Конкурсы для педагогов и детей

Как научить ребенка произносить букву "Р"

Консультация для родителей
Как научить ребенка произносить букву «Р»
[/b]
Автор: Колесникова Светлана Александровна, воспитатель.
Место работы: МКОУ Березовская СОШ структурное подразделение МКДОУ Березовский детский сад ОРВ с. Березовка Аннинского района Воронежской области.
Назначение: Дорогие коллеги предлагаю вашему вниманию статью консультацию для родителей. Можно использовать ее как лекцию на родительских собраниях в ДОУ, а можно оформить на стенд в родительский уголок. Материал будет одинаково полезен как для воспитателей, так и для родителей.

В наше время многие дети имеют проблемы с правильным произношением буквы «Р». И печальная статистика показывает, что таких детей с каждым годом все больше и больше. Основными причинами дефекта в произношении сложной буквы являются:
- замена звука «р» на звук «л»;
- невнятное окончание слова;
- гортанное произношение звука «р».
Родители пытаются сами решить эту проблему, обычно после некоторых усилий, чадо смело произносит сложную букву. Но если самостоятельно решить проблему не удается, необходимо обратиться к специалисту, т. к. во время не исправленный дефект речи, может остаться с ребенком на всю жизнь. Логопед определит, почему у вашего малыша возникли трудности с произношением и научит ребенка правильно ставить язычок во рту, чтобы буквы получались правильно.
Но пока визит к логопеду откладывается в силу разных причин, вы можете сами заниматься с вашим малышом и выполнять определённые развивающие упражнения. Специалист утверждают, что самый оптимальный для этого период – это период 5 – 6 лет. Какое либо дополнительное лечение до этого периода не требуется.
Для начала обратите внимание на собственное произношение букв «Р». Ведь согласитесь трудно обучать ребенка правильному произношению букв, если сам эти буквы не выговариваешь. Старайтесь произносить слова и букв четко, внятно чтобы ребенок мог видеть вас и повторять за вами.
Все обучение проводите в игровой форме, т.к. переутомление не принесет ни какой пользы. Сядьте с малышом перед зеркалом, для того чтобы он видел как произносите букву вы и как он.
Начните с различных упражнений для тренировки язычка, что б ребенку легче было понять, как произносить букву «Р».

Вот некоторые из них:
«Парус». Широко раскрыв рот, поднимаем кончик языка за верхние передние зубы. Спинку языка следует немного прогнуть вперед, а края прижать к верхним коренным зубам. В таком положении задержаться на 10 секунд, повторить 3 раза;
«Прикуси язычок». Высунуть кончик языка наружу, растянув губы в улыбке. Легонько покусывать его (8-10 раз);
«Лошадка». Плотно прижать язычок к небу, затем резко опустить его на место. Должен получиться звук, имитирующий цоканье копыт. Повторить 10-15 раз, постепенно ускоряясь;
«Кто дальше?». Устройте с ребенком забавное соревнование на самый длинный язык. У кого получится дотянуться языком до кончика носа? А до подбородка?
«Холодно!». Несколько раз произнести «бррр», не напрягая губ;
«А давай ка по рычим». Как рычит рассерженный тигр? А лев? А злой соседский пес? Можно также вспомнить, с каким звуком заводится мотоцикл, как каркает ворона и т. д.;
«Чистые зубки». Растянув губы в улыбке, «чистим» кончиком языка верхние зубы снаружи и изнутри. Нижняя челюсть при выполнении упражнения не должна двигаться;
«Добрый дятел». Рот снова широко открыт. Ребенок с силой ударяет язычком по бугоркам, который находятся позади верхних зубов, и вместе с этим, подражая дятлу, произносит «д-д-д» в течение 20 секунд.

