Конкурсы для педагогов и детей

Использование интерактивной доски в начальных классах

Использование интерактивной доски в начальной школе

Эта статья предназначена для учителей начальных классов, которые хотят организовать образовательный процесс с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Автор: Рудюк Елена Андреевна, учитель начальных классов Медвежьегорской СОШ №1 Республики Карелия.
Анонс.
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию материал из собственного опыта работы с интерактивной доской: некоторые приемы использования на уроках мультимедийных материалов, выполненные в программе Activ Inspire. Данный материал будет полезен учителям общеобразовательных школ.
Цель: обоснование значимости использования интерактивной доски в работе современного учителя.
Задачи:
- познакомить коллег с различными приемами применения интерактивной доски;
- формировать мотивацию к применению новых технологий.
Интерактивная доска – эффективный и удобный инструмент для обучения школьников, который помогает педагогу проектировать урок в соответствии с требованиями ФГОС. Значение интерактивной доски велико.
Во-первых, поверхность интерактивной доски позволяет запустить на компьютере различные программы и полностью управлять ими. Во-вторых, она помогает в работе с графическими и видеоматериалами. В-третьих, поверх отображаемых на доске материалов можно наносить различные комментарии. А главное, можно предварительно подготовить необходимые для уроков и праздников материалы.
Считаю, что использование интерактивной доски на уроке оптимизирует процесс обучения и повышает его эффективность.
С помощью электронного маркера можно полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран доски картинки, карты, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами. И всё это с доски, не теряя визуального контакта с классом и не привязывая себя к компьютеру.
Использование интерактивной доски даёт возможность реализовать один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность. В младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных. Благодаря размерам интерактивной доски изображения видны всему классу. Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ним. Запас изобразительного материала при подготовке к уроку безграничен. Не нужно беспокоиться о сохранности бумажных карт, плакатов, тратить время урока на их смену.
При использовании интерактивной доски у меня не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски, запись новых упражнений, не тратится время и на очистку доски, как раньше.


Эти «мелочи» позволяют значительно ускорить темп урока, делают работу на уроке более динамичной.
Работа с интерактивной доской не требует специальных знаний и навыков от учащихся. Почти у каждого ученика класса есть сотовый телефон, у 90% учащихся есть персональные компьютеры, дети свободно оперируют кнопками телефона, знают сочетания клавиш компьютера, поэтому дети быстро усваивают приёмы работы, просто наблюдая за учителем.
Преимущества использования интерактивного комплекса на уроке бесспорны.
Применяю работу с интерактивной доской на различных уроках, внеклассных мероприятиях, праздниках, родительских собраниях и т.д.
Примеры использования на уроках:
Русского языка: составление и заполнение таблиц, исправление ошибок в тексте, распределение слов по группам, вставка пропущенных букв и слов, разбор предложения, работа со схемами и т.д.
Соединение линиями соответствующих понятий -

Придумывание текста по просмотренному видеофайлу -

Распределение частей речи по группам -

Исправление ошибок -

На математике: работа с геометрическим материалом – измерение площади и периметра фигур, изготовление чертежей, измерение углов и др.; составление кратких записей, схем к задачам и их решение, заполнение таблиц, сравнение величин. Удобно применять на этапе устного счёта, например:
Нахождение значения числового выражения -

Тестирование:

Преобразование единиц массы:

Решение задач:

На уроках окружающего мира: работа с географическими объектами на карте (распределение полезных ископаемых, путешествия по различным территориям, выделение границ государств, сравнение географических объектов), просмотр видеофайлов, распределение животных и растений по классам, выстраивание объектов по каким-либо признакам (например, планет солнечной системы - по размеру), решение тестов при закреплении темы.

На ИЗО и технологии: просмотр видеороликов, составление технологических карт, редактирование рисунков и т.д.

Нравится создавать технологические карты прямо на глазах у учащихся или дополнять готовые, добавляя комментарии.


На уроках литературного чтения: выделение выразительных средств речи (эпитетов, метафор и др.) в тексте стихотворений, прослушивание аудиозаписей, работа с интернет ресурсами для поиска толкования слова, а также:
Установление соответствия между автором и названием его произведения:

Именем автора и его фотографией и т.д.

Использую возможности интерактивной доски на таком этапе урока, как «физминутка». Это видеоролики, анимации, аудиозаписи, танцевальные песни, зрительная гимнастика и т.д. И всё это, не теряя контакта с классом и не привязывая себя к компьютеру.

