Конкурсы для педагогов и детей

Практическое занятие для педагогов ДОУ. Снижение уровня тревожности у детей дошкольного возраста

Практикум для педагогов ДОУ
Автор: Щипицина Марина Ивановна, педагог-психолог, МБДОУ «Савинский детский сад», д. Савино, Пермского края, Карагайского района.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект занятия, разработанный для педагогов по теме «Снижение уровня тревожности у детей дошкольного возраста». В настоящее время очень важно и актуально обучить воспитателей способам оказания помощи детям с нарушениями в эмоциональной сфере, в данном случае тревожным.

Цель: Обучение педагогов методам и приемам оказания адресной помощи тревожным детям.
Задачи:
1. Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.
2. Развивать у педагогов профессиональную рефлексию.

Ход занятия
Приветствие.
Добрый день, уважаемые педагоги, тема нашей встречи с вами сегодня «Снижение уровня тревожности у детей дошкольного возраста»
1. Информационная часть. Что такое тревожность.
Высокая тревожность свидетельствует о том, что ребенок не может адекватно справляться с возникающими жизненными трудностями и находится в состоянии эмоциональной дестабилизации.
Причины высокой тревожности кроются во взаимоотношениях со взрослыми в детском саду и дома. Особенно значительной оказывается позиция матери. Если ребенок не чувствует эмоциональный контакт, дающий ребенку поддержку, заботу и защищенность. А чувствует только авторитарное давление, завышенные требования от мамы, он старается «спрятаться», «закрыться», думает, что он плохой, ничего не умеет. Поэтому очень важно для ребенка создать условия такие условия, чтобы он чувствовал себя комфортно, для этого вы можете использовать данные рекомендации:
1. Хвалите ребенка даже за незначительный успех.
2. Спрашивайте ребенка в середине занятия.
3. Избегайте заданий на ограниченное время, особенно заданий с необходимостью выбирать правильный ответ из нескольких приведенных.
4. Сравнивайте результаты ребенка только с его собственными результатами (неделю месяц назад)
5. Предъявляйте адекватные возможностям ребенка требования.
6. Используйте на занятиях визуальную поддержку.
7. Перед началом занятия выполняйте с детьми упражнения
на снижение тревожности.
8. Снижайте количество замечаний.
9. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
10. Наказывая ребенка, не унижайте его.

Выявить детей с высоким уровнем тревожности можно с помощью метода наблюдения и с помощью теста Теммл–Дорки - Амен
2. Практическая часть. Как помочь тревожному ребенку.
Передавая мяч по кругу, постарайтесь ответить на вопрос: как и какую вы можете оказать помощь детям в группе с высоким уровнем тревожности?
Специалисты в области психологии предлагают проводить работы с тревожными детьми в трех направлениях, это:
1. Повышать самооценку
2. Обучать ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
3. Снимать мышечное напряжение.

