Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Классный час про насекомых для школьников, 4-5 класс

Автор: Соколовская Инна Владиславовна – педагог – библиотекарь МБОУ Тацинская СОШ № 3 Ростовская область
Описание материала: Мы расскажем вам о самых многообразных и многочисленных обитателях нашей планеты – насекомых. Вредные и полезные, опасные и необходимые, таинственные и знакомые…. Они живут рядом, они живут вокруг нас, они – всюду. Изучением насекомых занимается очень важная наука – энтомология. Насекомые обладают необыкновенным разнообразием форм, массой различнейших, сложнейших и таинственных приспособлений, разноликим образом жизни. Они способны обитать в почве, на земле, в воде, в воздухе. От насекомых зависит вся остальная органическая жизнь земли.
Несмотря на огромное количество фактов, множество теорий, колоссальную работу, которую ведут энтомологи, насекомые ещё продолжают оставаться для нас загадочными существами.
Классный час для учащихся 4 – 5 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме. На выбор учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы
Задачи:
- расширить представление детей о поэзии.
- развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
- прививать интерес к литературе.
Оборудование: Выставка книг и журналов о природе
Библиотечный урок «Жить в согласии с родной природой»

Насекомые – одни из самых древних животных на земле. Учёные утверждают, что они появились более 300 миллионов лет назад. За долгие годы своего бытия насекомые, конечно, сильно изменились. По сравнению со своими предками некоторые из них стали просто лилипутами. Например, современная стрекоза – коромысло с размахом крыльев 10 сантиметров меньше древней в 9 раз.
Природу без насекомых представить просто невозможно. Если бы в одночасье исчезли все насекомые, то за ними следом исчезли бы многие растения, которые опыляются ими, и погибли бы птицы, рыбы и звери, которые питаются насекомыми.
Почти все насекомые любят тепло. Ну а раз так, то в жаркие летние дни, когда насекомые оживлённо летают, прыгают и бегают, особенно интересно наблюдать за ними.

Когда в душистом сквозняке
Присядешь летом в сосняке,
Внимательно вглядись вокруг –
Ты многое заметишь, друг.
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок
И собирает мед пчела.
Все заняты, у всех дела.
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь.

Богомол
Хитрый и потешный,
Богомол неспешный.
Он и ходит, и летает,
А охотясь, замирает
И добычу в позе ждёт:
Мол, сама ко мне придёт.
И приходит, прилетает...
Что опасность тут - не знает,
Потому что в маскировке
Богомолы очень ловки.
Елена Инкона


Крупное хищное насекомое с длинным мягким брюшком, с большими выпуклыми глазами на треугольной голове. Ноги у богомола сильные, особенно передние, усеянные шипами. Он хватает ими жертву и сжимает её словно щипцами. Охотясь, богомол затаивается в траве в позе богомольца, приподняв спину и передние ноги. Тело его в это время неподвижно, а треугольная голова, как танковая башня, вращается во все стороны, высматривая добычу. Обнаружив жертву, он медленно подкрадывается к ней, мгновенно схватывает и съедает её, а затем снова замирает на карауле. Питается богомол различными насекомыми, может съесть и своего зазевавшегося сородича. В семье богомолов, что обитают у нас, около 20 видов. Самый известный из них – богомол обыкновенный. Он зелёного или буро – жёлтого цвета, длиной с пол карандаша. Для продолжения рода богомолы, как и все насекомые, откладывают яйца. Каждое яйцо заключено в специальную камеру. Камеры между собой соединяются и образуют капсулу, в которой яйца зимуют. Весной из одной капсулы выходит до 300 личинок. Они тут же приступают к линьке, много едят тлей и быстро растут. А перелиняв четыре раза, летом превращаются во взрослых богомолов и отправляются на охоту.

