Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Воспитание культуры поведения у младших школьников (собрание из цикла родительского всеобуча)

Воспитание культуры поведения у младших школьников
Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагает становление его отношения к родителям, окружающим, к коллективу, обществу; отношения к труду, своим обязанностям и самому себе.
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
Родительское собрание – основной прием общения учителя и родителей. Но как вызвать взрослых на откровенный разговор? Ведь чаще всего мамы и папы на собраниях только молча воспринимают информацию. А как же тогда помочь им увидеть недостатки в воспитании ребенка и направить каждого взрослого в нужное русло?
Вот пример одного из родительского собрания.
Классный руководитель перед собранием проводит с детьми следующую подготовительную работу.
1.Анкета:
• Кого или что ты больше всего любишь?
• Что тебе делать дома нельзя?
• Что было бы, если ты вдруг стал взрослым?
2. Рисунки на тему «Моя семья дома»
3. Подборка литературы о культуре поведения для выставки.
Примечание. Можно привлечь к работе на собрание школьного психолога.
Цель собрания. Помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей; помочь им увидеть свои недостатки в процессе воспитания и найти пути их решения.
Родители рассаживаются группами, на столах листы, на которых написан текст ситуаций для обсуждения. На доске написано высказывание В.А. Сухомлинского: «… Годы обучения в начальной школе – это целый период нравственного, интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического развития». Также (пока закрыты) основные «НЕЛЬЗЯ» из анкет детей и детские рисунки.
Учитель: Сегодня мы в очередной раз возвращаемся к разговору о воспитании наших детей, поэтому открываем еще одну страничку устного журнала «Родители и дети». Мы поведем беседу о том, как помочь нашим детям стать такими, какими мы их хотели видеть: умными, добрыми, отзывчивыми, вежливыми.
Конечно, все вопросы разрешить сегодня нам не суметь, но думаю, что каждый из вас по ходу разговора сделает для себя соответствующие выводы. Главное, будьте раскованными, не бойтесь рассуждений вслух.
Итак, составной частью нравственного воспитания младших школьников является культура поведения.
Задачи родителей в воспитании культуры поведения у детей.
• Воспитание уважения к людям и результатам их труда
• Правила поведения и хорошие манеры в гостях, дома, на улице, в общественных местах
• Культура речи ребенка
Помним, что красной нитью разговора должна стать мысль о том, что личный пример – это основное условие воспитания культуры у детей.
СЕМЬЯ. Какое определение вы можете дать этому понятию?
Ответы родителей.
Все вы совершенны правы. Мне хочется добавить, что семья – это произведение искусства любви нравственных людей. Давайте зададимся вопросом: почему супружеский долг и верность во все времена рассматривались как нравственные ценности, на которых строились отношения в семье? Можно ли, будучи не уверенными в своей «половине», строить жизненные планы? Обзаводиться домом, детьми? Сомнительно!
Дети – реальное и ощутимое воплощение любви супругов. Каковы отношения в семье, таково будет отношение детей к вам и окружающим. Что ребенок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесет во взрослую жизнь.
Ваши дети писали о том, кого или что они любят больше всего.
Оглашаются результаты анкеты по первому вопросу (Ответы детей моего класса: маму, папу, родных, домашних животных – 16 человек)
Я думаю, что родителям этих детей уже удалось воспитать в своих детях чувство любви и уважения к себе и близким, им нечего бояться одиночества в старости.
Каковы же отношения в ваших семьях? Много ли времени вы уделяете своим детям, что вас так сплотило?
Слово предоставляется 3-4 родителям тех детей, кто дал данные выше ответы.
Приятно отметить, что (назвать фамилии) отметили, что больше всего они любят школу и школьные занятия.
Но, наверное, в силу современных условий, сейчас у большинство ребят выходят на первый план материальные ценности.
Назвать другие ответы ребят (не называя фамилий).
Хочется верить, что и у них духовные ценности встанут в ряд главных. Надо только помочь им в этом. Больше времени уделяя общим семейным делам, совместным походам в театр, на природу, в гости к бабушке.
Обращаем внимание на ситуации № 1 (у родителей текст на столе).
«У входа в школу стоит розовощекая девочка-первоклассница. На ногах – резиновые сапоги. Мать, низко склонившись, отмывает их от грязи.
Подхожу поближе, спрашиваю:
- Чем ваша дочь болеет?
- Моя дочь вполне здорова. Посмотрите, стоит как королева!
Тогда обращаюсь к девочке.
- Разве ты сама не моешь обувь?
- А мне мама не разрешает мыть!
Женщина смутилась, но в мою сторону посмотрела с укоризной».
Родители высказывают свое мнение.
Делаем вывод: поведение родителей определяет поведение детей.
Какими же быть нам с детьми: добрыми или строгими? А как найти эту «золотую» середину, ведь рост ребенка включает в себя и конфликты?
Давайте посмотрим, что же НЕЛЬЗЯ нашим детям.
Анализ ответов на второй вопрос анкеты. Основные НЕЛЬЗЯ, выписанные на доску, открываются и показываются родителям.
Ответы детей нашего класса были такими.
НЕЛЬЗЯ ДОМА:
• Получать двойки – 3 ч.
• Драться – 3 ч.
• Садиться за стол с грязными руками – 2 ч.
• Кричать – 2 ч.
• Включать газ – 2 ч.
• Гулять без шапки – 1 ч.
• Бегать по дому – 1 ч.
• Поздно ложиться спать – 1 ч.
• Шуметь дома – 1 ч.
• Выходить на балкон – 1 ч.
• Лазить на горку – 1 ч.
• Играть – 1 ч.
• Приходить с друзьями домой – 1 ч.
• Быть злой к маме – 1 ч.
• Смотреть телевизор – 1 ч.
Как вы думаете, что же по-настоящему НЕЛЬЗЯ и что всё-таки можно разрешать нашим детям?
Обсуждение. Вычеркнуть из списка лишнее.
Вывод: Будь к своему ребёнку в меру добр и требователен, если хочешь чего-то добиться. Сохрани в себе хорошее и передай это детям.
О правилах поведения и хороших манерах дома и в гостях говорится и пишется достаточно много. Но всегда ли мы своих детей учим этому и всегда ли находим правильный выход в конфликтных ситуациях между детьми?
Вот один пример.
Рассматриваем и обсуждаем ситуацию № 2
«В комнате играли мальчики – сын Андрей и его друзья. Вначале играли дружно, потом послышался шум. Петя возмущался: «Это ты, Андрей, взял мою нитку. Отдай сейчас же!» Андрей отвечал: «Я не брал твою нитку!» Завязалась драка. Андрей помял под себя «противника», бил его кулаками и ногами, а друзья стояли притихшие. «Андрей, отпусти его!» - закричала я, растащила ребят и увидела полные злобы глаза. Петя схватил куртку и убежал.
Когда муж узнал о случившимся, он сказал: «Из Андрея получится смелый человек, сумеет постоять за себя. Так что не упрекай его».
Делаем вывод: прежде чем дать оценку действиям, постарайся вникнуть в ситуацию. Не делай поспешных выводов!
Вежливость – это и черта характера, и искусство вести себя в обществе. Ребенок учится этому, подражая взрослым. И при любых условиях вежливости надо учиться вежливо, а не грубо.
Оцените действия мамы в ситуации № 3. Как можно было избежать конфликта?

