Конкурсы для педагогов и детей

Конспект ООД в средней группе. История русской матрешки

Конспект занятия для детей 4-5 лет. Русская матрешка.
Конспект ООД «Откуда взялась Матрешка».

Автор: Колесникова Светлана Александровна.
Должность: Воспитатель. МКОУ Березовская СОШ структурное подразделение МКДОУ Березовский детский сад ОРВ с. Березовка Аннинского района Воронежской области.
Назначение: Конспект предназначен для детей средней группы детского сада. Знакомит детей с историей появления любимой игрушки – матрешки.
Цель: Знакомство детей с русской народной игрушкой – матрешкой. С историей появления и развития игрушки в нашей стране.
Материалы и оборудование: Игрушки матрешки, альбомы с иллюстрациями матрешек, плоскостное изображение матрешки (раскраска) на каждого ребенка, кисти, краски, вода.
ХОД ООД.
Воспитатель: Здравствуйте ребята!
(Стук в дверь, заходит почтальон)
Почтальон: Здравствуйте! Тут вам посылка, распишитесь!
(Воспитатель получает посылку)
Воспитатель: Интересно от кого эта посылка? Как вы думаете, что там может быть? Давайте заглянем.
(Достает матрешку и письмо).

Ой! Да тут матрешки, да какие интересные! Только почему-то они на наших матрешек не похожи.
(Читает):
Здравствуйте ребята!
Пишут вам дети из далекой страны Японии. У нас в стране, у детей есть любимая игрушка Фукурума. Это великий мудрец. Он много думает и поэтому у него такая большая голова. Мы очень любим своего Фукуруму, но нам хочется больше узнать о других игрушках. Напишите нам, пожалуйста, в какие игрушки играют дети в далекой России. Нам очень интересно.
С уважением дети из детского сада «Яки-Маки».
Воспитатель: Ну что ж ребята, расскажем японским детям о нашей любимой игрушке?
Дети: Да!
Воспитатель:
Какой русский сувенир
Покорил уже весь мир?
Балалайка? Нет! …Гармошка?
Нет! …То – русская матрёшка!!!
Иностранцу нет желанней
Куклы в красном сарафане.
Детская игрушка эта,
Обошла уже полсвета!
Так, немного и немало
Символом России стала.
Знают все её загадку…
В ней хранятся по порядку
Краснощёкие девчонки…
Её младшие сестрёнки.
Я секрет тот тоже знаю –
Разбираю, собираю,
Достаю их друг за другом,
Расставляю полукругом;
Одна матрёшка, две… и вот…
Матрёшек целый хоровод.
Достает матрешку.
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки.
Матрешки деревянные,
Матрешечки румяные.

Ребята, давайте мы закроем глаза, и отправимся в прошлое для того чтобы узнать историю нашей матрешки. Я досчитаю до 5 , мы откроем глаза и окажемся в нашем прошлом, в 19 веке.
Дети закрывают глаза, воспитатель громко считает до 5, а сам в это время переодевается матрешкой.

Матрешка:
Я тетушка Матрешка,
Несу грибов лукошко,
За мной родные внучки
Идут, сложивши ручки.
И все они Матрешеньки,
И все они милешеньки,
Все с аленькими щечками
Под пестрыми платочками.
Я – веселая игрушка – расписная матрешка – родилась в конце 19 века. Купчиха А. Мамонтова привезла из заморской страны Японии интересную японскую игрушку. Она была выполнена очень необычно и представляла собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума – добродушного, лысого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Токарь по дереву Василий Звездочкин, выточил из дерева первую русскую матрешку, фигурки также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. Поэтому первая отечественная матрешка представляла собой группу детей: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца. И назвали новую игрушку Матрена т к это имя было самое распространенное на Руси.
-Как вы думаете, из чего сделана матрешка? (ответы детей)
Самый подходящий материал для изготовления матрешки – сухая липа или береза, т к она очень мягкая, легко поддается вырезанию ножом. Сначала вырезается самая маленькая неразъемная куколка, за тем по размеру следующая и так до самой большой. Остальные матрешки состоят из двух частей. Одна большая матрешка может содержать в себе до десяти – двенадцати куколок.
-А как вы думаете, почему они такие гладкие? (ответы детей)
Правильно, их обрабатывают шкуркой, а за тем расписывают. Раньше в работе участвовали все члены семьи.

Хозяин дома вытачивал основу игрушки, а женщины и дети разрисовывали их разными красками, а за тем продавали на ярмарках и базарах.

Очень любят все матрешки
Разноцветные одежки:
Всегда расписаны на диво
Очень ярко и красиво.
Они игрушки знатные,
Складные и ладные.
Матрешки всюду славятся.
Они нам очень нравятся!
Давайте мы с вами отдохнем и проведем физкультминутку:
Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки. (Повертеться из стороны в сторону)
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки, (носок-пятка-топ-топ-топ)
В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки, (повертеться из стороны в сторону)
Мы похожи словно сестры,
Ладушки, ладушки (наклону головы вправо-влево).

А теперь я вам загадаю загадки:
В деревянной Машеньке
Внутри кукла Сашенька.
Открой куклу Сашеньку,
А там - крошка Дашенька.
А в сестрице Дашеньке
Есть малютка Пашенька. (матрешка)
Толстушка покупается,
В средине открывается -
Племяшка улыбается.
Племяшка открывается -
Внучка в ней вмещается.
Как тётя называется? (матрешка)
Разноцветные Подружки
Перепрятались друг в дружке.
Мал, мала, меньше. (матрешка)
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы -...(Матрешки)
Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью - во второй найдёшь.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех - малютка, крошка.
Всё вместе - сувенир .. (Матрешка)
А вот новое задание.

