Конкурсы для педагогов и детей

Конспект интегрированной НОД в средней группе на тему: Масленица

Сценарий интегрированной НОД в средней группе «Масленицу встречаем, блины выпекаем!»
В основу данного сценария легла разработка Богдановой Т.В. "НОД по социально-коммуникативному развитию в средней группе на тему: "Масленица пришла, свет и радость скорой весне принесла"
Данный материал может быть применен в работе воспитателей и музыкальных руководителей. Сценарий может быть проведен и как НОД и как развлечение для детей среднего дошкольного возраста во время празднования Масленичной недели.

Цель: дать детям представление о традициях народного праздника Масленица.
Задачи:
Образовательные:
• знакомить детей с последним зимним праздником - Масленицей, посвященного солнцу, встрече весны и завершению зимнего периода;
• упражнять в словообразовании, поощрять речевую активность детей;
• повторять количественный счет, упражнять в определении и сравнении размера предметов;
• формировать понятие о том, что развлечения и забавы могут зависеть от половой принадлежности.
Развивающие:
• развивать у детей познавательный интерес, творческое мышление, внимание, память;
• развивать умение и желание детей исполнять характерные народные песни и танцы;
• развивать мелкую и общую моторику;
• развивать навыки работы с соленым тестом.
Воспитательные:
• воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях;
• воспитывать уважительное отношение к народным обрядам через ознакомление с произведениями художественной литературы, посредством различных видов музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения);
• вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на художественный образ народного праздника в картинах великих художников.

Активизация словаря: Масленица, забава, соломенное чучело, тройка лошадей, сырная неделя.
Предварительная работа:
Беседы; рассказы; чтение и заучивание стихов, считалок, пословиц, поговорок о Масленице; рассматривание репродукций картин: Кустодиева Б. «Карусель», «Масленица», Сурикова В. «Взятие снежного городка», Соколова П. «Тройка зимой»; слушание музыкальных произведений: Агафонников В. «Сани с колокольчиками», Чайковский П. И. «Февраль. Масленица», русские народные частушки, заклички, хороводные песни; организация двигательной активности через подвижные русские народные игры, продуктивная деятельность по теме; экскурсия в мини-музей ДОУ "Русская Изба".

Развивающая среда:
Презентация с репродукциями картин: Кустодиев Б. «Масленица», «Карусель»; Сурикова В. «Взятие снежного городка»; Соколова П. «Тройка зимой»; картинки из серии «Масленичные гуляния»; оформление уголка «Русские традиции», костюм «Матрешка», ширма; материал для продуктивной деятельности – на каждого ребенка (заготовка-рисунок сковороды для блинов, соленое тесто, стеки, доски для лепки, влажные салфетки); аудиозапись: народные, музыкальные произведения; ноутбук.

Игровая мотивация «Матрешка в гости зовет».
Воспитатель: (В группе.) Ребята, нам пришло письмо! Давайте посмотрим кто его прислал? (Открывает письмо и читает: «Дорогие, ребята! Приглашаю в гости. Буду вас ждать в вашем музыкальном зале. До встречи! Матрешка».)
Воспитатель с детьми, приняв приглашение, идут в музыкальный зал. В нем Матрешки нет.
Воспитатель: Ребята, где же Матрешка? Нас в гости пригласила, а сама где-то задержалась.
(Появляется Матрешка из-за ширмы.)
Матрешка:
Здравствуйте, друзья!
Вот и я, веселая Матрешка.
В гости вас позвала.
Ребята, какое сейчас время года? (Варианты ответов детей.)
Молодцы!
Как месяц называется? (Варианты ответов детей.)
Молодцы!
Пора зиму провожать
Весну – Красную встречать!
Тороплюсь на праздник Масленицы и вас приглашаю!
Воспитатель и дети благодарят Матрешку за приглашение.
Звучит в записи музыкальное произведение (отрывок) и показ картинки «Зима»

