Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Библиотечный урок для учащихся 7 – 9 классов к Всемирному дню поэзии

Автор: Соколовская Инна Владиславовна – педагог – библиотекарь МБОУ Тацинская СОШ № 3 Ростовская область
Описание материала: "Поэзия, может стать ответом на самые острые и глубокие духовные вопросы современного человека – но для этого необходимо привлечь к ней как можно более широкое общественное внимание. Кроме того, Всемирный день поэзии должен дать возможность шире заявить о себе малым издательствам, чьими усилиями, в основном, доходит до читателей творчество современных поэтов, литературным клубам, возрождающим извечную традицию живого звучащего поэтического слова" – говорится в решении ЮНЕСКО. Трудно себе представить нашу жизнь без искусства, музыки и поэзии. Сегодня на уроке мы поговорим о поэзии…
Библиотечный урок для учащихся 7 – 9 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме. На выбор учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы
Задачи:
- расширить представление детей о поэзии.
- развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
- прививать интерес к поэзии и литературе.
Оборудование: Выставка книг
Библиотечный урок «Властительница дум и чувств царица»

Поэзия — это душа подвига, обращающего красоту в добро.
М. М. Пришвин

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.
Анатоль Франс


«Жил – был молодой человек, который усердно учился, чтобы стать поэтом, и притом непременно к Пасхе…». Так начал одну из своих чудесных историй датский сказочник Ганс – Христиан Андерсен…. Но герой его истории родился, как он считал, слишком поздно: все было выдумано и воспето другими.
А все – таки, можно ли научиться писать стихи? Наверное, можно. А можно ли человека «научить» быть поэтом? Вряд ли. Потому что стихи – это форма, это множество правил, это поэтические традиции, без которых и новаторство невозможно, это мысль, это образ и, иногда, сюжет…. Но можно научиться писать вполне правильные с точки зрения формы и содержания стихи и все – таки не стать поэтом. Поэзия – это форма восприятия мира, действительности, это – дар Божий, позволяющий видеть не совсем так, как другие. Поэзия – это талант. И если у вас он есть, пусть даже в дремлющем, непонятном до поры до времени себе самому виде, - тогда обучение принесет несомненную пользу.
Ведь что такое «учиться писать»? Это читать стихи, написанные твоими предшественниками, попробовать анализировать их, вникнуть во все нюансы и детали и начать сочинять самому. Несмотря на то, что самородки встречались даже в очень простой, необразованной среде, настоящий поэт – всегда человек культуры. Он должен знать и литературу и историю, и философию, а главное, знать и любить свой родной язык, который является единственным инструментом в руках любого «мастера слова»
Во все времена поэты (как и прозаики) вырастали как – то «сами по себе», но в 1921 году известный поэт Валерий Брюсов, который считал, что поэта можно «сделать» практически из любого человека, решил открыть, а Москве Высший литературно – художественный институт, чтобы приобщить пролетарских поэтов к культуре слова. После смерти поэта этот институт был назван его именем и существовал еще несколько лет. А в 1932 году власти страны решили, что писателей и поэтов нужно не просто учить, но и воспитывать в «коммунистическом духе», и открыли Литературный институт имени Горького. Времена с тех пор сильно изменились, но этот институт существует и сейчас, и здесь с начинающими литераторами работают литераторы опытные. Но нужно иметь в виду, что Литинститут дает человеку только высшее филологическое образование, делает его грамотнее и культурнее. А вот гарантировать студенту, что он станет настоящим писателем или поэтом, никакой диплом не может…
Помочь школьнику лучше понять, что такое поэзия, могут литературные студии, объединения, кружки, поэтические клубы, существующие во многих городах даже в наше, казалось бы, «непоэтическое» время. Руководят ими поэты опытные, которые помогут, подскажут, оценят уже сделанное вами…. Вы можете узнать адрес такого литобъединения у вашего учителя литературы или в доме детского творчества.
Пушкин – наше все

