Конкурсы для педагогов и детей

Программа факультативного курса по русскому языку, 3 класса

Программа факультативного курса "Юный грамотей"
Пояснительная записка
Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи. Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Главной целью данного курса является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты, открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать русский язык.
Программа соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в ней предусмотрено увеличение активных форм обучения: игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.
Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:
• способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
• пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием русского языка;
• способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
• способствовать развитию смекалки и сообразительности.
• приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
• расширение и углубление программного материала;
• овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;
• овладение умениями правильно писать и читать, находить «ошибкоопасные» места; составлять логические высказывания разной степени сложности;
• освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
• овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
• воспитание эмоционально-целостного отношения к русскому языку, стремление совершенствовать свою речь.

Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут, т. е. 34 ч. за учебный год.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.

Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса (3 4ч., 1 ч. в неделю).
Должны знать:
- правила правописания слов с изученными орфограммами: безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, непроверяемые ударением (слово из словарика); удвоенные согласные, разделительные Ъ и Ь знаки; непроизносимые и парные звонкие и глухие согласные; гласных Ы, И после Ц;
- признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, числительного).
Должны уметь:
- различать приставки и предлоги;
- различать синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы;
- находить крылатые слова и выражения, уметь объяснить их значение, употреблять в речи;
- проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, гласных Ы, И после Ц;
- писать правильно слова с удвоенными согласными;
- определять род, число, падеж имен существительных и имен прилагательных;
- определять число, время глаголов;
- работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила;
- различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова;
- составлять рассказы по картинке.
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА 2014- 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Ф.И.О. учителя: Гасанова С.Г.
Класс: 3Г
Предмет: факультативный курс «Юный грамотей»
Программа: рабочая программа по факультативному курсу «Юный грамотей» 3 класс
Учебник: нет
Количество часов: 34 (1 час в неделю )
№ Тема занятия. Количество часов Дата проведения
1. Хорошо ли ты знаешь грамматику? 1
2. Как ты слышишь звуки и пишешь слова? Умеешь ли ты красиво и грамотно писать? 1
3. Как ты слышишь звуки и произносишь слова? Умеешь ли ты правильно и точно говорить? 1
4. О словах с непроверяемыми безударными гласными. Игра “Где прячется ошибка?” 2
5. Научись правильно определять смысл слов. Незаменимые советчики. Работа с толковым словарем. 1
6. Слово или не слово? Игры “Угадай слово”, “Собери слово” 1
7. Беседа о богатстве русского языка. Почему мы так говорим? Игра “Пословица, я тебя знаю” 1
8. Письмо под диктовку — максимум внимания. 2
9. Волшебный клубок орфограмм (безударные гласные, проверяемые ударением и непроверяемые) 1
10. Волшебный клубок орфограмм (парные звонкие и глухие согласные) 1
11. Волшебный клубок орфограмм (непроизносимые согласные) 1
12. Слово одно, а значений несколько. 1
13. Решение орфографических задач. Как мы дружны с грамматикой. 1
14. Слова – близнецы (омонимы). Игра “Умеешь ли ты различать многозначные слова и омонимы?” 1
15. Слова – друзья (синонимы). Игры “Знаешь ли ты синонимы?”. “Скажи одно и то же по-разному” 1
16. Антонимы. Зачем они? 1
17. Части слова. 1
18. Слова – родственники. 1
19. Друзья корней – приставки и суффиксы. 1
20. Научись правильно писать трудные слова. 1
21. Слова – части речи. Игра “Я знаю части речи” 1
22. Хорошо ли ты знаешь имя существительное? Сказка “Как у существительных род появился” 1
23. Интересное о падежах имён существительных. 1
24. Роль имён прилагательных в связной речи. 1
25. Роль глаголов в связной речи. 1
26. Времена глаголов заменяют друг друга. 1
27. С глаголами раздельно частицу НЕ пиши. 1
28. Знакомство с наречиями. 1
29. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. 1
30. Что? Когда? Зачем? Откуда? Почему? И как? 1
31. О роли орфографии. Рассказ – беседа о роли орфографии. 1
32. Итоговое занятие. Сколько языков на Земле? Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь. 1
Список литературы
2. Арсирий А. Т., Дмитриева Г. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963 г.
3. Бетенькова Н.М. Грамматика в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. – М.: Новая школа, 1996 г.
4. Бетенькова Н.М. Орфография в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. – М.: Новая школа, 1996 г.
5. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1994 г.
6. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы. – М.: Просвещение, 1995 г.
7. Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995 г.
8. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991 г.
9. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М.: АСТ, 1996 г.
10. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: АРГО, 1996г.
11. Голуб И.Б. Культура речи для дошкольников: Профессор Алфавит в городе Веселинске. – М.: Владос, 1999 г.
12. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991 г.
13. Моршнева Л.Г. Занимательные упражнения по русскому языку. – Саратов: Лицей, 2004 г
14. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: Самовар, 1994 г.
15. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: Самовар, 1995 г.
16. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: Самовар, 1994 г.
17. Рик Т.Г. Русский язык: Как живёшь, наречие? – М.: Астрель, АСТ, 2000 г.
18. Синицын В.А. Я начну, а ты продолжи... Занимательное пособие по русскому языку для учителя начальных классов. – Чебоксары: КЛИО, 1997 г.
19. Соболева О.Л., Агафонов В.В. Русский язык: Весёлые правила. – М.: АСТ-Пресс, 1995 г.
20. Сухин И.Г. 200 школьных кроссвордов: 1-2 классы. – М.: Сфера, 2002 г.
21. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
22. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. – М.: Просвещение, 1991 г.

Рекомендуем посмотреть:

Коррекционная программа на снятие тревожности у младших школьников Программа факультативного курса для младших школьников
Как разбудить ребенка в школу | Памятки для родителей младших школьников
Опубликовано: 337 дней назад (4 января 2016)
Просмотров: 1479
0
Голосов: 0
Светлана Викторовна # 9 января 2016 в 21:31 0
Здравствуйте
У Вас в тексте есть таблицы, поэтому Вам необходимо выслать весь материал по электронной почте на адрес sv@ped-kopilka.ru
Обязательно в тексте письма укажите ссылку на Ваш материал.
Мы разместим материал так, чтобы текст в таблицах можно было увидеть и прочитать.
С уважением, Администратор сайта