Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока русского языка в 5 классе. Этикетные слова

Конспект урока русского языка "Употребление этикетных слов. Понятие речевой ситуации"
Автор: Розова Елена Андреевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ "СОШ № 252" города Санкт-Петербурга

Класс: 5
Тип урока: урок предъявления первичных знаний.
Цель: познакомить обучающихся с речевым этикетом и ввести понятие речевой ситуации.
Задачи:
- осознание необходимости быть вежливым в обращении с людьми;
- расширение словарного запаса в области речевого этикета;
- употребление разнообразных формул речевого этикета в зависимости от ситуации общения;
- введение новых понятий (речевой этикет; этикетные слова; речевая ситуация).
Методы и приёмы: анализ текста, инсценировка, выполнение упражнений, конструирование предложений, работа с иллюстрациями, выразительное чтение, поисковое чтение, чтение по ролям, работа с иноязычной лексикой.
Предварительная работа:
1. Разучивание инсценировок за несколько дней до урока;
2. После первого звонка на урок один ученик вставляет пропущенные буквы на тексте презентации.
Виды работы: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.
Оборудование: ноутбук, проектор, ММП «Этикетные слова», цветные карточки с этикетными словами, таблички этикетных слов.
Метапредметные связи: русский, английский и немецкий языки.
Ход урока
I. Организационный этап. Добрый день, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места! Я очень рада видеть Вас сегодня на уроке!

II. Проверка домашнего задания. На прошлом уроке мы начали разговор о культуре речи, и вам дома необходимо было выполнить упражнение № 218. Илья подготовился, и выполнил для вас домашний номер в презентации. Его работу сейчас вы видите на экране. Все ли согласны с ответами Ильи?

- Илья, какие виды орфограмм встретились тебе в этом тексте? (проверяемая и непроверяемая гласные в корне).
- Обратимся непосредственно к тексту домашнего упражнения. Друзья мои, как вы считаете, справедливо ли данное упражнение? (Данное упражнение справедливо, ведь чтобы люди слушали и уважали тебя, нужно следить за тем, что и как ты говоришь. Говорить нужно точно и правильно, чтобы собеседник тебя правильно понимал, а не истолковывал твои слова превратно. Также речь должна быть чистой, то есть без слов-паразитов: ну, как бы, это самое… такую речь очень трудно и неинтересно слушать. И, наконец, речь должна отличаться выразительностью, яркими и красивыми словами и предложениями. Такую речь слушать приятно и интересно).
- А как вы понимаете смысл выделенного фрагмента? Что значит постоянно следить за своей речью? (постоянно следить за своей речью – значит, во-первых, обращать внимание на то, кому и что ты говоришь; подбирать слова в соответствии с темой разговора; а во-вторых, нужно постоянно совершенствовать свой словарный запас, работать над грамотностью речи, беспокоиться о её точности выразительности).
Поблагодарим ребят за их ответы.
Комментированное выставление оценок.
III. Актуализация знаний и подведение к теме урока. Ребята, будьте добры, скажите мне, с какого слова мы начинаем каждый урок? (со слова «здравствуйте»).
- Здравствуйте! – поклонившись, мы друг другу сказали,
- Здравствуйте! – что особого мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
- Сколько вопросов задал нам Владимир Солоухин! И мы должны найти ответы на все вопросы на сегодняшнем уроке.
- как вы думаете, благодаря чему на капельку солнца прибавилось в мире? (благодаря слову «здравствуйте»).
- постарайтесь предположить, какая будет тема сегодняшнего урока (этикетные слова).
Вместе в тетрадочки записывают «Употребление в речи этикетных слов. Понятие речевой ситуации».

- Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока, и что мы должны сделать для её осуществления? (вспомнить уже известные этикетные слова и узнать новые; выяснить, что такое речевая ситуация).
IV. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала.
Обратимся к странице 98 – 99 нашего учебника. Прочитайте теоретический материал и подготовьтесь ответить на мои вопросы. Абдуразаков Али прочитает нам вслух.
- Что такое этикетные слова? (Это особая группа слов, которые помогают устанавливать доброжелательный контакт с собеседником).
- На какие группы можно разделить этикетные слова? (приветствия, прощания, благодарности и извинения).
- На столах у вас лежат таблицы. В каждой из них описаны речевые ситуации. Вам нужно вспомнить и записать этикетные слова, которые подходят для определённой ситуации. Заполняем только первую часть таблицы. Вторая часть – на дом.
Этикетные выражения Речевые ситуации
Перед обедом, завтраком, ужином
После бани
Перед сном
Перед отъездом на дальнее расстояние
Встречая гостей
Как только проснулись
Этикетные слова
(приветствие) Речевая ситуация (как часто, когда, кому)
Наиболее употребительное
Дружеское, с указанием на время встречи
Дружеское, фамильярное
Дружеское, чаще между мужчинами (мальчиками)

Проверяем, кто какие слова записал при помощи цветных карточек с этикетными словами.