Почему – то, когда произносят фразу, ставшую заголовком этой небольшой главы, то многие улыбаются. Нет, разумеется, они верят, что Александр Сергеевич Пушкин – гений, но ведь и помимо пушкинской поэзии в мире есть много чего интересного.
Интересного в мире, безусловно, много. Но мы с вами сегодня говорим о поэзии, о русской литературе, о нашей с вами культуре. И вот тут – то, совершенно очевидно, Пушкин действительно «начало всех начал». Так о нем сказал Максим Горький. Помимо того что Пушкин открыл для русской поэзии многие поэтические жанры, был не только великим поэтом, но и замечательным прозаиком, его по праву можно считать родоначальником современного русского языка. «В нем, как будто в лексиконе, - писал Николай Васильевич Гоголь, - заключается все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и показал все его пространство…». И главное, заметьте: стихи Пушкина совсем не стареют. Даже если в них и встретится какое – нибудь слово, которое мы с вами уже не употребляем в обыденной речи, все равно – так точно, так просто, так хорошо все сказано, что и не посоревнуешься.
Подражание и реминисценция
Поэты, как известно, влияют друг на друга. Учитель влияет на ученика, а современники – друг на друга…. Иногда это влияние не замечает даже сам поэт, очень удивляясь, что его стихи кажутся читателями похожими на стихи какого – ни будь его знаменитого собрата по перу. Но бывает и так, что поэт сознательно использует стиль или тему кого – то из известных поэтов, оказывающегося близким ему по духу. И возникает подражание – очень популярный в русской поэзии XVIII и XIX веков лирический жанр. Даже Пушкин не избежал таких подражаний: у Александра Сергеевича есть стихи, названные «Подражание итальянскому» и «Подражание арабскому», а у Михаила Юрьевича Лермонтова – «Подражание Байрону». Это не переписанное (или переведенное) чужое стихотворение – это стремление написать стихотворение так, как это сделал бы сам автор – Байрон, Гёте или Шиллер….
Кроме подражания в стихосложении встречаются и так называемые реминисценции – повторение автором, фразы или образной конструкции из какого – либо другого произведения. Это повторение может быть невольным (автор неосознанно повторяет запавшую ему в душу фразу, воображая, что он придумал ее сам) или намеренным. В этом случае поэт как бы проводит параллели между своим творчеством и стихами великого предшественника или использует чужую строчку как цитату (не обязательно упоминая имя автора).
Вот несколько примеров реминисценций (а невольные они или намеренные – кто знает): «Город пышный, город бедный» (Пушкин) и «Остров пышный, остров чудный» (Хомяков); «Я пережил и многое и многих» (Вяземский) и «Я изменял и многому и многим» (Брюсов)…. Бывает, что автор повторяет строку, написанную им самим несколько лет назад. Это называется авто реминисценцией. Вот два четверостишия Михаила Лермонтова:
Есть звуки – значенье ничтожно,
И презрено гордой толпой. –
Но их позабыть невозможно:
Как жизнь, они слиты с душой. (1)

Есть речи – значенье
Темно иль ничтожно! –
Но им без волненья
Внимать невозможно. (2)


В любом случае реминисценция – это не плагиат (интеллектуальное воровство), а литературный прием, которым пользуются и многие современные поэты…
Прозаизм и просторечие
Иногда в поэтическую речь вклиниваются выражения (слова, обороты, фразы), для нее не свойственные. Они как будто пришли в стихи из прозы, научной или разговорной речи. Вот пример прозаизма, к тому же сам себя таковым и называющий:

Я снова жизни полн – таков мой организм.
(извольте мне простить ненужный прозаизм)…


Так написал когда – то Пушкин, употребив в стихах слово «организм», заимствованное из научной, медицинской лексики. Поэты употребляют прозаизмы и просторечия вовсе не потому, что не знают «достойных» стихотворения слов. Подобные выражения, употребленные к месту и ко времени настоящим мастером, делают стихи живыми, как бы снижают их звучание, не дают стихам улететь в заоблачную даль с грешной земли. Такую же роль играют и просторечные выражения, свойственные бытовой, народной речи. Такие выражения нередко служат для характеристики персонажа. Вот, к примеру, как пользуется просторечиями все тот же Пушкин:

Скребицкий чистил он коня,
А сам ворчал, сердясь не в меру:
«Занес же вражий дух меня
На распроклятую квартеру!..»


И выражение «вражий дух», и неправильное с точки зрения литературной речи слово «квартера» вместо «квартира» помогают нам увидеть пушкинского персонажа ярким, живым, настоящим, а не литературным.
Анапест
Анапест – это тоже трехсложная стопа. Но, в отличие от амфибрахия, в стихах, которые написаны анапестом, ударение ставится на третьем слоге, после двух безударных. Анапестом писали некоторые стихи Афанасий Фет, Михаил ломоносов и другие поэты. Вот строчки из знаменитого стихотворения о войне Александра Твардовского, написанные анапестом:

Я убит подо Ржевом
В безымянном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете…

