Конкурсы для педагогов и детей

Внеклассное мероприятие в 9 классе на тему: Великая Отечественная война

Внеклассное мероприятие в 9 классе (интегрированное: литература, музыка, история)
Тема: «Никто не забыт, ничто не забыто…» (тема Великой Отечественной войны в лирике поэтов 20 века и в песнях)
Цель: познакомить учащихся с героическими страницами русской истории, поэзии и музыки времен Великой Отечественной войны.
Задачи:
Образовательная – познакомить школьников с военной поэзией, дать представление о поэтах, работавших в рамках указанного направления, осветить основные события 1941-1945гг, показать взаимосвязь поэзии музыки с историческими событиями.
Развивающая – продолжить развитие навыков выразительного чтения, анализа текста лирического произведения.
Воспитывающая – воспитание чувства патриотизма, уважения к ветеранам.
Оборудование:
• Иллюстрации.
• Выставка книг о Великой Отечественной войне.
• Компьютер.
• Мультимедиапроектор.
Ход мероприятия
1. Организационный момент(3 мин.)
Приветствие, сообщение целей.
2. Основной этап (55 мин.)
Вступительное слово учителя истории о трагических военных событиях 1941-1945 гг., ученики составляют план по рассказу учителя, заполняют технологические карты в группах «Основные периоды Великой Отечественной войны и их события» по плану:
• Дата
• Основные направления военных действий
• Итоги

