Конкурсы для педагогов и детей

Леворукость. Причины ее возникновения

Тайны леворукости
Авторы: Смолякова Екатерина Павловна,воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 255", город Новокузнецк;
Рудак Елена Петровна, учитель-логопед,МБДОУ "Детский сад № 255", город Новокузнецк.
Данный материал будет полезен как воспитателям детских садов, так и заботливым, любящим своих детей родителям.
Тайны леворукости
Леворукость веками была и остаётся загадкой, загадкой ещё не разгаданной, притягивающей внимание. Исторически к этой генетической особенности – леворукости (а левшество чаще всего воспринимается как леворукость) сложилось отношение не как к индивидуальному варианту нормы, а как аномалии, нарушению развития. Действительно, большая часть человечества – праворукие. Среди них есть сильно леварукие и сильно праворукие, те, кто выполняют одной или другой рукой только некоторые действия, и амбидекстры (обоерукие) – люди, одинаково хорошо владеющие  и правой и левой рукой.

Леворукость не исчезает, просто агрессивность праворукой среды заставляет леворуких переучиваться, становится как все. Негативное отношение к леворукости имеет давнюю и длительную историю. Существуют различные представления о возникновении предрассудка, связанного с явлением леворукости. Древность происхождения этого предрассудка достаточно убедительно  подтверждается лингвистическим анализом. Во многих языках «левый» является не только синонимом слов со значением «неловкий», «неуклюжий», но и со значением «неискренний», «разбитый», «зловещий», то есть таких, которые имеют, как правило, отрицательное значение. Это предубеждение прошло через века и не изжито до сих пор. Негативное отношение к левшам в нашей стране также имеет длительную историю. С подобными взглядами на леворукость и таким отношением мы сталкиваемся очень часто. Отчего это?

Решающим является незнание, непонимание биологических механизмов леворукости, а главное – неприятие многообразия индивидуальных различий наших детей, разнообразия их способностей, склонностей, различия реакций при действии одних и тех же факторов, неспособность и нежелание принять эти индивидуальные особенности как данность, которую не нужно, нельзя переделывать, изменять по своему желанию. Многим, считающим, что леворукость и низкие способности, низкая одарённость, ущёрбность взаимосвязаны,  легко возразить, сославшись на имена известных всем леворуких людей – Александра Македонского и Наполеона, Леонардо да Винчи и Джеймса Клерка Максвелла, И.П. Павлова и В.И. Даля, Чарли Чаплина, Пола Маккартни, Джорджа Буша и Билла Клинтона, многих выдающихся спортсменов, которые показывают, что никакой вид деятельности не закрыт для левшей и что они способны добиваться в своём деле больших успехов. И всё же тревога за здоровье и развитие леворуких детей не лишена основания. Среди леворуких существенна доля детей, внутриутробный период развития и рождение которых протекали с различными осложнениями, высок удельный вес детей с особенностями в развитии центральной нервной системы, с предрасположенностью к неврозам, пониженной сопротивляемостью организма.  Некоторые исследователи  считают, что для леворукого ребёнка могут быть характерны асинхронное развитие некоторых психических функций, высокая эмоциональность, некоторое отставание в развитии психомоторных функций и пространственного восприятия. Учёные предполагают, что отказ от переучивания, истинное внимание и бережное отношение к леворуким детям позволят уменьшить отрицательное влияние стрессовых воздействий праворукой среды на здоровье и формирование личности, снизят риск нарушений физического и психического здоровья.

Пока ещё нет чёткого однозначного ответа на вопрос о том, что является причиной леворукости и чем отличаются праворукие и леворукие люди. Несомненно одно: леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, причиной сниженных интеллектуальных и физических возможностей. Ясно и другое: преимущественное владение рукой зависит не от «хотения» ребёнка или его упрямства, не от его желания или нежелания, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций. Ценой больших усилий можно научить леворукого ребёнка работать правой рукой, но изменить его биологическую суть нельзя.

