Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока-лекции для 6-8 классов. Льгов

Урок - лекция «Льгов – город на стыке столетий»
Холодок зари весенней,
Влажность утренних лугов.
Вольный плеск волны на Сейме,
Лёгкий ветер…это – Льгов.
Марк Соболь «Льгов»


Цель урока:
1. Формировать внутреннюю потребность личности в изучении культуры и литературы родного края.
2. Воспитывать любовь к родному краю, гордость за своих земляков, прививать интерес к творчеству писателей и поэтов, учёных, деятелей культуры, политиков родного края.
Оборудование:
1. Оформление доски, рабочего стола учителя, мини- выставка книг писателей и поэтов Льгова.
2. ТСО – презентация в формате Microsoft PowerPoint.
Ход урока.
Оргмомент.
Объявление того, что, сегодняшний урок истории Отечества , будет несколько отличаться от предыдущих, он будет посвящён 860-летию г.Льгова.
На этом уроке не будет проверки домашнего задания.

Сообщение темы и цели урока.
Льгов – один из старейших городов курского посемья древней исторической области славянского племени северян. Под именем Ольгов город впервые упоминается в Ипатьевской летописи. Летом 1152 года вблизи Ольгова половецкие ханы собирали свои орды для совместного похода с Юрием Долгоруким на Чернигов. В то время Ольгов являлся вотчиной внука Ярослава Мудрого – Олега Святославича, от имени которого город получил своё название (в древности имя Олег произносилось как "Ольг").СЛАЙД 1
В 1952 году учитель географии средней школы (единственной в городе в то время!) Фома Константинович Дремлюг, очень образованный человек, из «старой интеллигенции», каким-то образом вычислил, что Льгову – 800 лет, и он лишь чуть-чуть моложе Москвы (на 4 года).
Второе рождение города произлошло в XVI веке. В 1571 год на месте древнего Ольгова уже существовало укреплённое пограничное поселение южной окраины Московского государства – "Городенская Сторожа", отражавшее частые набеги крымских и ногайских татар. Высокие валы, сторожи, сохранились до сегодняшнего дня. В декабре 1645 года под Городенской сторожей курский воевода князь Семён Романович Пожарский наголову разбил крымских татар, пришедших войной на Курский и Рыльский уезды, и отвоевал у них многочисленный "русский полон". Дмитрия Солунского, который по имени древнего города стали называть Ольговским или Льговским. С Льговским Дмитриевским монастырём связана судьба Иова Льговского – известного в XVII веке и ставшего одним из наиболее почитаемых распространителей старообрядчества. С 1657 по 1672 год Иов был настоятелем Льговского монастыря, отстроил его после крымского разорения 1645 года, собрал многочисленную братию. Именно отсюда, скрываясь от преследований властей, Иов ушёл на Дон, где в Чирской обители в 1681 году он нашёл своё последнее прибежище.
Льговский Дмитриевский монастырь просуществовал до 1764 года, когда по указу Екатерины II он был упразднён. К тому времени монастырская слобода уже стала центром торговли и ремесленного производства всей округи.
В 1779 году, при учреждении Курской губернии, слобода бывшего Льговского монастыря получает статус уездного города Льгова.
08 января 1780 года утверждён, а 19 января 1780 года Льгову "высочайше пожалован" собственный герб с изображением на зелёном поле птицы дрофы, "которой в окрестностях сего города плодится много" ( в 2015 году этому событию исполнилось 235 лет!), а в 1784 году был утверждён план генеральной застройки, особенности которой город сохранил до настоящего времени. Льгов XIX века – тихий провинцальный городок. В городе не было крупных промышленных предприятий, и был он известен разве что как один из центров пивоварения и производства сала. Основным занятием его жителей была торговля. Ещё со времён существования монастыря во Льгове проводились 4 ежегодные ярмарки: Васильевская (1 января), Пятницкая (в десятую пятницу по Пасхе), Семёновская (1 сентября) и Знаменская (27 ноября). Торговые люди составляли гордость города. Представители льговских купеческих фамилий Пафнутьевых, Коншиных, Крыгиных, Гадицких, Кусаковых, Жбанковых были известны своей благотворительностью, неоднократно жертвуя на дело городского благоустройства значительные суммы. В 1891 году Николай Гаврилович Дерюгин завещал городу капитал, который был употреблён на устройство городского банка. В знак благодарности Льговчане назвали улицу, на которой размещалось красивейшее здание банка – Дерюгинской.