Великая Отечественная война – одна из составных частей Второй мировой войны – продолжалась с 22 июня 1941 по 9 мая 1945 г. В ходе войны можно выделить 3 периода:
1) начальный период (22 июня 1941 – ноябрь 1942 г.) – отступление Красной Армии, Московская битва;
2) коренной перелом (ноябрь 1942—конец 1943 г.) – Сталинградская битва, Курская битва, битва за Днепр, перелом в экономике, подъем партизанского движения;
3) заключительный период (начало 1944 – май 1945 г.) – освобождение СССР, освобождение стран Европы, Берлинская операция, безоговорочная капитуляция фашистской Германии. Война началась рано утром 22 июня 1941 г. Первыми на себя удар приняли пограничники. Навсегда вошла в историю героическая оборона Брестской крепости. Почти месяц защитники крепости отвлекали на себя целую фашистскую дивизию. До декабря 1941 г. Красная Армия потеряла до 7 млн солдат и офицеров, несколько миллионов оказалось в немецком плену. Наиболее длительной была оборона Севастополя – 250 дней. Еще в августе 1941 г. противник установил блокаду Ленинграда, продолжавшуюся до января 1944 г. Крупным событием в августе – сентябре 1941 г. стало Смоленское сражение, во время которого начали действовать соединения реактивных минометов («Катюши»). Битва за Москву является крупнейшим событием начального периода войны. Она проходила с конца сентября 1941 по февраль 1942 г. По плану «Тайфун» на Москву наступала самая мощная группировка фашистских войск, ставившая целью расчленить советские армии и, не допуская отхода к Москве, уничтожить их. К концу ноября немцы подошли к Москве на расстояние 25–30 км. Ценой неимоверных усилий 5–6 декабря 1941 г. Красная Армия перешла в наступление, которое продолжалось до конца января 1942 г. Обороной Москвы и контрнаступлением советских войск руководил Г. К. Жуков. По всему фронту от Твери до Ельца враг был отброшен на 100–150 км от Москвы. В середине лета 1942 г. враг вышел к Волге, началась Сталинградская битва (17 июля 1942 – 2 февраля 1943 г.). С ноября 1942 по ноябрь – декабрь 1943 г. стратегическая инициатива прочно перешла в руки советского командования, Красная Армия перешла от обороны к стратегическому наступлению, поэтому данный период войны получил название коренного перелома. Коренной перелом, начатый под Сталинградом, был завершен в ходе Курской битвы и сражениях за р. Днепр. В январе1944 г. советские войска при активном участии партизан разгромили крупную немецкую группировку под Ленинградом и Новгородом, окончательно сняв 900-дневную блокаду Ленинграда. С 16 апреля по 2 мая 1945 г. проходила заключительная Берлинская операция. В пригороде Берлина Карлсхорсте 8 мая 1945 г. представители немецкого командования подписали акт о безоговорочной капитуляции. 9—11 мая советские войска завершили войну. Общие потери населения СССР оцениваются современными историками в 27 млн. человек, из них невосполнимые потери в действующей армии – 10 млн. человек.
Учитель: прошу почтить память павших на полях сражений Минутой молчания.
Слово учителя литературы: Русский народ, несомненно, не хотел войны, разрухи, несчастий. Агрессором выступила фашистская Германия во главе с А.Гитлером
Ученик читает стихотворение Е.Евтушенко «Хотят ли русские войны?» наизусть и проводит его краткий анализ:
У каждого народа есть свои отличительные особенности и национальные черты, которые выделяют его среди представителей других наций. Для русских людей такой чертой является природное миролюбие, желание жить спокойно и неконфликтно. Это подтверждается многими историческими фактами, ведь с момента основания Руси племена, ее населяющие, только и делали, что оборонялись от внешних врагов. Угроза вторжения на территорию России существует и по сей день, хотя все мы живем в цивилизованном мире. Существовала она и в 1961 году, в разгар «холодной войны» между СССР и США, когда Евгением Евтушенко было написано знаменитое стихотворение «Хотят ли русские войны?».
Задумка создать произведение, пронизанное духом пацифизма, родилась у поэта во время зарубежной командировки, когда Евтушенко смог на личном опыте убедиться, что русских людей за границей считают агрессорами и разжигателями вооруженных конфликтов. Поэтому автор предлагает за ответом на вопрос о том, хотят ли русские войны, обратиться к ним самим. «Спросите вы у тех солдат, что под березами лежат. И вам ответят их сыны, хотят ли русские войны», — отмечает поэт. Он подчеркивает, что русские действительно умеют воевать и готовы защищать свою родину, но им не нужна чужая земля, которая по сей день является предметом дележа. «Не хотим, чтобы опять солдаты падали в бою», — заявляет автор. С начала Великой Отечественной войны, которая унесла миллионы человеческих жизней, прошло всего 20 лет, и воспоминания об этих трагический событиях еще свежи в памяти людей. Поэтому Евтушенко убежден, что «и