Конкурсы для педагогов и детей

Конспект классного часа для учащихся 6 класса «Геральдические символы Российской Федерации. Флаг»

Классный час - 6 класс
Конспект классного часа для учащихся 6 класса «Геральдические символы Российской Федерации. Флаг»
Автор: Шепеленко Татьяна Анатольевна.
Описание: предлагаю конспект классного часа, который будет интересен классным руководителям, учителям истории и литературы. В ходе классного часа формируется уважительное отношение к геральдическим символам нашего государства, гордость за нашу Родину, уважительное отношение к России.
Цель:
- создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России;
- развитие национального самопознания и гражданственности;
- формирование чувства гордости за свою страну, любви к родине;
- воспитание в себе высоких нравственных начал.

(Классный час составлен на основе пособия для учащихся Я.В.Соколова «Наше государство и его символы», часть 2, параграф 4 «Наш государственный флаг»).
Ход классного часа
1 видео – Гимн РФ (с демонстрацией слов гимна)
«Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может».
Д. Байрон
Наша родина Россия, большая великая страна. Долины и горы, леса и степи, реки и моря, города и деревни, теплые края и холодные - это наша страна, наша Родина. У каждого государства есть свои государственные символы.
Сегодня, ребята, мы начнем говорить о государственных символах России. Дома с родителями вы читали параграф 4 «Наш государственный флаг». Давайте ответим на вопрос:
- Символы России… что это такое? С чем неизменно связана Россия? (Ответы учащихся).

Пожалуй, не найдется в стране человека, который бы совсем ничего не ответил на этот вопрос. Однако ответы, без сомнения, будут разные.

Кто-то вспомнит бескрайние просторы – луга, поля, леса, кому-то на ум придут поднадоевшие, но непременные сувениры: матрешки, самовары, медведи. Любители русской старины расскажут о древнем Московском Кремле и регалиях – знаках царской власти: скипетре, короне, державе, шапке Мономаха – и, конечно же, не забудут и русские архитектурные святыни, существующие и разрушенные: Красную площадь, Покровский собор (храм Василия Блаженного), храм Христа Спасителя.

- Ребята, а что такое символ?

Сообщение ученика:
В Большой советской энциклопедии дается такое определению слову Символ (от греч. mbolon - знак, опознавательная примета), 1) в науке (логике, математике и др.) - то же, что знак. 2) В искусстве - универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями художественного образа, с одной стороны, знака и аллегории - с другой.

- Что входит в состав государственных символов? (Ответы учащихся).

Для любого современного государства его символы существуют в триединстве: герб, флаг и гимн. Эти символы – общечеловечны, всесословны, внеклассовы, они объединяют все народы данного государства. Почитание символов есть проявление гражданской позиции – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры.

Наш сегодняшний классный час посвящен одному из символов России – государственному флагу.

Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где находятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.
- Кто сможет описать государственный флаг Российской Федерации? (Ответы детей)

- Ребята подготовили стихотворные строки о нашем флаге. Давайте их послушаем.
2 видео – Развевающийся флаг РФ (негромкая музыка)

Этот флаг, этот стяг, это знамя…
Нет дороже его и родней!
Над Кремлём полыхает, как пламя,
Над домами деревни моей
Белый цвет – благородство и слава,
Синий – верность Отчизне и честь,
Красный – мужество гордой державы –
И достоинств сих – не перечесть!
Белым цветом весною сады разлились над рекою,
Васильковые, синие очи – примета любимой России!
Красной кровью наш флаг обагрили солдаты – герои,
Триколор – это мудрость, отвага, народная сила!
Белый цвет – на висках дорогих ветеранов,
В синей грусти – колодец, река и родник…
Пролетела война над Россиею красным бураном,
Весь наш русский народ уважением к флагу проник!
Славься, наше Отечество, дружбой людскою!
На колени не станешь вовек, никогда!
Весь российский народ так гордится тобою!
Среди стран и народов, Россия, ты лучшею будешь всегда!

«Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса белого цвета, средняя – синего цвета и нижняя – алого цвета. Отношение ширины к его длине 1:2».

Давайте послушаем сообщение об истории Российского флага, которое подготовлено, используя учебное пособие Я.В.Соколова.
(Сообщение ученика: Трехцветный Государственный флаг России как государственный символ пришел в наши дни из глубины веков.
Сначала эти цвета использовались на флагах кораблей российского торгового флота. Это было еще во времена Петра I. Потом флаги с полосами таких цветов стали использоваться на суше. Но еще долго они не были официальными, то есть государственными.
В 1896 году наш «триколор» окончательно стал официальным символом Российского государства.
Однако бело-сине-красный флаг недолго был официальным символом – лишь до трагических событий 1917 года. Вернулся он в Россию только в декабре 1990 года. А через год он стал государственным символом России.
В 1993 году была принята Конституция Российской Федерации. Она установила, что Россия имеет государственные символы, в том числе флаг. В конце 1999 года был принят закон РФ «О Государственном флаге Российской Федерации». Он подтвердил существование бело-сине-красного флага и уточнил порядок его использования).