Знатные особы посещали уездный город очень редко. Однако, в 1837 году, во время своего путешествия по России через Льгов проследовал цесаревич Александр Николаевич. Будущий император Александр II в сопровождении свиты и своих учителей направлялся из Курска в село Ивановское Льговского уезда – имение князей Барятинских "Марьино", где пробыл несколько дней.
В 1867 году через Льгов прошла железная дорога, соединившая Курск и Киев. С этого времени в городе активно развивается самостоятельное промышленное производство.
В конце XIX века Льгов становится важным железнодорожным узлом: через него проходят две дороги, соединившие в одном направлении Киев и Воронеж, в другом – Харьков и Брянск. Это обстоятельство позволило городу быстро развить свою перерабатывающую, а позднее и металлообрабатывающую промышленность. Быстро растёт население города. Открываются новые учебные заведения - женская гимназия, мужское реальное училище, а уже в советское время - педагогический техникум и фельдшерско-акушерская школа.
В 1928 году Льгов становится окружным центром, объединившим территорию пяти уездов бывшей курской губернии. Однако, дальнейшее быстрое развитие было прервано Великой Отечественной войной. С октября 1941 по март 1943 года Льгов находился в оккупации, во время которой в городе действовала молодёжная подпольная организация. Деятельность Льговский молодогвардейцев окончилась трагически: в сентябре 1942 года они были захвачены и расстреляны немцами. На центральной площади Льгова юным героям установлен памятник.
В 1954 году в черту города вошли близлежащие посёлки, в том числе пристанционные.
Современный Льгов – это крупный железнодорожный узел, развитый промышленный цетр с населением 22,8 тысяч жителей. Среди его основных предприятий – сахарный, винодельческий, комбикормовый заводы, молочноконсервный и мясоперерабатывающий комбинаты, заводы автоспецоборудования, средств автоматизации, промышленной арматуры. В городе развитая социальная инфраструктура: два средних специальных учебных заведения, 7 школ, 4 учреждения дополнительного образования детей, 2 больницы, центр социальной помощи семье и детям, гостиница на 85 мест, 2 библиотеки, центр культуры и досуга, 3 музея и стадион.
Среди архитектурных достопримечательностей города – усадьба князей Барятинских, на территории которой находится известная Башня Шамиля; здание бывшей Земской Управы; дом камергера П.П. Стремоухова; дом землевладельца К.М. Борзенкова; памятник промышленной архитектуры – комплекс зданий винодельческого завода.
Во Льгове три действующих храма: Николаевская церковь, построенная в 1911 году, иконостас для которой изготовлен по эскизам известного художника Н.Д. Бартрама кустарями его Семёновской матерской; Успенская церковь, построенная в 1839 году, и старообрядческая церковь Дмитрия Солунского, построенная в 1906 году. СЛАЙД 2
. «Сам по себе городишко провинциальный, но что-то же в нем есть, что родит его земля писателей и поэтов» - А.Ороев. Льгов славен литературными и культурными традициями. С ним связана жизнь многих выдающихся деятелей науки, литературы, живописи и культуры. История же нашего города уходит в глубину веков, она неразрывно связана с историей всей России. Есть же у Льгова-Ольгова и другая история, литературная.
Льговская поэтесса Э.Е.Пименова и В.Михайлов когда-то написали «Песню о Льгове»:
В этот город былинный
Влился шум поездов,
Звучный хор соловьиный
Вторит песне гудков.
С малых тропок над Сеймом
Вышли в путь свой большой
Вечно юный Асеев
И Гайдар - наш герой.