докер, и рыбак», «и рабочий, и батрак» будут единодушны во мнении, что война – это зло, которое следует обходить стороной. Следует отметить, что это стихотворение изначально задумывалось, как песня, музыку к которой написал Эдуард Колмановский. Однако данное произведение довольно долго находилось под запретом, так как по своему содержанию шло вразрез с линией партии. Советские чиновники посчитали, что само произведение лишено патриотизма и не способствует укреплению боевого духа солдат. Лишь в середине 60-х годов, когда Советский Союз открыто заявил о том, что берет курс на мирную внешнюю политику, песня не только вошла в репертуар ряда эстрадных исполнителей, но и была переведена на многие языки мира, записана на пластинки и представлена на международном конгрессе, посвященном разоружению и отказу от использования ядерного оружия.
Слово учителя литературы: Ужасно было начало войны. Во многих школах накануне прошли выпускные балы, после которых юноши и девушки шли защищать родину
Ученик читает стихотворение В. Лебедева-Кумача «Вставай, страна огромная» наизусть и история его создания.
24 июня 1941 года одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача «Священная война». Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ним музыку. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день был отведён на репетицию. И уже 27 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполнили пять раз подряд.
Исполнение песни «Вставай, страна огромная» хором под руководством учителя музыки.
Слово учителя литературы: 4 года шла война – это 1418 дней! 34 тысячи часов и 27 миллионов погибших людей! А мы живём в эпоху больших масштабов, мы привыкли к крупным цифрам, мы с лёгкостью, почти не задумываясь произносим .Тысяча километров в час, миллионы тонн сырья…Но 20 миллионов погибших. Вы представляете, что это такое? Если по каждому погибшему из 27 миллионов, в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать…32 года! 27 миллионов могил на 2,5 тысячи километров – это значит 7, 5 тысяч убитых на километр, 15 человек на каждые 2 метра земли!27 миллионов за 1418 дней – это значит, 14 тысяч убитых ежедневно, 600 тысяч человек в час, 10 человек в каждую минуту. Вот что такое 27 миллионов!
Подвиги и страдания народа отражены в поэзии военных и послевоенных лет.
Сообщение учеников о поэтах ВОВ:
Что говорят поэты о Великой Отечественной войне? Константин Симонов (1915 - 1979) – известный поэт, прошедший всю войну корреспондентом газеты «Красная звезда». В качестве военного корреспондента он переезжал с фронта на фронт, знал войну «изнутри».
В первые, особенно тяжелые месяцы войны, когда наши войска отступали с тяжелыми боями и большими потерями, оставляя врагу села и города, было написано стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», посвященное другу Симонова, поэту Алексею Суркову.
Алексей Сурков - автор тихой, проникновенной песни «Землянка». Это грустное, лирическое стихотворение выполняло функции боевой, воодушевляющей песни. Оно написано в ноябре 1941 года под Москвой, в землянке. Алексей Сурков не писал специально песню. Впрочем, он и стихотворения не писал – просто сложил письмо из наиболее пронзительных слов.
Лев Иванович Ошанин - генерал песни. Столь высокое звание ему присвоили солдаты, благодарный миллионный слушатель и исполнитель. Поэт с молодых лет любил армию и служил ей своим творчеством.
Перу поэта В.И. Лебедев-Кумач принадлежит текст песни «Священная война», вдохновляющая людей на подвиг во имя победы.
«Поэт и композитор — два равноправных творца песни, и чем теснее и теплее их содружество, тем лучше и продуктивней они смогут работать». «Надо писать песню так, чтобы самому хотелось ее запеть. Запевала должен начинать песню от самого сердца и петь ее со всей страстью и любовью — только тогда ее подхватит весь народ».
Слово учителя литературы: Наверное, в каждой российской семье есть кто-то, кто воевал на полях сражений ВОВ, а силы и мужество им придавала мысль о том, что дома их ждут любимые близкие люди.
Ученик читает стихотворение К.Симонова «Жди меня» наизусть и выполняет его анализ.
Всё стихотворение читается как письмо с фронта любимой и далёкой женщине. Оно звучит как заклинание, как молитва. Ключевое слово здесь – жди, повторяющееся много раз, наводит на мысль о том, что именно от этой способности женщины в конечном итоге и зависит жизнь и победа. Каждая строфа начинается словами «жди меня, и я вернусь» - это главная мысль произведения. Она проста и по-житейски понятна, но, с другой стороны, это своеобразное заклинание звучит как «Аминь» в молитве. Без него всё произведение потеряло бы общую эмоциональную направленность, целостность.
