Конкурсы для педагогов и детей

Организация развивающей предметно-пространственной среды в музыкальном зале по ФГТ в ДОУ

Организация развивающей предметно-пространственной среды в музыкальном зале в контексте федеральных государственных требований.
Автор: Шатохина Рита Вячеславовна музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №6 г. Калининска Саратовской области». Предлагаю Вашему вниманию материал «Организация развивающей предметно-пространственной среды в музыкальном зале ДОУ» данный материал будет полезен музыкальным руководителям ДОУ.
Цель: описание развивающей предметно-пространственной среды в музыкальном зале.
Задачи: организовать развивающую предметно-пространственную среду в музыкальном зале с учётом федеральных государственных требований.
Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы дошкольного образования, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования.
Интегративным результатом реализации условий является создание развивающей образовательной среды, соответствующей целому ряду требований. Воспитание ребёнка дошкольного возраста происходит в деятельности ребёнка, поэтому важнейшим условием для обеспечения этой деятельности можно считать создание предметно развивающей среды.
Развивающая предметно-пространственная среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание развития его духовного нравственного облика. Это такая организация окружающего пространства, которая даёт возможность ребёнку реализовать себя в различных видах деятельности. Предметно-развивающая среда в музыкальном зале имеет свои особенности, связанные со специфической направленностью образовательной области «Музыка».
Музыкальный зал в МБДОУ Детский сад №6 г. Калининска Саратовской области - это большое, светлое, специально оборудованное помещение. Музыкальный зал – это визитная карточка детского сада.

В музыкальном зале проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения, спортивные мероприятия для детей, сотрудников и родителей воспитанников ДОУ.

Организация пространства в музыкальном зале произведена с учётом требований СанПиНов и правил противопожарной безопасности.
Пространство музыкального зала условно разделено на три зоны: рабочую, спокойную и активную. Рабочая зона музыкального зала подразумевает продуктивную деятельность в контексте интеграции с другими образовательными областями: например «Художественное творчество». В рабочей зоне ребёнку предоставляется возможность выразить свои эмоции с помощью кисти, красок, пластилина, цветной бумаги и прочих материалов для изобразительной деятельности.

Такая зона нужна не на каждом музыкальном занятии, чаще она востребована на комплексных тематических и интегрированных занятиях. Поэтому предусмотрена возможность её быстрой организации.
Основными зонами музыкального зала являются активная зона и спокойная зона.
Активная зона в музыкальном зале – это большое свободное пространство для движения под музыку, подвижных и музыкально дидактических игр для развития чувства ритма, для танцевально-ритмических упражнений, игрового музыкально-двигательного творчества. В активной зоне зала есть ковёр, который предназначен для активной деятельности детей сидя и лёжа на полу.

Технические средства обучения смонтированы вне доступа детей.
Спокойная зона музыкального зала самая важная и значимая для музыкального воспитания. В этой зоне осуществляются важнейшие виды музыкальной деятельности – восприятие музыки и пение. Оборудование спокойной зоны состоит из музыкального инструмента фортепиано, пространства, где дети могут сидеть на стульях или стоять, мольберта для наглядного материала, стеллажа.

В данной зоне соблюдается основной принцип организации предметно развивающей среды «глаза в глаза», дети располагаются справа от музыкального руководителя.

