Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное мероприятие на тему: Заповеди Иисуса Христа

Заповеди Иисуса Христа - основа духовности человечества.
Авторы: Богданова Ольга Юрьевна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 75, г. Ульяновск
Шамсутдинов Рамиль Фарукович, учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ № 75, г. Ульяновск.
Описание: вашему вниманию предлагается разработка урока (внеклассного мероприятия) , посвященного заповедям Христа. Она может быть использована учителями истории, ОРКСЭ, обществознания, МХК, искусства. Основной целью данной разработки служит формирование основ духовно-нравственной культуры, поиск путей соприкосновения между разными религиями, в конечном итоге, чувства толерантности у учащихся.

Цель: дать понятие о заповедях, как основе жизни человечества.
Задачи:
1.Возрождение национального и духовного самосознания.
2.Ознакомить учащихся с русской православной церковью и мусульманской мечетью.
3.Ориентировать учащихся на доброту, любовь, уважение к людям, сострадание, сочувствие.
4.Развивать творческие способности школьников, способствовать умственному и физическому самосовершенствованию, воспитанию у них волевых качеств.

Ход урока:
Показ мультимедийной презентации с видами православных храмов и мусульманских мечетей.










- Какие архитектурные объекты вы просмотрели?
-Для чего они предназначены?
-Какие чувства они у вас вызывают?
-Храмы каких религий вы увидели?
- В чем их сходство и различие?
На заре эволюции человечества стали складываться понятия добра и зла, которые переросли в заповеди Иисуса Христа, изложенные в Библии. В Евангелии говорится о том, родители Иисуса Христа по приказу наместника Римской империи должны были прийти в Назарет. В этот город пришли более 10-и тысяч человек, все гостиницы были заняты и после долгих поисков ночлега, они остановились в хлеве, где родился мальчик, впоследствии названный Иисусом. Он изложил заповеди, которые стали основой духовной жизни для миллионов людей на Земле.
Давайте их рассмотрим.
1 заповедь: 1.Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.
Как вы понимаете смысл данной заповеди? (Человек должен о Господе Боге в молитвах, прошениях и тогда он будет защищен Богом.) Правильно, молодцы!.
-Как это звучит в Исламе: 1.Отнюдь не сопоставляйте с Ним никого другого.( Ислам трактует, что Аллах велик и не сравним ни с кем и ни с чем, он недосягаем. Как и в христианской заповеди ислам говорит о том, что нужно помнить об Аллахе, не сопоставлять себя с ним и тогда Аллах вознаградит его своей милостью и защитит .)
2 заповедь: Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
Как вы понимаете суть этой заповеди? ( Люби и уважай своих родителей, слушайся их, помогай им, не оскорбляй, тогда господь Бог поможет тебе в жизни.)
Как эта заповедь звучит в Коране, священной Книге мусульман: «Почитайте отца и мать.»
Чему призывает Коран? ( Любить и уважать родителей, помогать им, тогда тебе поможет Аллах)
-Ребята, скажите, что вы заметили? ( И Библия и Коран призывает одному и тому же- почитанию своих родителей, уважения, помощи, тогда эти люди будут вознаграждены любовью Бога (Аллаха).
3 заповедь: Не убий.
Как вы понимаете суть данной заповеди? ( бог просит не убивать, потому что жизнь человека ничем и ни с чем не сравнима.
Как трактует Коран данную заповедь: Не убивайте ни одного существа, жизнь которого Аллах объявил священною.
Что вы можете сказать по поводу этой трактовки? ( Ислам и христианство жизнь человека считают бесценной и требуют уважать жизнь, не убивать друг друга).
4 заповедь: Не лжесвидетельствуй. ( Будь справедлив на суде, не давай лживых показаний на суде, тем самым призывает быть справедливым по отношению к самому себе и человеку, попавшему в беду.)
Коран дает такую трактовку: «Будьте справедливы на суде.»
-Какой вывод мы можем делать? (заповеди и в Христианстве и Исламе в Библии и Коране во многом совпадают. ) Они призывают быть честными, справедливыми, любить своих родных и близких, почитать своих родителей: отца и мать, тогда Бог (Аллах) вознаградит их своим покровительством и удачей.
Образ Иисуса Христа вдохновил многих художников. Они изображали их в своих полотнах.
-Кого из художников, обратившихся к образу Иисуса Христа вы можете назвать?( Александр Иванов, Иван Крамской). Молодцы!

