Конкурсы для педагогов и детей

Что нужно знать родителям будущих первоклашек

Консультация для родителей
Что нужно знать родителям будущих первоклассников
Цель: обогащение теоретических и практических знаний родителей об особенностях звуковой стороны речи детей
Задачи:
- расширить теоретические знания родителей о компонентах речи
- познакомить их с некоторыми практическими приемами обследования фонематических процессов
- рекомендовать родителям игры и методическую литературу для самостоятельных занятий с детьми в домашних условиях
Все чаще в школе встречаются дети, которым очень тяжело дается обучение чтению и письму. На письме эти дети допускают такие ошибки, как пропуски гласных звуков, замена и пропуски согласных, перестановка и пропуски слогов в словах. В зоне риска находятся дети, которые имеют хорошее звукопроизношение. Родители таких детей, ничего, не подозревая, мечтают о том, что их ребенок в школе будет одним из лучших учеников. И какого же их разочарование, когда надежды не оправдываются. И наоборот, нередки случаи, когда ребенок с нарушенным звукопроизношением достаточно успешен в школьном обучении. Для того чтобы понять причину этих проблем, необходимо знать, что же такое речь, из каких компонентов она состоит. Наша речь имеет две стороны: звуковую и смысловую. Смысловая сторона включает в себя лексику, т.е. словарный запас, грамматику, а также связную речь. К звуковой стороне речи относятся звукопроизношение и фонематические процессы: фонематический слух и фонематическое восприятие. Одной из причин плохой успеваемости по русскому языку и чтению является именно несформированность фонематических процессов.
Фонематический слух — различение (анализ и синтез) звуков частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения, человек воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения иностранным языкам.
Фонематическое восприятие – способность воспринимать и различать звуки речи.
Есть несколько несложных заданий, которые родители могут предложить своим деткам, для того чтобы узнать уровень сформированности их фонематических процессов. Вот несколько из них:
«Поймай звук». Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, если он услышит заданный звук, например звук [ш]. Взрослый произносит разные звуки в среднем темпе, прикрывая рот ладонью или листом бумаги. Это делается для того, чтобы ребенок не смотрел на вашу артикуляцию, а именно слушал звуки.
«Есть ли звук в словах». Примером служит все тот же звук [ш]. Взрослый называет слово, или показывает и называет предметную картинку. Ребенок должен ответить есть ли в этом слове заданный звук.
«Эхо». Взрослый называет цепочку слогов, прикрывая рот ладонью или листом бумаги. Ребенок должен повторить именно эти слоги и в этой последовательности. Скажите ему, что это волшебные слова, и вы не должны ничего в них нарушать, иначе волшебства не произойдет. Это задание помогает понять, насколько хорошо ребенок различает на слух парные звонкие и глухие согласные.
Предлагаются следующие цепочки слогов:
па-ба-па, ту-ду-ту, ка-га-ка
