Конкурсы для педагогов и детей

Ранняя диагностика речевого развития детей

Из опыта работы логопеда ДОУ
О диагностике речевого развития ребенка
Учитель-логопед Столярская Светлана Валерьевна
МБДОУ № 89 "Крепыш" г. Сургут

Обращаю внимание родителей и воспитателей на необходимость своевременной диагностики речевого развития детей. Если ребенок посещает дошкольное образовательное учреждение, то диагностику он проходит не менее двух раз в год. В случае, если логопедическое заключение вызывает у вас сомнения и вопросы запишитесь на консультацию к логопеду за рекомендациями.

"Малылышу уже три года
А он не говорит?" -
Выясняет на приеме доктор Айболит
Голос малыша чуть слышен,
Лепет вместо речи?
Обратитесь к логопеду -
Детство скоротечно

Доктор смотрит на ребенка
Внешне все в порядке
Аппетит хороший и
Делает зарядку
Почему же он тогда гудит, свистит, мычит..?
К логопеду обратитесь — малыш заговорит!

Часто, обращясь к логопеду за консультацией, родители узнают, что время упущено..Как определить,что обратиться к логопеду уже пора?
Не все знают, что в норме у ребенка, достигшего 12 месячного возраста, уже имеются слова, а в 1,5 года — появляются фразы.
Иногда естественному процессу появления речи припятствует ряд факторов

Медицинские факторы:
ППЦНС (перинатальное поражение центральной нервной системы)
Последствия перинатального поражения центральной нервной системы (дизартрия, алалия)
Ослабленные возможности здоровья (часто болеющие дети, с имеющимися хроническими заболеваниями, состоящие на учете ЛОРа, невролога и др.)

Социально-педагогические факторы:
Неблагоприятные условия развития ребенка в семье
Неверный стиль воспитания (попустительский, гиперопека)

Когда вы встречаетесь с логопедом впервые будьте готовы к вопросам о течении беремеенности и родов, о психо-эмоцианальном развитии ребенка, о социальном окружении, о периодах появления гуления, лепетной и фразовой речи

До того как вынести логопедическое заключение логопед проводит опрос родителей, выясняя имеют ли место вышеперечисленные факторы. Это необходимо сделать для дальнейшего постановки логопедического диагноза, консультирования родителей, для построения системы индивидуальной работы с ребенком.

Логопед проводит диагностику речевого развития, даже если речь отсутствует. Выяснить объем активного и пассивного словаря, сформированность фонематического восприятия, слуха, грамматического строя речи не менее важно, чем диагностировать зукопроизношение.

Кроме того, логопед проводит визуальный осмотр и подвижность органов речевого аппарата ребенка, обращая внимание на состояние и вид твердого и мягкого неба, губ, щек, языка, зубов.

По результатам диагностики ребенку выносится логопедическое заключение:
ЗРР — задержка речевого развития (до 3-х летнего возраста)
ФФНР — фонетико-фонетическое недоразвитие речи (нарушение фонематического слуха, искажение, смешение, замены, отсутствие звуков речи)
НВОНР — нерезко выраженное общее недоразвитие речи
ОНР — общее недоразвитие речи
ТНР — тяжелое нарушение речи (например, моторная алалия)
Логоневроз — заикание

Добавлю, что если логопед заметит неврологическую симптоматику речевых расстройств, то он вправе направить ребенка на консультацию невролога, с выдачей направления и указанием симптомов.

Заключение логопеда разъясняется родителям, а потом они получают рекомендации. Такие рекомендации носят индивидуальных характер, так как зависят от возраста и индивидуальных результатов диагностики речевого развития.
Приведу некоторые общие рекомендации:
Говорите с ребенком обо всем, задавайте вопросы о произошедших событиях. Если речи еще нет, то отвечайте сами
Используйте игры: на звукоподражание, речевые игры, на развитие фонематического слуха
Читайте ребенку произведения детской художественной литературы, народные сказки
Рассматривайте с ребенком иллюстрации к книгам, картинки, уточняя цвет, форму размер и назначение предметов
Развивайте мелкую (пальчиковую) моторику ребенка, используя пальчиковую гимнастику, лепку, рисование, конструирование, аппликацию и другие приемы
Не используйте "детский" язык, повторы за ребенком "милых" словечек, сюсюканье: этим в тормозите речевое развитие

Уважаемые родители, бабушки и дедушки, тети и дяди не доверяйте мнению друг-друга, если вы, конечно, не семья неврологов и логопедов, а получите заключение специалиста о речевом развитии вашего ребенка. Если в 2-3 года фразовая речь вашего малыша не сформирована, то не теряя времени запишитесь на диагностику к логопеду.

