Конкурсы для педагогов и детей

Воспитание у детей подготовительной группы интереса к школе

Из опыта работы воспитателя детского сада

Автор: Шмелева Светлана Викторовна, воспитатель МБДОУ детский сад №15 «Ручеёк», г. Петровск Саратовская обл.
Цель: развивать у детей познавательный интерес к школьному обучению.
Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения программы и вхождение в ученический коллектив.
Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников.
В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; формируется позиция школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного  развития. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т.е «внутренняя позиция школьника».
«Внутренняя позиция школьника» - это совокупность всех отношений ребенка к действительности.
Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе.
• Это общее развитие. Речь идет о внимании, памяти и особенно интеллекта.
• Умение произвольно управлять собой, т.е. сосредотачиваться длительное время на том, что не вызывает особого интереса.
• Формирование мотивов, побуждающих к учению, т.е. формирование мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.
Главное, что необходимо ребенку – положительная мотивация к учению. Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.
По программе Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора» я работаю первый год.
В начале учебного года составила перспективный план работы.
В группе была создана необходимая развивающая среда, а также отведено место для «Уголка школьника». Цель создания которого – развитие у детей заинтересованного отношения к школе.
В данном уголке находятся: комплект тетрадей «Ступеньки к школе», набор цифр; д\и «Азбука», «Делим слова на слоги», «Готовимся к школе»; иллюстрированный альбом о школе; альбом загадок, стихов, пословиц о школьных принадлежностях.
Работа по созданию предметно – развивающей среды проходила совместно с детьми. Моя задача состояла в том, чтобы своевременно ее изменять и обеспечивать доступность.
Дети с удовольствием использовали данный материал для сюжетно – ролевой игры «Школа». Данная игра, помогает ребенку успешно войти в школьную жизнь, овладеть необходимым опытом. В игре формируется умение пользоваться речью, договариваться (устанавливать правила, распределять роли), умение управлять и быть управляемым. А также с/р игра способствует развитию воображения, творческого мышления, коммуникативных умений ребенка.
Важно, чтобы сообщаемая информация о школе была не только понятна ребенку, но и прочувствована им. Для этого я использовала:
• Экскурсии (1 сентября – к зданию школы №4 на торжественную линейку; в течение учебного года – экскурсию в школу №4)
• Беседы о школе, рассматривание фотографий школ города.
• Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихов.
• Рисование на темы: «Школа – где я буду учиться», «Мои впечатления от экскурсии в класс».
В начале учебного года мы с детьми ходили на торжественную линейку посвященную «Дню знаний» в школу №4. Затем, в учебном году нас пригласили в школу на экскурсию. Где познакомили детей с различными кабинетами. Особенно детям запомнился кабинет информатики. Дошкольников познакомили с ЭВМ, показали, как работает интерактивная доска. Детям экскурсия в школу очень понравилась.
И тогда я предложила детям нарисовать рисунок на тему: «Школа, где я буду учиться». Все дети нарисовали здание школы в 2, 3 этажа, большие окна. Для рисунков использовали только яркие цвета, что характеризует положительное эмоциональное впечатление детей о школе.
Интерес к школе можно сформировать и с помощью занятий. Так, например, на одном из занятий «Познаем других людей и себя», дети узнали то, что раньше школ не было. И у них возник вопрос: «А как же дети учились?». И узнали о том, что в далекие древние времена каждого ребенка учила его мама. Детей учили ухаживать за растениями, заботится о малышах. Со временем заметили, что есть люди, которые умеют обучать лучше других, знают больше, чем другие. Так появилась профессия учителя.
А вот в современных школах дети учатся очень многому – чтению, письму, математике, работе на компьютере. Дети узнают много нового, интересного. Да и школы стали совсем другими – светлыми, просторными, большими ( в этом они убедились, после экскурсии в школу).
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Поэтому крайне необходимо помочь детям подготовиться к встрече с новой для них школьной ситуацией. И помочь в этом может детский сад.
Используемая литература
• Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова «Готовимся к школе»; Москва, Издательский центр «Вентана - Граф», 2008г.
• С.А. Козлова «Я хочу в школу»; Москва, Издательский центр «Вентана - Граф», 2007г.
• О.А. Степанова «Подготовка детей к школе», Москва, Творческий центр  «Сфера», 2008г.
• Рассказ Л. Воронковой «Подружки идут в школу»
• Стихотворение А.Барто «В школу»

Рекомендуем посмотреть:

Как развивать речь ребёнка. Советы для родителей Как выбрать велосипед ребенку Как с пользой провести выходной с ребёнком. Советы Адаптация детей к детскому саду

Похожие статьи:

Как определить ребёнок левша или правша?

