Конкурсы для педагогов и детей

Нравственное воспитание учащихся

Нравственность-основа безопасности государства
Описание: Уважаемые коллеги вашему вниманию предлагаю статью на тему воспитания нравственности у учащихся. В статье отражены послания Президента страны к Федеральному собранию, даны разные трактовки понятий нравственности и нравственного воспитания, разные подходы к раскрытию некоторых тем по изобразительному искусству с нетрадиционным, полихудожественным подходом. Данная статья может быть полезна как учителям изобразительного искусства, так и учителям истории, музыки, МХК.

В своем выступлении с посланием Федеральному Собранию 12.12.2012 г., президент Владимир Путин обратил внимание на проблему морали и духовности в России. “Сейчас в нашей стране мы видим результаты того, что происходило в органах власти, в СМИ и в головах за прошедшие годы. Были отброшены все идеологические штампы, но, к сожалению, вместе с ними - и моральные принципы“. Проявление вышесказанного проявляется в равнодушии к общественным делам и приобретает безобразные, агрессивные и вызывающие формы создающее угрозу безопасности общества.
Отсутствие ориентиров в воспитательном процессе, размывание, а иногда «переписывание истории» под угоду политикам, может привести к тем печальным событиям, которые мы сегодня наблюдаем на Украине. Те ценности-гордость за свою Родину, патриотизм, дружба народов независимых государств были отброшены , а на их место выдвинуты идеи ориентации на западные ценности, западную культуру, размыты народные ценности-культура, обычаи, нравы, пропаганда лжи, искажение исторических фактов, сеяние вражды между исторически и духовно близкими народами-украинским и русским, привели к воспитанию «ультранационалистов» и фашистов, наблюдаемых сегодня на Украине.
В связи с этим, сегодня как никогда важнейшей целью образования, общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений» [9, c. 2].
Российскими ценностями всегда были патриотизм, коллективизм, соборность, широта души, взаимопомощь. Воспитание духовности традиционно занимало ключевое место в педагогике во все времена.
Вопросы нравственности и морали волновали людей не только в наше время, ими интересовались и занимались ученые, философы, политики, культовые служители и в прошлую эпоху.
Что же мы понимаем под нравственностью и моралью?
Нравственность, по определению С.И. Ожегова –это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
Малый академический словарь русского языка, определение нравственности толкует как совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу.
В педагогическом словаре духовно-нравственных понятий, нравственность трактуется как категория личности, суть которой сводится к выбору человеком закона жизни, основывающегося на добре, милосердии, благоговении, жалости, чувстве стыда, аскетизме по отношению к вредным привычкам (распутству, пьянству, наркомании, курению и т.п.)
Что же мы понимаем под духовно-нравственным воспитанием?
Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
-нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
-нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
-нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).( Педагогический словарь духовно-нравственных понятий ).
Из приведенных выше определений и понятий мы можем сформулировать, что под нравственностью понимается свойство души, когда нравственные и интеллектуальные интересы преобладают над материально-бытовыми; свойство, проявляющееся в стремлении человека сеять «разумное, доброе, вечное». Воспитание духовности традиционно занимало ключевое место в педагогике во все времена.
Вопрос о сочетании общечеловеческих ценностей и национальных волновал философов, историков, педагогов XIX в.
Аксаков К. С. писал: «Общечеловеческое само по себе не существует, оно существует в личном разумении каждого человека, имеет право быть самим собою и иметь свою деятельность. Отнимать у русского народа право иметь свое русское воззрение — значит лишать его участия в общем деле человечества» [1, c. 135-136].
Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.
Ценность — это особо значимые для человека качества, соответствующие триаде общечеловеческих — Добро, Истина, Красота. Личность, обладающая духовными ценностями, расположена к любви, милосердию, заботе об окружающих. Ценность — это то, что необходимо человеку, определяет его жизненный путь.
Образование должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, к языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной»
Духовность личности — одна из основных проблем гуманитарного знания, а воспитание человеческих качеств на основе богатой русской духовной традиции — одна из приоритетных задач современной педагогической науки.
Современные социокультурные изменения открывают возможность осознания обществом целей и задач развития, определения системы ценностей, влияющих на все стороны жизни общества. Духовные ценности, в сущности, определяют направленность усилий и содержание жизнедеятельности людей. Духовность влияет на состояние нравственного здоровья человека и социума. Успешное решение задачи развития творческой, самостоятельной, социально активной личности зависит от определения духовных ценностей, на которых будет идти воспитание молодежи, школьников в учебно-воспитательном процессе современной школы.