Посмотрите, пожалуйста, на полотно Александра Иванова «Явление Христа народу».
-Каким он изображен, какова композиция, цветовая палитра картины?
-Какие чувства она у вас вызывает?
Рассказ о картине : « Явление Христа народу» Александра Иванова
Замысел большого полотна, изображающего явление народу Мессии, долгое время увлекал Иванова. В 1834 году он написал «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Через три года, в 1837, художник приступил к созданию «Явления Христа народу».
Иванов писал картину в Италии. Он работал над ней в течение 20 лет (1837—1857) и о ней знали все, кто интересовался живописью. Для этой картины Александр Иванов исполнил свыше 600 этюдов с натуры.
Александр Иванов скончался 3 (15) июля 1858 года. Через несколько часов после его смерти «Явление Христа народу» купил император Александр II за 15 тысяч рублей. Император принёс его в дар Румянцевскому музею, который вскоре переехал из Санкт-Петербурга в Москву (в дом Пашкова). Для картины был построен специальный павильон.
На ее первом, ближнем к зрителю плане изображена толпа иудеев, Пришедших на берег Иордана вслед за пророком Иоанном Крестителем с тем, чтобы креститься. Хотя и крестились иудеи от Иоанна, но крещение Иоанна не имело отпущения грехов, Иоанн проповедовал только одно покаяние и вел к оставлению грехов, то есть вел к крещению Христа, от которого - отпущение грехов .
Иоанн Креститель — один из центральных образов этого произведения. Его значение здесь вырастающее еще и потому, что Христос согласно самому сюжету — изображению момента появления — отодвинут далеко в глубь картины и поэтому воспринимается зрителем в общих контурах его фигуры, спокойной и величественной, кажущейся особенно значительной благодаря строгим линиям горных отрогов, служащих фоном. Фигура же Иоанна выдвинута на передний план картины и здесь главенствует. Его благородный, вдохновенный облик, исполненный суровой красоты, героический характер, который отчетливо выступает в контрасте со стоящим рядом женственным и изящным Иоанном Богословом, воплощают представление Иванова о пророке — вожде народа, глашатае истины.
Иоанна окружает толпа народа, очень пестрая по своему социальному характеру и по-разному реагирующая на слова пророка.
Рядом с ним — замечательная группа, состоящая из двух обнаженных фигур — мальчика и его отца, так называемые «дрожащие». Они только что совершили сакраментальное омовение и теперь взволнованно слушают Иоанна. Их жадное и трепетное внимание в соединении с наготой омытых, «очистившихся» тел как бы символизирует собой готовность к принятию новой истины, нового учения. Далее в толпе — кающийся грешник в темно-красном плаще, несколько женщин и, наконец, римские солдаты, присланные римской администрацией для соблюдения порядка. Кругом расстилается каменистая прибрежная равнина, оживленная деревьями и кустарником лишь к самой воды. В глубине, в долине, — город, на горизонте — громады синих гор и над ними чистое голубое южное небо.
Иван Николаевич Крамской «Христос в пустыне»