Матрешка: Ребята, вы слышите какая музыка звучит, как метель завывает? Это нам послание кто-то передает:
«На Масленицу собрались?
Я – Зима студеная
Весне не уступлю
Красно - солнце заслоню,
Снег и холод нагоню,
Нет! Не уйду!»
Проблемная ситуация.
Воспитатель: Ребята, кто не желает весне место уступить? (Варианты ответов детей.) Как быть? Как помочь весне в края родные прийти? (Варианты ответов детей.) Давайте спросим у Матрешки, как весне помочь? (Спрашивают.)
Матрешка: Ребята, садитесь в сани и езжайте на праздник к Масленице, она поможет Зимушку проводить. (Воспитатель и дети благодарят Матрешку за помощь, «садятся в сани» и едут на праздник.)
Игра-имитация «На лошадке» (под музыкальное сопровождение).
Воспитатель: (Обращает внимание детей) Как красиво и празднично вокруг! (Дети и воспитатель присаживаются на стулья.)
Презентация на тему: «Масленичные гуляния».
(На ноутбуке рассматриваем репродукции картин и картинки на тему «Масленичные гулянья».)

Воспитатель:
В конце зимы мы отмечаем Масленицу, самый веселый народный праздник, который пришел к нам из далекого прошлого. Посвящен он возрождающемуся по весне солнцу. Длится целую неделю, поэтому говорят: «Живет Масленица семь деньков». Чучело Масленицы делали из соломы, водили вокруг него хороводы, пели песни. Люди делали все, чтобы уговорить зиму уйти. Еще ее называют «Масленицей - объедухой», потому что готовится много вкусных блюд; едим творог, молоко, сметану, яйца, масло. Раньше, по народным поверьям, необходимо было помочь солнцу победить морозную зиму: катались на лошадях, одетых в расписные дуги. Сани по этому случаю украшались цветными лоскутами, увешивались бубенчиками. Главное мужское дело в этот день – взятие снежного городка. Девушки водили хороводы. С песнями и веселыми закличками звали солнце, чтобы оно теплее согревало землю, а весна-красна не задерживалась.
Матрешка:
Молодцы, ребята, что приехали на праздник! Вам интересно здесь? (Варианты ответов детей.)
Матрешка: Ребята, какие зимние забавы нравятся вам? (Варианты ответов детей.)
Матрешка: А я предлагаю сейчас повеселиться, и в веселый пляс пуститься. Я вот платочком волшебным взмахну и девочек в матрешек превращу.
(Одевают девочкам платки и раздают платочки)
Песня - танец «Куколки-матрешки»

Матрешка: Умницы-красавицы куколки-матрешки. Порадовали вы меня песней веселой да танцем задорным. А теперь я хочу познакомить вас со своими сестричками-матрешками. Посмотрите, ребята, какие красавицы к вам в гости пожаловали. (Показывает вырезанных расписных матрешек, спрятанных одну за другой) Как вы думаете, сколько у меня подружек-матрешек? (Дети видят одну самую большую)
Дети: Одна!
Матрешка: А теперь сколько? (Большую матрешку откладывает в сторону и дети видят следующую)
Дети: Две!
Матрешка: А теперь? (Убирает еще одну)
Дети: Три!
Матрешка: А сейчас сколько? (Откладывает в сторону третью)
Дети: Четыре!
Матрешка: А сейчас? (Откладывает четвертую)
Дети: Пять!
Матрешка: Так сколько всего подружек-матрешек у нас в гостях? (Матрешки разложены в ряд от большей к меньшей) Давайте сосчитаем.
Дети: Одна, две, три, четыре, пять!
Матрешка: Ребята, а что вы мне можете сказать об этих матрешках. Какие они? (ответы детей)
Матрешка: А как вы думаете, почему мы не увидели сразу всех матрешек?
Дети: Они спрятались.
Матрешка: А как же у них это получилось? Почему?
Дети: Потому-что они разного размера.
Матрешка: Ребята, как вы думаете, кто самая большая матрешка?
Дети: Мама.
Матрешка: А матрешки поменьше?
Дети: Ее дочки (старшая, средняя, младшая и совсем маленькая).
Матрешка: Молодцы, ребята. Какие вы у меня умные да сообразительные.
Но посмотрите, матрешки пошли погулять и потерялись (раскладывает матрешек в произвольном порядке). Помогите им опять вместе собраться.
Игра «Собери матрешек»
Матрешка: Ах, какие вы молодцы. Понравилось вам играть? Ребята, а с Масленицей виделись уже? (Варианты ответов детей.)
Воспитатель: Ребята, слышен звон колоколов! Едет Масленица дорогая. (Появляется Масленица)
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с Масленицей.
Воспитатель и дети: Здравствуй, гостьюшка годовая.
Масленица:
Здравствуйте.
Спасибо, что старинные обычаи не забываете,
Широкую Масленицу празднуете,
Весну - красную встречаете.
Воспитатель: Масленица-Прасковея, мы с ребятами готовились к празднику и знаем, чтобы ты помогла нам зиму проводить, надо нам вокруг тебя хоровод водить.
Хоровод «Масленица пришла».
(Девочки танцуют с платками, а мальчики с колокольчиками.)