В Конвенции о правах ребенка сказано, что образование должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, к языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной» (ст. 29). Значит, как цель воспитания должны быть определены для нашей страны российские ценности, то, что всегда отличало россиян: коллективизм, взаимопомощь, щедрость души, предпочтение духовных ценностей материальным и, что имеет особое значение, патриотизм. Важно правильно определить духовные ценности и идеалы, к которым должно стремиться подрастающее поколение [7].
Проблема духовного воспитания, воспитания духовных ценностей представляет собой один из вечных вопросов, постоянно требующих поиска и обновления. Духовность личности — одна из основных проблем гуманитарного знания, а воспитание человеческих качеств на основе богатой русской духовной традиции — одна из приоритетных задач современной педагогической науки. [2, c.151-152].
Современная активная жизнь создала объективные причины для того, чтобы учёные, художники, писатели, педагоги не могли рассматривать отдельно взятые явления без их связи с общим процессом развития общества, единства разных наук и искусств. Учитывая, что взаимодействие и взаимосвязь являются стержневой основой различных видов детской деятельности, реализация принципов педагогики искусства на практике в полной мере возможна только при коренном переосмыслении педагогических технологий обучения и пересмотра структуры организации образования в учреждении. Важным условием, позволяющим решать эти задачи, является интегрированный, полихудожественный подход к обучению и освоению искусства.
Можно сказать, что любой изучаемый предмет в школе при условии интегрированного обучения может превратиться в развивающуюся систему. Особенно это касается предметов гуманитарно-эстетического цикла и искусства. Значимыми факторами в этом, как указывают учёные педагоги и психологи, являются мотивация, общие способности и организация учебного процесса.
Интегрированный подход предполагает переосмысление общей структуры организации обучения; специальную подготовку учащихся к процессу восприятия, понимания и осмысления информации (с позиций науки, истории развития культуры, особенностей разных искусств, окружающей природы); формирование у школьников понятий и представлений о мире как едином целом. Педагогический смысл интегрированного обучения состоит в том, что планируется цикл занятий по одной теме, общей для нескольких педагогов , работающих с одним и тем же коллективом детей (классом), во взаимодействии базового и дополнительного образования (основных уроков и внеурочных занятий по предметам). Динамика выделенного предметно-пространственного освоения искусства опирается на интегрирующую роль художественной среды— предполагает естественное, постепенное вхождение ребёнка в творческий процесс с опорой на его природную предрасположенность понимать, чувствовать и проявлять свои способности в разных искусствах.
Архитектурное сооружение должно соответствовать тому «вмещающему ландшафту», в котором оно находится, и самое главное — не нарушать его цельности. Социум, общество, окружающая жизнь. К социуму относится всё, что сотворено руками человека, начиная с отдельных предметов, одежды, заканчивая архитектурой и самим человеком. Ребёнок с рождения ощущает на себе эту вторую среду. Прежде всего, на него оказывает влияние домашняя среда: убранство дома, предметы быта, утварь, одежда, атмосфера в семье, взаимоотношения между взрослыми и детьми, семейные традиции, нравственные устои, общие ценности. В структуре общеобразовательных детских и средних учебных заведений все дети, независимо от их дальнейшего образования, должны получить основные представления об искусстве. Это значит, что дети не только должны понимать и осознавать значимость искусства в жизни, но и усвоить необходимые знания, приобрести некоторые умения [4].
Для школьников наиболее актуальным в процессе преподавания изобразительного искусства является опыт чувств, переживаний, интересов, потребностей; социально-нравственных и духовных отношений.
Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся» [6].
Таким образом, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Художественное развитие в концепции рассматривается как путь к гуманизации школы. Поэтому главной целью художественного образования детей является воспитание в них духовно-нравственных ценностей.
Эстетическое отношение к жизни — это особое качество личности, которое необходимо для ответственного существования человека в мире. Оно выражается в следующих способностях:
-непосредственно ощущать себя неотъемлемой частицей бесконечного окружающего мира;
-видеть в окружающем мире своё продолжение;
-чувствовать сопричастность к другому человеку и к человеческой истории и культуре в целом;
-осознавать неутилитарную ценность всего в мире;
-осознавать свою ответственность за всё в жизни, начиная со своего ближайшего окружения.