Первая строфа говорит нам о времени и условиях ожидания: «жёлтые дожди», «снега», «жара». Читатель понимает, что «ждать», на самом деле, не так просто: «других» уже «не ждут»; писем уже не приходит; надоедает ждать всем. Но тоска и безысходность не должны взять верх над женщиной, которая по-настоящему любит, ибо только в этом случае мужчина может вернуться. Должен. Симонов так и говорит: «Я вернусь». С условием, что его будут «ждать», но не просто, а «очень».
Во второй строфе, на мой взгляд, преобладают минорные ноты. Она уже не читается написанной от первого лица. Кажется, что горечь поражения проскальзывает в каждой её строчке (повторюсь: стихотворение написано в 1941 г., когда ещё неизвестен был исход войны). Однако незыблемая уверенность, которая перекликается с ожиданием скорой победы, читается
здесь. «Пусть поверят сын и мать», «пусть друзья устанут ждать», действительно, могут забыть все, кроме той, единственной, которая не должна забывать, не имеет права. Так как это всё спаяно единой цепью, эмоциональной связью, которая, порвись она, разрушит нечто большее, чем человеческие взаимоотношения. Поэтому твёрдое «жди» звучит здесь почти как приказ на фронте, который не обсуждается. Автор абсолютно уверен в том, что тризна, «помин души», откладывается на неопределённый срок. И эту уверенность он также передаёт читателю.
Третья строфа звучит как гимн любви. Волшебной, всепобеждающей. «Смертям назло». Посторонние люди скажут, что это везение. Нет. «Не понять не ждавшим им», что ожидание, замешенное на огромной любви, приправленное верой и надеждой может творить чудеса. Оно способно даже спасти от пуль «среди огня». Но это секрет только для двоих. Об этом
«будем знать только мы с тобой». Но тайна раскрывается просто, «просто ты умела ждать». Ждать так, как может ждать только русская женщина, только в лихолетья – «как никто другой».
Слово учителя литературы: Ценой огромных человеческих жизней заплачено за победу. Более 27 миллионов солдат не вернулись с полей сражений.
Ученик читает стихотворение К.Симонова «Убей его» наизусть. После прочтения школьники письменно отвечают на вопросы учителя:
- Каким чувством проникнуто стихотворение?
- Что способствует созданию художественного образа?
Слово учителя музыки: Со времён окончания ВОВ ведётся непрерывная работа по поиску пропавших без вести солдат, многие из которых покоятся в братских могилах.
Прослушивание песни В.Высоцкого «Братские могилы».
Слово учителя музыки: Навеки запечатлена скорбь и память о павших в памятниках, по всей стране которых десятки тысяч.
Исполнение песни «Алёша».
Слово учителя литературы: Самоотверженную Борьбу с врагом вели также и партизанские отряды.
Ученик читает стихотворение Р.Казаковой «На фотографии в газете». После прочтения школьники письменно отвечают на вопросы учителя:
• Какими видит автор героев войны?
• Какие изобразительные средства помогают автору нарисовать их портрет?
Слово учителя литературы: Погибая, воины выполняли свой священный долг: они защищали нашу родину, все мы перед ними в неоплатном долгу.
Ученик читает стихотворение И.Слепнева «Горе войны». После прочтения школьники письменно отвечают на вопросы учителя:
• Как автор описывает горе войны?
• Что способствует созданию художественного образа?
Слово учителя музыки: На войне как на войне, и на фронте продолжалась обычная человеческая жизнь. Песня помогала немного забыть о боевых буднях, помечтать о встрече с близкими, любимыми людьми.
Исполнение песни «Катюша»
Ученик читает стихотворение Б.Ахмадулиной «Победа». После прочтения школьники письменно отвечают на вопросы учителя:
• Что помогает автору раскрыть основной замысел произведения?
• Каким чувством проникнуто стихотворение?
Слово учителя литературы: Отрадно сознавать ветеранам, что они воевали за мир, в котором живут творческие люди, запечатлевшие их подвиг в стихах много лет назад, однако и среди нас есть художники слова, создающие пока ещё первые стихи, от того они наверное такие дорогие. Вашему вниманию – проба пера!
Ученик читает стихотворение собственного сочинения
Слово учителя музыки: Есть песни, которые до сих пор вызывают у нас и радостные чувства победы и горечь от утрат, погибших воинах и мирных жителях.
Прослушивание и исполнение песни «Бери шинель…», «День победы».
3. Заключительный этап (2 мин.):
• итоги,
• д\з : написать сочинение на тему «Эхо войны в моей семей»

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное занятие «Ордена и медали Великой отечественной войны», 7-9 класс Классный час «Дети военной поры» для 7 – 9 классов Литературно-музыкальная композиция ко Дню Победы для учащихся 7-9 классов Внеклассное мероприятие к 9 мая для 6-9 класса. Высота 102

Похожие статьи:

Литературно-музыкальная композиция для школьников «Сталинградская битва»

Методическая разработка классного часа для 8 класса на тему: Здоровый образ жизни
Опубликовано: 584 дня назад (4 мая 2015)
Просмотров: 1417
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!