Афоризм поэтический
А вы знаете, что такое афоризм? Это лаконичное изречение, в котором выражена какая - то оригинальная (или парадоксальная) мысль. Афоризмы чаще всего бывают прозаическими. Их собирают в специальные сборники, где любознательные читатели могут найти множество остроумных определений и крылатых выражений. Но афоризмы нередко встречаются и у русских поэтов. Знаменитая комедия Александра Грибоедова «Горе от ума» и буквально усыпана строчками, ставшими афоризмами: «счастливые часов не наблюдают», «Блажен, кто верует, тепло ему НА Свете», «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Собрать все книги бы, да сжечь» и т.д. Много стихотворных афоризмов и у других поэтов XIXвека:

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан…


Эти строки, написанные Николаем Некрасовым, так долго были популярны у сочинителей лозунгов и авторов газетных статей, что изрядно «поистерлись», и мы даже перестали замечать их поэтическую точность
Куртуазная поэзия
В Средние века при дворе французских королей жили придворные поэты, которые сочиняли стихи и поэмы в честь своих властелинов. Такая придворная поэзия получила название куртуазной – от слова «cour», что значит «двор». А когда короли стали меньше интересоваться поэзией, то куртуазные стихи читали среди завсегдатаев салонов, и поэты состязались в прославлении прекрасных дам и рыцарской чести. Куртуазная поэзия стала развиваться и в Англии, и в Германии, и в некоторых других странах Европы. Некоторые из этих стихов пережили свое время и остались в мировой литературе: поэмы «Парсифаль», «Титурель», стихотворные романы о Тристане и Изольде…
В конце XX века одна из групп поэтов (Вадим Степанцов и др.) решила воспользоваться этим термином, включив его в название своего кружка.
Верлибр и вольный стих
Верлибр в переводе с французского означает «свободный стих». Свободный от чего? Как правило, в верлибре, называемом еще свободным стихом, нет рифмы, а вот метр (размер) – то есть, то нет…. На первый взгляд может вам показаться и не стихами вовсе, а прозой. Но прочтите его с выражением, и вы почувствуете особый ритм, пульсацию сердца стиха, который невозможно, ни с чем спутать. Верлибр считается «Западной формой» поэзии: предпочитает рифму! Хотя еще в XIX веке в России писали верлибром. Вот, например, строки прекрасного поэта XIX века Афанасия Фета:
Я люблю многое, близкое сердцу,
Только редко люблю я…
Чаще всего мне приятно скользнуть по заливу,
Так, - забываясь
Под звучную меру весла…


А вот верлибр, написанный в конце XX века московским поэтом Арво Метсом:

Бездомная собака приноравливается к ходьбе.
Делает вид, будто идет на невидимом поводке.
Человек отворачивается.
И она постепенно отстает…


Кроме верлибра (свободного стиха) в русской поэзии есть еще и вольный стих. Чем же вольный стих отличается от стиха свободного? Вольный стих – это рифмованный ямбический стих, в котором количество стоп (слогов) в строках неравное. Вольным стихом написаны лермонтовский «Маскарад» и грибоедовское «Горе от ума»:

Где? Укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты – иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?..
Надпись
Может ли надпись быть литературным произведением? Или предметом поэзии? Оказывается – может. Разговор при этом, разумеется, идет не о надписи на заборе, даже составленной в рифму.
Надпись поэтическая – это так называемый малый стихотворный жанр, который был очень популярен в русской поэзии в конце XVIII- начале XIX века. Надпись можно было оставить на памятнике, на портрете. У Ломоносова, к примеру, есть «Надпись к статуе Петра Великого», а у Пушкина надписи «К портрету Жуковского», «На статую играющего в бабки» и др. к началу XX века этот жанр вышел из моды, хотя очень известный в советское время дагестанский поэт Расул Гамзатов выпустил целую книгу надписей. Вот, к примеру, что «надписал» поэт на винном роге (перевод Наума Гребнева):