Развитие именно этого качества создает прочную основу для нравственного, экологического, патриотического и других традиционно выделяемых видов воспитания.
Эстетическое отношение к миру лежит в основе искусства, художественного освоения мира человеком и может быть развито у детей в процессе преподавания художественных дисциплин. На всех этапах художественного образования педагогический процесс должен основываться на психологических особенностях возраста школьников и дифференцированный подход к содержанию художественного образования. [8, c. 9]
Изобразительное искусство в школе призвано обеспечить приобщение школьников к миру пластических искусств, формирование художественно-образного мышления, развитие творческих способностей, обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах изобразительной деятельности, приобщение к наследию отечественного и мирового искусства и другие.
Концепция приобщения к мировой художественной культуре, разработанная в начале 70-х годов XX века проблемной группой НИИ художественного воспитания и эстетического совета Союза художников СССР под руководством народного художника РСФСР Б. М. Неменского главную идею рассматривает в формировании художественной культуры как части духовной культуры. Она вобрала в себя богатый теоретический и практический опыт предыдущих концепций, в том числе и теорий художественного воспитания, разработанных в 20—30-е гг. (теоретическое наследие Л. П. Блонского, А. В. Бакушинского, С.Шацкого, П.И. Выготского и др.), а также опыт художественного образования в других странах. Художественный образ здесь является средством формирования художественной культуры учащихся, а личность ребенка выдвигается на первый план [3, c. 45-46].
Развитие современной системы общего образования определяется таким концептуальным положением как неотделимость школы и общества. Общество живет и развивается так как оно учится. Однако сегодня все чаще политики, ученые, работники образования, учащиеся и их родители отмечают, что интересы ребенка и потребности общества оказываются за порогом школы. Многие исследователи видят единственный выход из создавшегося положения — кардинальные изменения школьной политики в сторону ее демократизации и гуманизации. В связи с этим ведется работа по перестройке и обновлению всей системы образования, ведутся поиски путей развития школы, вырабатываются концепции, проекты, программы, нетрадиционные формы обучения.
При решении основных задач духовного обогащения школьников через приобщение к изобразительному искусству для учителя важно, каким образом будет организован художественно-педагогический процесс, через какое содержание и формы он будет влиять на формирование творческой личности. Основным принципом, определяющим успех педагогической деятельности учителя изобразительного искусства, должно стать бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом.
Первоочередными условиями успешного формирования не только духовного мира ребенка, но и его практических умений и навыков изобразительной деятельности являются:
-вариативный подход к постановке и решению художественно-творческих задач,
-национально ориентированное обучение изобразительному искусству,
- стимулирование самостоятельности школьников в выборе художественных материалов и средств выразительности в процессе создания изобразительных образов,
стремление учителя к педагогическому творчеству и совершенствованию учебного процесса и др.
Программа Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» предоставляет учителю уникальные возможности полихудожественного подхода преподнесения учебного материала. Так, например, при прохождении темы «Декор русской избы» в 5 классе у педагога есть уникальные возможности связать с историей русской архитектурной мысли. Обратить внимание на особенности конструктивного и декоративного облика русской избы, связать их с историческими и духовными традициями, исторические факты с музыкальным и поэтическим фольклором. При рассматривании тем «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки», «Народный праздничный костюм», «Народные праздничные обряды» связь с народной культурой, обычаями и нравами подсказывают названия самих тем уроков.
При изучении темы «Монументальная скульптура и образ истории народа» в 7 классе у педагога появляется возможность сочетания двух предметов –истории и изобразительного искусства, показать роль истории и культуры в жизни народа, как героизм и мужество нашего народа воплотилось в монументальном искусстве. Здесь также просматривается возможность использования литературы, в частности, поэзии и соответствующую по духу музыки. Как мужество и героизм нашего народа отозвалось в поэтическом и музыкальном искусстве.
Учителю изобразительного искусства в школе всегда следует помнить о том, что изменяющиеся общественные ценности, все более насыщенные информационные потоки всегда находят свое отражение в изобразительном искусстве. Только истинно духовные произведения искусства становятся бессмертными. Поэтому классические образцы живописи, графики, декоративно-прикладного и народного искусства должны составлять основу содержания предметной области «Искусство», так как им время не подвластно. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является ключевым фактором успешного развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
Использованная литература:
1. Аксаков, К. С. О русском воззрении. Еще несколько слов о русском воззрении. Русская идея [Текст] / К. С. Аксаков. — М.: Республика, 1992 с. 270).
