Конкурсы для педагогов и детей

НОД для детей подготовительной группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Слова - признаки

Непосредственная образовательная деятельность для детей подготовительной группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Тема «Слова – признаки»
Автор: Колесникова Снежана Анатольевна, учитель-логопед МКДОУ «Никольский детский сад» Воронежской области
Назначение: материал будет интересен логопедам, воспитателям, учителям начальных классов
Работа логопеда в детском саду заключается не только в коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи. Также ведется активная работа по обучению детей грамоте,развитию фонематических процессов, расширению активного и пассивного словарного запаса, развитию связной речи. На занятиях дети знакомятся с такими понятиями, как «звук», «слово», «слог», «предложение», «согласные и гласные звуки», «твёрдые и мягкие согласные», «глухие и звонкие согласные», «слова – предметы», «слова – действия», «предлоги». Вашему вниманию предлагается одно из таких занятий, где дети знакомятся со словами – признаками.
Цель: знакомство со словами, обозначающими признак предмета
Задачи:
1)Развивать умение точно употреблять слова, обозначающие признаки предметов.
2)Учить выделять слова-признаки из других групп слов.
3)Выработать умение задавать вопросы к словам-признакам.
4)Закрепить умение образовывать имена прилагательные от имён существительных.
5)Закрепить умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе.
6)Обогащение активного словарного запаса.
7)Развитие мелкой моторики.
8)Развитие связной речи с помощью составления рассказа – описания.
Оргмомент
Логопед: Перед каждым из вас на столе лежит картинка с изображением предмета. Сядет тот, кто назовет этот предмет, определит живой это предмет или неживой, и назовет одно слово-действие, которое может выполнить этот предмет.
Основная часть
Логопед: Мы с вами уже знаем три группы слов: слова-предметы, слова-действия и маленькие слова - предлоги. Сегодня мы познакомимся с еще одной группой слов. Эти слова делают нашу речь красивой. Послушайте два предложения:
1.По небу плывут облака.
2. По голубому небу плывут большие пушистые облака.
Логопед: Какое из двух предложений вам понравилось больше? Почему? Какие слова помогли сделать это предложение красивым? - Голубое, большие, пушистые. Называя небо голубым, мы указываем его…цвет. Слово «большие» указывают на … размер облаков. Слово «пушистые» помогают нам понять, какие облака на ощупь.
Так вот сегодня мы будем говорить о словах, которые рассказывают нам о предметах, называя их форму, цвет, размер, запах, материал и т.д. – это слова-признаки.
Логопед:А теперь мы поиграем в одну интересную игру.
Описание игры: один ребенок стоит у доски, спиной к другим детям, логопед показывает предметную картинку, а ребята должны называть только слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? Ребенок, стоящий у доски по описанию должен догадаться, о каком предмете идет речь.
Логопед: Какие вопросы я задавала вам, когда мы описывали предметы? – Ответы детей. Запомните, ребята, слова – признаки отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?
Сейчас мы с вами потренируемся задавать вопросы, если мы хотим, чтобы нам описали предмет. Для этого мы используем картинки, которые мы называли в начале нашего занятия. Дети задают друг другу вопросы о том предмете, который изображен на их картинке.
Логопед: Начнем мы нашу работу со слов - признаков, которые указывают на цвет предмета. Какие цвета предметов вы знаете? А какого цвета вода? – Прозрачная. Есть ли у нее цвет? – Нет. Значит она какая? – Бесцветная.На доску прикрепляется схема "Цвет предмета".
Логопед: А теперь поговорим о словах-признаках, которые называют форму предмета. Какие формы предмета вы знаете? Что может быть круглым? Про какой предмет мы скажем «овальное»? Про что скажем «круглые»? Про что «треугольная»? На доску прикрепляется схема "Форма предмета".
Логопед: Мы не можем не поговорить о признаках, которые указывают на размер предмета. Какого размера бывают предметы? Большой, маленький. А если предмет очень большой, как мы его назовём? – Огромный. А если предмет очень маленький – крохотный. А если предмет и не слишком большой, и не слишком маленький? – Средний.На доске схема "Размер предмета".
Логопед: Сейчас мы поговорим о словах - признаках, которые указывают нам на материал, из которого предмет изготовлен. Как правило, много предметов, созданы руками человека из каких-либо материалов.
Если Буратино сделан из дерева, то он какой?…Деревянный
Если мяч из резины, то он - резиновый.
Если стакан из стекла, то он какой? – Стеклянный.
Сумка из кожи – кожаная.
Книга из бумаги – бумажная.
Ручка из пластмассы – пластмассовая.
Машина из металла – металлическая.
Кровать из железа – железная.
На доске схема "Что из чего сделано?".