«Первый звук». Взрослый называет слова, которые начинаются на гласный звук в ударной позиции. Например: аист, утка, ослик, иволга. Ребенка просят назвать первый звук в этих словах. Если ребенок не знаком с понятием «звук», можно спросить, какую букву ребенок написал бы первой в этом слове.
«Последний звук». Выделение последнего согласного звука в таких словах, как мак, нос, стол, пар. Нельзя предлагать слова, которые заканчиваются на звонкий согласный, т.к. в речи происходит его оглушение. Это слова типа дуб, рог и т.д. Инструкция будет совпадать с предыдущим заданием с той разницей, что ребенка просят назвать последний звук в слове.
Ребенок с нормой речевого развития должен справиться с этими заданиями в возрасте пяти лет. Если Вы обнаружили, что у ребенка возникли проблемы при выполнении заданий, это должно вас насторожить. Вероятно, Вам потребуется консультация или даже помощь такого специалиста, как логопед.
Начинать тренировать фонематический слух необходимо с тренировки неречевого слуха. Другими словами мы учим ребенка слушать и слышать звуки, которые нас окружают. Начинать такие занятия необходимо с раннего возраста. Такие игры хорошо проводить на улице. Попросите ребенка прислушаться, а потом назвать те звуки, которые он услышал. Это может быть шум ветра, звук проезжающей машины, звук закрывающейся двери и т.д. Для тренировки неречевого слуха хорошо использовать различные музыкальные инструменты: бубен, дудка, барабан, колокольчик. Предварительно проводится работа по знакомству с этими инструментами. Ребенку предлагается на них поиграть, запомнить издаваемые ими звуки. Только после этого мы можем предложить ребенку отвернуться или закрыть глаза и отгадать, какой музыкальный инструмент звучит.
В норме дети приобретают способность различать все звуки речи к началу третьего года жизни. Так утверждают такие исследователи фонематического слуха детей, как Ф. Ф. Pay, H. X. Швачкин, Л. В. Нейман. С началом обучения в школе (или ещё в детском саду) ребёнок, благодаря направленному обучению делает ещё один шаг в своём языковом сознании. Наступает этап осознания звуковой стороны слова и сегментов, из которых она состоит – этап фонематического анализа. Поэтому не спешите учить детей читать в раннем возрасте. Первый этап – это знакомство со звуками речи, а только потом с буквой. Грамотное обучение звукобуквенному анализу и синтезу – это залог успеха в обучении грамоте в школе. Здесь потребуется достаточно квалифицированная работа, которую в дошкольных учреждениях проводят, в основном, логопеды. Хотя в настоящее время существует много литературы, ориентированной на родителей детей с речевыми нарушениями. Как практикующий логопед хочу порекомендовать родителям пособия таких авторов, как З.Е. Агранович, Т.А. Ткаченко. В этих пособиях представлена довольно подробная работа с детьми, имеющими нарушения, как звукопроизношения, так и фонематических процессов.
Закончить хочу случаем из собственной практики. Одна мама спросила как-то у меня: «Что страшного в том, что моя дочь не выговаривает и не различает несколько звуков?». Страшного ничего нет. Просто у такого ребенка в школе будет, как минимум, два нелюбимых предмета – русский язык и чтение.

