Конкурсы для педагогов и детей

Нравственное воспитание дошкольников

Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду
Данная статья может быть полезной как воспитателям, так и родителям, в воспитании нравственности у детей.
Содержанием нравственного воспитания является формирование нравственных качеств дошкольника: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Среди них можно отметить два направления: создание условий для практического опыта и формирование правильных моральных оценок. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что он хочет заслужить доброе слово взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми. Становление личности ребенка происходит изначально в семье.Семья – это мини коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и добродушное отношение.Главную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: равноправие супругов, организация семейной жизни, правильные отношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосфера патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы полнее удовлетворялись и развивались не только те нужды материального характера, но и духовные потребности.
Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет.Переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения,которые были принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.
Бывает несколько типов семей и моделей семейных взаимоотношений. Это неблагополучные семьи, неполные семьи. Как правило часто в этих семьях созданы неблагоприятные условия для развития ребенка, его нравственных качеств, и следовательно большую часть функций воспитания и обучения детей в этой семье берет на себя дошкольное воспитательное учреждения. Детский сад, заменив семью, точнее, вместо семьи стал решать проблемы социализации личности. В наше время даже полные,, благополучные, с материальным достатком, не всегда могут уделять должное время своему ребенку. Для воспитания в ребенке нравственных качеств, необходимо тесно работать и сотрудничать с семьей. Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи, одна из важнейших задач социализации ребенка в обществе. Нужно создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: жадность, дружба и многих других. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Самым главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то естественно и ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится. Главнейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь ребенку определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в раннем детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы дошкольник понимал, какие поступки недопустимы, а какие одобряемые обществом. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с ребёнком нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для дошкольника образом.
Одной из главных и важных задач детского сада по социально-нравственному воспитанию является установление связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации дошкольника. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Все это все создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.
Дошкольное учреждение в своей работе с семьей должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Очень важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива,дошкольников и родителей.От совместной работы, от единства мнений по главным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание цельной личности.
Так как, по мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей — ученика, , друга, сына или дочери. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости доброты, нежности, заботы о близких,уважение к старшим,любовь и забота к братьям нашим меньшим. И чем разнообразнее будет репертуар ролей ребёнка, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.
Совместные формы работы детского сада и родителей по формированию нравственных качеств
Работа с семьей - важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач:
- установление единства в воспитании детей;
- педагогическое просвещение родителей;
- изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;
- ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.
Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых — родителей и воспитателей в глазах малыша. Главной ролью такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе детского сада.
Семья является институтом первичной социализации. Дошкольное учреждение входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.
Сейчас необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнений. Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками).
Привлекать родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Необходимо широко применять как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями:
• беседы;
• консультации: «Воспитание самостоятельности и ответственности», «Как организовать труд детей дома»;
• совместные конкурсы: «Дары Осени», «Мой гербарий» поделки из природного материала, поделки из овощей, сезонные выставки совместных работ «Новогодние игрушки»;
• совместные работы детей и родителей на темы: «Моя семья», «Спортивная семья», «Как я провел лето». Оформляется фотоальбом, к которому ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику. Это может получить подкрепление в виде семейной проектной деятельности на тему «Я и вся моя семья». Данный детско-родительский проект относится к долгосрочным и включает в себя: «Моя родословная», «Древо моей семьи», «Герб семьи», «Девиз семьи», обычаи и традиции семьи. Основной целью является воспитание любви к своим родным, семье;
• досуги, праздники: «День матери», «Папа, мама, я – дружная семья», «Веселые старты»;
• поручения родителям;
Для родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом.
Наиболее активным родителям по итогам года на родительских собраниях вручать грамоты, благодарственные письма от администрации дошкольного учреждения.
Также пропагандировать знания о социально-нравственном воспитании через систему наглядной агитации:
Информационно-ознакомительная: через информационные стенды ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей. Информационно-просветительская:обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.
В группах оформлять "Уголки для родителей", помещать консультативные материалы.

Рекомендуем посмотреть:

Педагогический проект в младшей и средней группе ДОУ Конспект НОД по нравственному воспитанию старших дошкольников Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детского сада. Старшая - подготовительная групп Конспект НОД по нравственному воспитанию в подготовительной группе
Народные подвижные игры для детского сада | Зимняя прогулка во 2 младшей группы. Наблюдение за птицами
Опубликовано: 316 дней назад (22 января 2016)
Просмотров: 1830
Рубрика: Статьи
+2
Голосов: 2
Анастасия Фадеевна Кучугешева # 22 января 2016 в 10:30 0
Хорошая статья!
Владимир Александрович Сидоренко # 22 января 2016 в 13:58 0
Хочу подчеркнуть актуальность данной статьи. Хотелось бы увидеть пример. +1