Для повышения самооценки можно использовать различные игры и упражнения, в некоторые из них мы с вами поиграем.
Первая игра называется «Закончи предложения», она поможет детям повысить свою самооценку и адекватно себя оценивать. Сейчас я буду передавать вам ручку по кругу и начинать предложение, а вы должны назвать окончание, пришедшее вам на ум. Все предложения будут касаться только вас, а при использовании этой игры в группе с детьми, будут касаться ребенка. Одни и те же "начала" могут прилетать несколько раз, но придуманные "окончания" должны различаться. А теперь продолжите предложение со словами: "Я умею...", (отвечают все по кругу). Следующие круги - "Я могу...", "Я хочу научиться...".
Следующая игра "Подари карточку"
Напишите на листочках по пять положительных качеств человека.
В группе, вместе с детьми нарисуйте карточки с пиктограммами, обозначающими различные положительные качества. С детьми необходимо обсудить, что означает каждая пиктограмма. Например, карточка с изображением улыбающегося человечка может символизировать веселье, с изображением двух одинаковых конфет - доброту или честность. Каждому ребенку выдается 5-8 карточек.
По моему сигналу закрепите на спине своих коллег все карточки. Прикрепляйте карточку тому, кто обладает этим качеством.
А теперь снимем ваши карточки со спины, и по желанию, прочтем, что у вас получилось. Не у всех играющих оказывается много карточек, но при повторении игры и после обсуждения ситуация меняется.
Дети с высоким уровнем тревожности всегда находятся в состоянии напряжения физического и психоэмоционального, поэтому очень важно в группе проводить релаксацию, использовать прослушивание музыки, например «Звуки природы: у ручья, пение птиц», использовать рисование красками - помогает расслабиться и успокоиться зеленый, голубой цвета, рассматривание картин с преобладанием этих цветов.
Давайте мы тоже немного отдохнем и расслабимся под спокойную музыку.
Релаксация «Ласковый дождик». Звучит тихая спокойная музыка.
Предлагаю вам расположиться как можно удобнее, положить голову на руки, постараться расслабить все тело. Слушайте меня внимательно. Представьте, что сейчас за окнами не зимний, снежный и морозный вечер, а весеннее свежее утро. Мы с вами расположились на уютной полянке. Высоко в небе щебечут весенние птицы. Над нами порхают разноцветные бабочки. Мы чувствуем, что воздух наполнен свежими ароматами цветущих трав. Вдруг на солнечном майском небе появилась тучка, начался дождик. Но не пугайтесь — он очень ласковый, теплый и добрый. Постарайтесь лежать неподвижно. Вы наверняка почувствуете его прикосновение. (Подходит к каждому ребенку и поглаживает его по спине и голове.) А теперь потихоньку открываем глазки и возвращаемся в наш кабинет! Спасибо! Упражнение окончено.
Предложите детям после релаксации заняться чем-нибудь спокойным. Можно детям сделать друг другу массаж.
Для снятия психоэмоционального и физического напряжения поможет психогимнастика, упражнение называется «Разминка»
Встанем в круг, повторяйте, пожалуйста, за мной движения. Подняли вверх левую руку, теперь правую, потянулись на носочках вверх, опустились, опустили руки вниз. На счет "раз" — перекатились на пяточки — руки поставили на пояс, на счет «два» — на носок и руки вверх, и назад! Прыгнули на месте. Молодцы! А теперь встали ровно — руки вытянули вперед, развели в стороны, помахали пальчиками. Глубокий вдох-выдох. Возвращаемся на места!
Следующее упражнение поможет себя контролировать, называется «Возьми себя в руки»
Как только вы почувствуете, что забеспокоились, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхватите ладонями свои локти, сильно прижмите руки к груди — это поза выдержанного человека.
Прощание.
На этом наша встреча заканчивается, давайте подведем итог занятия. Передавая наш волшебный карандаш, пусть каждый выскажет свое мнение: «Что понравилось? Что не понравилось?», «Как вы полученные знания будете использовать на практике?» др.
Я была очень рада встрече с вами, до свидания.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект практического занятия с педагогами. Вербальные средства общения Конспект психологического практикума для педагогов. Осознание себя и других Педагогический краткосрочный проект для детей старшей - подготовительной группы Педагогический совет в детском саду. ФГОС в практику ДОО
Игры для развития визуального мышления у детей 5-7 лет | Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшей группы
Опубликовано: 634 дня назад (10 марта 2015)
Просмотров: 2085
+7
Голосов: 7
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 10 марта 2015 в 21:12 +1
Марина Ивановна, благодарю вас за приглашение познакомиться с опытом вашей работы, которым воспользуются многие педагоги, работающие в ДОУ, да и не только. Некоторую информацию и для себя взяла на заметку. Очень похвально, что вы неравнодушны к своей работе, тому подтверждение предложенный на наш суд материал. Желаю вам успехов в работе! Голос ЗА!
С уважением, Т.Н.
Марина Ивановна Щипицина # 10 марта 2015 в 21:32 0
Спасибо большое, Татьяна Николаевна, smile за комментарий!
Ираида Витальевна Старцева # 10 марта 2015 в 21:44 0
Очень понравились игры.. Материал представленный вами будет полезен и понятен не только педагогам, но и родителям.
Светлана Викторовна Кочеткова # 10 марта 2015 в 21:54 0
Добрый вечер, Марина Ивановна. Спасибо за приглашение. Очень нужный материал изложен в вашей разработке. Я бы даже сказала, необходимый. Спасибо вам, почерпнула много нового. Возьму на вооружение. Спасибо за ваш труд.
Елена Павловна Афанасьева # 11 марта 2015 в 02:57 +1
Здравствуйте, Марина Ивановна! Ваш материал очень полезен, доступен не только для педагогов, но и для родителей. К сожалению, в наше время тревожных детей все больше и больше. И ваш материал очень актуален. Через игры можно добиться очень многого: развить, научить, воспитать и конечно же, провести коррекцию. В игры, которые вы предлагаете в своем материале,можно играть и в группе, и в семье. И рекомендации, и упражнения -грамотные, изложены доступно. Уверена, что педагоги, родители будут использовать этот материал в своей практике. Спасибо. Голосую ЗА!
Татьяна Васильевна Ермина # 11 марта 2015 в 10:39 +1
Здравствуйте, Марина Ивановна!Вы взяли очень актуальную тему. Сейчас много гиперактивных детей, "неспокойных" родителей, а педагогическая работа требует спокойствия и стрессоустойчивости. В вашем материале много практических заданий, которые интересно выполнять. Спасибо!
Светлана Ивановна Мальцева # 11 марта 2015 в 14:42 0
Здравствуйте, Марина Ивановна! Обязательно возьму на заметку рекомендации по созданию комфортных условий для ребенка. И конечно же, игры и упражнения, практические задания. Ваш материал актуален, полезен, доступно изложен. Спасибо.
Елена Николаевна Васильева # 11 марта 2015 в 19:32 0
Марина Ивановна! Благодарю за работу. С любовью Елена.
Валерий Григорьевич Вершинин # 11 марта 2015 в 19:52 0
Уважаемая Марина Ивановна! Ваша статья очень нужна и педагогам, и семье. Как нелегко определить причину непослушания и тревоги ребёнка! Ваш материал помогает разобраться в этом вопросе.+1 голос, беру на заметку. Спасибо!
Сидорова Зоя Григорьевна # 12 марта 2015 в 21:01 0
Марина Ивановна! Ваша публикация актуальна и необходима. Действительно, тревожность детей в последнее время возросла и педагогам необходимо знать и уметь снизить её, вовремя заметить это, уметь управлять настроением детей, вовремя оказать помощь тревожным детям. Спасибо, что поделились с нами своими наработками, удачи Вам! Голос!
Зоя.