Конкурсы для педагогов и детей

Консультация для родителей «Мотивационная готовность к школе»

Подготовка детей к школе
Консультирование родителей на тему «Мотивационная готовность к школе»
Автор: Щипицина Марина Ивановна, педагог-психолог, МБДОУ «Савинский детский сад», д. Савино, Пермского края, Карагайского района.
Описание материала:Предлагаю вашему вниманию конспект проведения групповой консультации для родителей детей старшего дошкольного возраста педагогом-психологом, отражающий теоретические и практический аспект мотивационной готовности детей к школе. Для родителей предложены рекомендации по подготовке детей в домашних условиях. Материалы консультации предполагают активное взаимодействие педагога и родителей.

Вид консультирования: групповое, тематическое.

Участники консультирования: родители детей подготовительной группы.

Цель консультирования: Повышение уровня знаний родителей по подготовке детей к школе.

Задачи консультирования:
1. Активизировать работу родителей во время консультации на обсуждение темы встречи, выявить их знания по данному, вопросу.
2. Акцентировать внимание родителей на проблемы в обучении детей.
3. Помочь родителям определить пути мотивационной готовности детей к школе.

Оборудование: Чистые листы бумаги, ручки.

Предварительная работа:Педагогу необходимо до консультации провести анкетирование родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?» и диагностическое обследование детей по методике «Определение мотивов учения» - М.Р.Гинсбурга (Информацию о результатах данного исследования и рекомендации сообщает родителям индивидуально)

Этапы проведения консультирования:
1. Организационный момент (настрой на совместную работу)
2. Сообщение темы консультации.
3. Теоретическая часть консультации.
4. Практическая часть консультации.
5. Осмысление итогов консультации.
6. Итог.
Ход консультирования
1. Организационный момент (настрой на совместную работу).
- Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада видеть Вас!
Разрешите напомнить Вам, что дошкольник — это прежде всего будущий ученик 1-го класса.
- Я предлагаю Вам порассуждать и ответить на мои вопросы:
— Что должен уметь ребенок-школьник семи лет, взрослый ли он? Самостоятельный?
— Что такое взрослый ребёнок?
— Каковы, по вашему мнению, критерии «взрослости» ребенка?

- Я надеюсь, что мы найдем с Вами ответы на все интересующие нас вопросы.

2. Сообщение темы консультации.- Уважаемые родители, перечислите, пожалуйста, составляющие, которые входят в набор «школьной готовности».
- вы хотите больше узнать о мотивационной готовности к школе и помочь своему ребенку? (Да.)

3. Теоретическая часть консультации.
Психологическая готовность к школе - Мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, волевая готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.
Сегодня мы поговорим с вами о мотивационной готовности.
Мотивационная готовность к школе является предпосылкой успешной адаптации ребенка к школе, принятия им "позиции школьника", в случае несформированности мотивов к учению ребенок очень трудно привыкает к новым условиям, к коллективу и учителю, недостаточно хорошо воспринимает школьный материал, что приводит к дезадаптации.

