Конкурсы для педагогов и детей

Конспект музыкального занятия для детей подготовительной группы на тему: Осень

Доминантное занятие, завершающее осенний цикл по слушанию классической музыки
Краткое описание: данное занятие направлено на закрепление цикла осенних занятий по классической музыке с детьми подготовительных групп. В ходе занятия были использованы стихи русских поэтов, музыка разных композиторов. Материал будет полезен для музыкальных руководителей детских садов.

Программное содержание:
- учить детей искусству «слышать музыку»,
- воспитывать чувства сопереживания ей;
- узнавать и называть знакомые произведения и их авторов;
- побуждать детей к творчеству в «пластическом пропевании» музыкальных произведений;
- обогащать и активизировать словарный запас детей;
- прививать детям любовь к классической музыке, желание слушать её.
Музыкальный репертуар:
1. П.И.Чайковский: «Охота», «Осенняя песня», «На тройке»
2. А.Вивальди «Сбор урожая»
3. Н. Римский-Корсаков «Здравствуй, гостья-зима!»
Поэзия: А.Пушкин, Фет, Бунин, Ибряев.
Живопись: Остроухов, Осенев, Волков, Грабарь, Левитан.
Ход занятия
Музыкальный руководитель (детям в дверях):
Тихо-тихо погуляем, входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде разноцветном, расписном.
Как только зазвучит музыка, вы пройдете по залу и рассмотрите нашу выставку картин.
Фонограмма «Осенней песни» Чайковского. Дети ходят по залу, рассматривая картины. Музыка приглушается.
Музыкальный руководитель:
Унылая пора, очей очарованье, приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье в багрец и золото, одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье, и мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч и первые морозы, и отдаленные седой зимы угрозы.
(выключает музыку)
Музыкальный руководитель:
- Ребята, какое время года изображено на картинах? (осень)
Стихотворение, которое вы сейчас слышали, называется «Осень». Сочинил его поэт А.С.Пушкин.
- Какого характера музыка, под, которую вы входили в зал? (грустная, печальная…)
- Почему?
- А как называется эта музыка? (Осенняя песня)
- Какой композитор сочинил «Осеннюю песню»? (П.И.Чайковский)
Музыкальный руководитель:
«Осенняя песня» посвящена середине осени – месяцу… (октябрю)
- Как называют середину осени? Какая это осень? (золотая осень)
Найдите картины, которые подходят «золотой» осени.
Дети находят картины.
Музыкальный руководитель: (показывает султанчики) А какой цвет по-вашему, подходит «золотой» осени, почему? Потанцуйте с султанчиками под «Осеннюю песню».
«Пластическое пропевание» «Осенней песни» Чайковского.
Музыкальный руководитель:
Есть две осени. Одна – радостная, пышно убранная, богатая урожаем. Другая – невидная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, с первым снегом. И каждую мы любим по-особому. Первую – любят за щедрость, с которой она отдает богатство своих полей и садов, когда тепло, как летом. И среди деревьев так мало оранжевых и желтых листьев. Поэт сказал об этой осени:
«Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора:
Весь день стоит, как бы хрустальный и лучезарны вечера.
Это стихи о самом первом месяце осени.
- Как он называется? (сентябрь)
- А как называется начало осени? Какая это осень? (ранняя осень)
- А что люди делают ранней осенью? (убирают урожай, охотятся)
- А теперь отгадайте музыкальную загадку: как называется эта музыка? («Сбор урожая»)
- Какой композитор сочинил эту музыку? (А. Вивальди)
- Какой характер у этой музыки? (бодрый, решительный..)
Пластика «Сбор урожая» А.Вивальди.
Музыкальный руководитель: А теперь найдите картины, которые подходят к ранней осени.
Дети находят картины ранней осени.