Часто встречающаяся семейная леворукость заставила учёных ответить на вопрос о возможности передачи этого признака по наследству. Существует несколько концепций генетической обусловленности той леворукости,  которая называется нормальной, или генетически закреплённой, несвязанной с нарушениями в развитии. Значимость генетического фактора подтверждается данными о том, что леворукость особенно часто встречается в семьях, где хотя бы один из родителей – левша. Леворукие дети упоминают о леворуких родственниках в пять раз чаще, чем праворукие, семейное левшество чаще выявляется среди леворуких, чем  среди праворуких детей. Однако, любая генетическая модель, должна совпадать с практическими расчётными данными, и чем выше совпадение, тем больше вероятность, что такая модель может быть использована для объяснения наследования рукости. (Генетические теории Д. Леви и Т. Нагилаки; Н. Гешвинда и А. Галабурды; теория «правого сдвига» М. Аннет). Существуют варианты теорий, рассматривающих комплексное сочетание патологических и генетических факторов, лежащих в основе проявления латерального предпочтения. Но, по-видимому, более корректным было бы представление о гетерогенной (разнопричинной) леворукости.

Можно выделить леворукость, обусловленную различными патологическими факторами, а также леворукость, имеющую в основе смешанный генез. Фактически можно выделить три основных фактора, определяющих предпочтение левой руки: генетическую латеральность, или генезную наследственную основу; патологическую латеральность, обусловленную значительной мере     пре- и перинатальными нарушениями в развитии мозга; вынужденную латеральность. Причём возможны различные варианты сочетания этих факторов, что значительно осложняет выделение природы их происхождения и требует разработки специальных методов диагностики причин и степени предпочтения руки.

Итак, мы пока не знаем, почему у большинства людей на земле более ловкой, сильной и точной оказывается правая рука и почему только часть людей – их зеркальное отображение. Мы не знаем и того, почему число левшей не уменьшается и не увеличивается, какие факторы определили столь высокую стабильность соотношения левшей и правшей вне зависимости от пространства и времени. А значит, мы ещё далеки от разгадки тайны происхождения леворукости.
Все попытки связать какие-либо трудности обучения, нарушения адаптации, специфические особенности организации деятельности с особой организацией мозга у левшей пока не имеют чётких подтверждений. Если ваш леворукий ребёнок нормально рос и развивался, если его не переучивали (ни дома, ни в детском саду), то подход к нему существенно не отличается от подхода к праворукому ребёнку. Главное, необходимо учитывать его индивидуальные особенности, быть терпеливым и добрым, уметь понять ребёнка. В реальной жизни всё не так просто, но не стоит «сваливать» собственные огрехи воспитания и обучения на леворукость.

Хотелось бы ещё раз подчеркнуть: леворукость – это не просто преимущественное владение левой рукой, но и отражение определенной межполушарной асимметрии, отличное от праворуких распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга. Можно выделить несколько типов леворукости, имеющей и различные особенности межполушарной асимметрии (леворукие дети, у которых центр речи в левом полушарии; леворукие  дети, у которых центр речи в правом полушарии; леворукие дети, у которых центр речи в обоих полушариях). Но можно выделить и леворукость различного происхождения (генетически закреплённую леворукость, вынужденную леворукость). Понятно, что особенности межполушарной асимметрии, определяющей распределение функций между правым и левым полушариями, будут проявляться и в высших психических функциях ребёнка, и в его деятельности, в приспособлении к различным влияниям среды. Ещё более сильны различия между детьми, имеющими леворукость разного происхождения. Леворукие дети не однородная, не однотипная группа, а трудности обучения в каждом отдельном случае имеют свои причины. Исследователи, изучающие особенности роста, развития, состояния здоровья леворуких детей, подчёркивают, что леворукие дети требуют особого подхода, особого внимания, и это наиболее существенно при поступлении в школу. Многие рассматривают леворуких детей как группу риска – риска школьной дезадаптации, школьного стресса, риска трудностей в процессе обучения.

