Конкурсы для педагогов и детей

Консультация для родителей. Психологическая готовность ребёнка к школе

Консультация для родителей "Психологическая готовность к школе"
Автор: Щипицина Марина Ивановна, педагог-психолог МБДОУ «Савинский детский сад", д.Савино, Пермского края, Карагайского района.
Описание материала: данная публикация предназначена для психологов и воспитателей, работающих с детьми подготовительной группы, поможет подготовить детей к школьному обучению.
Цель: обогащение знаний родителей по подготовке детей к школе
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое психологическая готовность ребенка к школе?
2. Рекомендации по использованию игр и упражнений для развития познавательных процессов детей подготовительной группы.
Психологическая готовность ребенка к школе
Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.
1. Социально – психологическая готовность к школе:
- учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
- умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми (легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций, признает авторитет взрослых).
2. Школьно – значимые психофизические функции:
- важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня.
- у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом.
Обучение в школе требует сложившейся произвольности. Ребенок должен спокойно сидеть на уроке, слушать, запоминать то, что ему говорят.
Произвольность поведения развивается (или не развивается) на протяжении всего дошкольного детства, в самых разных аспектах жизни ребенка: в выполнении требований взрослых, в соблюдении норм и правил поведения, в общей дисциплинированности, организованности поведения и пр.
Задача взрослых - учить ребенка выполнять свои обязанности, быть ответственным, аккуратным. Почаще следует прибегать к играм, особенно с правилами. Как отмечал А.Н. Леонтьев, овладеть правилами игры - значит овладеть своим поведением. В этих играх ребенок добивается выигрыша, мобилизовав свои силы, волю, но учится и мужественно проигрывать. Так формируется упорство, выдержка, способность сосредоточиться и не обращать внимания на отвлекающие моменты.
С высокими требованиями и издержками современной школьной жизни справится ребенок физически крепкий, закаленный, выносливый. Немаловажное значение имеет состояние зрения, слуха ребенка. Согласитесь, что о физической готовности ребенка к школе родителям следует заботиться еще до его рождения.
В начале учебного года дети подготовительной группы были обследованы по методике Л.А.Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Готовность к школе».
Обследование детей подготовительных групп проводилось с целью изучения интеллектуальных и личностных качеств, необходимых ребенку для обучения в школе.
С помощью данной методики оценивалось 15 психологических качеств ребенка:
1. Речевое развитие (словарный запас, способность к грамматически правильному построению предложений, произвольность владения речью)
Определенную пользу приносит доброжелательное обращение с ребенком, а также обучение его чтению. Чтение существенно обогащает речевой опыт ребенка, формирует многообразные связи его образных представлений с речевыми высказываниями, позволяя в дальнейшем значительно легче воспринимать информацию на слух. Так же необходимо разъяснять значения слов, обучать правильному их употреблению и грамотному построению предложений. Необходимо расширять общую информированность ребенка, но обязательно с использованием наглядно-действенных методов.
2. Визуальное мышление (умение видеть закономерности в информации целостно представленной перед глазами
(образный зрительный интеллект),
делится на:
линейное - умение проводить сравнение различных изображений и их деталей, продолжать, дополнять и восстанавливать изображения по их фрагментам
структурное-умение устанавливать закономерные взаимосвязи в организации элементов изображения.
для развития визуального мышления можно использовать следующие игры и упражнения:
«Найди закономерность»;


«Подбери заплатку»;

3. Понятийное мышление:
Интуитивное - умение выделять главное. Основано на личном опыте ребенка. Связано с его возможностью самостоятельно разбираться в материале и самообучаться
Логическое - обеспечивает понимание сути правил, законов, формул, и выделение зоны их применения, возможность использования их на практике (умение действовать в соответствии с объяснениями учителя, т. е. по аналогии).
Игры для развития понятийного мышления:
«Лишний предмет»;



«Назови одним словом»;

"Недостающий предмет"