Через какое то время кончик языка у ребенка найдет свое место, и можно будет приступать к работе над звуком «Р». Сначала надо проговаривать слоги, например: ра-ро-ру, затем слова: рот, двор, рыба, рука. Хорошо помогают скороговорки, например: «Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап».
Но помните, буква «Р» трудно осваивается многими детьми. Причины этого не известны, но известно, что практически все дети к старшему школьному возрасту, так или иначе, справляются с этой проблемой. Поэтому не стоит торопить малыша. Особенно не стоит ругать его, т.к. это может привести к нежеланию, что либо делать и чему, либо учиться. Дайте понять ребенку, что его любят, не смотря ни на что.

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для родителей для родителей ДОУ. Физкультура в семье Кризис трёх лет у ребёнка. Советы для родителей Приемы массажа и самомассажа для детей Консультация для родителей младшей группы. О пользе зарядки для детей
Беседа с детьми 6-7 лет. Земная жизнь Пресвятой Богородицы | День Защитника Отечества. Сценарий утренника для средней группы ДОУ
Опубликовано: 384 дня назад (17 ноября 2015)
Просмотров: 1812
+9
Голосов: 9
Наталия Николаевна Менделева # 17 ноября 2015 в 22:13 +1
Как предварительная работа для последующей постановки звука специалистом, Ваша консультация родителям будет полезной. Желаю успехов.
Ольга Владимировна Гудым # 18 ноября 2015 в 13:42 +1
Очень актуальный материал. Многие родители сталкиваются с этой проблемой. Примите мой голос и пожелание дальнейших творческих разработок.
Любовь Зайцева # 18 ноября 2015 в 18:47 +1
Светлана Александровна! Я бы не пыталась за специалиста решать. Нас учили, что произносим звуки (у Вас - буква Р), а буква - графическое изображение звука. Произносить надо с согласным - помощником: Др-др-др, или бр-бр-бр! Говорят:"завести моторчик" - тр-тр-тр! Оставьте это логопеду, по крайней мере до того времени, пока для себя не "поставите все на свои места" С уважением, Л.Г.
Светлана Александровна Колесникова # 18 ноября 2015 в 19:16 +1
Конечно же вы правы.Такими вещами должен заниматься специалист. Но в нашей деревне логопеда ни когда не было, нет и не будет, а дети не выговаривающие звук Р будут всегда. Может быть, я лезу не в свое дело, но этими детьми нужно заниматься. Особенно когда родителям, мягко говоря, "некогда".Спасибо за совет и подсказку. Самому свои ошибки заметить трудно, пока на них не укажут. Есть над чем работать. Спасибо!
Анна Павловна Фещенко # 18 ноября 2015 в 20:35 +1
Данный материал можно использовать как консультацию для родителей для понимания структуры работы над звуком. Все таки соглашусь с Любовью Зайцевой, что детей произносить учим звук, а не букву!
Валентина Сергеевна Вешкина # 19 ноября 2015 в 04:43 0
Доброе утро, Светлана Александровна! Спасибо за приглашение на консультацию для родителей по постановке звука "р". Материал нужный и востребованный всегда, так как чаще с ребенком "разговаривает" и "болтает" телевизор, родители набегу узнают от чада о делах, времени на слушание и отработке звуков, западающих или "скользящих" в речи малыша нет времени. А в сельской местности педагог-это специалист по всем вопросам науки и искусства, поэтому СПАСИБО Вам, Светлана Александровна, что на консультации для родителей, даете дельные советы, напоминаете мамам и папам о их вкладе в развитие собственного ребенка! Примите голос поддержки и солидарности!!!
Татьяна Аркадьевна Трофименко # 15 декабря 2015 в 18:44 0
Спасибо за ваш полезный и нужный материал!
Анна # 23 марта 2016 в 09:09 0
Уважаемый автор! В названии материала допущена ошибка: буквы мы не произносим, а видим и пишем. Произносить учим ЗВУКИ. Спасибо за понимание.
Людмила Владимировна Власова # 25 июля 2016 в 11:24 0
Здравствуйте, спасибо за полезный материал. Я попробую все проделать со своей дочкой, она у меня "р" не выговаривает. Все изложено последовательно, ясно, ничего лишнего. Буду тренировать и использовать вашу разработку. Конечно, сейчас много различных советов и упражнений, но и ваш материал будет не лишним. Спасибо.