- А теперь, пожалуйста, запишите к себе в тетрадь предложения, вставляя в них подходящие по смыслу слова.

Это задание также проверяем при помощи цветных карточек.
V. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений.
- Рассмотрим фотографии из упражнения 219. Какие этикетные слова можно употребить в каждом случае? Составим устно предложение для каждой из картинок, а Миша тем временем запишет на доске одно из них на свой выбор.
Когда предложение записано на доске, учитель обращает внимание на то, как пишется слово, а также на особенности пунктуации при этикетных словах.
Русский народ создал правила речевого этикета и выразил их в пословицах и поговорках. Прочитайте упражнение № 220 и попробуйте объяснить, какие правила речевого поведения они отражают (думать, что говоришь; использовать в речи вежливые слова; уметь поддержать разговор).
- Спишите, пожалуйста, 4 понравившиеся пословицы, вставляя пропущенные буквы.
VI. Динамическая пауза.
Встречая знакомых, говорим мы: «Здравствуйте». Мужчины почтительно снимают шляпы, а женщины кивают в ответ. Пожимаем друг другу руки и вежливо улыбаемся. Когда дама роняет платок, молодой человек его обязательно поднимает, а девушка говорит: «Спасибо!» Прощаясь, говорим друг другу «До свидания!», надеясь на скорую встречу.
VII. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.
Разыгрываются две сценки.
Сценка 1.
Вероника. Добрый день, уважаемый Олег Сергеевич! Будьте так любезны, помогите мне выбрать книгу.
Олег. Здравствуй, Вероника. Возьми, пожалуйста, эту книжку. Она очень интересная.
Вероника. Большое спасибо! Вы мне очень помогли! До свидания!
Олег. Читай на здоровье! Всего доброго!

Сценка 2.
Вероника. Здорово!
Миша. Салют! Как дела?
Вероника. Всё норм. Вот тут книгу взяла почитать.
Миша. Аааа! Ну, бывай!
Вероника. Пока!

- Поблагодарим Веронику, Мишу и Олега за помощь.
- Будьте любезны, ответьте на вопрос: одна ли девочка участвовала в сценке? (да)
- А одинаково ли она вела себя в обоих случаях? (нет)
- Чем вызвано такое поведение девочки в обоих случаях? (1 – она на приёме у доктора, в официальной обстановке, разговаривает со взрослым человеком; 2 – она разговаривает с другом на равных в неофициальной обстановке)
- Сделаем же вывод, от чего зависит наша речь (от обстановки, речевой ситуации, от того, где и с кем мы говорим).
- Давайте проверим наши предположения, а для этого прочитаем теоретические сведения на странице 100. Пока мы вместе с Даней Алексеевым читает правило. Ариана в паре с Андреем приготовятся читать по ролям диалог из упражнения № 223.
- А только ли в русском языке существуют этикетные слова? Вспомним, какие этикетные слова вы знаете, изучая иностранные языки.
Ариана и Андрей зачитывают по ролям диалог из № 223.
- Что вы можете сказать о Васе на основании этого диалога? (он невоспитанный, потому что не умеет разговаривать со взрослым человеком).
- какие слова совершенно неуместны в данной речевой ситуации? (чао, прихворнул, горло дерёт, башка, кокнул, дрыхнул)
- какими синонимами их лучше заменить?
Чао - здравствуйте,
Прихворнул - заболел,
Горло дерёт – горло болит,
Башка - голова,
Кокнул - разбил,
Дрыхнул – спал.
VIII. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД.
- Итак, ребята, чему был посвящён наш сегодняшний урок?
- Какие этикетные слова мы с вами уже знали?
- С какими познакомились сегодня?
- В зависимости от чего мы с вами выбираем те или иные этикетные слова?
IX. Информация о домашнем задании.
В дневниках запишем домашнее задание. Дома вам нужно выполнить упражнение № 224. Вам необходимо составить мини-диалоги с использованием этикетных слов в зависимости от речевой ситуации, а также заполнить вторую часть таблицы.
X. Подведение итогов урока. Комментированное выставление оценок.
XI. Рефлексия деятельности.
Мне понравилось…
Мне было тяжело…
Меня огорчило…
Меня удивило…

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 5 классе Конспект урока по русскому языку в 5 классе Конспект урока-игры русского языка для 5 класса Средства формирования УУД у учащихся 5 класса на уроках русского языка

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обобщающее повторение

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обозначение мягкости согласных на письме

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Конспект урока русского языка в 5 классе. Синтаксический разбор простого предложения

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: Имя существительное - часть речи удивительная

Конспект урока русского языка для 5 класса. Звонкие и глухие согласные | Конспект урока русского языка для 5 класса с презентацией: Степени сравнения имён прилагательных
Опубликовано: 323 дня назад (20 января 2016)
Просмотров: 899
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!