Логопед: Мы не должны забывать о том, что мы предметы можем потрогать руками, пощупать их. Например, какой на ощупь снег? Угли в костре? Кошка? Камень? Вата? Песок? Далее детям предлагаются образцы предметов разной фактуры: наждачная бумага, поролоновая губка, искусственный мех, каменки, шарики Су-джок и т.д.На доске схема "Какой предмет на ощупь".
Логопед: А еще слова-признаки помогают нам узнать вкус предмета. Какие предметы обладают таким качеством, как вкус? – фрукты, овощи, продукты. Сейчас мы попробуем описать вкус некоторых таких предметов. Какие на вкус бывают фрукты? – Сладкие, кислые, кисло-сладкие. А овощи – кислые, горькие, соленые, безвкусные. Опишите лимон. Какой он на вкус? Клубника. Лук. Кабачок. На столе на тарелочках лежат зеленый лук, соленый огурец, кабачок, лимон, банан. В этой последовательности дети пробуют фрукты и овощи, нанизывая кусочки на зубочистки.На доске схема "Вкус предмета".


Логопед: А теперь я посмотрю, как Вы сможете по моему описанию узнать предметы. Каждому ребенку дается картинка, причем у всех картинки разные. Логопед читает описание предмета, а дети должны назвать описанные предмет.

Логопед: А сейчас давайте рассмотрим схему, которая поможет нам описать любой предмет, не забыв назвать все его главные признаки. Каждый ребенок описывает предмет.

Итог:
С какими словами мы сегодня познакомились?
На какие вопросы отвечают слова – признаки?
Что из заданий было самым сложным?
Что понравилось больше всего? – Ответ был одинаковый во всех группах: «Как кушали».