На этапе эмоциональной рефлексии можно предложить детям следующее:

Праздники – тоже не исключение. Музыка, видеоролики, анимация – всё это помогает при организации мероприятий для детей и родителей. Удобно останавливать музыку при проведении конкурсов.
Хочу отметить, что звук, который исходит от доски – его громкость и чистота – намного лучше, чем на обычных колонках.
Просмотр слайдфильма к дню матери:

Новогодняя дискотека:

На родительских собраниях показываю диаграммы, таблицы с результатами обучения учащихся, демонстрирую фотографии и видеофайлы о школьной жизни детей и их успехах, делаю записи на доске о предстоящих делах класса.
Безусловно, применение интерактивной доски требует от учителя определённой подготовки, знаний и времени. Но главное, что работа с этим «чудом» техники очень нравится детям. Они с нетерпением ждут от меня чего-то новенького и интересного. Для учителя это важно. Освоив нетрудные приёмы работы с интерактивной доской, я призываю всех своих коллег применять в нашей педагогической практике это новшество.
Желаю Вам творческих успехов! Спасибо за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Успешность в обучении младших школьников Духовно-нравственное воспитание младших школьников Комплексная работа с текстом в 4 классе по теме: «Н.И. Сладков. Скворцы прилетели» Формирование познавательных универсальных действий на уроках в начальной школе

Похожие статьи:

Обучение грамоте - как один из основных разделов изучения языка

Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах

Методика наблюдения за девиантным поведением младшего школьника

Создание условий для реализации мотивационной деятельности учащихся начальных классов на уроке