Божья коровка
С листьев тлю она съедает,
Следить за садом помогает.
Вот она взлетела ловко.
Это – … (Божья коровка)

Отгадайте-ка, ребятки,
Что за жук на нашей грядке:
Не вредитель, жук любезный,
Для растений он полезный.
Тлей проворно поедает,
Так растения спасает.
Что за жук-черноголовка?
Это - ... (Божья коровка)


Внешне божья коровка будто и не жук вовсе, а миниатюрная ярко – красная или желтая черепашка с чёрными точечками на лакированной спине. В солнечную погоду она очень общительна, часто летает, для передышки может запросто сесть на одежду, а то и приземлится прямо на человеческий нос. Но бояться её не надо, она не кусается, хотя и хищник. Божья коровка не щадит лишь тлей, червецов, которые пожирают растения. Для нас они – вредители, а для неё – любимая еда. Одна божья коровка уничтожает за день до 100 тлей.
Грозными охотниками являются и личинки божьих коровок. Живя на растениях, они, так же как и родители, уничтожают тысячами тлей и других вредителей. Шестиногие личинки божьих коровок напоминают бескрылых светлячков. Конечно, они не серые, как светлячки, а яркие зелёно – красные. Вылупляются из отложенных весной яичек примерно через неделю. Через месяц – два превращаются в куколок. А спустя неделю становятся настоящими божьими коровками.
У нас чаще всего встречаются двухточечные, семи точечные и 22-точечные божьи коровки. Каждая из них величиной меньше комнатной мухи, 22- точечная так еле – еле дотягивает до 0,5 см, зато семи точечная почти наполовину её больше. Она – то всегда первой после зимы и попадается на наши глаза. Выбравшись ранней весной из оконных щелей, из – под листвы либо из – под камней, она неутомимо трудится до поздней осени, оберегает растения от вредителей.

Гуляла за городом Божья коровка,
По стеблям травинок карабкалась ловко,
Глядела, как в небе плывут облака...
И вдруг опустилась Большая Рука.
И мирно гулявшую Божью коровку
Засунула в спичечную коробку.
Коровка ужасно сердилась сначала,
Мычала и в стены коробки стучала.
Но тщетно! Забыли о ней в коробке,
Закрыли коровку в шкафу, в пиджаке.
Ах, как тосковала в коробке бедняжка!
Ей снилась лужайка. И клевер, и кашка.
Неужто в неволе остаться навек?
Коровка решила готовить побег!
Три дня и три ночи рвалась она к цели.
И вот, наконец, вылезает из щели...
Но где же деревья, цветы, облака?
Беглянка попала в карман пиджака.
Однако она, не теряя надежды,
Бежит на свободу из душной одежды –
Там солнце, и ветер, и запахи трав...
Но вместо свободы увидела шкаф.
Тоскливо и страшно Божьей коровке:
Опять она в темной, пустынной коробке.
Вдруг видит: вверху, где вставляется ключ,
В темницу сквозь щель пробивается луч!
Скорее на волю! Коровка отважно,
Зажмурясь, штурмует замочную скважину…
И вновь очутилась в глухом коробке
С огромною люстрою на потолке.
О, Боже! взмолилась несчастная крошка
И вдруг увидала за шторой окошко.
А там, за окном, все от солнца светло.
Но к свету ее не пускает стекло.
Однако коровка на редкость упряма:
Нашла, где неплотно захлопнута рама,
И вот вылезает она из окна...
Ура! Наконец на свободе она!
И вновь на знакомой лужайке букашка,
Под нею, как прежде, колышется кашка,
Над нею плывут в вышине облака...
Но смотрит на мир осторожно коровка:
А вдруг это тоже большая коробка,
Где солнце и небо внутри коробка?
Андрей Усачев


Водолюб
Кто так медленно плывет
И вперед гребет, гребет?
Это черный грузный жук,
Он ужасный водолюб.
Между грудью и брюшком
Есть мешочек с воздухом.
Водолюбы все едят,
Приспособленный отряд,
Но личинок, берегись!
Хищниц этих сторонись!
Коли разом нападут,
Увернуться не дадут!
Антонина Тесленко