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с общим недоразвитием речи третьего уро Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Рыбы Конспект НОД по развитию речи на тему: Зима в подготовительной логопедической группе
Участник №182 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 27 марта 2015 года
НОД для детей младшей группы общеобразовательного детского сада | Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Опубликовано: 650 дней назад (2 марта 2015)
Просмотров: 1890
+16
Голосов: 18
Алла Ивановна Ефимова # 2 марта 2015 в 17:50 +1
Здравствуйте, Снежана Анатольевна! Спасибо за приглашение. Очень интересный конспект,четко,грамотно составлен.Понравились задания, взяла себе в копилочку. Вам желаю удачи и примите голос.
Раиса Владимировна Коломыцева # 2 марта 2015 в 18:04 +1
Добрый вечер, Снежана Анатольевна!Занимательный материал, интересные задания на определение предмета, описание предмета всё это способствует развитию речи и укреплению речевого аппарата. По фото видно, что детям интересно и увлекательно, умеют работать по схемам, мне понравилось, мой голос +1
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 2 марта 2015 в 19:15 +2
Снежана Анатольевна, спасибо за приглашение!
С большим интересом всегда знакомлюсь с материалами коллег, даже если это не мой профиль. Когда всё оформлено и преподнесено так как нужно, тогда и знакомиться приятно, уверена, что не оставят многие без внимания вашу разработку, вот смотрю комментариев только три, а просмотров уже 16, а сколько ещё будет... Успехов вам и удачи в работе! Примите мой скромный +1
С уважением, Т.Н.
Сидорова Зоя Григорьевна # 2 марта 2015 в 19:29 +1
Снежана Анатольевна! Конспект разработан подробно, умело использованы наглядный и раздаточный материалы. В процессе знакомства со словами, обозначающими признак предмета Вы имеете возможность развивать умение точно употреблять слова, обозначающие признаки предметов, выделять слова-признаки из других групп слов, учить образовывать имена прилагательные от имён существительных, обогащать словарный запас, развивать связную речь. Огромное спасибо за интересный материал, который, конечно, пригодится в педагогической деятельности многим педагогам. Творческих Вам успехов, всего наилучшего! Голос!
Зоя.
Наталья Михайловна Мазунина # 2 марта 2015 в 19:52 +1
Здравствуйте. Занятие интересное, познавательное, развивающее. Пока есть время - можно исправить опечатку - Если стакан из стекла, то она какая?, и Итог выделить так же, как и Основная часть. Всего хорошего. Творческих успехов! Голосую.
Снежана Анатольевна Колесникова # 2 марта 2015 в 20:02 0
Наталья Михайловна, огромное спасибо за подсказку, все успела исправить.
Наталья Николаевна Никонова # 2 марта 2015 в 19:53 +1
Добрый вечер, Снежана Анатольевна!
Большое спасибо за приглашение!
Отличная работа! По фотографиям прекрасно видно, что такое занятие принесло большое удовольствие и заинтересованность детей. А это один из самых главных факторов успеха в работе.
Дети хорошо усваивают материал на практике и метод вкусовых впечатлений, оставляют у ребят яркие впечатления.
Я уверена, точнее согласна с Вами, что такое занятие будет полезно и для воспитателей и для учителей начальной школы.
С большим удовольствие отдаю Вам голос +1!
Желаю творческих успехов, интересных находок!
С уважением, ННН.
Ольга Геннадьевна Лебедева # 2 марта 2015 в 22:47 +1
Доброго времени суток, Снежана Анатольевна! Я без приглашения заглянула к Вам в гости. И очень осталась довольна данным материалом. Развитие речи детей является одним из наиболее сложных направлений дошкольного образования. Ваше занятие -это занятие профессионального уровня, которое можно оценить на высший балл! Интересное, продуманное до мелочей, грамотно изложенное, подвижное (с часто сменяемым дидактически-игровым действием). Оно демонстрирует чёткую и слаженную работу профессионала. Спасибо за материал, обязательно возьму его себе на заметку! С уважением, Ольга Геннадьевна. Конечно же Вам мой ГОЛОС!
Маргарита Александровна Гришина # 2 марта 2015 в 22:48 +3
Снежана Анатольевна,несмотря на то,что я не являюсь специалистом в вашей области,прочитав вашу разработку,хочу выразить свое мнение.Вы достаточно хорошо организовали занятие с детьми.Для лучшего восприятия материала вы подключили возможность детям прочувствовать и понять материал через практику.Вы смогли найти подход к детским душам,занятие прошло по всему видно интересно и не принужденно.Как не запомнить признаки предметов,которыми тебя угостили.Активный наглядный материал и игровая обстановка всегда организует детей и материал усваивается легче.В такой обстановке дети активнее участвуют в обсуждении,а значит и речевой аппарат развивается,а это и является основной целью логопеда.Материал преподнесли для просмотра в отличной форме и оформление соответствующее.Спасибо за интересный материал.Удачи вам +1
Антонина Михайловна Юмашева # 2 марта 2015 в 23:51 +3
Добрый вечер Снежана Анатольевна! Спасибо за приглашение. Познакомилась с Вашим материалом, цель которого, знакомство со словами, обозначающими признак предмета. Вы последовательно, чётко выстроили ход занятия, способствовали накоплению активного словарного запаса, научили детей точно употреблять слова, обозначающие признаки предметов, работать со словами признаками. Всё это стало возможным благодаря использованию наглядного материала, интересной мотивации, смены деятельности, постоянной динамике в поиске ответов. В наше время, время активного использования детьми современных гаджетов, развитие речи, является одним из проблемных направлений в дошкольном образовании. Материал представлен грамотно, чётко, будет полезен педагогам, родителям. Творческих удач Вам!