Панно в технике квиллинг. Мастер-класс с фото | Исследовательский проект в 4 классе
Опубликовано: 700 дней назад (10 января 2015)
Просмотров: 7951
+16
Голосов: 16
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 10 января 2015 в 13:57 +5
"Взгляд со стороны" dance только двумя руками ЗА!!!
Елена спасибо за приглашение.
Использование ИКТ на уроках помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. А вот применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности, сама в этом убедилась, когда появилась в кабинете интерактивная доска. Работая в среднем звене, хочу сказать, что использование интерактивной доски несёт в себе множество плюсов, но, прежде всего, следует помнить, что доска — всего лишь инструмент, а эффективность учебного процесса во многом зависит от мастерства преподавателя и качества специализированного программного обеспечения.
Желаю вам успехов в педагогической деятельности!
С уважением, Т.Н.
Рудюк Елена # 10 января 2015 в 14:00 +3
Татьяна Николаевна, спасибо. Полностью с Вами согласна.
Регина Сириновна Сабирзянова # 10 января 2015 в 13:58 +5
Здравствуйте, Елена! Вы показали прекрасный материал применения интерактивной доски на различных уроках и во внеурочное время. Целиком и полностью согласна с Вами, что использование интерактивной доски учителем - одно из самых важных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса, причем не только в начальной школе, но и в дошкольном образовании, и в старшем и среднем звене. Невозможно считать процесс обучения и воспитания полноценным, современным, качественным без применения ИКТ. Мои первоклассники обожают интерактивную доску. Примите голос! Творческих успехов!!!
Рудюк Елена # 10 января 2015 в 14:02 +2
Спасибо. В первом классе применять интерактивную доску просто необходимо. Прекрасно, когда у учителя есть такая возможность.
Джюме Сиражутдиновна Абдулова # 10 января 2015 в 14:16 +2
очень полезный материал, примите голос!!!!
Мила Кузьмина # 10 января 2015 в 15:13 +5
Уважаемая Елена Андреевна, Лена! Как здорово, что на педкопилке появилась такая полезная информация! Все понятно и подробно изложено. Уверенна, что статья заинтересует многих пользователей.
Хочется поделиться своими наблюдениями, так как мы работаем в одной школе с Еленой.
Ученикам Елены Андреевны нравится работать с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске. Если была сделана ошибка, то с помощью маркера сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе урока.
Бывая на уроках, обратила внимание, что всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа.
Нравится, как Елена Андреевна проводит различные формы контроля с помощью тренажеров, которые позволяют сразу увидеть результат.
Надо сказать, что интерактивная доска выводит взаимодействие учащихся с учителем на новый уровень, легко вовлекает их в учебный процесс. Действия Елены Андреевны на доске завораживают ребят, ученики не отвлекаются на таких уроках, становятся более собранными, внимательными.
Рудюк Елена # 10 января 2015 в 15:29 +3
Спасибо,Мила Владимировна! smile Ваше мнение мне очень важно! Спасибо за Ваши советы и доброту!
Валентина Николаевна Лизина # 10 января 2015 в 17:53 +3
Елена спасибо за приглашение. Отличный материал!!!Вы умница!!!Доступно, красочно, понятно!!!Вам всех благ и удачи!!!
Рудюк Елена # 10 января 2015 в 18:30 +1
Валентина Николаевна, спасибо!
Мария Анатольевна Гановичева # 10 января 2015 в 18:05 +3
+1! За то, что подняли такую важную тему. К сожалению, у нас, после поломки проектора, нет возможности применять интерактив. Но я помню, как было удобно. Я и ученики практически забыли о МЕЛЕ. Доска (а интересно какого она у вас производителя?) позволяет красочно и крупно показывать иллюстрации, не нужны плакаты. Можно видиоролики показывать. Только для учителя больше подготовки к уроку. Ведь надо весь материал в электронный вид переводить.
Рудюк Елена # 10 января 2015 в 18:27 +2
Спасибо за отзыв. Доска Promethean ActivBoard. Согласна, что подготовка к урокам занимает больше времени, но это того стоит.
Галина Васильевна Егорова # 10 января 2015 в 18:27 +4
Спасибо за приглашение. Очень познавательный материал вы изложили. Содержание вашей публикации развивает внимание, стремление использовать современные информационные технологии в процессе обучения, желание двигаться вперед вместе с детьми. Материал изложен понятным языком, с хорошими наглядными примерами. Такая статья поможет многим учителям разобраться с такой доской и научиться с нею работать. Голосую.
Рудюк Елена # 10 января 2015 в 18:29 +2
Галина Васильевна, спасибо. smile Рада, что информация оказалась полезной.
Светлана Владимировна Бузмакова # 10 января 2015 в 18:38 +3
Галина Васильевна! Вы очень подробно, наглядно изложили материал по использованию интерактивной доски. По-моему, ни один современный учитель не откажется от использования такого средства как интерактивная доска. Информатизация системы образования длится уже более 20 лет. Сначала и ПК был в диковинку, а сейчас практически каждый класс оборудован мультимедийным оборудованием. Жаль, что детские сады отстают от школ (примерно лет на 20). Так хочу иметь интерактивную доску. Огромное вам спасибо за распространение своего опыта. Творческих успехов.
Зоя Рамисовна Ахмедова # 10 января 2015 в 18:55 +5
Учиться – тяжелый труд для ребят. Осознать, запомнить необходимую информацию очень сложно. Использование новых технологий, в частности применение интерактивной доски очень облегчает этот процесс.Использование интерактивной доски делает обучение более эффективным, обеспечивает оперативность и объективность контроля. У детей повышается интерес к изучаемому предмету, а значит повышается и качество усвоения материала.Успехов в работе!
Александр Семенович Жбанов # 10 января 2015 в 19:10 +4
Ваш материал бесценный, Елена. Это пока интерактивная доска своего рода новшество, как когда- то компьютер, а завтра она будет повседневным инструментом в руках каждого учителя. При умелом использовании, доска намного упрощает труд учителя и повышает интерес учащихся. Что касается малышей, они быстрее нас, стариков, учатся ко всему, а уж компьютерной технике тем паче. Спасибо Вам за интересный, замечательно оформленный материал! +1
Рудюк Елена # 10 января 2015 в 19:22 +3
Александр Семёнович, спасибо.
Светлана Владимировна Иванова # 10 января 2015 в 19:27 +5