Матрешка: Ребята, а Зима вам еще одно послание шлет. Послушайте :
(показывает картину с изображением Зимы)
«Молодцы, ребята!
Встретили Масленицу.
Уступаю место Весне. Прощайте и простите,
На Зиму зла вы не держите.»
Воспитатель: Ребята, зима прощенье попросила. В последний день масленой недели, в воскресенье люди просили друг у друга прощение за все обиды. Поэтому воскресенье называют прощенным. Говорили: Прости меня. В ответ произносили: Бог прощает и я прощу. Давайте возьмемся за руки, сделаем круг и попросим друг у друга прощения.
Матрешка: Ребята, я очень люблю блины, так хотела и вас угостить, а печь их не умею. Простите меня, пожалуйста.
Воспитатель и дети: Матрешка, не огорчайся, на тебя совсем не обижаемся. Ребята расскажут, как умеют печь блины.

Пальчиковая игра «Брынцы – брынцы»
Брынцы – брынцы (ладушки)
Пеките блинцы (хлопки ладонь о ладонь горизонтально)
Мажьте маслянее (поглаживание друг другу ладони)
Будьте повкуснее!
Трын – трынца, (ладушки)
Подайте блинца! (протягивают руки вверх ладонями)

Воспитатель: (показывает блин- заготовку на мольберте)
На что похож блин? (Варианты ответов детей.)
Воспитатель: Молодцы! Круглый, румяный, золотистый блин похож на солнышко.
На празднике Масленица принято всех блинами угощать, но у нас один блинчик. Давайте напечем много блинов, угостим Матрешку и всех гостей, которые к нам на праздник придут. Я свой блинчик пекла на большой сковороде. Когда мы вернемся в группу, вы выберите сами сковороду для выпечки своих блинов. Но сейчас еще немного поиграем с Матрешкой.
Матрешка! Обыкновенный блин можно назвать разными словами, слушай внимательно, как ребята будут подсказывать старательно.

Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины».

На тарелке он один – называем просто… блин.
Много испекли их мы – тогда назовем… блины.
Испекли для дочек – назовем… блиночек.
Будет есть их сынок – назовем тогда… блинок.
Огромный, как домище – назовем…блинище.