Мотивационная готовность — это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличается друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть в эту гимназию очень важно и почетно, наконец, потому, что к школе он получит новый красивый портфель, пенал и другие подарки. Кроме того, все новое привлекает детей, а в школе практически все: и классы, и учительница, и систематические занятия — являются новыми. Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Просто
они поняли, что статутное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад или сидит с мамой дома. Дети в 6 лет уже хорошо понимают, что вы можете отказать им в покупке куклы или машинки, но не можете не купить ручку или тетрадки, так как покупка, например Барби диктуется только вашим добрым отношением к ребёнку, а портфеля или учебника — обязанностью перед ним. Точно так же дети видят, что взрослые могут прервать их самую интересную игру, но не мешают старшим братьями или сёстрам, когда те засиживаются за уроками. Поэтому ваш ребёнок и стремится в школу, так как хочет быть взрослым, иметь определённые права, например, на ранец или тетрадки, а также закрепленные за ним обязанности, например, рано вставать, готовить уроки (которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье). Пусть он ещё полностью не осознаёт, что, для того чтобы приготовить урок, ему придётся пожертвовать, например, игрой или прогулкой, но в принципе он знает и принимает тот факт, что уроки нужно делать. Именно это стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию» школьника.
Важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, какие обязанности он будет там выполнять. На доступных примерах можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка.
Интерес к внешней стороне учёбы, к процессу обучения, то есть к школе, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе является первым этапом развития мотивационной готовности. Конечно, такой интерес недолог, и он быстро (в течение 2-3 месяцев) исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть должна появиться собственно познавательная мотивация. Однако это уже зависит от того, как и чему ребёнок будет учиться в школе. Мы говорим только о готовности, то есть о состоянии, которое предшествует приходу в школу. В этот момент стремление в школу и готовность соблюдать школьные обязанности и правила и являются главными составляющими, основой психологической готовности к школе, основой того, что в новой обстановке ребёнок будет чувствовать себя комфортно. Без такой готовности, как бы хорошо ребёнок ни умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться, так как школьная обстановка, правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться выйти любой ценой из этой неприятной ситуации. Это может быть отвлечение во время урока, уход в свои мечты, интерес только к переменкам, где можно играть и шалить вволю, негативное отношение к товарищам или учительнице. Так или иначе, но такое состояние будет мешать вашему ребёнку учиться, как бы хорошо ни готовили его к занятиям дома.

4. Практическая часть консультации. Упражнение «Мусорная корзина»
- Сегодня мы ведем беседу о том, как повысить мотивационную готовность детей к школе. На листочках бумаги перечислите все те качества, которые мешают вам эффективно общаться с ребенком и от которых хотелось бы избавиться. После того как эти качества записаны подумайте: что вы хотели бы получить взамен, чтобы способствовать развитию у ребенка мотивационной готовности к труду, самостоятельности, усидчивости. Желаемые качества запишите на бумаге.
Записки с ненужными качествами выбросите в корзину, а с желаемыми качествами оставьте у себя.

Используйте дома следующие упражнения и игры для развития мотивационной готовности детей.
Упражнение «Ассоциация на слово “первоклассник”»
Упражнение «Что лежит в портфеле»,
Упражнение «Я хочу в школу, потому что...»,
Игра «Копилка первоклассника»
Упражнение «Собираем портфель»
Игра «Урок и перемена»
Отгадывание загадок на школьную тематику.
Чтение сказок для школьной адаптации. «Лесная школа» М.А.Панфилова и др.
(в конце консультации родителям раздаются картотека игр и упражнений, сказки)
Рекомендации для родителей.
Если вы хотите помочь ребёнку учиться в школе радостно, начните со следующего:
— расскажите, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;
— на доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка;
— воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний
— воспитывайте произвольность, управляемость поведения;
— никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.
Взаимодействие с ребёнком, контакт с ним, естественно, исключают авторитарность, диктаторство, угрозы: «Вот пойдёшь в школу — там тебе покажут!», «Только посмей мне двойки пpuносить!». Нужно прививать ребёнку уважительное отношение к учебному труду, подчёркивать его значимость для всех членов семьи. Непременно должна быть внесена оптимистическая нотка, показывающая уверенность родителей в том, что учёба пойдёт успешно, что первоклассник будет прилежно и самостоятельно выполнять все школьные требования.

5. Осмысление итогов консультации.

- Стали ли вы более четко представлять, что вам нужно сделать для того, чтобы помочь ребенку?
- Была ли полезна консультация?

6. Итог. Прощание.

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание у детей подготовительной группы интереса к школе Как повысить мотивацию к обучению школьников на уроках музыки Обучение грамоте детей 5-6 лет Советы родителям будущих первоклассников

Похожие статьи:

Изучение азбуки с дошкольниками в детском саду

Восприятие информации детьми

Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста

Развивающие раскраски для детей от 3 до 5 лет

Экскурсия для дошкольников в школу

Конспект практического занятия для педагогов "Познай себя" | Конспект практического занятия с педагогами. Вербальные средства общения
Опубликовано: 811 день назад (18 сентября 2014)
Просмотров: 5040
Рубрика: Консультации
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!