Рекомендуем посмотреть:

Материал для речевого развития дошкольников Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию дошкольников Консультация для родителей ДОУ. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста Поэзия для развития речи у дошкольников

Похожие статьи:

Пословицы и поговорки о речи, о слове, о языке

Пословицы и поговорки про родную речь

Разработка классного часа для 8, 9 класса. Тема: Речь, общение

Конспект логопедического занятия с детьми начальных классов с диагнозом ОНР

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы

День рождения ребенка. Сценарии | Семинар-практикум для воспитателей по развитию речи
Опубликовано: 974 дня назад (6 апреля 2014)
Просмотров: 2472
+5
Голосов: 5
Ольга Ивановна Марченко # 6 апреля 2014 в 21:12 +1
Светлана Валерьевна, спасибо за полезный и нужный материал для работы с дошкольниками.
Ольга Федоровна Мережко # 28 апреля 2014 в 16:49 +1
Мы тоже с ребенком ходили к логопеду. Только вопросов которые вы описали нам не задавали. Просто сказали на какие буквы нужно обратить внимание. Логопед нам попался очень хороший, всего лишь за пол года мой детеныш начал говорить все шипящие буквы и букву Р. Многие родители думают, что в школу пойдет и там сам начнет говорить правильно, в этом очень сильно заблуждаются. Я работаю в школе, где у детей ОНР. поэтому и делаю такие выводы. Спасибо за нужную информацию.
Ольга Ким # 9 июня 2014 в 17:57 +1
а чье это стихотворение, подскажите автора.
Светлана Валерьевна Столярская # 9 июня 2014 в 21:58 +1
Ольга, это стихотворение мое, даже не сомневайтесь..Пишу небольшие стихи исключительно по вдохновению. Кстати, можете просмотреть авторские материалы в блоге, может что-то еще пригодиться. Буду рада услышать Ващ отзыв
Ольга Ким # 10 июня 2014 в 09:12 +1
Светлана, я не сомневалась, а действительно мне было интересно, кто автор., т.к. стихотворение - замечательное! Спасибо!
Светлана Валерьевна Столярская # 9 июня 2014 в 21:54 +1
Спасибо за ваши комментарии, очень рада, что эта тема интересна. Вот только небольшая ремарка: не "буквы", а звуки ставит логопед детям.
А еще стала замечать, что есть такой тип родителей, которые только показывают свою заинтересованность, а вот когда доходит до выполнения заданий, которые дает логопед на дом, то не проявляют ни терпения, ни рвения. Более того, такие родители затягиваютс посещением невролога или принимают решение и вовсе к нему не обращаться. В результате динамика коррекционной работы очень сомнительная. Но это уже тема другая
Ольга Владимировна Крук # 11 сентября 2014 в 07:15 0
Очень полезная статья, мой голос за вас. Сейчас проблема с речью, почти у каждого ребенка. Родители, часто и не замечают по началу проблем, вырастет ребенок, научится, а потом все проблемы с речью выливаются в трудности ребенка, внимательным быть. Каждому родителю нужно знать, такие статьи, как ваша и заучить их наизусь!
Алёна Сергеевна Каргина # 9 февраля 2015 в 13:17 0
Полезная статья, спасибо. Иногда, родители просто не хотят признавать проблемы, к сожалению. Необходимо информировать родителей о последствиях... Я считаю, что необходимо информировать родителей о последствиях еще перед роддомомэ, чтобы они были проинформированы заранее и не упустили время. Еще раз спасибо Вам.
Елена Павловна Чешкова # 21 марта 2015 в 10:39 0
Светлана Валерьевна, не могу не проголосовать за Вашу "Раннюю диагностику речевого развития детей" - очень нужная информация. Понравилось, что Вы ясно, чётко и ёмко (коротко)всё изложили. Каждый любящий родитель, познакомившись с данной диагностикой и заметив проблемы в речевом развитии у ребёнка, обратиться к логопеду или дефектологу. С Вашего разрешения, я её скопирую себе на будущее (использую при очередном новом наборе детей раннего возраста).