С уважением А.М.
Елена Павловна Афанасьева # 3 марта 2015 в 07:23 +1
Здравствуйте, Снежана Анатольевна!Ознакомилась с вашим НОД. Да, в наше время проблема,которую вы затронули очень актуальна. Почему -то с года на год все больше детей с нарушением речи. Все стали говорить, как говорится, коротко и ясно. Краски речи становятся все тускнее и однообразнее. А ведь хочется чего-то яркого. Хорошо, что есть такие педагоги как Вы. Желаю дальнейших успехов.
Мила Кузьмина # 3 марта 2015 в 22:49 +1
Уважаемая Снежана Анатольевна, познакомилась с вашим материалом. Интересно выстроено занятие, где происходит знакомство со словами, обозначающими признак предмета. Актуально и полезно!
Дети учатся употреблять слова, обозначающие признаки предметов, выделять слова-признаки из других групп слов. Хочется отметить, что в ходе занятия обогащается активный словарный запас. Голосую! Удачи вам!
Елена Николаевна Кучерявенко # 5 марта 2015 в 17:58 +1
Спасибо за приглашение на урок! Урок очень понравился грамотно и доступно построен, дети получают очень важную информацию в коллективно - игровой форме пробуя и осматривая фрукты, предметы и дидактический материал, идёт развитие словарного запаса, дети учатся думать и размышлять описывая предметы. Такое занятие полезно не только детям но и взрослым, чтобы взяли на вооружение доступную форму обучения для детей!Вам спасибо за урок и голос!!!
Светлана Сергеевна Утюжникова # 15 марта 2015 в 06:04 +1
Уважаемая Снежана Анатольевна,ознакомилась с замечательной темой слова-признаки,хотелось вам дать несколько рекомендаций по оформлению вашей работы,к сожалению у вас задачи прописаны не совсем правильно,так как они должны отвечать на вопрос Что делать.У вас прописана неправильная формулировка Обогащение активного словарного запаса,правильно будет так:Обогатить активный словарный запас...Также пишите Развитие мелкой моторики,
Развитие связной речи с помощью составления рассказа – описания...задачи следует подредактировать...Цель сформулирована не совсем точно,так как она должна отвечать на вопрос Что.Желательно бы представить схемы по описанию предметов крупным планом,чтобы можно другим педагогам воспользоваться вашим практическим материалом.
Снежана Анатольевна Колесникова # 15 марта 2015 в 15:30 0
Светлана Сергеевна, спасибо, что прокомментировали мой материал. Еще раз внимательно прочитайте мою цель. Слово "знакомство" - это существительное, которое отвечает на вопрос ЧТО? Спасибо, что уделили время для ознакомления с моей работой.
Светлана Сергеевна Утюжникова # 17 марта 2015 в 12:32 -1
Уважаемая Снежана Анатольевна,формулировка цели у Вас не правильная.
Снежана Анатольевна Колесникова # 18 марта 2015 в 21:43 0
Светлана Сергеевна, Вы не могли бы её исправить. Как она, всё-таки, должна правильно звучать? Спасибо заранее за помощь.
Светлана Сергеевна Утюжникова # 20 марта 2015 в 14:30 +1
Уважаемая Снежана Анатольевна,очень рада Вам помочь.
Грамматически правильно будет так:
Цель:пополнение экспрессивного словаря словами,обозначающие признак предмета;
или пополнение экспрессивного словаря словами-признаками,или совершенствование умений пользоваться словами-признаками,или ознакомление детей со словами-признаками,ваше слово знакомство грамматически не подходит для написания вашей цели.
Снежана Анатольевна Колесникова # 20 марта 2015 в 20:24 0
Огромное спасибо!!! Мне очень понравилась Цель:пополнение экспрессивного словаря словами,обозначающие признак предмета.
Совершенствование умений пользоваться словами-признаками подойдёт на уроках закрепления по этой теме.
Еще раз спасибо
Татьяна Александровна Ковальских # 27 марта 2015 в 00:01 0
Добрый вечер, Снежана Анатольевна! Случайно попала к Вам на страничку и очень этому рада! всегда приятно читать работы коллег и обмениваться опытом.
С удовольствием познакомилась с непосредственной образовательной деятельностью для детей подготовительной группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи по теме "Слова - признаки". Тема раскрыта, цель и задачи достигнуты полностью. Обратила внимание на точность постановки вопросов, что очень важно в нашей с Вами работе. В процессе работы с детьми используются разнообразные методы и приемы, задействованы различные анализаторы. Это позволило детям успешно усвоить материал и закрепить его в игре.
"Ответ был одинаковый во всех группах: «Как кушали» - это закономерно! Мои ответили бы также. Вы молодец!!!
Голосую +1. Желаю творческих успехов!
Татьяна Александровна Ковальских # 27 марта 2015 в 00:01 0
Извините, завис компьютер, а удалить повтор уже не могу!
Татьяна Александровна Ковальских # 27 марта 2015 в 00:01 0
Спасибо!
Мария Юрьевна Жиличкина # 30 марта 2015 в 20:28 +1
Здравствуйте,Снежана Анатольевна! У Вас получился очень интересный и насыщенный конспект занятия, которое будет полезно не только для дошколят, но и для учеников начальной школы. И дети, благодаря предложенным Вами методам и приемам, прочно запомнят какие бывают слова-признаки - ведь Вы опираетесь на все виды восприятия ребенка. мне понравилось использование наглядных схем при объяснении нового материала - они помогают детям лучше запомнить и с опорой на них выполнять задание педагога. С удовольствием отдаю Вам голос и желаю успехов!