Присутствие красной полосы на современном российском флаге имеет особое значение для многих граждан России. Ведь красным был Государственный флаг СССР. Те, кто родился в той стране, знают о трудностях тех лет и о жестокости государства в отношении многих советских граждан. Но, прежде всего, они помнят, что это были годы научно-технического прогресса, великой Победы над фашизмом, завоевания космоса.

Самым значимым достижением россиян в годы, когда над Кремлём развевался Государственный флаг СССР, является полёт человека в космос. Первым в космос полетел наш соотечественник Юрий Гагарин. В этом году исполнилось 60 лет этому полёту. Много торжественных мероприятий было посвящено этому событию.

Государственная символика – обязательно существующая визитная карточка каждого государства. С одной стороны, она подсказывает, какая страна что заявляет о себе. С другой – она подчеркивает принадлежность кого-то или чего-то именно к этой стране и ни к какой другой.

Государственные флаги есть у всех стран мира. Некоторые из них представляют собой сочетание каких-то особых цветов, знаков (например, полумесяца, звездочек, крестов и т.д.).

А на других встречаются даже очень конкретные изображения, например, кедра (флаг Ливана), автомата Калашникова (флаг государства Мозамбик).

В нашей школе тоже есть своя символика – флаг, герб, гимн. Послушаем сообщение о флаге нашей школы.

«Флаг школы представляет собой двустороннее, прямоугольное полотнище с соотношением сторон 2:3.
В центре зеленого полотнища помещен желтый сердцевидной формы росток с желтыми отростками вправо и влево и двумя извивающимися из его середины вправо и влево, прилегающими к верхнему краю полотнища желтыми побегами. Между желтых побегов в центре красной части полотнища, прилегающей к верхнему краю полотнища, помещен серебряный ромб.
Изображение равноудалено от боковых краев полотнища. Изображение ромба смещено к верхнему краю полотнища.
Флаг внесен в Воронежский Знаменник 23 мая 2008 года под номером 39».

Ребята, а что вам известно о флаге нашего Рамонского муниципального района? (Индивидуальное сообщение ученика)

«Флаг Рамонского района представляет собой прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3 разделённое по вертикали на две равные части: зелёную и жёлтую с воспроизведением композиции герба (гербового щита) Рамонского района, в красном, белом, зелёном и жёлтом цветах».
Флаг района разработан на основе герба, который языком символов и аллегорий отражает исторические, природные и экономические особенности Рамонского района.
На территории района располагается Воронежский заповедник, символически показанный оленьей головой. В геральдике олень — символ изобилия, созидания и духовности. Жёлтый цвет (золото) и зелёный цвет дополняют символику района как региона с благоприятными природными условиями и развитым сельскохозяйственным производством.
Арка ворот указывает на главную историко-архитектурную достопримечательность района - старинный дворец, построенный принцессой Е.М.Ольденбургской на территории поместья, подаренного ей императором Александром II.
Белый ромб аллегорически указывает на традиционное для района производство сахара. Первый сахарный завод был построен в 1840 году. В 1900 году была открыта «Паровая фабрика конфет и шоколада», продукция которой имела международное признание. Сегодня помимо сахарного завода на территории района находятся крупные плантации сахарной свёклы и работает научно-исследовательский институт сахарной свёклы.
- Жёлтый цвет (золото) в геральдике — символ богатства, уважения, интеллекта, стабильности.
- Белый цвет (серебро) — символ мира, взаимопонимания, чистоты.
- Красный цвет — символ труда, мужества, красоты, праздника.
- Зелёный цвет — символ весны, жизни, здоровья».

Как Вы думаете, почему флаг стал символом? Почему во всех странах мира ему придается такое серьезное значение? (Ответы учеников)
Каждый флаг как бы говорит: «Я государственный символ именно этого государства, которое по праву гордится своими особыми достижениями».
Поэтому, поднимая или просто демонстрируя свой флаг, любое государство тем самым призывает уважать себя и свой народ.

Каждый из нас видел российский «триколор» в телепередачах и в жизни. Расскажите, в каких случаях он воспринимался Вами как Государственный флаг России. А в каких – как выражение патриотизма россиян. (Ответы учащихся).