Имя этого зеленовато – чёрного жука величиной с большой жёлудь говорит само за себя. Он действительно любит воду, но не всякую. В быстро текущей речке вы его не увидите, а вот в руду, где вода стоячая, он тут как тут.
Со стороны водолюб выпуклый, а брюшко плоское, покрытое непромокаемыми волосками. Усики тоже в волосках, короткие, напоминающие булаву. Они помогают ему дышать в воде. Выставленные наружу, усики скапливают воздух и подают его в дыхальца, которые расположены в жёстких крыльях. Водолюб хороший летун и никудышный пловец. Ловко ползает по водным растениям, которыми и питается. Всю жизнь проводит в воде, а рождается в земле. Весной самка водолюба строит на плавающем листе или водном растении кокон. Откладывает в него яички. Затем пристраивает к кокону приспособление вроде согнутой трубочки, которая при любом положении кокона будет торчать из воды и подавать яичкам воздух.
Через 2 – 3 недели из плавающего кокона выходят личинки. В отличие от родителей, они хищники. Едят червей, раков, мотылей, при случае могут сцапать и рыбьих мальков.
Выросшие личинки водолюба выбираются из воды, зарываются в почву и, пройдя стадию куколки, возвращаются из земли уже взрослыми жуками.

Монашенка
Дотронуться хотела я руками
До самого красивого цветка.
А он, взмахнув своими лепестками,
Вспорхнул и улетел под облака!
Т.Нестерова


Бабочка не редкая. Но на глаза попадается не часто, потому что летает лишь вечером и ночью. По окраске напоминает рябчика. Передние крылья светло – серые с черными зигзагообразными линиями, задние – матовые, окаймлённые более светлыми точками, чем передние. Тепло крепкое, полное. В общем, толстушка с розовым брюшком.
Встречается монашенка со второй половины лета до октября. В это же время откладывает яйца под кору деревьев. После зимовки весной рождаются чёрные волосатые личинки. Вначале они держатся вместе, а затем расползаются по листьям родного дерева и переносятся ветром на другие деревья. Когда отъедятся и станут крупными сине – бородавчатыми гусеницами, окукливаются. Через две – три недели куколки превращаются в бабочек – монашенок.
Больше всех страдают от монашенок, от их прожорливых гусениц ель, пихта, лиственница, а иногда и липа, дуб, другие лиственные деревья.

Светляк
У опушки, как стемнеет,
Там, где речки бережок,
Светлячок полёт затеет,
Принеся свой огонёк,
Будет в танце он прекрасном
Искры ярко высекать,
Светом ровным, жёлтым, ясным
Будет всех нас удивлять.
Нет чудеснее забавы -
Наблюдать, как светляки,
Ночью тёмной средь дубравы
Танцы кружат, что легки,
Как поляну освещают
В своих плясках до утра,
Как под утро угасают,
Прячась быстренько в дома,
Необычное уменье
Светлячкам дано, однако,
Удивляют нас свеченьем
Светлячки во время мрака,
В тьме кромешной разглядите
Светлячка вы без труда,
Сядьте рядом - поглядите -
Мимо вас летит звезда!


Невзрачный тёмно – серый жучок величиной с пчелу и есть лесной фонарик – светляк. У нас его называют «ивановский червяк». Это из –за бескрылой самки, похожей на червя – личинку. Зато она намного больше самки и светит ярче, чем хорошо летающий лилипут – самец.
В разгар лета, когда тепло, самцы летают в темноте, а сами сидят в траве или на кустах. И те и другие светят, будто сигналят друг дружке, чтобы не затеряться. Свет идёт из конца брюшка светляков, где расположены светящиеся клетки. В них происходит окислительная реакция и возникает холодное свечение.
Светлячок рождается через год после того как самка отложит в почву яичко. Он ничем не питается, живет за счет жира, накопленного в стадии личинки. А личинка – обжора и полезный хищник: лопает вредных гусениц, тлей и улиток.