Музыкальный руководитель: Присядьте, пожалуйста, на коврик, закройте глаза и угадайте следующую музыкальную загадку.
«Охота» П.И.Чайковский (дети называют произведение)
- О чем рассказывает эта музыка?(об охоте…..)
- Что вы слышали в музыке? (звучание рога)
- Для чего нужен на охоте рог? (собирать охотников)
- А что еще звучит в этой музыке? (бег лошадей, лай собак…)
- Какой композитор сочинил эту музыку? (П.И.Чайковский)
Музыкальный руководитель:
- Хотите показать в танце, о чем рассказывает музыка? (да)
«Трубят рога в полях далеких, звенит их медный перелив.
Как грустный вопль среди широких, ненастных и туманных нив».
«Пластическое пропевание» «Охота» П.И.Чайковский.
Музыкальный руководитель:
- Миновал сентябрь, пролетел октябрь, наступил последний месяц осени. Как он называется? (ноябрь)
«Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день….
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу:
Приближалась довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора!
Так про это время года написал поэт А.Фет.
- Как называется эта осень? Какая она? (поздняя осень)
Музыкальный руководитель:
- Да, «поздняя осень, грачи улетели, лес обнажился, поля опустели...»
Грустная картина…
Найдите картины, на которых изображена поздняя осень.
Дети находят картины поздней осени.
Музыкальный руководитель:
- Правильно. Поздней осенью снег уже засыпает землю.
- А кто рассыпает снег? (зима)
Конечно. Вспомните, мы с вами говорили: еще в Покров «зима с осенью встречается, поля снегами одеваются». А в ноябре, зимушка уже засыпании всю землю пушистым снежком.
Звучит фрагмент «На тройке» Чайковского.
- Как называется эта музыка?
- Кто едет на тройке? (зима)
- Какой характер у этой музыки? (торжественный, величавый, веселый, игривый, быстрый)
- А какой композитор сочинил эту музыку?
Музыкальный руководитель:
- Возьмите колокольчики и изобразите в пластике, о чем рассказывает эта музыка.
Пластика «На тройке» Чайковский (положили колокольчики)
Музыкальный руководитель:
- Да, ноябрь – это уже почти зима. Это морозы, снег, зимние забавы, встреча красавицы – Зимы. Народ сложил немало песен о зиме. Сочиняли песни о зиме и композиторы. Одну из них мы сейчас споем.
Песня «Здравствуй, гостья – Зима!» Римского-Корсакова.
Музыкальный руководитель: Кто помнит, как зовут композитора, сочинившего эту песню? (ответы детей)
Ну, вот мы с вами и готовы к встрече зимы. А на прощанье вы тихонечко подойдите к картинам, которые вам больше всего понравились и шепотом скажите осени «До свидания, Осень, мы с тобой встретимся через год!» Так мы попрощаемся с нашей красавицей осенью.
Звучит «Осенняя песня» дети прощаются и покидают зал.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект открытого музыкального занятия в старшей группе Осенняя прогулка в подготовительной группе Сценарий осеннего досуга. Подготовительная группа Конспект беседы в подготовительной группе на тему «Приметы и поговорки про осень»

Похожие статьи:

Конспект тематического музыкального занятия в старшей группе «Музыкальный магазин игрушек»

Участник №142 творческого конкурса для педагогов «Златокудрая осень»
Выпускной утренник в детском саду. Сценарий | Праздник "День защиты детей" в детском саду. Сценарий
Опубликовано: 769 дней назад (27 октября 2014)
Просмотров: 3456
+3
Голосов: 3
Ирина Викторовна Лебёдкина # 27 октября 2014 в 15:53 +1
Очень хорошо выстроенное музыкальное занятие.Музыкальный материал подобран в соответствии с возрастом.Понравился приём "пластическое пропевание"-как одна из форм передачи своего отношения к прослушанной музыке.Успехов Вам и удачи!
Викторина Сметанова # 1 декабря 2014 в 15:18 0
спасибо большое за отзыв!