Конкурсы для педагогов и детей

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе с использование ИКТ

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Народные костюмы жителей Самарской губернии» с использование ИКТ
Цель: побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину; поддерживать интерес к истории и культуре Самары и народов, её населяющих.
Предварительная работа: беседы с детьми о многонациональности нашего государства; чтение народных сказок: русских, татарских, чувашских; заучивание стихотворения о России.
Оборудование: ноутбук, проектор, образцы географической карты России и Самарской области, цветные карандаши.
Воспитатель:- Ребята, мы с вами живем в большой и прекрасной стране, которая называется Россия. Но чтобы быть не просто жителями, а настоящими гражданами своей страны, надо много о ней знать, любить её и гордиться ею.
Ребята читают стихотворение
- Россия - любимая наша страна
Подумаем вместе, какая она.
- Якут, что на Севере Крайнем живет,
Нам скажет: «В ней снег очень часто идет,
Лохматых оленей гуляют стада
И много повсюду блестящего льда!»
- А мальчик из Сочи задорно хохочет:
«Да что вы, ребята! Какие морозы?
Здесь пальмы растут и душистые розы!»
- И кто из них прав? Правы оба, понятно:
Россия огромна, сильна, необъятна!
Слайд 1. Географическая карта России с выделенным элементом Самарская область. ( Дети рассматривают карту)
Воспитатель: - Ребята, а мы с вами проживаем на маленькой части нашей Родины, в Самарской области.
На слайде представлена карта Самарской области.
Воспитатель читает стихотворение:
На карте России есть город такой-
Самарой его называют!
Стоит он над матушкой Волгой - рекой,
И волны его омывают.
Гостям всегда рады, их любят и ждут,
Открыты все двери Самары:
Здесь вместе с русскими живут
Чуваши, мордва и татары.
В.: - А сейчас, ребята, вы на своих листочках обведите контур России и контур Самарской области цветным карандашом (Дети выполняют задание).

Слайд 2. Дети разных народов в национальных костюмах.
В.: На картинке вы видите ребят в национальных костюмах.
1) Скажите, пожалуйста, а вы знаете, какой национальный костюм относится к русскому народному? (ответы детей)
2) А к татарскому народному? (ответы детей)
3) А к чувашскому? (ответы детей)
- Ребята, предлагаю вам узнать, какие особенности хранит в себе наша многонациональная самарская область.

Слайд 3.«Русские в национальном костюме».
В.: - Самым многочисленным народом в области являются русские. Они преобладают как в самой Самаре, так и в большинстве районов Самарской области. Наиболее характерным традиционным занятием русского населения нашего края всегда являлось земледелие. К основным выращиваемым зерновым культурам следует отнести рожь, пшеницу, овес, гречку.
Главным элементом русского женского костюмного комплекса являлся сарафан в сочетании с рубахой, головным убором на жесткой основе типа кокошника.
Комплект традиционного мужского крестьянского костюма был однообразен и не изменялся. Основными элементами мужской одежды являлись рубашка из холста и штаны из домотканины. На голову надевали фуражку, а зимой – шапку – ушанку. В комплект зимней одежды входил тулуп, шуба или полушубок, шарф, рукавицы.
Русский народ традиционно исповедует православное христианство. Во многих населенных пунктах есть церкви – как старые, так и построенные недавно.
В Самарской области ежегодно отмечается Праздник русской березки, который, как эстафета, проходит в разных районах, привлекая множество творческих коллективов и зрителей.

Слайд 4 «Татары в национальных костюмах»

Вторым по численности народом в области являются татары. Татары относятся к этносам, исповедующим ислам. На территории Самарской области есть немало мечетей, расположенных в татарских поселениях.
Традиционный костюмный комплекс (мужской и женский) состоял из рубахи, штанов с широким шагом, приталенного бархатного камзола, бишмета. Поверх камзола мужчины надевали просторный халат с шалевым воротником. Головной убор мужчин – вышитая тюбетейка с плоским верхом. Женская рубаха украшалась воланами, нагрудная часть дугообразно аппликацией или специальным нагрудником – изу. Девичий головной убор такья представлял собой шапочку с полужестким околышем и мягким плоским верхом. Ее шили из синего, зеленого, бордового бархата и украшали вышивкой, бисером, монетами.
В наибольшей степени татарскую культуру представляет праздник плуга в честь окончания сева яровых – Сабантуй.

В.:
- Так как на территории нашей губернии все народы на своих приусадебных участках сажали картофель, капусту, огурцы, лук, редьку, морковь, томаты и другие культур, предлагаю вам, ребятки, поиграть в игру.
Физкультминутка «Собираем урожай»
В огород сейчас пойдем
Овощей там наберем (дети шагают на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопают в ладоши)
Что мы будем собирать?
Картошку, морковку (загибают пальцы)
Репу и свёклу
Помидоры, огурец,
И капусту, наконец!
В огороде мы старались -
Низко к грядке нагибались (наклоняются)
Весь собрали урожай (выпрямляются и, показывая перед собой, разводят руки в стороны).
Вот он, видишь? Получай! (показывая перед собой, протягивают вперед ладони рук)

Слайд 4. «Чуваши в национальных костюмах»

Чуваши – третий основной народ Самарской области.
Особый интерес представляет традиционная женская одежда чувашей. Она состояла из рубахи белого цвета (белый цвет считался священным), передника, различных украшений: шейных, нагрудных, наспинных, поясных подвесок. Украшения изготовлялись из монет, бисера, с применением тесьмы. Девушки носили шапочку (тухья) с остроконечным верхом или без него, расшитую бисером, бусинками и серебряными монетами.
Мужчины носили рубаху и штаны, верхняя одежда состояла из холщового кафтана, поддевки из сукна, а зимняя – из шубы из овчины. Традиционной обувью служили лыковые лапти и кожаные сапоги.
Чуваши Самарской области бережно хранят свои традиции. Популярным чувашским праздником является Акатуй (дословно переводится как «свадьба плуга»), который традиционно отмечался в связи с появлением растительности и началом полевых работ. Сегодня этот праздник обычно отмечают в начале лета.

В.: - В завершении нашей ознакомительной беседы предлагаю вам, ребята, ответить на мои вопросы и поиграть в игру.

Викторина.
1. Какой головной убор надевали русские мужчины? (фуражка, зимой шапка-ушанка).
2. Русская народная женская одежда? (Сарафан)
3. Праздничный русский народный головной убор? (Кокошник)
4.Чем украшают одежду? (Вышивка, золотые нити, монеты, пряжки, бисер).
5. Что надевают на голову татары? (Тюбетейка)
6. Какой цвет рубахи у чуваш считался священным? (Белый)

Слайд 5. Мультимедийная игра «Тайны народного костюма»

В.: Национальная одежда - это достояние народа, воплощение его культуры и традиций, отображение мировоззрения и способа жизни.
Ребята, в нашем детском садике воспитываются детки разных национальностей. Мы должны любить друг друга, дружно играть, никогда не ссориться друг с другом.
С особенностями традиционных костюмов других национальностей Самарской области мы с вами познакомимся на других занятиях.

В конце занятия раздать каждому ребёнку раскраски по образцу «Национальные костюмы».

Рекомендуем посмотреть:

НОД для детей старшей группы: Культура и традиции мордовского народа Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему: Зима НОД в старшей группе. Знакомство с днями недели Модель программы ознакомления старших дошкольников а с творчеством Конашевича
План проекта в детском саду. Старшая группа
Опубликовано: 86 дней назад (12 сентября 2016)
Просмотров: 215
Рубрика: Конспект НОД
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!