Конкурсы для педагогов и детей

Родительское собрание в старшей группе. Как научить говорить ребенка правильно?

Родительское собрание "Как научить говорить ребенка правильно?"
Автор: Склюева Марина Владимировна, учитель-логопед МБДОУ №17 детский сад «Ручеек» г. Березовский Кемеровской обл.
Родительское собрание в старшей группе.
Тема: «Как научить ребенка говорить правильно?»
Данное собрание проводится логопедом в сентябре, при зачислении детей на логопедический пункт. На собрании логопед в общих чертах знакомит родителей с основными направлениями работы по исправлению недостатков речевого развития. На дальнейших собраниях логопед более подробно останавливается на нарушениях каждого из компонентов речи и приемах работы по развитию артикуляции, словаря, грамматического строя речи и др. компонентов речи в домашних условиях. На первом собрании важно показать целостную картину структуры речи, взаимосвязь ее компонентов, дать понять родителям, что работа по исправлению речевых нарушений – это не одномоментное явление, а достаточно длительный, кропотливый, но интересный путь совместных занятий со своим ребенком. Собрание необходимо провести на позитивном уровне, внушая родителям чувство уверенности в преодолении проблем речевого развития. Собрание проходит с опорой на презентацию, подготовленную специально для данного мероприятия. Форма проведения данного собрания заинтересует не только логопедов дошкольных учреждений, но и всех педагогов, ищущих новые формы работы с родителями.

