наличники с вырезанными цветами, травами или изображениями разных животных.
Через передние окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизнь с внешним миром, и поэтому так торжественно – наряден был декор окон.
На наличниках можно было увидеть фигурки птиц, клюющих виноград, изображения фантастических животных.
«Ты лучами к полям прикасалось,
Улыбалось веселым огнем,
Ты и кругом и ромбом казалось,
Представлялось ты даже конем»,- писал поэт Б. Дубровин.
5.Постановка творческой задачи.
- выполнить эскиз украшения фронтона дома-1 вариант
- выполнить эскиз декоративного оформления окна (с резными наличниками-2 вариант)
- выполнить декоративного оформления окна с отавнями-3 вариант
- выполнить эскиз декоративного убранства переднего фасада дома (фронтона, красного окна, окон с резными элементами на переднем фасаде дома) -4 вариант.
- презентовать свой рисунок одноклассникам.
6.Педагогическое руководство творчеством учащихся.
7.Подведение итогов урока.
- Что нам удалось сегодня на уроке?
- Что не удалось и почему?
- Чему научился на уроке?
8. Анализ работ учащихся, выставление оценок.
Русский человек жил в тесном содружестве с природой, окружающим миром, выражал свои представления о нем в символических образах, как бы призывая в союзники, могущественные силы природы.
Вопросы для рефлексии:
- Зачем люди украшают свои жилища?
- О чем может рассказать декор крестьянской избы?
- Назовите элементы избы.
Источники для подготовки к уроку:
Н.А. Горяева О.В. Островская. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. М. Просвещение, 2006 г.
М.А. Некрасова Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. М., 1983

Рекомендуем посмотреть:

Турнир «Веселые краски» для детей 5-7 классов. Сценарий Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки для учащихся 5-6 класса Урок рисования для младших школьников по теме: Зима в лесу Сценарий внеклассного мероприятия по МХК в 5 классе

Похожие статьи:

Конспект урока по изобразительному искусству, 8 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах

Разработка интегрированного урока по изобразительному искусству и художественному труду

Техника японской живописи суми-ё

Аппликация. Портрет человека

Конспект урока ИЗО в 6 классе. Стихия моря в творчестве художников
Опубликовано: 896 дней назад (24 июня 2014)
Просмотров: 18074
+7
Голосов: 7
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 24 июня 2014 в 17:55 +1
РАМИЛЬ ФАРУКОВИЧ, мой первый голос за вашу очень достойно представленную работу. Сделать урок разнообразней, внести в него изюминку это задача профессионального педагога. В вашей разработке я увидела применение разнообразных приёмов и методов современного урока ИЗО с использованием ИКТ. Поставленные цели и задачи на вашем уроке выполнены, итог подведён. Очень интересный и познавательный багаж знаний получили ваши воспитанники. Моё одно небольшое пожелание, хотелось бы увидеть несколько лучших работ учащихся. Желаю новых творческих разработок!
Надеюсь на взаимное сотрудничество!
Рамиль Фарукович Шамсутдинов # 24 июня 2014 в 19:00 +1
Татьяна Николаевна! Огромное спасибо за ваш отзыв, ваши пожелания постараюсь учесть в последующих разработках и надеюсь на взаимное сотрудничество!
Татьяна Семёновна Павлова # 24 июня 2014 в 21:00 +2
Рамиль Фарукович! Я отдаю вам свой голос за познавательно подачу материала. Предложенная в конспекте информация о русской избе, ее деталях, особенностях орнамента, о целях возведения определенных частей, подводит учеников к изображению разнообразных изб. Прекрасно построенный урок с использованием ИКТ, подчеркивает современный подход к проведению занятия. Разнообразных подходов в работе вам!
Рамиль Фарукович Шамсутдинов # 24 июня 2014 в 21:25 0
Татьяна Семеновна! Огромное вам спасибо за ваш позитивный отзыв. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество!
Регина Сириновна Сабирзянова # 25 июня 2014 в 20:45 +1
Рамиль Фарукович! Конспект урока ИЗО повествует о красоте русской избы, ее убранстве в содержательной, соответствующей возрасту учащихся форме. Хотела бы увидеть Вашу наглядность и рисунки учащихся. +1
От Оки до Двины и Онеги,
От московских до псковских дорог
Ладить лапти, ладьи и телеги
Мог любой на Руси мужичок.

В городах, деревнях – повсеместно –
Хоть парнишка, хоть вовсе малец,
Знал топор, долото и стамеску,
И работал с душой, удалец.

Были русские избы нарядны,
А ладони умельцев - грубы.
Украшались любовно фасады
Кружевами тончайшей резьбы.

У окошек Авдотьи и Фёклы
Вышивали и пряли порой.
И сверкали в наличниках стёкла
Словно девичьи очи весной.

Пятистенка, родная избушка,
Ты – праматерь часовен, церквей,
Что от пят и до самой макушки
Вырастали совсем без гвоздей!

На холмах, крутоярах, в селеньях,
Украшая излучины рек,
Возвышались над миром творенья –
Рукотворная радость навек.

Белый свет, он с избою прекрасней,
За порогом расступится тьма.
Словом, что ни деревня, то праздник –
Золотые из сосен дома! (Анна Токарева)
Светлана Александровна Овчинникова # 25 июня 2014 в 21:24 +1
Интересный и насыщенный конспект. Вы проделали огромную предварительную работу, красиво преподнесли информацию об устройстве избы, сообщили о назначении каждой части дома, сопровождали показом слайдов. Все это поддерживает интерес и активность детей на уроке. Желаю творческих успехов.
Рамиль Фарукович Шамсутдинов # 25 июня 2014 в 21:34 0
Светлана Александровна! Огромное вам спасибо за позитивный отзыв. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество!
Ольга Васильевна Яковлева # 25 июня 2014 в 22:45 +2
Мне понравился конспект урока. Все цели и задачи, поставленные Вами успешно решаются в ходе проведения. Детям дается много ценной, интересной, познавательной и полезной информации. Использование ИКТ, несомненно, украсило урок. Понравилось, что детям даются варианты при выполнении творческих работ. Каждый может проявить себя, да еще и презентовать одноклассникам свою работу. Это замечательно. Грамотно подведен итог урока и рефлексия. Спасибо за интересный материал. Творческих успехов! голос
Рамиль Фарукович Шамсутдинов # 26 июня 2014 в 09:41 0
Ольга Васильевна! Огромное вам спасибо за позитивный отзыв к материалу урока. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество!
Воробьёва Алла Абдулмеджидовна # 7 июля 2014 в 14:28 0
Уважаемый Рамиль Фарукович!Да после такого досконального урока, который совмещает в себе и грамотную речь педагога, и стихи, и слайды, и работу по патриотическому воспитанию и т.д.,вы просто обязаны вывезти детей на экскурсию и наглядно продемонстрировать всё о чём говорили. Предоставить им возможность пропитаться духом старины, дотронуться до раритетных предметов.
Рамиль Фарукович Шамсутдинов # 7 июля 2014 в 14:38 0
Алла Абдулмеджидовна! Спасибо большое за комментарий. Воспитательные возможности своего родного города, страны, они в полной мере используются как в виртуальной так и в реальной экскурсии.