Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока русского языка в 8 классе. Сочинение-описание памятника погибшим воинам-землякам в годы ВОв

Сочинение-описание памятника «Одна из достопримечательностей нашего посёлка».
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Сочинение-описание памятника "Одна из достопримечательностей нашего посёлка" (памятник "Погибшим воинам-землякам в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г. г.)
Автор: Камилова Разина Вильсуровна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа"
Цель: подготовиться к сочинению-описанию памятника родного края, посвящённого Великой Отечественной войне.
Задачи:
образовательная: научить описывать памятник, писать сочинение-описание памятника;
развивающая: совершенствовать навыки описания памятника, работы в группе, развития речи учащихся;
воспитывающая: воспитывать гражданские качества учащихся, чувства патриотизма, гордости за свою страну, любви к родному краю, интереса к её истории, к истории своей страны, уважения к участникам Великой Отечественной войны.
Методы: словесные (беседа, рассказ), наглядные (демонстрация), эвристический (устное словесное рисование), методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (сочинение), дифференцированный (работа в группах), индивидуальный (сообщение),
Оборудование: толковые словари, карточки, памятка.
Ход урока:
I. Орг. момент.
II. Психологическая подготовка к восприятию нового материала.
Слово учителя:

От героев былых времён
Не осталось порой имён.
Те, что приняли смертный бой,
Стали просто землёй, травой.
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых.
Этот вечный огонь,
Нам завещанный одним,
Мы в груди храним.
- Ребята, 9 мая 2015 года исполняется 70 лет со дня Великой Победы. Наш сегодняшний урок я хочу посвятить этому событию. Сегодня нам с вами предстоит научиться описывать памятник. Памятник «Погибшим воинам-землякам в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г. г.», расположенный в парке культуры и отдыха нашего посёлка. Этот памятник хорошо знаком нам с детства.
Итак, откройте тетради, запишите число и тему урока.

III. Проверка домашнего задания.
1) Задание: выписать из толкового словаря значение слова «памятник».
Памятник (монумент) – скульптурное или архитектурное сооружение в память кого или чего-нибудь (выдающейся личности, исторического события).
Обелиск – памятник, сооружение в виде гранёного, сужающегося кверху столба.
2) Задание: письменно ответить на вопрос: «Почему у человечества есть потребность создавать скульптурные памятники?»
(Заслушиваются ответы 2-3 учеников).

IV. Изучение нового материала.
1) Сообщение краеведа:
- Жители нашего Мари-Турекского района с первых дней войны встали на защиту своей Отчизны. Они геройски сражались на всех фронтах: на море, на суше и в воздухе. пример беззаветной отваги и мужества проявили уже в первые часы войны защитники Брестской крепости. Были среди них и наши земляки: И. И. Шутов, Ф. Ахмадуллин, Ф. Я. Зяблицев, Н. С. Филимонов. Стойко стояли, защищая Москву, Г. И. Смоленцев, Г. С. Золотых, А. С. Лаптев, А. С. Рябова и многие другие. В обороне Ленинграда и Сталинграда проявили отвагу также многие уроженцы нашего района. Среди них И. Л. Зотов, П. Е. Созонов, Н. С. Зайцев и другие. О мужестве и отваге наших земляков свидетельствует то, что одиннадцать уроженцев нашего района удостоены высокого звания героя Советского Союза.
Победа ковалась и в тылу. Район ежегодно выполнял и перевыполнял в те грозные годы задания по хлебозаготовкам, по поставке животноводческой продукции, активно участвовали в сборе средств на строительство танков и самолётов.
В память о тех, кто не дожил до торжества победы, в парке нашего посёлка установлен памятник-обелиск погибшим воинам. Сделан он из железобетона и мраморной крошки. Открытие состоялось в августе 1972 года. Автор – Козьмин Владимир Манасьевич, заслуженный деятель искусств МАССР, живописец, скульптор, участник великой Отечественной войны, кавалер двух орденов «Красная звезда».
Памятник представляет собой трёхгранный обелиск высотой 585 см. С трёх сторон обелиска стоят фигуры солдата, партизана и женщины на прямоугольных постаментах. Общая высота памятника 720 см.
2) Работа в группах.
Задание: посетить парк культуры и отдыха нашего посёлка и описать одну из фигур памятника (1 группа – фигуру солдата, 2 группа – фигуру партизана. 3 группа – фигуру женщины).
1 группа.
Фигура солдата.
- На северо-западной стороне обелиска изображена фигура солдата с автоматом в руках, на голове – пилотка. На верхней ступени обелиска – барельеф пятиконечной звезды, ниже – мемориальная доска с надписью: «Вечная память погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г. г.»
2 группа.
Фигура партизана.
- На северо-восточной стороне обелиска изображена фигура партизана – бородатого мужчины в тулупе, шапке и рукавицах. Руки держит на груди. В верхней ступени обелиска – барельеф серпа и молота, ниже – мемориальная доска с надписью: «Всё для фронта, всё для победы».
3 группа.
Фигура женщины.
- На южной стороне обелиска изображена женщина с накидкой на плечах, в высоко поднятой руке держит лавровую ветвь. На верхней ступени – барельеф Ордена Отечественной войны, ниже – мемориальная доска с надписью: «Слава народу-победителю!»