Здесь же оборудованы стеллажи, на которых располагаются детские музыкальные инструменты, соответствующие каждой возрастной группе. Стеллажи открытые и удобные для осуществления отбора игрового оборудования для НОД, индивидуальной и подгрупповой работы с детьми. Организация предметно-развивающей среды осуществляется:
по видам музыкальной деятельности и с учётом интеграции образовательных областей.
Музыкальная деятельность дошкольников была интегрированной всегда. В приведённой ниже таблице представлена интеграция образовательной области «Музыка» с другими образовательными областями в свете современных требований:
Образовательные области.
«Физическая культура». Развитие физических качеств процессе музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений как сопровождения в зарядке и на физкультурных занятиях.
«Здоровье». Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни через музыкально-игровые образы, релаксация.
«Коммуникация». Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.
«Познание». Расширение кругозора детей в области музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества.
«Социализация». Формирование представлений о музыкальной и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
«Труд». Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
«Художественное творчество». Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.
«Чтение художественной литературы». Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений, сочинение простых опер на сюжеты известных сказок.
«Безопасность». Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.
В каждом виде музыкальной деятельности используется оборудование, с помощью которого осуществляется интеграция образовательных областей.
1.Восприятие музыки. Происходит во всех зонах музыкального зала. Инструмент (фортепиано). Репродукции картин или – иллюстрации. Набор детских музыкальных и шумовых инструментов- (шумовые инструменты изготовлены из бросового материала совместно с родителями).
Мультимедийное оборудование, (презентации).
Разнообразные атрибуты для танцевально-ритмических движений, активное слушание в движении с соответствующими атрибутами – лентами, султанчиками, колокольчиками, платочками.
«Познание». «Художественное творчество».«Социализация» и «Труд».
2.Развитие певческих способностей.
Происходит в спокойной зоне, сидя на стуле или стоя возле инструмента. Исключается активное движение детей во время пения.
Дидактический материал в виде карточек со значками.
Лёгкие предметы (листочки из органзы, снежинки из салфеток, которые можно сдуть с ладошек).
Предметы пальчикового или плоскостного театра для драматизации по тексту песни.
Набор детских музыкальных или шумовых инструментов.
Мультимедийное оборудование (презентация песни).
«Коммуникация» (развитие речи). «Здоровье». «Социализация».«Труд».
«Познание».
3.Музыкальное движение. Происходит в активной зоне.
Игрушки для танца.Атрибуты для создания сказочного игрового образа
Предметы для музыкально-спортивных композиций (мячи, обручи и тд.)
Мультимедийное оборудование (мнемотаблицы).
«Социализация».«Чтение художественной литературы».
«Физическая культура».
4.Элементарное музицирование.
Происходит в спокойной и в активной зоне, сидя на стуле, стоя возле инструмента, двигаясь в танце или выполняя музыкально-ритмическое упражнение.
Набор музыкальных инструментов, соответствующих возрасту детей, в том числе звуковысотные. Игра в оркестре.
Дидактический материал по теме «Инструменты симфонического оркестра», «Народные инструменты»- интеграция в область;
Мультимедийное оборудование (демонстрация различных инструментов и их звучания) – интеграция в области.
«Коммуникация». «Познание». «Социализация»
5.Детское творчество.
Происходит во всех зонах музыкального зала. Поскольку детское творчество невозможно в дошкольном детстве выделить в отдельный вид музыкальной деятельности, то и говорить о нём необходимо в связи с основными видами музыкальной деятельности.
Атрибуты для создания сказочного игрового образа;
Музыкальные инструменты;
Набор «Куклы-перчатки» для показа, кукольного спектакля, детская ширма, домик;
Костюмы и атрибуты различных персонажей.
«Художественное творчество», «Познание», «Коммуниация».
Особенность творческих проявлений детей дошкольного возраста состоит в том, что никогда не знаешь, чего ожидать от ребёнка. Педагогическое мастерство музыкального руководителя проявляется в том, чтобы с помощью собственного творчества, фантазии, смекалки сподвигнуть ребёнка не на копирование взрослого, а на выражение собственной ндивидуальности. Наличие в ДОУ специально оборудованного музыкального зала даёт практически неограниченные возможности в плане интеграции образовательных областей.

Рекомендуем посмотреть:

Картотека музыкального руководителя детского сада Развитие вокально-хоровых на выков на музыкальных занятиях в детском саду Особенности слуха и голоса дошкольников Кластерное пение
8 марта в детском саду. Сценарии совместных праздников с родителями детей 2-3 лет и 5 - 6 лет | Праздник осени в старшей группе ДОУ
Опубликовано: 501 день назад (27 июля 2015)
Просмотров: 4685
+6
Голосов: 6
Елена Горбунова # 27 июля 2015 в 20:40 +2
Добрый вечер, Маргарита! Вами представлена интересная информация об организации развивающей предметно-пространственной среды в музыкальном зале, яркие фотографии. Организация пространства в Вашем музыкальном зале даёт возможность ребёнку реализовать себя в различных видах деятельности, соблюдаются требования СанПиН, приятное цветовое сочетание стен. Смущает только упоминание образовательных областей в контексте ФГТ, а сейчас уже больше года как ФГОС ДО.
Надежда Викторовна Околот # 27 июля 2015 в 22:02 +1
голос! Очень интересный опыт!
Софья Владимировна Юхнина # 28 июля 2015 в 10:33 +1
Маргарита, здравствуйте! Меня, как музыкального руководителя, заинтересовал Ваш материал: "Организация развивающей предметно-пространственной среды в музыкальном зале", но удивило продолжение в контексте с ФГТ. Мы уже второй год внедряем ФГОС. Предметно-пространственной развивающей образовательной среде во ФГОС уделяется огромное значение. Думаю, Вам можно немного подредактировать свою работу. Оценивая Ваш опыт, мне захотелось продемонстрировать свою развивающую среду в ДОУ, выйду из отпуска, обязательно займусь. А пока примите мой голос в Вашу копилочку! УДАЧИ!!!
Наталья Валентиновна Моисеева # 28 июля 2015 в 14:17 +2
Уважаемая, Рита Вячеславовна, Ваша работа называется "...в контексте федеральных государственных требований. Позвольте заметить, что ФГТ успели смениться ФГОС, где требования к предметно развивающей среде иные. Образовательной области "Музыка", как Вы преподносите читателям с таким названием нет. В отличае от ФГТ, где предусматривалось 10 образовательных областей, сейчас всего 5 образовательных областей по ФГОСам и музыка относится к образовательной области "Художественно-эстетическое развитие". По описанию вашего материала осмелюсь сказать, что Вы пользуетесь устаревшей литературой, тем самым вводя в заблуждение многих наших коллег. Все перечисленные Вами образовательные области, несомненно, существуют, но названы иначе и мы с Вами должны идти в ногу со временем. Советую Вам брать за основу своих работ ФГОС. Удачи.
Оксана Политичка # 29 июля 2015 в 16:48 0
Согласна с предыдущим высказыванием.
Тринёва Светлана # 20 октября 2015 в 20:02 0
Красивый светлый зал, действительно, визитная карточка ДОУ, а ФГТ просто недоразумение...