На 29 странице учебника есть вопрос. Давайте ответим на него. (Приходилось ли Вам испытывать чувство гордости за свою страну? Как вы его проявляли?)

Государственный флаг России постоянно поднят над зданиями органов власти нашей страны, над зданиями дипломатических представительств России за рубежом. В преддверии государственных праздников он вывешивается на площадях, учреждениях, домах. В дни траура флаг приспускается или к нему прикрепляют в верхней части черную ленту. Это говорит о всеобщей скорби народа.
Государственный флаг – важный символ страны. Он подлежит защите как внутри страны, так и за ее пределами. Его оскорбление рассматривается как оскорбление чести народа и государства. Флаг – это святыня.
В России существует праздник, который торжественно отмечается 22 августа, – день Государственного флага Российской Федерации.

Задание для учеников: Расскажите о том, где Вы могли видеть Государственный флаг Российской Федерации.

Государственный флаг России все чаще можно видеть в жизни и по телевидению. Это верный признак того, что в стране возрождается дух национального единения. В этом символе граждане России находят подтверждение своим надеждам на скорейшее возрождение нашей страны и улучшение жизни всех ее граждан.
Нужно только не забывать, что Государственный флаг России – это не просто древко с полотнищем, а государственный символ Родины.

В последние годы российский флаг становится всё более популярным среди россиян. Его приносят на стадионы. Его вывешивают над личными домами и с балконов квартир. С ним разгуливают по улицам. Цветами нашего флага одежду украшают. И это не только футболки с изображением триколора, но и трехцветные пляжные костюмы. Всё это вызывает споры.
Несколько ребят нашего класса объединилось в группу и поработало над этим вопросом. Вот, что у них получилось.

Выступление учеников:

В основу своей работы мы взяли мнения, поддерживающие и осуждающие свободное использование флага (страница 31 нашего пособия). Мы провели опрос среди учащихся, учителей нашей школы, а также опросили родителей учащихся нашего класса. Мы опросили 75 человек (25 учителей, учеников и родителей). Вот, что у нас получилось. Данный опрос показал, что государственный флаг популярен среди россиян, часто используется, но трепать без дела его нельзя.

3 видео – Демонстрация просторов нашей Родины
Ты посмотри по сторонам!
Всё это наше, это нам!
Страны бескрайние просторы,
Луга, поля, моря и горы,
Озёра, степи и леса,
Колхозы, фабрики, заводы –
Нам покоряется природа
Руками нашего народа
В стране творятся чудеса.
(С.Михалков)

Пришло время подвести итог нашего классного часа. Сегодня мы с вами познакомились со значением государственного флага нашей Родины – России. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект классного часа для 5-6 класса по теме Дружба Классный час в 5-8 классе на тему: Моя семья - моё богатство Конспект классного часа для для 5-7 классов на тему: Города России Конспект классного часа для 6-8 класса на тему: Герои земли Русской

Похожие статьи:

О празднике День России для детей

Стихотворение о флаге России для школьников

Внеклассные мероприятия в 6 классе

Классный час на тему Россия в 6, 7 классе

Классный час в 6, 7 классе по теме: Тайна имени

Сценарий праздника ко Дню Матери для 5 классов | Конспект урока литературы для 6 класса
Опубликовано: 1053 дня назад (15 января 2014)
Просмотров: 4086
+20
Голосов: 22
Валентина Политова # 15 января 2014 в 11:28 +7
Наш язык, наши символы, наша история – все это свято русскому человеку и так было во все времена: со знаменем в руках умирали герои, с мыслями « За Родину – мать» шли в бой, вершили трудовые успехи. Актуальный, познавательный, содержательный материал собран в данном конспекте! Мы должны знать историю, символику, традиции нашей страны, значит, педагог обязан знакомить с ними наших детей.
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 15 января 2014 в 11:33 +5
Спасибо за комментарий! Сейчас настолько приглушается чувство патриотизма, что такие классные часы стараюсь проводить чаще, уделять им особое внимание.
Светлана Евгеньевна Виноградова # 15 января 2014 в 11:47 +6
Актуальная тема! У современных детей необходимо воспитывать чувство патриотизма! Ученики порой не знают самого элементарного о своей Родине, хороший конспект, спасибо! У меня есть похожий материал, напечатаю, опубликую- сможете взять что-то для себя! Голосую!
Светлана Николаевна Ледова # 15 января 2014 в 13:42 +5
Татьяна Анатольевна, вы взяли очень нужную тему для классного часа. У современных детей, к сожалению,  не сформировано чувства принадлежности к русскому народу, гордости своей Родиной,  её символами и достижениями, поэтому важность вашей разработки трудно переоценить. +1
Вера Петровна Кириченко # 15 января 2014 в 16:28 +5
Учитывая  то, что в современной семье когда родители стремятся только заработать деньги и  не то что мало , можно сказать , что совсем не уделяют уровень внимания воспитанию патриотических качеств ; Спасибо что есть такие учителя которые занимаются этим в школе! Я За !!+1
Наталия Александровна Клюка # 20 января 2014 в 14:46 +5
Очень серьёзная и нужная тема. Знать и любить свою малую родину, гордиться своей Отчизной - это не пустые слова. Люди должны знать свои корни, без прошлого нет будущего. И закладывать эти чувства в человеке нужно с детства. Спасибо, Татьяна Анатольевна, за обращение к этой теме, за разработку занятия. Ёмко, интересно, познавательно, правильно подобранным тоном освещена история и современное значение символов нашего государства. Спасибо. Голос за Вас.
Елена Викторовна Гетманская # 27 января 2014 в 01:07 +4
В настоящее время это одна из актуальных тем. Наша задача  - учить детей помнить, на какой земле мы живём, беречь и уважать наследие своего народа. Вы двигаетесь в правильном направлении! Молодец!
Татьяна Владимировна Смирнова # 27 января 2014 в 16:50 +4
Интересная, познавательная тема, очень серьезная и важная. Знать историю российского флага, значение его цветов необходимо каждому школьнику. Воспитание уважения к символу страны дна из задач патриотического воспитания. Спасибо, мой голос!
Ольга Анатольевна Купцова # 30 января 2014 в 11:14 +3
Хорошая тема и хорошо подан материал. Мы часто обращаем внимание на символы и знаем какие они есть,но мало кто знает что они означают.Все погружены в свои дела и забывают о нашем единстве, которое несут в себе наши символы.Спасибо!
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 30 января 2014 в 11:25 0
Коллеги! Спасибо за Ваши комментарии!
марина евгеньевна луценко # 31 января 2014 в 16:36 +1
К геральдике своей страны у детей должно быть четкое представление и на достижение этой цели и направлен изложенный вами материал, который вы используете в классном часе. Это классно!
Светлана Вячеславовна Котляр # 3 февраля 2014 в 15:37 +1
Очень актуальный и познавательный материал. Тема очень важная, каждый ученик должен знать историю своей страны. Чувство патриотизма необходимо воспитывать, но к сожалению, современные дети отличаются от нашего поколения, и, тем более, от поколения своих дедов и прадедов. Если бы у родителей и  педагогов придерживались одной линии воспитания, все бы было по-другому...
Зоя Рамисовна Ахмедова # 7 февраля 2014 в 14:06 +1
Очень важная тема. Материал актуальный и содержательный. Патриотические чувства нужно воспитывать в ребенке с самого детства. Спасибо за конспект.
Ольга Михайловна Подгорных # 13 февраля 2014 в 12:14 +1
Татьяна Анатольевна, спасибо за то, что проводите такие уроки с детьми! Наши дети так мало знают о своей Родине...Даже для себя взяла немного, только надо будет чуть-чуть упростить.
Наталья Будко # 21 февраля 2014 в 11:13 +1
Татьяна Анатольевна,очень нужная тема,особенно сейчас в наш реактивный век.С чувством патриотизма человек должен жить,любить свою Родину,гордится ею.И конечно ваш  урок несёт в себе воспитание патриотизма.Замечательная подборка.Всего вам доброго!
Татьяна Павловна Герасимова # 22 февраля 2014 в 19:27 +1
Здравствуйте, Татьяна Анатольевна! Очень понравилась Ваша разработка. Детям нужно напоминать, что наша Россия не уступает многим зарубежным странам, потому что дети сейчас именно туда и стремятся.
Не подскажете, где можно посмотреть видео, которое Вы здесь использовали?
Раиса Рыжая # 23 февраля 2014 в 16:53 +1
Очень актуальная тема! Прекрасный познавательный материал! Мой голос!
Оксана Ерина # 14 марта 2014 в 16:51 +1
Интересный конспект
Елена Викторовна Шестакова # 19 марта 2014 в 16:00 +1
Хороший материал подобран, возьму себе на заметку. Спасибо Татьяна Анатольевна.
Светлана Анатольевна Ковтунова # 27 декабря 2014 в 16:53 +2
Каждая строка материала просто дышит патриотизмом. Так проникновенно говорить о символах государства... Здорово! Мне очень понравился ваш классный час!
Татьяна Дегтяренко # 24 января 2015 в 15:03 +1
Спасибо! Интересный конспект!
Регина Сириновна Сабирзянова # 4 февраля 2015 в 20:09 +3
Содержательный, подробный материал. Пригодится при проведении классных часов. Творческих успехов!