Конкурсы для педагогов и детей

Проблемы школьного образования на каждой ступени обучения

«Лучший подход к любой проблеме –
это подход с твердым намерением ее решить»
  Том Бернс.
О необходимости изменений в системе российского образования говорят вот уже более десяти лет.
Если проанализировать темы публикаций, семинаров, круглых столов, то можно выделить три основные группы обсуждаемых проблем:
    1. Кого учить и во имя чего? Как учить всех?
    2. Чему учить и кто это будет делать?
    3. На какие средства все это делать?
  Учить всех всему одинаково неправильно! Психологи утверждают, что только 7% одаренных, талантливых людей, которые обеспечат прогресс. Именно они должны получить элитарное образование. 45% способны знания преобразовать в умения, и около 50% дисциплинированные исполнители.

Надо признать, что широко обсуждаемая проблема разгрузки содержания, решение которой могло бы ответить на вопрос как учить всех?, на сегодняшний день не решена, сохраняется и знаневая составляющая образования, ориентация на ЗУНы, а не на развитие индивидуальности ребенка. Конечно, формирование ЗУНов дает непосредственный, быстрый, легко фиксируемый результат, формирование личности ребенка – длительный, многотрудный процесс, дающий не быстрые и не прямые результаты в легко измеряемых категориях.

Другой серьезной проблемой школьного образования является проблема отношений. Ребенок в школе – объект воздействия, ведь многие из нас считают, что если бы не наши требования и наказания за неисполнение, поощрения за исполнительность, то вырастут разболтанные, ленивые, неисполнительные, безответственные люди.

Думаю, что в этой связи есть необходимость еще и еще раз обратиться к разработанным в педагогике идеям сотрудничества, сотворчества, идеям личностно ориентированного обучения, идеям компетентностного подхода в обучении. Сегодня это надежда на реализацию деятельностного подхода в рамках реализации новых образовательных стандартов.

О технологиях обучения мы говорили много, методические темы учителей связаны с применением информационных, исследовательских, проектных технологий, ко многим из них уже нет приставки «новые» технологии.

Но думаю, что эти самые новые-старые технологии мы применяем от случая к случаю, что рабочие программы нами не достаточно переработаны с учетом возможностей активных форм обучения, использования технических средств, компьютерных технологий и их программного обеспечения. В одной из статей журнала «Директор школы» опубликованы выдержки из фантазий обычных учеников на тему «Школа будущего». «Школа станет такой, что в ней дети не будут уставать совсем. Сейчас мы устаем на скучных уроках. Школа будущего – это школа Интереса. А когда человеку интересно – он не устает, ведь чаще всего человек устает не от объема сделанной работы, а от непонимания, зачем он эту работу делает».        Здесь есть над, чем подумать и поразмышлять.

Общей проблемой, даже бедой современного образования остается отношение к здоровью детей и здоровому образу жизни. Специалистами определены факторы, отрицательно влияющие  на здоровье школьников:
1. Стрессовые факторы авторитарной педагогики;
2. Несоответствие применяемых методик реальным возможностям детей;
3. Ранее начало систематического обучения
4. Недостаточная психолого-физиологическая образованность педагогов и родителей и др.

Наше стремление дать детям как можно больше информации, нагрузить домашней работой, расписать занятия в каникулярное время, утверждать, что только мой предмет важнее всех на свете – это, прежде всего непонимание того, что только здоровье является гарантом полноценного развития ребенка. Интересная статистика: ученику основной школы для добросовестного выполнения всего объема домашней работы в неделю необходимо 168 часов! Делим на 24 часа, получается 7 дней. И будь здоров современный школьник!
Сегодня  много говорят и пишут о слабой роли школы в воспитании будущего поколения России, нравственного, духовного поколения. Пока власти, общество ищут национальную идею, определяют ценностные ориентации и установки, молодежь демонстрирует аполитичность, толерантность в отношении курения, алкоголя, наркомании, появилось еще одно слово «гедонизм» - желание получать удовольствия.      Тревожно то, что для части молодых людей – это стержень жизненной философии. Полагаю, что необходимо вернуться к основам организации воспитательной работы, искать более эффективные формы работы с классным коллективом, отдельным ребенком. В каком бы направлении не шли наши поиски, думаю, что идейной основой всей нашей работы должны стать выработанные и проверенные многовековой практикой принципы гуманизма и как это не пафосно звучит, но именно признание человека в качестве высшей ценности обеспечит качественно новый результат этой работы.

Уже с конца 2005 года уже многим стало понятно, что реформы образования в основном связаны с решением экономических проблем. Заголовки статей говорят сами за себя «Российское образование ждут колоссальные потрясения», «Зачем из школы делают доходный дом?», «Экономисты правят бал» «Пути оптимизации образования» и многие др. Суть одна – эффективность расходования бюджетных средств. Отсюда новое понятие: школа – центр оказания образовательных услуг населению, создание школ-гигантов, подушевое финансирование, новая форма оплаты труда учителя, эффективный контракт, изменения в организационно-правовой форме учреждений образования, попечительские советы и т.д.
Вот такие проблемы, и каковы же выводы:
1. Каждый ребенок уникален, учить надо всех;
2. Образование детей – дело непростое, требующее от нас педагогов терпения, постоянного поиска, большого желания заниматься этим делом;
3. В условиях конкуренции на рынке образовательных услуг педагогическому коллективу надо научиться определять перспективы своего развития.
Успех решения этих проблем во многом зависит от того насколько мы понимаем необходимость изменений образовательного процесса на каждой ступени обучения.

Рекомендуем посмотреть:

Новости образования. ЕГЭ и видеокамеры Новости образования. ЕГЭ 2014 года Новости образования. Школьная форма От дошкольного к школьному образованию. Особенности организации образовательного процесса в начально

Похожие статьи:

Новости образования

От дошкольного к школьному образованию. Особенности организации образовательного процесса в начальной школе
Опубликовано: 1010 дней назад (4 марта 2014)
Просмотров: 2173
+1
Голосов: 1
Юлия Андреевна Каштанова # 4 марта 2014 в 13:30 0
Спасибо!Очень полезный совет!
Ольга Михайловна Подгорных # 23 марта 2014 в 03:24 0
Со многим соглашусь, со многим - нет! Согласна, что образование все больше и больше становится коммерческим, а заведующие и директора - менеджерами, но ведь быть не должно! наше Советское образование всеми признавалось самым успешным, потому что учило детей задумываться, а теперь зачем ему учиться, если родители могут купить ВСЕ!