Семилетний Миша только что получил подарок от тети. Он сильно сдавливал коробку, чтобы узнать, что там внутри.
Мать: Миша, сейчас же перестань! Ты испортишь подарок! Что надо сказать?
Миша (сердито): Спасибо!
Вот и хорошо. (Ситуация обсуждается и делается вывод)
Школа – общественное место, где в одно время присутствует много ребят и происходит много конфликтных ситуаций. Учитель старается избежать и разрешить их, но не всегда это удается. Поэтому если с вашим ребенком что-то случается, а учитель не в полной мере сумел разобраться – не задерживаясь, приходите в класс. Мы вместе попробуем справиться с проблемой.
Третьем пунктом воспитания культура поведения является культура речи ребенка.
Речь наша богата. Но в последнее время мы слышим мало добрых и красивых слов и от взрослых, и от детей. О недопустимости в семье грубых слов всем известно. Заострю ваше внимание на том, как вы, взрослые, выражаем своей гнев и по какому поводу. Гнев, как и насморк, весьма насущная проблема и игнорировать ее нельзя. В гневе мы теряем рассудок и обращаемся с детьми, как со своими врагами: кричим, унижаем. Но нужно помнить о том, что гнев порой слишком дорого обходится нам и нашим детям. Не отсюда ли маленькие беглецы из дома, замкнутость, испуг детей?
Учитель читает ответы ребят на третий вопрос анкеты:
• Помогал бы другим людям
• Получала бы одни пятерки
• Стали бы учителями, врачами, воспитателями
• Установил бы мир на планете
• Не ругала бы своего ребенка за двойки и тройки
• Никогда не бил бы своего ребенка
Что ж, методы воспитания налицо. И некоторым родителям стоит задуматься, не умерить ли свой гнев по отношению к детям, дабы не воспитать в нем черствость, жестокость, грубость.
Вот какие советы дает по этому поводу психолог.
Выступает психолог или учитель сам читает памятку для родителей.
1. Назовите вслух своё чувство.
- Осторожно! Пора остановиться!
2. Я очень недовольна, я рассердилась.
- Я разгневана, но это скоро пройдет. Затем назовите причину своего гнева и попробуйте найти причину его в дурном настроении, в плохой погоде, ссоре с супругом, но ни в коем случае не вините ребёнка.
3. Посмотрите в окно, переключите внимание.
- Я приготовила хороший обед, который заслуживает похвалы.
Гнев выйдет, не причиняя никому вреда. А потом, с хорошим настроение, спокойно, тихо поговорите со своим ребенком о том, из-за чего вы дошли до такого состояния.
Делаем вывод: с сегодняшнего дня даже свой гнев выражаем не грубо и помним, что нам во всем подражают.
А чтобы воспитать вашего ребенка происходило не урывками и эффективно, уделяйте им больше времени вечерами и в выходные. К этому вас призывают рисунки ребят, откуда видно, чем занимаются папы, мамы, родные дома.
Открыть рисунки. Проанализировать.
Картина почти одинакова: Мама на кухне, папа на диване, братья с друзьями, сами дети за компьютером или с кошкой, собакой….
Наш разговор подходит к концу. Вериться, что каждый из вас сегодня о многом подумал и решил что-то изменить в общении с детьми.
А о результатах этого разговора мы будем судить по рассказам детей, по их сочинениям, действиям и поступкам.
Спасибо всем за работу.