3) Слово учителя:
- Памятник-обелиск отражает этапы борьбы с фашизмом и взаимосвязь фронта с тылом. Скульптор раскрывает роль тыла в приближении дня Победы, воздаёт славу народу-победителю.
Памятник хорошо вписывается в окружающую среду. Здесь проводятся митинги, проводы солдат в армию, новобрачные возлагают цветы.
Дорожка к памятнику уложена из бетонной плиты. Территория памятника огорожена чугунной оградой. Вокруг памятника – кустарники, образующие зелёный живой забор.
Данный памятник участвовал в смотре-конкурсе памятников воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г. г., в честь 55-летия со Дня Победы в 2000 году и занял III место по республике. В канун 60-летия Великой Победы памятник был отреставрирован.
4) Беседа по вопросам:
- Какие ещё памятники погибшим воинам в Великой Отечественной войне, расположенные на территории нашего района, вы знаете?
(Памятник учителям, погибшим в годы войны, расположенный в сквере начальной школы; памятник Герою Советского Союза, лётчику Н. Ф. Гастелло, расположенный у входа нашей школы; обелиски в п. Мариец, с. Хлебниково, д. Тат-Китня, Сысоево и другие.)
5) Работа по карточкам (по 1 карточке на каждой парте).
Карточка.
Наименование: «Погибшим воинам-землякам в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г. г.»
Изображены солдат, партизан и женщина.
Местонахождение: п. Мари-Турек, парк культуры и отдыха.
Скульптор Козьмин В. М.
Надписи: 1. Над солдатом: «Вечная память погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г. г.» 2. Над партизаном: «Всё для фронта, всё для победы!» 3. Над женщиной: «Слава народу-победителю!»
6. Работа с памяткой «План описания памятника».
• Когда и где установлен памятник?
(Памятник установлен в августе 1972 года в парке культуры и отдыха п. Мари-Турек).
• В честь кого или какого события установлен памятник?
(Памятник поставлен в честь погибших воинов-земляков в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г. г.)
• Что известно об авторе памятника или истории его создания?
(Автор памятника – Козьмин Владимир Манасьевич, заслуженный деятель искусств МАССР, живописец, скульптор, участник Великой Отечественной войны, кавалер двух орденов «Красная звезда»)
• Каков общий вид памятника?
(Памятник представляет собой трёхгранный обелиск с фигурами солдата, партизана и женщины.)
• Детали и их значение в раскрытии замысла скульптора.
(Лавровая ветвь – символ победы; серп и молот – единство колхозников и рабочих; надписи на мемориальных досках).
• Как вписывается памятник в окружающую среду?
Памятник очень хорошо вписывается в окружающую среду. Здесь проводятся митинги, проводы солдат в армию, новобрачные возлагают цветы. Место возле памятника – любимое место отдыха жителей нашего посёлка).
• Какие мысли и чувства вызвал у вас этот памятник?
(Чувство гордости за своих земляков, дедов и прадедов, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, ценою своей жизни завоевавших нам Победу!)
7. Предупредительный диктант (один ученик у доски на оценку).
Памятник, обелиск, монумент, скульптор, барельеф, трёхгранный, пятиконечная звезда, мемориальная доска, Великая Отечественная война, территория, железобетон, мраморная крошка, партизан.

V. Рефлексия.
- Как вы оцениваете свою работу на уроке, работу своих товарищей?
- Что нового вы узнали на уроке?

VI. Домашнее задание: написать сочинение-описание памятника «Одна из достопримечательностей нашего посёлка».

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 8 классе Конспект урока русского языка в 8 классе по теме: «Роль обращений в поэзии А. С. Пушкина» Конспект урока русского языка для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 8 класса С(к)ОУ VIII вида

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка 8 класс

Конспект урока русского языка в 8 классе. Знаки препинания с однородными членами

Конспект урока русского языка в 8 классе. Обособленные определения

Методическая разработка конспекта повторительно-обобщающего урока по русскому языку в 8 классе

Конспект урока русского языка в 8 классе. Односоставные предложения

Сказка про зайчонка для младших школьников
Опубликовано: 576 дней назад (7 мая 2015)
Просмотров: 8913
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!