Цель: Создание мотивации у родителей к совместными занятиям с детьми по исправлению и развитию речи.
Задачи:
Познакомить родителей с основными компонентами речи;
Познакомить с приемами работы по исправлению и развитию компонентов речи, доступных родителям в домашних условиях;
Настроить родителей на сотрудничество в работе по исправлению недостатков речевого развития.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, доска магнитная (мольберт), лепестки ромашки из белой бумаги, изображения чайника. лошади, машины. мяч, варежка из наждачной бумаги, индивидуальные зеркала, картинные планы для описания предметов.
Ход собрания:
1. – Уважаемые родители! Сегодня я приглашаю вас разобраться, что же такое речь ребенка и познакомиться с приемами работы по исправлению речевых нарушений в домашних условиях. Что же такое речь? Кто как представляет себе речь своего ребенка? Я представляю речь ребенка в виде волшебного сундучка. (Появляется слайд 1 с изображением сундучка). Давайте в него заглянем!
Слайд 1
- Важнейшим компонентом речи является словарь. А что представляет из себя словарь ребенка в 5 лет?
Посмотрите на следующий слад и попробуйте догадаться, какие утверждения о состоянии словаря пятилетнего ребенка правильны (слайд 2).
Слайд 2
Родители зачитывают утверждения на слайде и пытаются дать верный ответ. В итоге появляется слайд с верными ответами (Слайд 3).
Слайд 3
Слайд 4
Логопед предлагает сыграть в несколько игр на развитие словаря 5-летних детей. (Слайд 4). Родители встают в круг. Игра «Вот птица. Что за птица?» У ведущего мяч. Он говорит: Вот птица. Что за птица? - и передает мяч соседу, который должен назвать птицу, и так дальше по кругу. Затем ведущий говорит, например,: «Вот посуда. Что за посуда?» - и все по кругу называют предметы посуды. Далее логопед предлагает сыграть в игру «Разбери предмет». Приглашаются 2-3родителя. Логопед раздает им изображения предметов: машины, чайника, лошади. Каждый из них как можно быстрее называет части изображённых предметов. Как правило, сначала родители не очень охотно участвуют в совместных играх, но уже после первой игры атмосфера разряжается, взрослые чувствуют себя отчасти детьми, и более охотно принимают участие в заданиях. Логопед после каждой игры отмечает, что в эти игры очень легко играть дома с ребёнком. Правила остальных игр логопед кратко рассказывает по желанию родителей.
2. - Давайте вновь заглянем в сундучок. Следующий важный компонент речи: артикуляция.
Слайд 5
- Чтобы произносить звуки, ребенку нужны подвижные, четко работающие органы артикуляции (Слайд 5). Сейчас вы испытаете, что чувствует ребенок с затруднениями в работе органов артикуляции.
Логопед надевает на руку родителям варежку из наждачной бумаги. Родители пытаются подвигать пальцами, согнуть ладонь «Чашечкой», сжать и разжать пальцы.
- Примерено так ощущает свои органы артикуляции ребенок, испытывающий затруднения в подвижности органов артикуляции. Что можно сделать, чтобы язык, губы стали более подвижными, чувствительными? (Ответы родителей).
- Правильно, выполнять артикуляционную гимнастику. Сейчас мы выполним несколько артикуляционных упражнений, которые пойдут на пользу любому ребенку (Слайд 6).
Слайд 6
С помощью интерактивной игры «Веселый урожай» родители выполняют четыре артикуляционных упражнения. («Лягушка», «Лопатка», «Чашечка», «Дятел»)
- Выполнению артикуляционной гимнастики будет посвящен отдельное родительское собрание и индивидуальные консультации.
3. – Заглянем в наш волшебный сундучок. Следующий компонент речи – грамматический строй речи (Слайд 7). Грамматический строй речи – важнейшее умение в структуре речи, он позволяет дифференцировать уровень развития речи.
Слайд 7
На следующем слайде дети скажут нам, каким грамматическими
конструкциями ни уже овладели к 5 годам (Сдайд 8):
Слайд 8
- А с какими трудностями еще пока сталкиваются дети в речи? Ответ мы увидим на следующем слайде (Слайд 9):
Слайд 9
- С помощью интерактивной игры «Чего не стало» вы можете закрепить в речи ребенка употребление родительного падежа множественного числа имен прилагательных и существительных. Обратите внимание на четкое проговаривание окончаний прилагательных и существительных (Слайд 10).
Слайд 10
4. – В нашем сундучке остался последний секретик, и это – связная речь (Слайд 11). Связная речь – это венец речи ребенка, показатель развития мышления, коммуникативности, достижения норм возрастного развития.
Слайд 11
- Как же развивать родителям связную речь ребенка? Постараться сделать ее максимально связной. Для этого необходимо целенаправленно учить описывать предметы. Попросите своего ребенка описать какой-либо предмет, например, вот такой домик на рисунке. И услышите в ответ примерно такое (Слайд 12):
Слайд 12
- Я предлагаю активно использовать картинные планы описания предметов. Например, вот такие (Слайд 13):
Слайд 13
Логопед раздает 1-2 родителям картинные планы и предлагает описать какой-либо предмет, отмечая связность и полноту описания по плану даже самого простого предмета.
- И, конечно, рассказы из личного опыта детей и пересказы – это самые лучшие друзья в развитии связной речи. Один из видов рассказывания – рассказ по серии картинок. С помощью интерактивной игры попробуем восстановить последовательность истории (Слайды 14,15):

Слайды 14,15
5. В заключение собрания логопед подводит итог (Слайд 16):
Слайд 16
- Уважаемые родители! Вы убедились, что появление развитой, четкой, полной речи у ребенка с проблемами в развитии требует усилий от родителей? Вы согласны, что заниматься развитием речи ребенка необходимо? Если ваши ответы на мои вопросы положительные, то прошу прикрепить магнитами лепестки к ромашке на доске. Есть ли у вас вопросы?
Далее логопед приглашает родителей на индивидуальные консультации и следующие родительские собрания, раздает визитки, буклеты.