4. Понятийное речевое мышление (восприятие и понимание материала на слух),
5. Понятийное образное мышление (восприятие и понимание иллюстративного материала),
6. Абстрактное мышление (умение выделять формальные признаки и оперировать ими в уме), сначала счет на пальцах,счет с помощью палочек или любых других предметов,счет с опорой на зрительное представление примера, который ребенку надо решить в уме, восприятие задания на слух (сначала только с переходом на второй десяток, далее – в пределах сотни), решение примера в уме и быстрое воспроизведение ответа (как будто ребенок его видит или знает). Полноценный свободный счет в уме – это предпосылка для развития абстрактного мышления.
7. Скорость переработки информации (оперативность умственной и моторной обработки информации),
8. Зрительно-моторная координация (согласованность работы зрительного анализатора и мелкой моторики руки)
Ребенку надо помогать, постепенно приучая его к речевому самоконтролю, внимательной поэлементной проверке собственной работы и сличению ее с образцами.
(поэлементное письмо, срисовывание картин в мелкой клетке)
Упражнения для развития зрительно-моторной координации:
"Нарисуй по образцу"

"Дорисуй вторую половинку"

"Дорисуй по клеточкам"

"Нарисуй так же"

9. Внимание, если у ребенка скорость переработки информации соответствует 3-5 уровням, а внимательности 4-5 уровням – повода для беспокойства нет. Если оба показателя находятся в средней зоне, то еще достаточно ребенок может допускать ошибки по невнимательности, и его надо обучать методам речевого самоконтроля. Сначала ребенок должен рассказывать то, что он будет делать, а только потом приступать к выполнению задания.
Для развития внимания можно использовать следующие игры и упражнения:
"Сравни картинки"

"Найди пару каждому предмету"

"Найди такой же вертолет,как в облачке"

"Расставь значки в фигурах в соответствии с образцом"

"Лабиринты"

"Раскрась фигуры в соответствии с образцом"

10. Кратковременная речевая память (удержание и воспроизведение словесной информации),
11. Кратковременная речевая память (удержание и воспроизведение зрительной информации),
12. Тревожность (реакция мобилизационной готовности в неопределенных и меняющихся ситуациях),
13. Физиологическая энергия (характеризует работоспособность и энергетический баланс организма),
14. Настроение (фоновое эмоциональное состояние), хорошо, если у ребенка преобладает положительное настроение.
15. СамооценкаВажно, что бы ребенок относил себя к хорошим людям.
Успехов Вам и творческих сил в воспитании детей!

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание у детей подготовительной группы интереса к школе Конспект совместной деятельности педагога-психолога с детьми подготовительной группы "Путешествие в Обучение грамоте детей 5-6 лет Советы родителям будущих первоклассников

Похожие статьи:

Интеллектуальное развитие детей 5, 6, 7 лет

Развивающие задания для детей 5, 6 лет

Дошкольникам о временах года

Как подготовить руку ребёнка к письму

Настольная дидактическая игра для детей 4-8 лет «Звуковое домино»

