Конкурсы для педагогов и детей

Серия дидактических игр для начальных классов

Серия дидактических игр для начальных классов «Доминошки»

Автор: Смирнов Максим Валерьевич, педагог-организатор МОУ ДОД ЦДОД «Молодые Таланты»

Данная серия игр пригодится как учителям начальной школы, так и родителям для закрепления ЗУНов обучающихся при изучении концентров единицы, десятки, сотни, и т.д. Это, в первую очередь, обучающиеся 1-го и 2-го классов. Данные игры прошли опытную апробацию на обучающихся секции «Интеллектуальное развитие». Существует много вариантов игры, и поэтому они будут обозначаться порядковыми номерами от 1.0 до 4.2.

1)

"Доминошка 1.0."

Применение: итоговое занятие по теме «Сложение и вычитание в пределах первого десятка».

Количество игроков: 2-6

Материалы: наборы карточек по числу игроков, карточка числа – начала.

Правила и ход игры: Каждому выдаётся полный набор карточек с числами от 0 до 9 со знаками действий «+» и «-» вида: +4, -2, +1… Задача игроков –  выстраивать цепочку из карточек, начиная с числа-начала (выдаётся учителем), таким образом, чтобы результат действия сложения или вычитания новой карточки с числом, получившимся до этого не превышал и не был равен числу 10 и не был меньше 0. Игроки ходят по очереди. Первый игрок (определяется по жребию) в первый ход  просто кладёт карточку,  ничего не считая. Далее игроки обязаны называть сумму или разность, полученную после того, как предыдущий игрок положил свою карточку, и добавить следующую карточку, не называя какой результат при этом получится. Если игрок ошибся в счёте или карточка, которую он добавил, даёт в сумме число больше или равно 10 или при выполнении разности получается число меньше 0, то участник выбывает из игры. В этом случае ход переходит к следующему игроку, и он должен либо назвать правильный результат сложения или вычитания или положить повторить правильный и положить карточку, которая не даёт в сумме число больше или равно 10 или при выполнении разности получается число меньше 0. Также он выбывает если у него не остаётся карточки, которую можно добавить, не выйдя за пределы обозначенного диапазона. Игра продолжается до тех пор, пока на руках у не выбывших игроков остаются карточки. Побеждает последний оставшийся в игре участник.

Другие варианты этой игры:

"Доминошка 1.1." – задаётся произвольный диапазон (например сумма и разность чисел не должна превышать 7). "Доминошка 1.2." – число-начало выбирается одним из игроков по жеребьёвке. В этом случае знак, стоящий перед числом не учитывается. "Доминошка 1.3." – подобная игра может проводиться с круглыми десятками, сотнями, тысячами.

2)

"Доминошка 2.0."

Применение: итоговое занятие по теме «Сложение и вычитание в пределах сотни».

Количество игроков: 2-6

Материалы: наборы карточек по числу игроков, число-начало, которое можно получить несколькими способами из чисел на карточке.

Правила и ход игры: У каждого ученика не одинаковый набор карточек с произвольным набором чисел от 1 до 99 со знаками действий «+» и «-» вида: +13, -26, +82… (не менее 20 различных карточек). Задача игроков –  выстраивать замкнутую цепочку из карточек, начиная с числа-начала (выдаётся учителем) и заканчивая им же, таким образом, чтобы а процессе действий сложения или вычитания новой карточки с числом, получившимся до этого не превышал и не был равен числу 100 и не был меньше 0. Игроки ходят по очереди*. Первый игрок (определяется по жребию) в первый ход  просто кладёт карточку,  ничего не считая. Далее игроки обязаны называть сумму или разность, полученную после того, как предыдущий игрок положил свою карточку, и добавить следующую карточку, не называя какой результат при этом получится. Если игрок ошибся в счёте или карточка, которую он добавил, даёт в сумме число больше или равно 100 или при выполнении разности получается число меньше 0, то участник выбывает из игры. В этом случае ход переходит к следующему игроку, и он должен либо назвать правильный результат сложения или вычитания или положить повторить правильный и положить карточку, которая не даёт в сумме число больше или равно 10 или при выполнении разности получается число меньше 0. Победителем считается тот игрок, который добавляет карточку, «вынуждая» следующего игрока назвать суму или разность – число-начало. В этом случае цепочка считается замкнутой. Если игроки исчерпали все возможные варианты или остался один игрок, а цепочка остаётся не замкнутой, то объявляется ничья.

* Секрет игры заключается в том, чтобы не дать сопернику(-ам) шанса замкнуть цепочку добавляя «неудобные» карточки.

Другие варианты этой игры:

"Доминошка 2.1." – задаётся произвольный диапазон (например сумма и разность чисел не должны быть меньше 10 и превышать 90). "Доминошка 2.2." – число-начало выбирается одним из игроков по жеребьёвке. В этом случае знак, стоящий перед числом не учитывается.

3)

"Доминошка 3.0."

Применение: итоговое занятие по теме «Сложение и вычитание в пределах сотни».

Количество игроков: 2

Материалы: 2 одинаковых набора карточек по числу игроков, число-начало – «0» и число-конец «100»

Правила и ход игры: на стол выкладываются число-начало и число-конец на расстоянии примерно пол метра друг от друга. Задача игроков, начиная с числа-начала, добавляя по 1 карточке, на которой числа от 1 до 9 (по 3 карточки каждого числа) и знак «+» перед ними, добраться до числа-конца, причём тот игрок, добавивший карточку, дающую в сумме с предыдущими результатами число 100 или более 100, считается победителем. Процесс игры похож на предыдущие версии «Доминошки»: игроки ходят по очереди. Первый игрок (определяется по жребию) в первый ход  просто кладёт карточку,  ничего не считая. Далее игроки обязаны называть сумму, полученную после того, как предыдущий игрок положил свою карточку, и добавить следующую карточку, не называя какой результат при этом получится. Если игрок ошибся в счёте, то второй игрок сам называет правильный ответ и может добавить сразу 2 карточки.

Другие варианты этой игры:

"Доминошка 3.1." – можно указать любое другое число-начало, число-конец и числа карточек. "Доминошка 3.2." – можно добавить карточки со знаком «-», что  добавит игре новые стратегические возможности. "Доминошка 3.3." – можно ввести ограничение по времени (5,3,2 минуты).

Рекомендуем посмотреть:

День самоуправления в школе Беседа с детьми по теме: Зимушка-забавушка Мастер - класс. Изготовление гирлянды - сердечко Мастер-класс «Дружба крепкая»
Опубликовано: 1116 дней назад (20 ноября 2013)
Просмотров: 2759
+1
Голосов: 1
Марина Викторовна Вицкова # 23 ноября 2013 в 11:12 +1
Очень интересные и забавные у вас игры,Максим Валерьевич.Молодцы!
Ведь родителям нужно заниматься со своими детьми,и этот ваш материад впору придется.Голосую!
Мила Кузьмина # 23 ноября 2013 в 11:34 0
Спасибо за представленные игры по математике. Использовать  дидактическую  игру, в первую очередь, необходимо  в  тех классах, где преобладают ученики с неустойчивым
вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой. Создавая  игровые ситуации на уроках, вы  повышаете интерес к математике, активизируете мыслительную деятельность младших школьников, вносите разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимаете утомление, развиваете внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.