2. Бердяев, Н. А. Судьба России. [Текст] / Н. А. Бердяев. — М.: Издательство Шевчук, 2000 с. 307).
3. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. М.: Педагогика, 1979.-224 с.
4. Выготский Л.С. Психология искусства. — Ростов, 1998.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения: проблемы, опыт, перспективы. Материалы областной научно-практической конференции 19–20 декабря 2006 г. В 2-х ч. – Ч. 2. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2007. – 67 с.
5. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. №273 (ст. 9, п. 1). URL: http://www.ed.gov.ru/ofinf/nd_fao.
6. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года ст. 29).
7. Минин С.Н.Педагогический словарь духовно-нравственных понятий, Владимир, 2007 г.
8. Б.М.Неменский Изобразительное искусство и художественный труд [Текст] / 9. Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 2010. - 140 с.
10. Послание Президента России Федеральному собранию РФ в 2007 и 2008 гг. 27,с.2).
11. Послание Президента России Федеральному собранию РФ 12.12.2012 г.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час для 9-11 классов. Как не попасть под влияние религиозных сект Воспитание духовно-нравственных ценностей у детей Духовно – нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Консультация для родителей детского сада. Роль семейных взаимоотношений в нравственном формировании

Похожие статьи:

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Нравственное воспитание

Духовно-нравственное воспитание учащихся

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе | Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Народное искусство-это музыка
Опубликовано: 882 дня назад (7 июля 2014)
Просмотров: 2968
+13
Голосов: 13
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 11 июля 2014 в 17:03 +6
Рамиль Фарукович, спасибо за информационный материал, в котором раскрываете важные моменты в воспитании школьников. В статье очень много информации о нравственном и духовном воспитания и это многое объясняет, так как изобразительное искусство - предмет, где эстетическое отношение к жизни — это особое качество, которое формируется в процессе обучения и, которое необходимо для ответственного существования человека в мире. И с этим я с вами соглашусь, поэтому в школах, да и детских садах необходимо уделять больше внимания на формирование духовно-нравственного становления школьников и дошкольников. Примите небольшое замечание не по содержанию, а по оформлению статьи. Вы не указали автора, думаю, что это мелочь, которую в дальнейшем не допустите. Спасибо большое за предоставленный материал, которым обязательно воспользуются коллеги.+1
С уважением, Т.Н.
Маргарита Александровна Гришина # 11 июля 2014 в 23:52 +6
Рамиль Фарукович,ознакомилась с вашей статьей,вроде в идеале все правильно написано,
на что надо внимание обратить,какие задачи ставятся и каким образом надо выполнять эти задачи.Это все теоретический материал.Вы отмечали в статье,что в года перестройки были забыты все нравственные начала и к чему это привело.Заказ на воспитание высоконравственной личности существует,но пока лишь идут обсуждения как,через какие программы конкретные нужно выполнить заказ.Не так на самом деле это все просто.Мы конечно питаемся надеждой,но посмотрим на все окружающее нас вокруг.Как можно воспитывать детей и внушать им что материальное на втором месте,а духовное на первом глядя на все происходящее вокруг.Сильно и долго теперь придется ломать голову,каким образом детей приучить и не просто приучить а вложить им в подсознание важность например"Искусства" в жизни.Планировать и рассуждать с высокой трибуны легче.А чтобы все выполнить в идеале нужны идеальные условия обучения.Скажу проще,что бы учить наших детей по новому,необходимо чтобы и нравственный облик взрослых изменился и все окружающее соответствовало тем моралям,которые будут прививать детям.
Я сегодня смотрела программу Гордона,куда были приглашены дети подростки.Им задавались вопросы на разные проблемные темы.Один психолог спросил:Подумайте какие условия должны быть в школе для идеальной учебы?И конечно же и пошли ответы,что должны быть учителя только молодые и модные,которые с ними должны разговаривать на их языке,то есть важен вопрос внешнего вида,а не компетентность учителя,отменить школьную форму,свободу им подавай,что учитель их должен всех уважать,а уважение к педагогу на втором месте,что изучать предметы,которые тебе нравятся.И это контенгент детей не с крайних районов,а из нормальных школ Москвы.У вас очень идеальная и хорошая статья,мне очень понравилась,отмечены условия воспитания нового поколения с высокими моральными и нравственными устоями,задача педагогов и учителей стремиться к идеалам.Я заканчивала университет еще в советские времена,на предметах политэкономии,философии,научного коммунизма парили головы
одними устоями,а через 3 года все ушло в небытие и все стало не правильным чему нас учили.Мы не потерянное поколение,но тяжко и неприятно на все это смотреть.Но зато мы видели и то и другое ,мы не потеряемся,зная правду.Но последующие поколения выросли потерявшимися,а чему они могут научить детей.Одни учителя вопрос воспитания решить не в силах.Не все так просто,вы меня не корите за мои долгие обсуждения и высказывания,тема эта бесконечна,но много не скажешь.А за статью+1МОЛОДЦЫ!!!
