Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока литературы для 6 класса. Пришвин "Кладовая солнца"

Конспект урока литературы для 6 класса. "Недетская судьба Насти и Митраши" (по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца")
Автор: Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МКОУ Рамонской СОШ № 2 Рамонского муниципального района Воронежской области
Описание работы: Предлагаю вам разработку урока литературы по теме «Недетская судьба Насти и Митраши" (по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца") для учащихся 6 классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы. Урок построен с учётом ФГОС.
Тема: «Недетская судьба Насти и Митраши" (по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца")
Цель: Составление литературного портрета главных героев произведения.
Форма: урок.
Тип: объяснение нового материала.
Дидактический материал: Учебник литературы. 6 класс под ред.Г.С.Меркина, компьютер, экран, медиапроектор, компьютерная программа Microsoft World, заготовки для изготовления голубя.
Ход урока:
Ребята, взгляните на рисунки. (На доске иллюстрации к сказке-были)
- Настя возле черного пня.
- Спасение Митраши.
- Митраша в Блудовом болоте.
- Рогатый великан лось.
- Что скажете? Что объединяет все эти рисунки? (Это иллюстрации к одному произведению, созданные такими же учащимися 6 класса)
- Посмотрите внимательно на портреты Насти и Митраши, созданные художником. Что вы можете сказать об их характере? (Почти ничего. Перед нами только внешние портреты).
- А можно ли сказать что-нибудь о человеке, взглянув на его портрет? (Только какие-то общие черты. О характере человека мы не можем судить по портрету)
То есть, чтобы узнать человека, нам необходимо с ним пообщаться.
- Сегодня нам предстоит пообщаться с главными героями «Кладовой солнца» Настей и Митрашей, поговорить об их непростой, недетской судьбе и составить их литературный портрет.
- А что такое литературный портрет? (Литературный портрет – это описание внешности и внутреннего мира героя).
- Чтобы познакомиться с героями поближе, нам необходимо окунуться в строки произведения.
- Начнем с жанра. Михаил Михайлович Пришвин так определил жанр произведения – сказка-быль. Как вы это понимаете? Что такое сказка-быль? Что-то будет в этом произведении сказочного, а что-то и настоящего.
Давайте определим черты сказки и черты были в произведении. Работа по рядам.
1 ряд говорит о чертах сказки, второй – о чертах были.
Сказка
1. Активное участие в жизни детей принимают животные.
2. Образы природы: сосна и ель, ёлочки-старушки, Лежачий камень.
3. Добро побеждает зло.
Быль
1. События имеют реальную основу.
2. Подробное описание жизни детей и их самих.

- Итак, перед нами правдивая сказка.

- Где и когда происходит действие сказки-были? (Настя и Митраша жили в деревне возле Переславля-Залесского. Действие сказки-были происходит в 1943г)

- Что принесла этим детям война? (Война стала для них трагедией. «Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне»).

- За счет чего они выжили? (Хозяйство)

- Какое хозяйство осталось у детей? («Изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен»).

- Можем ли мы утверждать, что дети не остались беззащитными перед лицом судьбы? Им помогли односельчане? (Соседи помогали детям: «Вначале, как мы уже говорили, к детям приходили помогать их дальние родственники и все мы, соседи. Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо»)

- Как вы считаете, дети научились жить в суровых условиях военных лет? Докажите строками из текста.
- «Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе».
- «Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, на противотанковых рвах: носики такие задорные».
- «Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостинкой в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи».
- «Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами».

- А какие отношения были между детьми?
- Куда решили дети направиться за клюквой? Почему их мнения разделились?
- Перескажите сцену спора Насти и Митраши. Обратите внимание, как ведет себя природа.
- «Но случилось на небе в это время одно облако. Оно явилось, как холодная синяя стрелка, и пересекло собой пополам восходящее солнце. В то же время ветер рванул, елка нажала на сосну, и сосна простонала. Ветер рванул еще раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала».
- «Кра! – крикнула в это время ворона в гнезде».
- «Сверху стала надвигаться серая хмарь».
- «Серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали».

- Обратимся к эпизоду «Митраша в беде». Какие качества проявляются у Митраши в этом эпизоде?
- «Приключения Насти в лесу». Что в это время делает Настя? Помнит ли она о брате?