Рекомендуем посмотреть:

Орфографический диктант в 4 классе Урок математики в 4 классе Школьная олимпиада по математике 4 класс Самоуправление в начальной школе

Похожие статьи:

Урок - обобщение по теме «Имя существительное»

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: Профессии

Методическая разработка урока написания письма другу «Здравствуй, друг!»

Сценки для начальной школы

Занятия с учащимися 3 класса на уроках и после уроков

Интеллектуально-познавательная игра в начальной школе. Конституция РФ
Опубликовано: 3764 дня назад (28 ноября 2013)
Просмотров: 10484
+2
Голосов: 2
Гаянэ Владимировна Маркарова # 2 февраля 2014 в 18:23 +1
Очень нужная тема для родительского собрания..Порой родители удивляются, почему их ребёнок делает тот или иной поступок.  Ведь всё идёт из семьи. И нужно как можно больше говорить об этом с родителями.Спасибо!
Татьяна Ивановна Шикина # 25 марта 2015 в 21:47 0
Светлана, добрый вечер! Очень похожая картина, практически, в каждом классе. Малый процент родителей совместно просматривают передачи, гуляют в парках, разговаривают с детьми о наболевших проблемах, потом выясняется, что не досмотрели, не долюбили, избаловали. Надо чаще с родителями проводить такие беседы, только вот анализ детских ответов может не очень корректно при всех звучит, лучше ,наверное, такую информацию более закрыто выдавать родителям, они (родители) очень сейчас обидчивые.
Надежда Владимировна Овчарова # 11 декабря 2017 в 22:21 +1
Актуальная тема для родительского собрания. Нужно напоминать родителям, что с детьми нужно проводить совместный досуг, читать книги, разговаривать. Говорить родителям об особенностях каждого конкретного возраста. Спасибо за информацию.