Молодцы ребята, вы очень хорошо усвоили, что такое матрешка. Теперь я хочу научить вас песне и танцу матрешек.
Звучит песня «Матрешки»
Мы матрёшки Вот такие крошки (приседают, показывают ладонями к полу)
Танцевать, танцевать \
Вышли мы немножко \ 2 раза (руки сложены перед грудью, слегка наклоняются вправо влево)
Мы матрёшки Вот такие крошки (приседают, показывают ладонями к полу)
А у нас, а у нас \Чистые ладошки \ 2 раза (вытягивают руки, показывают ладони)
Мы матрёшки Вот такие крошки (приседают, показывают ладонями к полу)
А у нас, а у нас \Новые сапожки \ 2 раза (руки сложены перед грудью, ноги по очереди выставляют в перед на пятку)
Мы матрёшки Вот такие крошки (приседают, показывают ладонями к полу)
Танцевать, танцевать \
Вышли мы немножко \ 2 раза (руки сложены перед грудью, слегка наклоняются вправо влево)

А сейчас давайте закроем глаза, я досчитаю до 5 и мы с вами окажемся дома.
Воспитатель громко считает до 5, и в это время снимает костюм матрешки.
Воспитатель: Вот мы с вами и вернулись домой. Что же мы узнали нового? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, мы узнали, что наша любимая игрушка Матрешка родом из Японии. Давайте мы нарисуем наших матрешек и пошлем ребятам в Японию. (дети получают плоскостное изображение матрешки (раскраску) и раскрашивают ее).


Воспитатель: Молодцы, а теперь мы положим наши рисунки в конверт и отправим на почту(кладет рисунки в конверт и запечатывает) чтобы японские дети знали какая игрушка в Росси самая любимая.

Рекомендуем посмотреть:

История происхождения матрёшки Конспект ООД в средней группе. Магазин одежды Конспект ООД в средней группе на тему: Дружба Конспект ООД в средней группе по мотивам русской народной сказки "Гуси-лебеди"

Похожие статьи:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: Русская матрёшка

Участник №114 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 27 марта 2015 года
Настенная новогодняя елочка своими руками. Мастер-класс с фото | Сценарий спортивного праздника в средней группе детского сада
Опубликовано: 665 дней назад (10 февраля 2015)
Просмотров: 3281
+4
Голосов: 4
Марина Владимировна Гусинская # 10 февраля 2015 в 20:09 0
Спасибо за конспект.Возьму в свою копилку,считаю необходимым знакомить деток с нашим народным творчеством
Елена Юрьевна Яблокова # 10 февраля 2015 в 20:10 0
я тоже работаю в средней группе! очень интересная информация - мне пригодилась.
Спасибо!
Лидия Михайловна Головешкина # 10 февраля 2015 в 20:22 0
Светлана Александровна, здравствуйте! Спасибо за Вашу работу. Интересная, познавательная, творческая встреча с детками.Уверена в том, что детям понравилось занятие. творческих успехов! Голосую.
Светлана Александровна Колесникова # 10 февраля 2015 в 20:50 0
Коллеги! Большое спасибо за положительные отзывы, я рада тому что моя работа кому то пригодилась.
Ольга Геннадьевна Лебедева # 10 февраля 2015 в 20:50 +1
Здравствуйте, Светлана Александровна. С удовольствием познакомилась с Вашей работой. Интересный, познавательный материал. Много стихов, загадок в стихотворной форме, что очень любят наши дошколята. Конечно же дети должны знать историю появления народных игрушек, тем более, что Матрёшка является практически символом России. Только мне показалось, что это занятие может не уложится во временные рамки (10-15 минут), рассчитанные на детей данной возрастной категории. И мне хотелось бы изменить одну фразу про японские игрушки (извините, придираюсь без злобы). "Ой! Да тут матрешки, да какие красивые!" Я бы сказала: интересные, необычные. Потому что, лично для меня, они не очень красивые. И оставила бы про матрёшку 2-3 загадки, у Вас их слишком много. Спасибо за материал. Творческих Вам успехов!
Светлана Александровна Колесникова # 10 февраля 2015 в 21:56 +1
Спасибо за совет! Я как то об этом не подумала. Да, по времени занятие больше чем на 15 минут получилось, надо сокращать.
Зоя Леонидовна Бровкина # 10 февраля 2015 в 21:38 0
Светлана Александровна! Спасибо за интересную разработку.Присоединяюсь в предыдущим авторам.Методы используются разнообразные: и стихи, и загадки, и раскрашивание фигурок. Можно потом эти раскрашенные фигурки использовать на занятиях по ФЭМП. Спасибо! +1
Елена Евгеньевна Ревяко # 11 февраля 2015 в 18:48 0
Спасибо большое за такой интересный конспект! Беру себе в копилку! Конспект познавателен, интересен!
Любовь Николаевна Чагина # 27 сентября 2015 в 08:35 0
Спасибо за интересный материал! Добавлю его в свою копилочку. Конспект составлен очень грамотно с учётом возрастных особенностей детей, очень понравилось использование художественного слова, интересный иллюстративный материал. Примите поздравления с праздником днём дошкольного работника!