Клоп – солдатик
Красные «солдатики» - что это за сброд?
Ты зачем столпился, странненький народ?
Нужен энтомолог – объяснить бы нам –
Людям непонятливым, с горем пополам –
То ли парни бравые собрались в поход,
То ли деревенский всенародный сход?
Галина Куприна


Клопов в природе тьма – тьмущая: более 30 тысяч видов в клопином царстве. Солдатик происходит из семейства красноклопов. По цвету, он напоминает огнетушитель, разрисованный чёрными чернилами. Из – за необычно яркой раскраски солдатик, пожалуй, самый заметный из всех клопов, живущих в нашей стране. Он небольшой, с рыжую муху навозницу, только плоский. Его можно увидеть уже ранней весной на корнях деревьев, на пнях, на каменных стенах домов и камнях, прогретых солнышком.
Солдатик – существо бескрылое, а вот бегун отличный. На зиму закапывается в землю. Селится обычно большими группами возле лип и белых акаций. Питается соком семян и растений, а также мёртвыми насекомыми. Личинки солдатика внешне похожи на взрослых клопов. Прежде чем превратиться в настоящих клопов, они должны пройти несколько стадий развития.

Чернотелки
Жук ползет в недоуменьи.
Солнце лучиками льет.
И безмолвно привиденье
Рядышком за ним идет.
Жук быстрей, оно быстрее,
Не шумит, и не жужжит,
И по стеблям сельдерея,
Всеми лапками, бежит…

Если большой чёрный жук, похожий на жужелицу, при встрече повернётся к вам задом, упрется в землю головой и, высоко задрав брюшко, выпустит неприятно пахнущую каплю. Считайте. Что вы познакомились с чернотелкой – медляком. Это жук решил вас припугнуть. Это жук решил вас припугнуть. Чтоб отстали. Враги чернотелки – медляка не переносят такого резкого запаха и отступают. А вот другой чернотелка – мучной хрущак, что живет в домах и на складах, защищается от врагов хитростью. Этот темно – бурый или чёрный плоский жук с красными ногами, величиной с пчелу, просто притворяется мёртвым. Так же поступает и его карликовый приятель ( он величиной с божью коровку) – малый хрущак.
Иметь таких соседей в доме неприятно. Они ведь едят муку, крупу и зерно. И потомство свое выводят в отсыревших продуктах. Крупных соломенно – жёлтых личинок мучного хрущака называют мучными червями. Для птиц они являются лакомством, а для людей несчастьем.
В природе чернотелки и их личинки питаются в основном растениями, гнилой древесиной, грибами. Но есть среди них немало и хищников. Ну а насекомые – хищники почти всегда полезны.

Крапивница
Крылья в полоску, тигриной раскраски,
но подходите ко мне без опаски.
Да, я сажусь на репейник колючий,
но не кусаюсь крапивою жгучей.


С июня по август, с небольшим перерывом в июле, на лугах и лесных полянах, особенно вблизи зарослей крапивы, летает очень симпатичная бабочка. У неё кирпично – красные крылья, окаймлённые чёрной полоской с синими пятнышками. Имя этой бабочки – крапивница.
Крапивница не самая большая среди бабочек, но и не маленькая, размах крыльев – до 5 см. Она выводит своё потомство на крапиве. Её мохнатые гусеницы, с жёлтыми горизонтальными полосками, живут группами, едят крапивные листья.
Бабочки зимуют. Уже ранней весной они летают вблизи помещений, где провели холода. Летают они примерно до середины мая. Затем уходят из жизни. А им на смену через некоторое ремя приходит новое поколение крапивниц.

У крапивниц наших есть одна примета,
Если будет дождик вскоре среди лета,
То они поспешно в форточки влетают,
О грозе грядущей всех предупреждают.