Рекомендуем посмотреть:

Советы логопеда для родителей дошкольников. Как помочь ребенку заговорить Родительское собрание в старшей группе на тему: «Развитие речи при ознакомлении с природой» Советы логопеда по развитию правильной речи у будущих первоклассников Зачем читать вслух
Сценарий логопедического утренника в детском саду. Старшая группа | Выступление агитбригады по ПДД в детском саду с видео
Опубликовано: 731 день назад (4 декабря 2014)
Просмотров: 12962
+10
Голосов: 10
Марина Робертовна Гапич # 4 декабря 2014 в 14:21 0
Форма проведения родительского собрания нестандартная. Тактично, доступно удалось донести до родителей важность совместной работы. Презентация - яркая, обучающая приемам, приемлемым в домашних условиях, способствует эмоциональному настрою, заинтересованности родителей, их убеждению своевременного и совместного устранения нарушений у детей. Рефлексия в конце родительского собрания позволяет оценить обратную связь, качественность достижения цели. Спасибо, Марина Владимировна.
шихалева светлана евгеньевна # 4 декабря 2014 в 15:49 0
Важнейшее требование, которому сегодня должен отвечать современный детский сад, чтобы обеспечить целостностное личностное развитие ребёнка - является взаимодействие с семьёй. И семья, и детский сад живут в быстроменяющемся мире, в силу чего родители, педагоги должны непрерывно повышать своё образование, развивать способности, устанавливать связь между знаниями и конкретной ситуацией. Чтобы взаимодействие с семьёй было более продуктивным - целесообразно использовать нетрадиционные формы работы с родителями. Материал для собрания представлен очень доступно! Молодец!
Светлана Евгеньевна Шихалева # 4 декабря 2014 в 16:38 0
Важнейшее требование, которому сегодня должен отвечать современный детский сад, чтобы обеспечить целостностное личностное развитие ребёнка - является взаимодействие с семьёй. И семья, и детский сад живут в быстроменяющемся мире, в силу чего родители, педагоги должны непрерывно повышать своё образование, развивать способности, устанавливать связь между знаниями и конкретной ситуацией. Чтобы взаимодействие с семьёй было более продуктивным - целесообразно использовать нетрадиционные формы работы с родителями. Материал для собрания представлен очень доступно! Молодец!
Галина Ивановна Иванова # 4 декабря 2014 в 18:21 0
Уважаемая Марина Владимировна! Спасибо за интересный материал! Очень понравилось, что собрание проходит в интерактивной форме, с применением интересных игр и заданий. Материал для родителей представлен доступно, понятно. В результате такого собрания родители действительно поймут, почему и как необходимо заниматься с ребенком.
Ольга Михайловна Кочура # 19 мая 2015 в 23:00 +1
Здравствуйте, Марина Владимировна!
Спасибо. что предоставили такой интересный материал . Обязательно воспользуюсь вашей подсказкой при проведении сентябрьского родительского собрания.
Спасибо!
О.М.
Мария Алексеевна Игнатова # 19 июня 2015 в 07:47 0
Здравствуйте, Марина Владимировна. Отличный материал. Обычно родители не очень рвутся посещать такие мероприятия, но думаю с такой подачей материала они останутся довольны. А что самое важное, примут активное участие в коррекционном процессе.Спасибо.
Елизавета Сергеевна Сергеева # 19 июля 2015 в 12:44 +1
Добрый день, Марина Владимировна! Очень понравилась Ваша консультация и форма проведения! Прекрасные слайды и доступный для родителей материал! Взяла себе на заметку! Спасибо большое!
Татьяна # 8 октября 2015 в 17:07 0
Большое спасибо за замечательный материал, можно ли его скачать, хотелось бы использовать его в своей работе?
Марина Владимировна Склюева # 28 октября 2015 в 10:23 0
Конечно, можно!
Татьяна # 3 ноября 2015 в 11:16 +2
Как скачать вашу презентацию? Не могу найти ссылку скачивания.
Эльвира Валерьевна Шигонина # 9 февраля 2016 в 20:13 +1
Здравствуйте! Можно ли воспользоваться вашей презентацией? Если да, как ее скачать? Ссылку тоже не могу найти.
Елена # 7 октября 2016 в 19:55 0
Здравствуйте!Как скачать вашу презентацию? Не могу найти ссылку скачивания