Здравствуйте, Елена Андреевна! С огромным интересом познакомилась с Вашей статьёй. Спасибо за информацию, которую Вы нам предоставили. Я солидарна с Александром Семёновичем, что интерактивная доска намного упростит труд учителя. Кому-то повезёт, и в классе появится такая доска, а многие так и не узнают, что это такое. Вернее, узнать узнают, но не доведётся поработать. В нашей школе 7 начальных классов и нет ни одной интерактивной доски, думаю, в ближайшее десятилетие и не появится, вечная нехватка денег. Так что я немножко Вам завидую, иметь в классе интерактивную доску-это работать совершенно на новом уровне. Вашу статью беру в закладки, а вдруг произойдёт чудо?! Примите мой голос.
Рудюк Елена # 10 января 2015 в 19:37 +2
Спасибо, Светлана Владимировна. Желаю Вам скорейшего появления интерактивной доски в классе.
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 10 января 2015 в 20:29 +5
Добрый вечер, Елена Андреевна спасибо за приглашение. С огромным интересом познакомилась с Вашей статьёй. Использование новых технологий, в частности применение интерактивной доски очень облегчает учебный процесс. Ваша статья изложена понятным языком, с хорошими наглядными примерами. Думаю, что многие коллеги вам скажут спасибо за вашу интересную и нужную статью. Желаю вам успехов в педагогической деятельности. Примите мой голос.
Наталья Суслова # 10 января 2015 в 21:27 +3
Елена Андреевна, здравствуйте! Спасибо за приглашение. Материал изложен понятным языком, с хорошими наглядными примерами. ПОлностью с Вами согласна в удобстве интерактивной доски в деятельности и учителя, и учащихся. Я - практик, пользуюсь доской уже 4 год, поэтому поставлю + под каждым Вашим словом. НО... зрение у детей снижается..., других минусов назвать не могу! Желаю творческих успехов!
Надежда Владимировна Рябиченко # 10 января 2015 в 21:28 +4
Елена Андреевна, с удовольствием просмотрела Ваш материал «Использование интерактивной доски в начальной школе». В своей работе Вы обосновываете значимость использования интерактивной доски в работе современного учителя, знакомите с разнообразными приемами применения интерактивной доски. В современной школе без компьютера уже не обойтись. Те, кто применяет ИКТ на уроках, работает с интерактивной доской, понимают, каковы преимущества применения их в учебном процессе. Хотя подготовка учителя к уроку занимает больше времени, видна эффективность работы педагога. К сожалению, хотя работаем по ФГОС, но не везде в классах есть компьютер и мультимедийный проектор, не говоря уж об интерактивной доске. Тем не менее, Ваш материал будет полезен многим педагогам. И детям гораздо интереснее работать на уроке, а не просто писать на доске, как раньше. Спасибо Вам за интересный материал! Примите мой голос!
Наталья Борисовна Щипцова # 10 января 2015 в 22:01 +2
Добрый вечер, Елена Андреевна! Спасибо за приглашение. С интересом познакомилась с Вашей статьёй. Вы представили нужный и очень полезный материал. Спасибо за информацию, представлены отличные примеры использования интерактивной доски. Ваш материал безусловно будет востребован. У нас в школе есть мультимедийные проекторы, правда не в каждом классе, и когда педагоги проводят уроки с применением ИКТ детям очень нравится, у них повышается интерес, они лучше воспринимают материал. Надеюсь что и доска тоже появится. Голосую.
Рудюк Елена # 10 января 2015 в 23:00 +1
Спасибо, коллеги, за Ваши отзывы!
Наталья Николаевна Балашова # 11 января 2015 в 14:45 +2
Здравствуйте, Елена Андреевна! Вы показали прекрасный материал применения интерактивной доски на различных уроках и во внеурочное время. В настоящее время невозможно считать процесс обучения и воспитания полноценным, современным, качественным без применения ИКТ. И одним из самых важных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса является использование интерактивной доски. Детям очень нравится, у них повышается активность, интерес, они лучше воспринимают материал. Творческих Вам успехов!!!
Галина Цыбанова # 11 января 2015 в 16:23 +2
Спасибо за то, что познакомили нас с различными приемами использования Вами интерактивной доски.
Пользуюсь такой же 5 лет и уже не представляю работы по-другому smile
Светлана Корячихина # 17 января 2015 в 13:16 +3
Здравствуйте, Елена Андреевна! Как и многие коллеги работаю на интерактивной доске каждый день и уже не могу представить урока без нее. Да и дети с удовольствием включаются в проблему, если есть возможность что-то подвигать, пописать разными цветами, заставить что-то двигаться. К сожалению, не все из предложенного в статье я умею делать, хотелось бы научиться владеть доской более профессионально. А Вам успехов, интересных уроков, умных учеников!
Елена Викторовна Багрова # 18 января 2015 в 12:04 +2
Здравствуйте, Елена Андреевна! Спасибо Вам за предоставленный материал по использованию ИКТ на уроках. В современной школе не обойтись без инновационных технологий. В Вашей статье даётся четкое обоснование данной проблемы. Детям всегда интересно участвовать в подобных процессах получения и закрепления знаний! Удачи и примите мой голос!
Ирина Николаевна Ступченко # 18 января 2015 в 13:32 +2
Елена Андреевна! Каждый рабочий день общаюсь с таким предметом, как интерактивная доска! Какая прелесть и помощь педагогу. Это так удобно, современно и практично! Уроки с использованием ИКТ намного разнообразнее, красочнее и успешнее, чем с обычной доской. А если ещё и разные приспособления в наличии (документ-камера, переносная лаборатория и т.д.), то вообще - работа в радость. Примите голос!
Рудюк Елена # 18 января 2015 в 16:45 +1
Коллеги, спасибо за Ваши отзывы! smile
Наталья Владимировна Варшавская # 18 января 2015 в 18:05 +2
Замечательный материал! Как интересно детям сейчас учиться! в наше время мел на доске и тот не писал! спасибо!Примите мой голос!
Анна Светлова # 25 января 2016 в 12:34 0
В начальных классах использование ИД даже более эффективно, мне кажется, чем в средних и старших, потому что дети полностью вовлекаются в процесс, охотно участвуют в занятии, выполняют все задания
Алла Николаевна # 25 января 2016 в 12:35 0
Но ведь тоже самое можно выполнять и на обычной меловой доске
Анна Светлова # 25 января 2016 в 12:37 0
Да нет, что вы, функционал ИД гораздо выше , чем у обычной меловой доски ! Мы тоже раньше сомневались, но еще два года назад заказали на http://www.delight2000.com/, и совершенно не пожалели