Действительно, эти тревоги не лишены основания. Школа, учёба, особенно впервые месяцы, в первый год требуют от ребёнка длительного напряжения, вызывают значительное утомление, предъявляют повышенные требования к личностным качествам ребёнка. Новый коллектив, новые друзья, новые требования – это совсем не просто для любого ребёнка, а для леворуких тем более, та как значительная часть леворуких детей имеют факторы риска в раннем развитии и более позднее нарушение в развитии, а значит, они будут наиболее чувствительны к действию любых неблагоприятных воздействий, будь-то эмоциональные перегрузки или большой объём учебной работы. Особенности межполушарной асимметрии также определяют характер реакции организма на любые внешние воздействия.

Период приспособления к школе (период адаптации) довольно продолжителен по времени – 4-6 недель. А опросы показывают, что родители (отводят) на адаптацию не больше 1-2 недель, учителя – больше: 2-3 недели. Реальные же сроки продолжительнее в два раза. В этот период трудно всё: и следующие друг за другом новые уроки (нужно быстро переключаться с одного не привычного вида деятельности на другой, столь же непривычный), и значительна статическая нагрузка (нужно сидеть в относительно неподвижной позе не вертясь), и незнакомые дети (хорошо ещё тем, кто ходил в детский сад, а как  справиться с неловкостью тем, кто был до школы дома с бабушкой или с мамой?).

Специальные исследования показали, что леворукие дети имеют некоторые особенности адаптации в школе: им ещё труднее, чем остальным, потому что для них характерны повышенная эмоциональность и впечатлительность. Кроме того, высокий уровень тревожности сочетается у леворких детей с возбудимостью, чувствительностью, добросовестностью, а также хорошем пониманием социальных нормативов. Наверное, необходимо подчеркнуть, что леворукие дети ориентированы на общение. Общение со сверстниками служит для них источником положительного эмоционального подкрепления, в котором эти дети очень нуждаются. Не думаю, что стремление  к  общению со сверстниками очень сильно отличает леворуких и праворуких детей, скорее, это особенность всех детей шести – восьми лет. Недостаточность или нарушение наглядно-образного мышления, зрительной памяти, пространственного восприятия (выражённые в большей или меньшей степени) характерны для многих леворуких детей. Для них может оказаться трудным совсем простое, на взгляд взрослых, задание: скопировать фигуру, особенно несколько фигур, расположенных в определенном сочетании, срисовать схему и т. п.

Не леворукость  сама по себе и даже не особенности функциональной организации мозга затрудняют и осложняют процесс адаптации леворукого ребёнка в школе. Как правило, причина этого – сочетание неблагоприятных факторов в раннем развитии ребёнка и связанные с ними нарушения организации деятельности, развития школьно-значимых функций.

Все попытки связать какие-либо трудности обучения, нарушения адаптации, специфические особенности организации деятельности с особой организацией мозга у левшей пока не имеют чётких подтверждений. Если ваш леворукий ребёнок нормально рос и развивался, если его не переучивали (ни дома, ни в детском саду), то подход к нему существенно не отличается от подхода к праворукому ребёнку. Главное, необходимо учитывать его индивидуальные особенности, быть терпеливым и добрым, уметь понять ребёнка. В реальной жизни всё не так просто, но не стоит «сваливать» собственные огрехи воспитания и обучения на леворукость.

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для родителей «Использование самомассажа для оздоровления детского организма» Родительская компетентность Леворукий ребенок в школе Письмо Деду Морозу

Похожие статьи:

Как подготовить руку ребёнка к письму

Консультация для родителей «Конструирование из строительного материала»

Консультация для родителей: Не делайте из ребёнка кумира

Консультация для родителей. Подготовка ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду

Цветы из бумажных салфеток своими руками. Мастер-класс | Крокусы из гофрированной бумаги. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 974 дня назад (5 апреля 2014)
Просмотров: 4816
+3
Голосов: 3
Татьяна Анатольевна Андрианова # 6 апреля 2014 в 01:02 +2
Екатерина Павловна, спасибо за прекрасную статью. Много новой информации для себя узнала. Было легко, интересно читать статью. +1