В картине Крамского пустыня производит впечатление холодного леденящего пространства, в котором нет и не может быть жизни. Могучая вертикаль словно окаменевшей от дум фигуры Христа противостоит бесконечной шири пустыни. В его лице, особенно во взгляде, полном напряженной мысли, читается некая отрешенность, отсутствие реальности здешнего мира. Он изображен спиной к розовеющему горизонту, он может только угадывать восход.
Утро возрождения наступило, но солнце еще не встало... Подобно тому, как посреди холода и мрака пустыни рождается свет, так внутри изображенного человека рождается воля к преодолению мрака и хаоса окружающей жизни. В картине нет места ясным и радостным тонам, как нет места наивной светлой вере. Его вера обретается в мучительном борении духа, в противостоянии миру и самому себе.
Созданный Крамским образ не божественен и не сверхестествен. Имея земной облик, Христос воплощает идею невидимого мира, являя вместе с тем образ Божий. Крамской ищет изображение по отношению к собственному мыслимому образу, а не по отношению к абсолюту и тем более не к социальному или физическому типу. Он и не претендует на универсальность обретенного им в живописи идеала. В этом случае "правда лица" зависит не от эстетического канона, а от подлинности веры художника.
А на вопросы зрителей: "Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой? - я позволял себе дерзко отвечать, но ведь и настоящего, живого Христа не узнали", - писал Крамской. В начале 1873 года Крамской, узнав, что Совет Академии художеств решил присудить ему звание профессора за картину "Христос в пустыне", пишет письмо в Совет об отказе от звания, оставаясь верным юношеской идее независимости от Академии.
Ребята, духовное начало, нашедшее отражении в Библии нашло отражение не только в живописи, но и в музыке. Послушайте пожалуйста, песню « Аве, Мария !» и попробуйте ответить на вопрос Чему посвящаетcя данная музыка?
-Какие чувства у вас она вызывает?
- Чему научил вас наш урок?
-Какой вывод можете делать?
Спасибо, молодцы. Мы надеемся, что проведенный с вами урок поможет вам обрести духовный покой, уважение к старшим, почитание своих родных и близких.
До свиданья!

Работа учащегося, выполненная по итогам занятия.
Использованная литература:
1.Амиров Р.Б. и др. Основы духовно-нравственной культуры России. издательство Дрофа, 2014 г., 200 с.
2.Астахов Ю.А.100 великих русских художников.Тверь,2007 г.,520с.,1051 илллюстраций, ISSN -978-7793-1448-0,, с.64-69,176-181.
3.Замечательные полотна. Сборник. Художник РСФСР, 1962 г.
4. Илья Маневич. Шедевры русской живописи., издательство Белый город , 2005 год,560 страниц.
5. Нина Геташвили..500 шедевров русских художников. издательство Эксмо, 2008 год

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий внеклассного мероприятия по МХК в 5 классе Андрей Рублёв. Биография Конспект урока-проекта по МХК, 9 класс Методические рекомендации по составлению рабочего листа к уроку МХК

Похожие статьи:

Конспект урока МХК в 6 классе

Взаимосвязь музыки с живописью, архитектурой, танцем, словом

Внеклассное мероприятие для 6, 7 класса по МХК

Изготовление объемной архитектурной композиции из колонн дорического ордера. Мастер-класс | Скульптура горного козла из глины. Мастер-класс с фото
Опубликовано: 3426 дней назад (7 декабря 2014)
Просмотров: 3896
+5
Голосов: 5
Шамсутдинова Зельфира Фаруговна # 8 декабря 2014 в 17:21 +1
Данная разработка поднимает очень актуальную и важную на сегодняшний день проблему- проблему духовного воспитания. Учителями рассмотрены варианты освещения библейских заповедей в двух наиболее широко распространенных мировых религиях- православии и исламе. Иллюстративный ряд, подобранный со вкусом служит важным инструментом поиска подхода к освещению темы. Работа учащегося ,является тому ярким подтверждением.Спасибо вам за разработку. Мне думается, что она может быть использована учителями в практике своей работы. Примите мой голос +1.
Рамиль Фарукович Шамсутдинов # 8 декабря 2014 в 17:25 0
Добрый вечер! Спасибо за позитивный комментарий! Буду рад дальнейшему сотрудничеству!
Сергей Викторович # 9 декабря 2014 в 18:41 +2
С большим интересом прочел разработку урока, посвященного библейским заповедям, нашедшим созвучие с сурами Корана. Со вкусом подобранные фотографии, репродукции картин известных художников на библейские темы способствуют поддержанию интереса к выбранной теме. Спасибо вам за разработку. Примите мой голос +1.
Рамиль Фарукович Шамсутдинов # 9 декабря 2014 в 18:44 0
Большое спасибо Сергей Викторович за позитивный отклик на нашу разработку. Рады тому, что вы смогли ознакомиться и написать отзыв. Будем рады сотрудничеству с вами в дальнейшем!
Светлана Николаевна Ефименко # 9 декабря 2014 в 20:13 +3
Здравствуйте, Рамиль Фарукович. Ознакомилась с Вашей публикацией "Заповеди Иисуса Христа - основа духовности человечества". Очень серьёзная затронута Вами тема! Порой, и взрослый, уже состоявшийся человек не знает той информации, которую Вы доносите до детей. И, конечно это важно именно в столь юном возрасте воспитывать толерантность, уважение к различным религиям. Предложенная Вами наработка внеклассного занятия послужит хорошим материалом для многих педагогов.
Рамиль Фарукович, у меня к Вам ряд замечаний по оформлению публикации.
1.Цель формулирует в форме имени существительного, у Вас это могло бы звучать, как -формирование основ духовно-нравственной культуры.
2.Задачи формулируем в форме глаголов (возрождать, знакомить).
3.Заголовок рекомендуют выделять шрифтом Н1, и чтобы лучше зрительно воспринимался текст применяйте различные шрифты редактора.
4.На фотографиях из интернета не должно быть никаких логотипов.
5.И ещё, меня немного смутило "двойное" авторство Вашей публикации, честно не знаю, можно ли так делать, публикуя материалы в своём блоге, может кто из коллег подскажет правильный ответ.
Рамиль Фарукович, предлагаю Вам внимательно ознакомиться со статьёй "Как правильно оформить запись в блоге" по ссылке: https://ped-kopilka.ru/voprosy-i-otvety/kak-pravilno-oformit-zapis-v-bloge.html
Голосую за Вашу публикацию и желаю Вам только успехов!


Рамиль Фарукович Шамсутдинов # 10 декабря 2014 в 12:34 0
Светлана Николаевна, огромное спасибо вам за развернутый комментарий нашей разработки. Отмеченные замечания постараемся учесть в будущем. Надеемся на дальнейшее сотрудничество.
Николай Сергеевич # 10 декабря 2014 в 12:53 +2
Воспитание толерантности наиболее актуальная проблема образования. Поднятая вами тема интересна как родителям, так и практикующим учителям. Спасибо вам за разработку. Примите мой голос+1. С уважением, Николай Сергеевич.
Рамиль Фарукович Шамсутдинов # 10 декабря 2014 в 12:56 0
Добрый день, Николай Сергеевич! Спасибо вам огромное за понимание и позитивный отклик! Будем рады сотрудничеству в дальнейшем. С уважением Рамиль Фарукович и Ольга Юрьевна.
Светлана Александровна Овчинникова # 11 декабря 2014 в 20:41 0
Рамиль Фарукович, Вы предоставили интересный и нужный материал на актуальную в данное время тему. В настоящее время важно создать систему духовно-нравственного воспитания. Народ определяется духовно-нравственным здоровьем, развитием культурного наследия, культурными традициями, нормой общественной жизни, сохранением национального достояния.
Рамиль Фарукович Шамсутдинов # 11 декабря 2014 в 21:09 0
Светлана Александровна, добрый ыечер! Огромное спасибо Вам за позитивный комментарий. Вы правы, здоровье государства, нации определяется состоянием духовности. На сегодняшний день нравственное воспитание является основой устойчивости нашего государства, нашего народа . Еще раз Вам огромное спасибо. Надеюсь на дальнейшее плодотворное сотрудничество!
С уважением, Рамиль Фарукович.