Матрешка: Сколько интересных слов я узнала. Cпасибо, ребята.
Воспитатель: Ребята, Масленица спешит всех людей известить о приближении скорой весны. Давайте простимся с ней.
Воспитатель и дети:
Ты, прощай, прощай, наша Масленица!
Ты прощай, прощай, наша широкая!
Ты пришла с добром, сыром, маслицем,
Со блинами, пирогами и оладьями.
Блины масленые, ватрушки мазаные.
Мы катались с горы от зари до зари,
А сегодня, а сегодня наше кончится веселье.
Ты, прощай, прощай, наша Масленица!
Масленица, прощай!
На тот год опять приезжай.
( Масленица «уходит» под песню «Масленица, прощай».)
Воспитатель: Ребята, а нам пришла пора с Матрешкой прощаться и в группу возвращаться.
Дети: До свидания, Матрешка! Спасибо за праздник!
Матрешка: До свидания, мои золотые! Приходите еще ко мне в гости. Буду ждать!
В группе. Продуктивная деятельность. Лепка: «Испеки блин на сковороде»
(Звучит спокойная музыка.)

Детям предлагаются листы бумаги с изображенными на них формами –сковородок.
Воспитатель: Вот тесто, возьму кусочек, положу его на сковородку, руками равномерно распределю его, с помощью стеки сделаю блин ажурным, дырчатым. (Дети самостоятельно «пекут» свои блины).
Воспитатель: Сколько много получилось блинчиков! В народе говорят: «Блины, как колеса у весны!» Молодцы, ребята, постарались. А у нас для вас сюрприз - вот и наши блины.

Помощник воспитателя выносит блины:

Щедро зиму провожаем,
Всех блинами угощаем.
Дети идут умываться и угощаются блинами.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий праздника «Масленица». Средняя и старшая группа Проект в средней группе на тему Масленица Досуг с родителями и детьми средней группы на Масленицу. Сценарий Развлечение «Масленица» для детей средней группы в детском саду. Сценарий

Похожие статьи:

Масленица. Сценарий для детского сада

Проводы русской зимы, или масленица. Сценарий

Поделки к Масленице в детском саду

Масленица во 2-ой младшей группе ДОУ

Сценарий праздника Масленица на улице в старшей группе детского сада

Проект для детского сада на тему: Масленица | Летний праздник по ПДД. Отряд ЮИД в детском саду
Опубликовано: 95 дней назад (5 сентября 2016)
Просмотров: 181
Рубрика: Сценарии НОД
+3
Голосов: 3
Анастасия Владимировна Макачева # 5 сентября 2016 в 17:51 +1
Проблемная ситуация- это хорошо, мы заставляем думать детей.Много фольклорного материала в сценарии.Очень понравился этот сценарий, можно использовать некоторые приемы в начальной школе, беру на заметку.
Салозграф Ирина # 5 сентября 2016 в 18:32 0
Спасибо за первый положительный отзыв. Успеха Вам в творческом поиске и работе с детьми!
Татьяна Владимировна Калинина # 5 сентября 2016 в 21:02 +1
Здравствуйте, Ирина Владимировна! Понравилась Ваша публикация. Очень важно использовать фольклорный материал в работе с детьми. У Вас это замечательно получается. Успехов!
Салозграф Ирина # 6 сентября 2016 в 00:07 0
Спасибо за оценку моей работы.Желаю Вам творческих успехов!
Салозграф Ирина # 7 сентября 2016 в 20:40 0
Уважаемые коллеги! Спасибо за положительные отзывы, но лавры не совсем заслужены. Дело в том, что материал не полностью авторский. В основу данного сценария легла разработка Богдановой Т.В. "НОД по социально-коммуникативному развитию в средней группе на тему: "Масленица пришла, свет и радость скорой весне принесла", которую я переделала и дополнила, ориентируясь на свой музыкальный материал и своих деток. И хотя работа была проведена немалая, и деткам понравилось, все-таки стыдно. Стараюсь пользоваться своими наработками. Вот как-то так...
Наталья Николаевна Косарева # 30 октября 2016 в 16:41 +1
Здравствуйте! Интересный праздник "Масленицы" вы представили. Вы используете в сценарии фольклорный материал, великолепное оборудование и яркие красочные костюмы.
Голос!
Салозграф Ирина # 31 октября 2016 в 14:21 0
Спасибо за оценку! Мы старались.