Репейница
На лугу цветущем я плету венок.
Бабочка-репейница села на цветок.
Ею я любуюсь и боюсь вздохнуть -
Бабочку-красавицу я боюсь спугнуть.
Летом эти бабочки украшают луг,
А потом по осени исчезают вдруг.
Бабочки-репейницы,край родной любя,
Улетают на зиму в южные края.
Елена Гезина


Мы привыкли к тому, что весной издалека прилетают к нам птицы. Но чтобы прилетели бабочка?! Однако факт есть факт. Красавица репейница, с большими, до 6 см в размахе, чёрно – бурыми крыльями, разукрашенными розово – красными и белыми пятнами. Прилетает к нам из Северной Америки. Уже в мае можно увидеть её порхающей над сухими солнечными полянами. Она наслаждается жизнью, пьёт нектар из цветков и опыляет их, выводит потомство два раза за лето.
Тёмно – серых, с жёлтым отливом, шипастых гусениц репейницы можно встретить на репейнике, крапиве, бодяге. Но чаще всего – на репейнике – чертополохе. В стянутых шелковистыми нитями листьях они и живут, листья же эти и едят. На культурные растения посягают редко.
В конце лета репейницы, родившиеся у нас, улетают к себе на юг. А через зиму уже новое поколение репейниц прилетает к нам.
Насекомое, трава иль птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.


Природу необходимо любить, и знать, что она значит для человека. Понимать насколько все в природе взаимосвязано. Научиться жить так, чтобы люди и окружающая среда были в гармонии. Это значит, что мы должны жить в любви к родному краю. А оно закладывается именно со школьной скамьи.

Рекомендуем посмотреть:

Экологическая игра для 4 класса Внеклассное занятие по экологии, 4 класс Экологическая викторина-путешествие для 3-4 класса ко Дню воды Экологическая игра по станциям для школьников 4-5 класса. В мире птиц

Похожие статьи:

Экологический классный час в 3 - 4 классе

Внеклассное мероприятие «Земля - наш общий дом», 4 класс

Библиотечный урок в школе для учащихся 7-9 класса к Всемирному дню поэзии | Библиотечный урок ко Дню Победы, 6-9 класс
Опубликовано: 2461 день назад (3 июля 2017)
Просмотров: 4131
Рубрика: Классный час
+48
Голосов: 48
ЕленаПавловна Земенкова # 4 июля 2017 в 08:26 +2
Прекрасная тема! Тем более, что 2017 год- Год Экологии!
Фёдорова Ольга Олеговна # 4 июля 2017 в 09:28 +2
Очень познавательный классный час. Подобрана интересная информация из жизни насекомых. Мой голос +1.
Валентина Николаевна Шелепова # 4 июля 2017 в 09:57 +2
Спасибо, очень интересная и познавательная информация. Мой голос.
Валентина Михайловна Скрипникова # 4 июля 2017 в 12:01 +2
Замечательно подобрана информация!Очень интересно!голос!
Галина Титова # 4 июля 2017 в 16:51 +5
Спасибо за приглашение, Инна Владиславовна! Замечательный библиотечный урок! Сколько интереснейшей информации о насекомых, хорошие стихи, прекрасные фотографии. Без сомнения, такие занятия очень полезны и актуальны для детей. Примите от меня заслуженный голос № 3.
Гульшат Кадыловна Курлеутова # 4 июля 2017 в 20:01 +2
Спасибо за приглашение! Интересный урок! Особенно интересны информации о насекомых. Фотографии отличные.Примите мой голос.
Шумилова Светлана # 4 июля 2017 в 20:13 +2
Инна Владиславовна, очень интересный, познавательный урок. Материал подобран яркий и информативный. Сама с большим интересом открыла для себя некоторых представителей этого класса. Спасибо большое!
Татьяна Юрьевна Суховерша # 4 июля 2017 в 20:40 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна!
Благодарю за приглашение. Всегда с большим удовольствием знакомлюсь с Вашими публикациями! Эстетичное оформление, яркие фотографии, интереснейший познавательный материал, прекрасная подборка стихотворений (трогательная история о божьей коровке не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых). Мне очень понравилось.
Голосую с пожеланием успеха!
Елена Григорьевна Полякова # 5 июля 2017 в 09:56 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна, примите голос!
Прекрасная тема для классного часа! Дети очень любят всё
живое и с удовольствием познают неизвестное об известном.
Публикация прекрасно иллюстрирована, грамотно представлена.
В год экологии такая работа как никогда к стати для большого
круга педагогических работников. Спасибо! С уважением, Е.Г.
Оксана Михайловна Жидикина # 5 июля 2017 в 12:32 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна.
Спасибо за познавательный материал. Публикация ярко и грамотно оформлена. Поставленные задачи выполнены. Голос.
Марина Викторовна Соснина # 5 июля 2017 в 18:29 +5
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Публикация очень понравилась! Интересно и доступно изложен материал. Отличные фотографии дополняют содержание библиотечного урока. Подготовлено всё основательно и добротно. Вы молодец! Спасибо за приглашение и примите голос признательности! № 10.
Вера Анатольевна Варенцова # 5 июля 2017 в 18:56 +5
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Спасибо за приглашение на интересный библиотечный урок. Как всегда у Вас всё продумано, познавательно, грамотно и актуально. Публикация заслуживает высокой оценки и по оформлению, и по содержанию. Занятие с красивым названием «Жить в согласии с родной природой» знакомит нас с увлекательным миром насекомых. Спасибо Вам за это! С удовольствием голосую и желаю успехов!
Анна Владимировна Сергеева # 6 июля 2017 в 20:54 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Спасибо за приглашение. Материал очень интересный, объемный, нужный, красочно оформленный. Мне все понравилось. Примите от меня голос! Спасибо!
Мира Симеунович # 13 июля 2017 в 17:45 +2
Инна Владиславовна, здравствуйте! С интересом прочитала библиотечный урок о согласной жизни с родной природой. Очень мне понравился способ расширения представлений детей о природе и поэзии одновременно. Вы воспитываете интерес детей к литературе, их воображение и логику, также любовь к окружающему миру. Особенно, по-моему, эффективны стихи про Божью коровку «в коробке», потому что они воспитывают сочувствие детей к (любому) живому существу и формируют понятие о ценности свободной жизни. И у «лесного фонарика», и у прекрасных бабочек (…) – у всех есть своя роль и место в природе. Надо их беречь, как необходимую часть природы. С большим удовольствием голосую за замечательный, прекрасно подготовленный и аккуратно представленный материал. Примите мой голос и пожелание успеха!
Светлана Владимировна Иванова # 14 июля 2017 в 19:51 +3
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Спасибо за приглашение. Вы представили нашему вниманию богатый, яркий материал о жизни насекомых. Прочитала с интересом и удовольствием! Узнала много нового. Примите мой голос.
Валентина Николаевна Матвиенко # 20 июля 2017 в 22:50 +13
Интересный,содержательный урок.Дети получили много информации о насекомых.После такого урока они должны осознать,что окружающий мир прекрасен в своём разнообразии,что даже к самой маленькой букашечке следует бережно относиться.Инна Владиславовна,успехов!Голосую!
Ольга Ивановна Басалаева # 21 июля 2017 в 14:50 +2
Инна Владиславовна, здравствуйте. Спасибо за приглашение. Получила познавательный урок для себя от Вашего методического материала. Я так поняла, что стихи о насекомых сочиняли дети. Вы хороший педагог, раз Ваше занятие нашло эмоциональный отклик в душе ребёнка. Красивое название урока «Жить в согласии с родной природой». Думаю, задачи урока успешно решены. Вы Молодец. Беру Ваш материал в закладки. С Вашего разрешения, конечно. Голос отправила!
Анастасия Александровна Герасёва # 4 апреля 2018 в 23:12 0
Инна Владиславовна, здравствуйте! Очень хороший материал, было интересно. Много познавательной информации, отличные яркие фото - заскучать не придётся. Отдаю Вам свой голос.