Ирина Вячеславовна Некрасова # 12 июля 2014 в 08:31 +4
Спасибо за возможность ознакомиться с такой статьей. Нравственное и духовное воспитание подрастающего поколения одна из самых главных задач нашего времени. Примите мой голос +1.
Рамиль Фарукович Шамсутдинов # 12 июля 2014 в 09:21 +2
Ирина Вячеславовна, огромное вам спасибо за позитивный отзыв. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество.
Светлана Александровна Овчинникова # 12 июля 2014 в 11:13 +2
Рамиль Фарукович, прочитала Вашу статью на одном дыхании. Наверно Вы правы, что в погоне за заподом в 90-е годы были пропущены моменты воспитания уважительного отношения с старшему поколению, особенно это затронуло учителей. Очень часто ученики напоминают педагогам, что "они обязаны...", что "они не имеют права...".
Самое существенное в воспитании нравственных и патриотических чувств – это непосредственное их проявление в реальных практических поступках, повседневной жизни. Занимаясь воспитанием детей, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей.
С детских лет необходимо формировать уважительное отношение к труду людей, с уважением относиться к старшим людям.
Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. Знакомство с Родиной должно происходить постепенно, в соответствии с возрастом.
Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог должен продумать, что показать и как рассказать детям, чтобы они заинтересовались, увлеклись, чтобы у них создавались яркие впечатления о своей малой родине.
Ещё одним проявлением патриотизма - бережное отношение к природе родного края. Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по-своему привлекателен, и описывая его ребенок учится определять свое отношение к природе, передовая его в рассказах, рисунках.Любовь к природе определяется прежде всего бережным отношением к ней.
Светлана Христьяновна Лаптева # 12 июля 2014 в 15:51 +1
Рамиль Фарукович, с интересом познакомилась с вашей статьей, где вы затрагиваете важные моменты воспитания школьников. Спасибо!1+
Дина Алексеевна Складанная # 12 июля 2014 в 19:18 +2
Рамиль Фарукович, добрый вечер! Я хочу выразить Вам свое восхищение за удачный выбор темы для обсуждения! Вы подняли не простой вопрос духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения через предмет изобразительное искусство. Как я с Вами солидарна! Что сейчас происходит в Украине - меня сильно волнует! Там живут в районе боевых действий мои родные и близкие. Над их головами проносятся снаряды, несущие смерть. В моей голове многое не укладывается. Для меня понятие войны было понятием пошлым и недалеким. Война-удел людей лишенных морали и образованности. Я не могу представить, чтобы умные люди допускали такие поступки приравненные к открытому бандитизму. Это выглядит так: "Мне не нравится твое мнение, я тебя убью!" Да, действительно, что нравственные ценности в этой ситуации приравнены к нулю! Как этот нынешний "герой", убивающий сегодня своего брата, его детей, жену, родителей, расскажет по прошествии времени своим детям о выполненном моральном долге? Нравственность средствами изобразительного искусства при изучении многих тем возможна! Об этом надо говорить, на это надо нацеливать детей, надо учить их точно определять что есть зло и что есть добро! Это сделать без духовных средств невозможно! Пусть мир станет чище от тех благородных бесед, поступков и примеров, которыми полна история Российского государства! Правду не убьешь! Пока есть подвижники правдивого слова и правого дела, наша страна будет крепка и надежна во всех отношениях! Отдаю Вам свой голос +1!!!
Рамиль Фарукович Шамсутдинов # 12 июля 2014 в 21:05 +2
Дина Алексеевна, спасибо огромное за ваш комментарий и за ваш голос. Действительно тема духовности, морали ,долга, чести, порядочности одна из главных, решающих тем нашей жизни, тема вызывающая неоднозначную оценку в связи с событиями , происходящими на Украине и в Ираке,В палестине и Израиле.