Какая мама нужна ребёнку?

Восприятие информации детьми

Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста

Как обеспечить безопасность ребенка дома до 3 лет

Сценарий совместного праздника родителей и детей подготовительной группы ко Дню Матери
Опубликовано: 1091 день назад (8 декабря 2013)
Просмотров: 5957
+6
Голосов: 6
Елена Кустова # 6 января 2014 в 21:26 0
Светлана Викторовна, полностью с Вами согласна. У меня тоже подготовишки и я стараюсь вызвать у них интерес к школе. Перед самым Новым годом я с ними беседовала на тему: "Что мне нравится в детском саду?" Была такая форма - интервью. Сначала я им задавала вопросы, потом детки сами брали интервью у своих друзей. Так вот подавляющее большинство сказали: "Мне нравится ходить в детский сад, потому что меня здесь многому учат и когда я пойду в школу, я буду хорошо учится!" Конечно, детство - это время игр, но школа - это сейчас очень серьезно. И от того, как мы подготовим детей к школе, зависит их успешность.
Наталия Валерьевна Кажанова # 7 января 2014 в 16:00 0
День добрый! По воле судьбы, каждые два года, на протяжении 8 лет я готовлю и выпускаю детей в школу. Многолетний опыт помог сделать для себя следующий вывод: наша деятельность в стенах дошкольного учреждения, является "игрой в одни ворота", все усилия становятся напрасными без постоянного и чёткого сотрудничества с семьёй. Исходя из анализа проблемных ситуаций я разработала и внедрила в практику более 20 консультаций и рекомендаций по развитию школьной мотивации у детей. В Вашей статье увидела и сделала пометку "использовать в совместной деятельности с детьми" интересные формы. Спасибо!
Наталья Валентиновна Черникова # 12 января 2014 в 14:48 0
Важной задачей в подготовительной группе является воспитание у детей активного интереса и стремления к обучению в школе.Спасибо,Светлана,что познакомили с опытом работы.Вы ведёте с подготовишками отличную работу в этом направлении.
Важна преемственность со школой.И Вы об этом не забываете.Это может быть экскурсия в одну из ближайших школ,знакомство с учителями,приглашение бывших воспитанников,которые стали учащимися с целью проведения бесед о школе,совместных игр.От того,насколько психологически будут готовы дети,зависит их успешное обучение в школе,хорошо пройдёт адаптация.
Светлана Евгеньевна Виноградова # 13 января 2014 в 22:25 0
важную тему Вы затронули. не секрет, что многие современные дети не очень хотят идти в школу. Причины различные, но задача педагогов не только подготовить деток к учебе практически, но и морально, Вторая задача часто важнее первой! Спасибо за материал1
Людмила Владимировна Туманова # 31 октября 2014 в 10:37 0
Здравствуйте! С интересом прочла ваш материал. Мне очень понравилась ваша задумка " Уголок школьника"- действительно важно в окружающую предметную среду внести школьные атрибуты. В ваш уголок я бы добавила иллюстрированные правила поведения в школе, вводить их надо постепенно , по мере изучения- получится небольшой альбом правил. Спасибо , что поделились своим опытом. Лично я считаю одной из главных задач педагога выработку положительной мотивации к обучению.Это достаточно сложный вопрос с тонкой гранью- интерес может быть, но обусловлен внешними атрибутами, важно добиться действительного желания получать знания. Здесь многое решает мастерство педагога и поэтому очень интересно изучить опыт педагогов- новаторов.Удачи!
Наталья Анатольевна Петрова # 28 марта 2015 в 09:24 0
Светлана Викторовна! Спасибо вам, что поделились своим опытом работы! Действительно преемственность со школой очень важна. От неё зависит адаптация и успешное обучение в школе. Голосую!
Ирина Анатольевна Яранова # 9 декабря 2015 в 19:34 0
Многие дети, достигшие школьного возраста, не готовы идти в школу: они не приучены к дисциплине и труду, не могут долго сидеть на одном месте, рассеяны и не «слышат» учителя. Мое мнение, что " Уголок школьника"- действительно важно в предметно-окружающей среде детского сада, а особенно уже в подготовительной к школе группе. Голос.
Наталья Александровна Сорина # 3 января 2016 в 09:56 0
Проблемный вопрос, подготовки современных детей к школе... Требования школы растут, а уровень готовности детей к школе падает. Спасибо за обмен опытом, возьму себе на заметку!!!!!!
Татьяна Николаевна Барабанщикова # 5 апреля 2016 в 18:41 0
Светлана Викторовна вы написали правильные вещи, обязательно возьму на вооружение. Современные требования школы порой не совпадают с портретом выпускника детского сада, вот в чем вопрос.