Игры и упражнения, направленные на коррекцию детских страхов | Проект для детей подготовительной группы
Опубликовано: 785 дней назад (15 октября 2014)
Просмотров: 6678
Рубрика: Консультации
+9
Голосов: 9
Татьяна Владимировна Воронова # 15 октября 2014 в 13:12 0
Очень интересная и довольно познавательная статья. Молодым родителям она непременно пригодится.
Волкова Гульзифа Сагымбаевна # 15 октября 2014 в 16:41 0
Статья мне очень понравилась .Кое-что я непременно использую в своей работе .
Татьяна Николаевна Петрова # 15 октября 2014 в 18:39 +1
Здравствуйте, Марина Ивановна! Ваша консультация очень полезна для родителей. Ведь многие родители считают, что если ребёнок умеет считать и читать, то он вполне готов к школе. Про психологическую готовность многие родители даже не знают. Очень хорошо, что родители сами могут продиагностировать ребёнка, увидеть его проблемы, помочь ему подготовиться к школе. Такие консультации можно предлагать родителям уже старшей группы Спасибо!
Ирина Валерьевна Цуркану # 15 октября 2014 в 18:44 0
Здравствуйте Марина Ивановна, очень интересная и содержательная консультация, с отличным демонстрационным материалов. С Вашего разрешения, возьму себе на заметку. Примите мой голос!
Наталья Сергеевна Терентьева # 16 октября 2014 в 12:18 0
Очень хорошая консультация. Содержит не просто словесные упражнения, но очень хорошие демонстрационные материалы. Сегодня с сыном, ему 6 лет, будет чем заняться вечером. Спасибо.
Елена Борисовна Лисицына # 20 октября 2014 в 15:32 +1
Спасибо, мне как педагогу дефектологу очень понравился ваш материал. Раскрыты все психические процессы, грамотно подобран материал. Удачи в работе.
Надежда Николаевна Бузыкина # 27 октября 2014 в 14:32 +1
Здравствуйте уважаемая Марина Ивановна! Затронутая Вами тема для консультации родителей "Психологическая готовность к школе", очень интересно и актуальна, так как предложенные в ней упражнения для развития познавательных процессов помогут родителям подготовить их детей к школьному обучению, что не маловажно для первых дней ребенка в школе, и будет способствовать хорошей адаптации первоклассников в школе. Дальнейших вам успехов. С уважением Надежда Николаевна.
Татьяна Евгеньевна Головунина # 28 октября 2014 в 16:01 +1
Здравствуйте, Марина Ивановна.Спасибо большое за интересный наглядный материал, обязательно воспользуюсь.
Людмила Владимировна Шарыпова # 31 октября 2014 в 18:56 0
Здравствуйте Марина Ивановна! Интересный подбор методик, который могут использовать не только родители, но и учителя при отборе детей в первый класс. Сегодня распечатала ваш материал будет чем занятся с сыном. Примите мой голос.
Зауреш Кинадьевна Кушенова # 13 ноября 2014 в 22:44 0
Здравствуйте, Марина Ивановна! Очень актуальная тема. Данная консультация необходима родителям первоклассников и учителям, принимающих детей в 1 класс. Ведь в 1 класс приходят дети, психологически не готовые к школе, я с этим столкнулась. Вы раскрыли психические процессы, дали конкретные советы, упражнения для развития познавательных процессов. Очень интересные игры с демонстрационным материалом. Только хотелось бы узнать о результатах обследования.Наверное, после обследования по данной методике Л.А.Ясюковой, были выявлены уровни готовности детей данной группы.
Ирина Александровна Егорова # 22 ноября 2014 в 19:20 0
Здравствуйте, Марина Ивановна! Вы затронули в своей консультации всегда актуальную, злободневную тему подготовки детей к школе. Материал изложен конкретно,лаконично. Очень подробно показана методика обследования детей, за что отдельное спасибо. Данный материал поможет педагогам и родителям не только проверить, но и продолжить работу по совершенствованию у ребенка тех качеств, которые недостаточно развиты.
Ольга Николаевна Киселева # 1 декабря 2014 в 20:34 0
Здравствуйте, я ваша коллега и очень рада с вами познакомиться. В вашей консультации собран хорошо иллюстрированный материал, позволяющий продиагностировать ребенка подготовительной к школе группе. Но из практики мало кто из родителей пользуется такими рекомендациями. Поэтому учителя с каждым годом сталкиваются с большими проблемами, касающимися психологической готовности ребенка к школе. Мы используем в своей работе более действенные методы показываем родителям, что будет с ребенком, если у него не будут сформированы те или иные качества, способствующие успешной подготовке к школьному обучению. Сегодня родителям легче всего водить ребенка в школу дошкольника, нанимать репетиторов, чтобы кто-то за них подготовил ребенка к школе. Ваша работа заслуживает высокой оценки. Вам голос.
Татьяна Еруслановна Тягина # 2 декабря 2014 в 18:57 0
Доброго времени суток, Марина Ивановна. Очень полезный материал как для родителей, так и для педагогов. Я выпускаю детей в этом учебном году, обязательно воспользуюсь вашим материалом для работы с родителями. Желаю Вам удачи и творческих успехов в работе.
Татьяна Еруслановна Тягина # 5 декабря 2014 в 20:26 0
Доброго времени суток, Марина Ивановна. Очень полезный материал как для родителей, так и для педагогов. Я выпускаю детей в этом учебном году, обязательно воспользуюсь вашим материалом для работы с родителями. Желаю Вам удачи и творческих успехов в работе. Вам голос.
Ирина Алексеевна Кушнарева # 28 апреля 2015 в 22:29 0
Добрый вечер, Марина Ивановна. Очень содержательная консультация. Как раз подбирала материал на родительское собрание по теме "Готовность детей к обучению в школе". И вступительная беседа, и наглядность - просто супер. Желаю ВАМ творческих успехов. Примите мой голос.