Воспитание духовности должно происходить на всех уроках и на уроках изобразительного искусства, и музыки, и истории, как основном предмете в свете происходящих событий, и литературы, и МХК. Это должно происходить с младенческого возраста, в семье, которая должнв заложить основы нравственности, продолжаться в ДДОУ и школах, в вузах и в течение всей человеческой жизни, тогда мы сможем быть уверены в том, что понятие ДОБРА, ЧЕСТИ, МИЛОСЕРДИЯ, ПОРЯДОЧНОСТИ будут не пустыми словами, не будет двойных стандартов в толковании этих понятий.
Светлана Владимировна Бузмакова # 12 июля 2014 в 19:35 +1
Рамиль Фарукович, огромное спасибо и за приглашение и за эту статью. Отсутствие морально-нравственных качеств у молодежи - наиважнейшая проблема современности. Абсолютно согласна с тем, что формирование морально-нравственных качеств начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Конечно многое зависит от семьи, но и педагоги вносят огромный вклад в эту работу. Я работаю с детьми 4-5 лет. В течение года я реализую проект "Дорогою добра". Очень надеюсь, что маленькое зернышко доброты, порядочности, любви к близким и Родине будет заложено в моих маленьких воспитанников. За такую работу, как Ваша, я бы проголосовала несколько раз. Конечно +1.
Рамиль Фарукович Шамсутдинов # 12 июля 2014 в 21:07 +3
Светлана Владимировна, спасибо вам за позитивный отзыв и развернутый комментарий. Я рад тому, что вы тоже вносите определенную лепту в воспитании нравственности у детей дошкольного возраста, что не может вызвать восхищения. Спасибо вам огромное и за эту работу!!!
Регина Сириновна Сабирзянова # 13 июля 2014 в 03:17 +2
Рамиль Фарукович! Вы взяли очень хорошую тему "Нравственность - основа безопасности государства". Согласна с мнением прокомментировавших Вашу содержательную статью в том, что к сожалению, в последнее время идет снижение уровня нравственности, особенно среди молодежи. Но хочется верить, что не все потеряно. История знает немало примеров, когда происходили изменения в соотношении материальных и нравственных ценностей не в пользу последних. Эта проблема актуальна во всем мире. В одной передаче рассказывали о том, что все человечество в целом в 21 веке испытывает истощение духовных сил. и никто не может объяснить с чем это связано. Верится, что будущие поколения будут жить в нравственном обществе. Задача старшего поколения - передача жизненно важных ценностей.
Шамсутдинова Зельфира Фаруговна # 13 июля 2014 в 14:04 +1
Рамиль Фарукович! Вы затронули очень важную тему "Нравственность - основа безопасности государства". Согласна с мнением прокомментировавших Вашу содержательную статью в том, что к сожалению, в последнее время идет снижение уровня нравственности, особенно среди молодежи,зачастую их подмену западными ценностями. Но хочется верить, что не все потеряно. Проведение воспитательных мероприятий на разных уровнях: в ДДОУ,МОУ СОШ, и просто неравнодушного к нравственным проблемам старшего поколения,поспособствуют тому, чтобы все-таки российские нравственные устои сохранятся. Эта проблема актуальна во всем мире. Хочется надеяться что будущее поколение будет жить в нравственном обществе. Задача старшего поколения - передача жизненно важных ценностей.Это самое главное, самое ценное на сегодняшний день. Спасибо вам за статью и новых творческих успехов.
Ольга Васильевна Яковлева # 13 июля 2014 в 21:13 +1
Спасибо за интересную статью. Творческих успехов! голос
Наталья Валентиновна Моисеева # 13 июля 2014 в 22:38 0
Голосую за содержательную статью!Нравственным воспитанием занимаются все без исключения педагоги. Начиная с младшего дошкольного возраста, мы начинаем процесс овладения правилами и нормами поведения и этот процесс непрерывен на протяжение всего времени пребывания ребёнка в стенах ДОУ, в школе этот процесс находит продолжение и так далее по цепочке. Если кого то не устраивают нравственные нормы поведения детей современного общества, так значит причину, в первую очередь, нужно начинать искать в себе. Спасибо за приглашение.
Татьяна Вениаминовна Волкова # 14 июля 2014 в 18:30 0
Рамиль Фарукович!Спасибо за приглашение. Статья ваша очень актуальна, ведь именно нравственное и духовное воспитание является основой любого правового государства. Это очень трудоемкий и необходимый процесс. Статья информационная, с большим количеством важного материала. Мой голос +1