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание у детей подготовительной группы интереса к школе Рекомендации родителям будущих первоклассников Приемы обучения детей чтению Формирование психологической готовности к школьному обучению через игру

Похожие статьи:

Практические рекомендации для подготовки ребёнка к школе

Правила приёма детей в 1 класс

Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школе

Изучение азбуки с дошкольниками в детском саду

Восприятие информации детьми

Открытое НОД в подготовительной группе | Полезные новогодние украшения для детского сада своими руками
Опубликовано: 735 дней назад (7 декабря 2014)
Просмотров: 1893
+8
Голосов: 10
Наталья Александровна Рогозникова # 8 декабря 2014 в 19:09 +1
Интересный и полезный материал как для родителей так и для педагога. Обезательно возьму на заметку в своей работе
Раиса Владимировна Коломыцева # 9 декабря 2014 в 20:57 +2
Добрый вечер, Снежана Анатольевна! Консультация для родителей полезна и носит информативный характер. Хорошо, что вы рекомендуете литературу для ознакомления , детям просто необходимо, чтобы дома с ними занимались родители, здорово, что придаёте этому значение.Иногда родители ошибочно полагают, что занятий с логопедом достаточно для постановки того или иного звука и такие консультации просто необходимы. Мой голос +1, желаю успеха!
Снежана Анатольевна Колесникова # 10 декабря 2014 в 13:02 0
Огромное спасибо!
Татьяна Владимировна Мельникова # 11 декабря 2014 в 15:30 +2
Снежана Анатольевна, спасибо за приглашение! Очень нужный и полезный материал, как для родителей, так и для педагогов. Я считаю, что как бы не старался педагог донести в детском саду , до каждого ребёнка ту или иную информацию. ЛУЧШЕ, чем родители это сделать никто не сможет. Любой материал, который даёт детский са, должен быть повторен и усвоен дома.Ведь здесь идёт не только повторение, но и времяпрепровождение с родителями- которого нам всем так порой не хватает. У вас замечательная консультация, многим пригодится.Спасибо большое. Голосую!
Вера Александровна Орехова # 16 декабря 2014 в 06:28 +2
Снежана Анатольевна, с интересом познакомилась с Вашей публикацией. Интересный и полезный материал Вы представили. Вы обогащаете теоретические и практические знания родителей об особенностях звуковой стороны речи детей, расширяете теоретические знания о компонентах речи. Вы даете полезные советы и рекомендации родителям для самостоятельных занятий с детьми в домашних условиях.
Спасибо за приглашение. +1.
Желаю творческих успехов!!!
Инна Александровна Коваленко # 8 января 2015 в 09:19 +1
Снежана Анатольевна, познакомилась с вашей работой. Замечательный и полезный материал и для родителей, и для педагогов. Спасибо за ваш труд! голосую с удовольствием!
Елена Дмитриевна Шадрина # 10 января 2015 в 21:50 +2
Добрый вечер, Снежана Анатольевна! Спасибо за приглашение посетить на консультацию для родителей на тему: "Что нужно знать родителям будущих первоклассников". Вы подробно и грамотно все написали. Цель и задачи реализовали. Вами даны полезные рекомендации родителям. Связь родителей и педагогов очень важна.
Желаю Вами новых творческих идей.
Примите голос.
Светлана Васильевна Новоселова # 24 января 2015 в 21:25 +1
Очень полезный материал как для родителей, так и для учителя. Много полезных советов. Работа нужна и должна быть. Если родители, ещё в садике ознакомятся и серьёзно подойдут к рекомендациям, то учить и учиться будет легче. Спасибо, успехов.
Наталья Николаевна Никонова # 4 февраля 2015 в 21:14 +2
Добрый вечер, Снежана Анатольевна! Зашла в гости без приглашения и нашла очень интересный и полезный материал. Очень пригодится в работе, особенно с сегодняшними молодыми родителями. Подробное описание и понятное. Важно, что доступно для изложения родителям. Материла можно и нужно использовать на родительских собраниях. Спасибо за подсказку. С уважением ННН.
Ольга Николаевна Гоголинская # 4 февраля 2015 в 21:19 +1
Интересный и познавательный материал. Изложен в доступной и последовательной форме. Все четко и правильно построено. Спасибо за данный материал
Наталья Владимировна Варшавская # 8 февраля 2015 в 13:25 +1
Очень нужный материал! Беру в закладочки! спасибо и +1 ГОЛОС! У меня подготовительная группа, как раз пригодится мне и моим родителям!
Оксана Михайловна Жидикина # 12 февраля 2015 в 12:07 +2
Снежана Анатольевна, здравствуйте. Проконсультировалась у Вас на страничке и хотела бы выразить свою благодарность. Консультация поможет родителям детей, имеющих нарушения в речи, решить проблемы, сформировать фонематические процессы, повысить успеваемость. Понравились упражнения в игровой форме. Хорошо,что рекомендуете дополнительную методическую литературу - авторов. Дальнейших успехов в работе. Мой голос!
Марина Петровна Сергеева # 21 февраля 2015 в 18:31 +1
Снежана Анатольевна,здравствуйте!Спасибо за рекомендации для родителей.Желаю успехов в будущем.
Валерий Григорьевич Вершинин # 22 февраля 2015 в 21:48 +1
Снежана Анатольевна! С большим волнением прочитал Ваш материал. Какая важная тема! У меня подрастает внучка(3 года). Звуки путает. Обязательно порекомендую Вашу консультацию дочери. Когда-то мы с ней так занимались перед школой. Спасибо большое.
Надежда Валентиновна Пунегова # 18 октября 2016 в 12:24 +1
Снежана Анатольевна! Спасибо за работу вашу! Мои подопечные - дети с ОВЗ. Ваши советы просто необходимы. Спасибо!