Пить можно всем,
Необходимо только
Знать, где и с кем,
За что, когда и сколько!
Стихотворение, стих и строфа
Что такое стихотворение? Странный вопрос, скажите вы, это то, о чем мы с вами говорим в этой книжке; стихотворение – это стихи! В общем. Это абсолютно верно. В современном понимании стихотворение – это законченное по смыслу и по форме поэтическое произведение небольшого размера (в отличие, скажем, от большой по размеру поэмы). Стихотворение может быть любимым: лирическим, философским, публицистическим, сатирическим и даже политическим.
Иногда стихотворение называют стихом: «В этом стихе…». С точки зрения литературоведения это не совсем верно: стих – одна поэтическая строка, а стихотворение может состоять из одной строки, из двух строк (дистих), из четырех (четверостишие)…. Достаточно длинные стихотворения состоят из нескольких строф (стихов, объединенных одной мыслью), причем строфа может содержать от двух до 14 стихов.
Но это понятие – стихотворение – имеет еще один смысл: творение, создание стихов. Впервые в этом смысле его употребил Симеон Полоцкий, поэт, живший во второй половине XVII века. И после него еще долгое время поэтов называли стихотворцами (в середине XIX века это понятие изменило «окраску», и сегодня мы с вами вкладываем в него несколько иронический смысл). А все потому, что Михаил Васильевич Ломоносов, который, как вы знаете, был не только зачинателем множества наук, но и поэтом, придумал другой термин – стихосложение, которое прижилось в языке и употребляется нами и сегодня.
Стихотворение в прозе
Что такое «стихотворение в прозе»? разве это не противоречащие друг другу жанры? Разве могут быть стихи написаны прозой? Оказывается – могут. Это своеобразная промежуточная форма между свободным стихом и прозой, а точнее, поэтическое по содержанию и прозаическое по форме произведение. Но разве в якобы поэтических сборниках мы не встречаем просто зарифмованную прозу, не ставшую, несмотря на это, стихами?
Термин «стихотворение в прозе» ввел в русский язык известный писатель XIX века Иван Тургенев, написавший прозой несколько небольших поэтических произведений. Вам, возможно, из школьной программы известно одно из таких его стихотворений – «Как хороши, как свежи были розы…». А мы хотим предложить вашему вниманию другое стихотворение Ивана Тургенева, называющееся «Мы еще повоюем».

Какая ничтожная малость может иногда перестроить всего человека!
Полный раздумья, шел я однажды по большой дороге. Тяжкие предчувствия стесняли мою грудь; унылость овладевала мною.
Я поднял голову… Передо мною… в десяти шагах от меня, вся раззолоченная ярким летнем солнцем, прыгала гуськом целая семейка воробьев, прыгала бойко, забавно, самонадеянно! Особенно один из них так и надсаживал бочком, бочком, выпуча зоб и дерзко чирикая, словно и черт ему не брат! Завоеватель – и полно!
А между тем высоко в небе кружил ястреб, которому, быть может, суждено сожрать именно этого самого завоевателя.
Я поглядел, рассмеялся, встряхнулся – и грустные думы тотчас отлетели прочь: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я.
И пускай надо мной кружит мой ястреб.
- мы еще повоюем, черт возьми!


Стихотворение в прозе - труднейший поэтический жанр, который подвластен далеко не каждому писателю. Но, видимо, прозаики время от времени просто – напросто тоскуют по стихам. Вот и Н.В. Гоголь назвал «Мертвые души» - поэмой; и у А.С. Макаренко в 1930 – е годы вышла книга, названная им «Педагогическая поэма».

Хочется верить, что теперь вы сможете не только понять стихи, но и научитесь их слушать и слышать. Потому что без поэзии жизнь была бы не так прекрасна.

Рекомендуем посмотреть:

Урок поэзии в школе, 7-8 класс Библиотечный урок «О поэзии», 7-8 класс Библиотечный урок для школьников 5-8 класса Библиотечный урок для школьников 6-9 класса «Дорога в небо…»

Похожие статьи:

Сценарий мероприятия по творчеству Есенина в библиотеке

Библиотечный урок для школьников 5-8 класса. Литературный музей | Классный час «Хлеб - всему голова», 5-7 класс
Опубликовано: 2482 дня назад (7 июля 2017)
Просмотров: 1668
+38
Голосов: 38
Светлана Анатольевна Савостьянова # 8 июля 2017 в 10:51 +6
О чем, прозаик, ты хлопочешь?
Давай мне мысль какую хочешь:
Ее с конца я завострю,
Летучей рифмой оперю,
Взложу на тетиву тугую,
Послушный лук согну в дугу,
А там пошлю наудалую,
И горе нашему врагу!
А.С. Пушкин

Инна Владиславовна, здравствуйте. Вы продолжаете расширять представления детей о поэзии. Это огромный мир, но каждый из нас может найти в нём свой уголок, своего любимого поэта, свои любимые стихи. Вы как библиотекарь способствуете приобщению детей к миру поэзии, знакомите их с творчеством разных поэтов, рассказываете о правилах стихосложения. Успехов! +1
Инна Владиславовна Соколовская # 20 февраля 2018 в 11:02 +26
Светлана Анатольевна,благодарю Вас подробный комментарий
Светлана Геннадиевна Фахрутдинова # 9 августа 2017 в 06:35 +3
Очень полезный для меня материал. Пригодится в подготовке к урокам! Спасибо.