Конспект занятия «Витражная роспись»
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы педагога дополнительного образования по теме: «Витражная роспись» с использованием современных электронных образовательных ресурсов.
Задачи:
Познакомить педагогов с техникой витраж, вызвать интерес к творческой деятельности с использованием медиатворчества.
Научить поэтапному выполнению нанесения рисунка на стекло в технике витражная роспись с применением на практике электронных образовательных ресурсов. Вызвать потребность заняться поисковой деятельностью в области витражного искусства, способствовать формированию представления об истории развития витража
Оборудование: интернет, ПК, колонки, медиа-презентация, музыкальный ряд - музыка Шопена (произведение «Осень»).
Художественные материалы: витражная краска, кисти, палитра, контур (резерв), ватные палочки, спирт, салфетки. Эскизы витражей. Рамки со стеклом 15х21. Витражные работы воспитанников.
Практическая значимость: мастер - класс может быть интересен педагогам, работающим в области декоративно-прикладного искусства и иных областей художественно-эстетической направленности.
В ходе проведения мастер - класса будет продемонстрирован опыт работы с ЭОР, медиаресурсами по изобразительному искусству.
Методические рекомендации: необходимо подобрать соответствующий музыкальный фон.
Оформление: репродукции с изображением витража, выставка работ обучающихся.
Содержание:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, я рада видеть Вас в гостях у творческого объединения «Радуга».
Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами поговорим об одном из монументальных искусств - витражной росписи. Витраж - работа, имеющая, как правило, большие размеры и предназначенная для украшения, декорирования.
Витраж
– это картина, выполненная из кусочков стекла или на стекле, расписанном специальными витражными или акриловыми красками или прозрачной витражной плёнкой.
На экране презентация разных видов витража.
Существует огромное разнообразие видов витражей: это
- Сюжетные и готические витражи;
- Классический паяный витраж. Витраж Тиффани;
- Фьюзинг. Матированный витраж (матовый);
- Пленочный витраж. Комбинированный витраж и еще много разновидностей.
Витраж выглядит как стеклянная мозаика. Давайте посмотрим удивительный витраж в интернете (демонстрация фото - видео по гиперссылке). Именно в витражах удивительным образом соединились цвет и черная контурная линия, превратившись в диковинный узоры.
Обратите внимание на выставку работ моих воспитанников – они сделаны в классическом и комбинированном стиле, ребята воплотили здесь свои детские фантазии и настроение.
Я предлагаю Вам сегодня познакомиться на практике с росписью классического витража, который делается с помощью готовых шаблонов, рисунок переводится на стекло витражным контуром, и раскрашивается прозрачными красками.
2. Основной этап
Объяснение предстоящей работы.
Главный "инструмент" — это наши руки. Они будут искусными, если за дело браться в добром расположении духа. И этот добрый настрой обязательно перейдет в созданное руками изделие,
Эта техника позволяет создавать узоры, не имея художественных способностей. Приемы — совсем несложные, а результаты получаются просто поразительные при минимуме затрат времени, сил и средств.
1. этап Эскиз
Сначала необходимо выполнить эскиз декоративной композиции. Это может быть изображение несложных пейзажей, узоров, и т.д. Композицию лучше всего выбрать не слишком сложную и избегать мелких элементов. Это могут быть картинки, фотографии, авторские рисунки (шаблоны на доске). Если вы не хотите повторять растиражированные картинки и мечтаете создать что-то необычное, то рисунок можно нарисовать или сделать при помощи специальных программ или в программе рисования Paint, который есть на каждом современном компьютере или ноутбуке. (демонстрация работы в программе рисования ПК), или воспользоваться современными электронными образовательными ресурсами.
Мои коллеги по ДПИ, тоже частые пользователи ЭОР. (выход в интернет) здесь можно поделиться опытом работы, перенять передовые технологии, найти инновации в ДПИ. Работая над эскизом (рисунком), мы должны обязательно помнить, что все контуры – линии рисунка – должны соприкасаться друг с другом. Рисунок необходимо раздробить на выразительные по очертаниям части – ячейки, которые впоследствии вы будете расписывать. Я предлагаю воспользоваться эскизами разных видов.
2. Этап нанесение Контура.
На этом этапе нам потребуется резерв или контур и готовый шаблон, который размещается под стекло для нанесения рисунка. Резерв наносится толщиной до 5 мм по контуру эскиза на стекло. Поверхность стекла обезжиривается спиртосодержащей жидкостью. Очищенную поверхность руками не трогаем, т.к. любой жир создает прослойку, с которой краска очень быстро слезет.
Контур сохнет очень долго (от 30 мин. до 3 часов), поэтому мы применим стёкла с уже нанесенным контуром. Его подготовили мои воспитанники, а наша с Вами задача расписать витражной краской предполагаемые витражные картины.
3. Роспись витража.
Практическая работа.
Музыкальный фон.
Мы будем использовать: витражные краски, кисти, палитра, ватные палочки, спирт, салфетки. Заполняем рисунок краской, начиная с крупных деталей. Я советую наносить тона от самых светлых к более тёмным. Начинать роспись легче сверху вниз, дабы избежать смазывания и растекания краски. Для этой же цели окрашиваемая сторона предмета располагается строго горизонтально. В процессе работы проверяется прозрачность рисунка, ведь способность пропускать свет - это главная ценность витража, позволяющая создавать красочные блики. Смешивать и разводить краски удобно на палитре. Огрехи убираются ватной палочкой, смоченной растворителем. Пузырьки воздуха, образовавшиеся на картинке, сразу же удаляются зубочисткой или кончиком ткани. Корректировка росписи. Во время самостоятельной работы гости сотрудничают с педагогом. Декорировать витражными красками можно практически любой стеклянный предмет обихода, от зеркала до вазы.
3.Заключительный этап.
Если вы по-настоящему увлечетесь, то вы можете экспериментировать. В создании предметов декоративно - прикладного искусства ваз, светильников, кувшинов для воды, расписать стеклянные вставки в дверях.
Рекомендуем посмотреть:
Методики преподавания рисования человека в школе