- Итак, много сказано о героях произведения, их поступках. Перейдем к составлению литературного портрета. Работаем в парах и группах.
1 пара – Настя. Внешность героини.
2 пара – Митраша. Внешность героя.
1 группа – характер Насти.
2 группа – характер Митраши.

У нас есть определенный набор цитат из текста. Их нужно распределить в две колонки, в зависимости о того, к какому герою они относятся.

Настя
«Как золотая курочка на высоких ножках»
«Волосы отливали золотом»
«Веснушки по всему лицу крупные, как золотые монетки»
«Носик был чистенький и глядел вверх»
«Как мать, вставала далеко до солнца, в предрассветный час»
«Растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед»
«Выгоняла своё любимое стадо»
«Мало слушает, стоит и улыбается, оглаживает брата по затылку»

Митраша
«Десять лет с хвостиком»
«Коротенький, но очень плотный, лобастый»
«Упрямый и сильный»
«Мужичок в мешочке»
«Подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает железными обручами»
«На нём лежит всё мужское хозяйство и общественное дело»
«Бывает на всех собраниях, стараясь понять общественные заботы»
«Начинает злиться, хорохориться и задирать нос»
«Вздумает, подражая отцу, учить свою сестру»
(Составление таблицы на доске)

- Кто вам понравился больше? Настя или Митраша? Почему?

- С детьми происходит много событий в течение произведения. Помните, как много клюквы набрала Настя. А что она сделает с ней? (Отдаст эвакуированным детям)
Девочка, внутренне переживая свою жадность, таким поступком избавляется от этого груза.
- А вам приходилось совершать добрые поступки, помогать другим?
- Сложно совершить добрый поступок?
- На самом деле совершить добрый поступок не так сложно. Давайте попробуем совершить его вместе. Мы помним, что действие произведения происходит во время войны. А какая птица является символом мира? Нам сейчас предстоит сделать голубя. Я предлагаю вам подарить его с добрыми словами дорогому для вас человеку. Это будет маленький, но добрый поступок.

Делая доброе дело, мы сами становимся чище, добрее. Это добро вернется к вам в многократном объёме.

Сегодня мы вели разговор о двух детях, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Но они не были сломлены. Они выстояли. И вам я желаю все жизненные трудности встречать с высоко поднятой головой. Не опускать руки, а бороться, искать выход, преодолевать самые сложные препятствия.

Рекомендуем посмотреть:

Система уроков по роману А.С. Пушкина Дубровский Конспект урока литературы в 6 классе Конспект урока литературы для 6 класса Конспект урока по литературе 6 класс

Похожие статьи:

Конспект урока по литературе. Программа Г. Меркина, 6 класс

Конспект урока литературы для учащихся 6 класса по программе Г. Меркина

Конспект урока литературы для 6 класса | Внеклассное мероприятие ко Дню Победы 9 мая в 6 классе
Опубликовано: 959 дней назад (18 апреля 2014)
Просмотров: 16784
+17
Голосов: 17
Светлана Евгеньевна Виноградова # 18 апреля 2014 в 20:17 +4
Татьяна Анатольевна! Ваш конспект четко построен, поставленную цель Вы решаете планомерно и делаете вывод о добром отношении к окружающим. интересное задание с цитатами их сказки-были. мне понравилось,беру на заметку и голосую.
Ася Васильевна Кашина # 18 апреля 2014 в 20:24 +4
Татьяна Анатольевна, мне очень понравился конспект урока!Весьма эффективна, на мой взгляд, групповая работа, способствующая формированию коммуникативной компетенции.
Текст рассмотрен со всех сторон, не упущено ни одной детали.Непременно воспользуюсь при подготовке к своим урокам! Спасибо огромное!
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 18 апреля 2014 в 20:38 +3
Спасибо за комментарии. Рада, что мой конспект оказался полезным.
Ольга Анатольевна Купцова # 18 апреля 2014 в 20:50 +3
Конспект очень качественно продуман,все детали подмечены и разобраны . мой голос Ваш!
Наталия Александровна Клюка # 18 апреля 2014 в 20:59 +3
Замечательный, грамотно выстроенный урок литературы. Произведение Михаила Пришвина рассмотрено детально и последовательно. Череда вопросов продумана, их последовательность позволяет углубиться в произведение и поработать с текстом. Работа в парах и группах формирует коммуникативные навыки.
Очень понравился конспект, Татьяна Анатольевна! Спасибо за качественную работу. Голос+1!
Лилия Масагутова # 19 апреля 2014 в 05:36 +3
Замечательный и содержательный конспект! Спасибо за прекрасный материал!Голосую
Маргарита Александровна Гришина # 19 апреля 2014 в 11:46 +5
Интересный урок литературы.Если продумана череда вопросов по проходимой теме,то и изучение
и усвоение темы будет успешнее.Групповая работа детей дает возможность каждому ребенку участвовать в процессе обсуждения произведения,а также приобретения навыков работы в коллективной обстановке,умению выражать свое мнение и принятия мнения товарищей. При такой работе развивается чувство коллективизма.Конспект урока занимательный,грамотно и последовательно оформлен.Спасибо!+1
Лариса Савчук # 19 апреля 2014 в 15:28 +4
Интересный, содержательный конспект урока литературы! Молодец, Татьяна Анатольевна! Голосую!
Людмила Артемьевна Воронкина # 20 апреля 2014 в 19:30 +1
Спасибо за Ваши уроки литературы. Почувствовала себя ученицей.
Екатерина Петровна Беликова # 21 апреля 2014 в 13:42 +1
Татьяна Анатольевна, содержательный урок, подробный анализ художественного произведения, основанный и на знании текста, и на детских впечатлениях, и на жизненном опыте. Произведение учащимся близко, так как главные герои тоже дети. Учащиеся легко идут на контакт и без труда работают над образами детей, потому что они сами дети, психологический портрет им знаком. Прослеживаются игровые приемы (технологии), что активизирует внимание и работоспособность детей. Работа в парах и в группах позволяет раскрыться тем ученикам, которые не всегда решатся высказаться самостоятельно, боясь сказать что-то неправильно, - а в группе не так страшно высказать свои мысли. Очень понравился конспект. Отдаю Вам голос.
Марина Александровна Савельева # 21 апреля 2014 в 16:23 0
Конспект урока очень полезный и содержательный! Разные виды работы на уроке позволят провести урок на ура!
Зоя Ивановна Затульная # 23 апреля 2014 в 09:54 +1
Конспект урока содержательный. Вы используете разнообразные виды деятельности, которые помогают охарактеризовать образы героев. Применяете работу в парах, группах. Прочитав ваш конспект, вспомнила детство, когда изучала сама это произведение. Спасибо. Успехов Вам!
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 23 апреля 2014 в 09:56 0
Коллеги, спасибо за ваши комментарии!
Валентина Николаевна Мельникова # 23 апреля 2014 в 20:48 +1
Татьяна! Спасибо за приглашение! Замечательный конспект урока, с удовольствием вспомнила это произведение Пришвина. Я работник дошкольного образования, и не мне судить о правильности проведения урока с методической точки зрения! Но мне было интересно читать ваш конспект!! +1!
Ирина Геннадьевна Бежина (Крикунова) # 3 июня 2014 в 13:45 0
Татьяна Анатольевна, прекрасный конспект урока литературы, я бы даже сказала урока доброты! Дети составляли литературные портреты главных героев сказки-были М. Пришвина, наверняка представляя себя на их месте, задумываясь, как бы они сами поступили в подобном случае. А изготовление голубя в заключительной части урока - прекрасная идея показать детям, как можно доставить радость близким и родным. Может, кто-то из ребят, придя домой после такого урока, не только подарит голубя, но и поможет родителям навести порядок в доме, накрыть на стол, помыть посуду, поиграет с младшим братиком или сестричкой. Я ЗА такие уроки, как Ваш! +1!
Светлана Анатольевна Ковтунова # 27 декабря 2014 в 16:40 0
Интересное видение "Кладовой солнца" М.Пришвина. Мне понравилась групповая работа. Замечательный финал с изготовлением голубя. Уверена, что такой урок останется не только в памяти, но и в душе ребенка. Творческих успехов Вам!