Горожане сберегли два литературных музея, несмотря на финансовые затруднения, возродили краеведческий музей, уничтоженный еще в годы Великой Отечественной войны. «Грело душу среднестатистического льговчанина сознание, что город его не из самых последних на просторах Родины, а очень даже отмечен историей, если не древней, то новейшей. СЛАЙД 3
В середине прошлого века он получил известность самого типичного малого города России благодаря знаменитому очерку "Районные будни" В.В.Овечкина.Очень многим Овечкин пытался помочь в публикации произведений.» В г.Льгове Курской области жил и работал с 1948 по 1953 год В.Овечкин. Память о нем увековечена мемориальной доской, а одна из новых улиц города названа его именем. Главная книга жизни В.Овечкина «Районные будни», пьесы «Настя Колосова», «Навстречу ветру», «Народный академик», рассказы «Трактористы», «Своими руками», памфлеты «Лавулирующие», «О людях без стельки» .
СЛАЙД 4. Валентин Овечкин: 9 (22) июня 1904-27 января 1968г.
Из жителей города профессиональным писателем ( т.е. членом СП СССР) стал бывший начальник местной милиции Федор Голубев. Из остальных сегодня известны Евгений Маслов, дневник председателя колхоза которого был опубликован в конце восьмидесятых годов в ряде московских и курских изданий, а так же Михаил Фролов, о котором в документальной повести о Твардовском "Ровесник любому поколению" Алексея Кондратовича сказано: "Помню, как в конце 1953 года он (Твардовский) получил рукопись Михаила Сергеевича Фролова, работавшего в городе Льгове Курской области директором заготконторы, а во время войны десантника, партизана. В рукописи как раз и описывались с живейшими подробностями приключения и злоключения десантника, сброшенного не очень удачно в тыл противника. Твардовский с восхищением читал эту рукопись и все размышлял, как бы ее напечатать". Известно, кстати, что Фролов некоторое время жил у Овечкина в Курске (писатель долго во Льгове не зажился), где они вместе работали над рукописью. Однако довести до печати мемуары им не удалось. Здесь жили и творили писатель В. Сафонов, поэт Николай Асеев, здесь же жил и любимый детский писатель, интереснейший человек Аркадий Гайдар.
Аркадий Гайдар (Голиков): 9 (22) января 1904 -26 октября 1941
Вадим Андреевич Сафонов: 14 (27) декабря 1904-2000 год
«Надо гордиться своими корнями, людьми, от которых идет твоя жизнь. От них в тебе гораздо больше, чем, может быть, сам ты думаешь», - это слова писателя Вадим Сафонов.
Николай Асеев: 28 июня (10 июля) 1889-16 июля 1963г.
Хороша наша Сейм-река,
Хоть она не Ока, не Волга,
Но по зарослям ивняка
Соловьи гремят без умолка,
А по берегу до зари, -
Чем рассвет золотей и ширше, -
Ходят парни-богатыри,
Ходят девушки-богатырши...
Ну, а как их иначе назвать?
Если - вы посудите сами -
Тут какие слова не трать,
Их дела назовешь чудесами.
Ведь такие теперь дела
Наша область стала ворочать,
Ни в какие колокола
Ею сделанного не опорочить!
И горжусь, и веселюсь,
Пусть и в сердце старостью ранен,
Что сильна моя новая Русь,
И что я ее сын-курянин!
Н.Асеев
Дмитрий Ковалёв: 1915-1977 г.
Герман Юрий Павлович [22.III(4.IV).1910 - 16.I.1967] - писатель.
Борис Яковлевич БУКРЕЕВ — ученый-математик
Николай Дмитриевич Бартрам – художник, историк искусства, собиратель игрушек, детских портретов, предметов быта, основатель Музея игрушки. Николай Дмитриевич родился 24 августа 1873 г. в деревне Семеновка Льговского уезда
Владимир Павлович МИЛЮТИН
Валериан Валерианович Оболенский
Андрей Федорович Третьяков.
Андрей Иванович Белоусов, оперный певец, тенор. 1902 - 1991.
Надененко, Федор Николаевич род. 26 февр. 1902 в Льгове Курской губ., ум. 2 дек. 1963 в Киеве.
Георгий Михайлович Лаппо Заслуженный деятель науки Российской Федерации(1998).Родился в городе Льгове Курской губернии. В 1940 г. поступил в Московский институт химического машиностроения, окончив первый курс, ушёл на фронт в 1941 г. Демобилизовавшись в 1946 г., работал бортрадистом в аэросъёмочном отряде Московского Аэрогеодезического предприятия ГУГК. В 1953 заочно окончил кафедру экономичеcкой географии СССР (1953 г.) Географический факультет МГУ, в 1953—56 гг. учился в аспирантуре того же факультета. Кандидатскую диссертацию на тему «Города Московской области» защитил в 1962 г.
Гранди Василий Иванович11.021890 - 05.07.1970
Слайды к уроку можно посмотреть здесь /blogs/svetlana-aleksandrovna-mihailova/slaidy-k-uroku-lekci-lgov-na-styke-vekov.html

Использованная литература:
1. М.Лагутич. Льговские истории. –г.Льгов, 2001г.
2. В.Сидоренко и др. «Газета, без которой нам не жить…».- Льгов
3. История и современность Курского края. – Курск, 2004г.
4. «Класс» № 8, август 2001г.
5. «Ленинский путь» от 29/09-1983г., от 05/05-1987г.
Альманахи литературно-мемориальных музеев А.Гайдара и Н.Асеева

Рекомендуем посмотреть:

Методы обучения Что такое ИКТ Метапредметная деятельность и формирование универсальных учебных действий Использование объективных методов контроля знаний в форме тестов 1 уровня

Похожие статьи:

Дидактические материалы к конструированию урока. Методика составления конспекта урока. Как подготовить урок

Как провести анализ урока

Урок – основная форма организации взаимодействия школьников

Характеристика современного урока

Система посещения уроков

Слайды к уроку-лекции "Льгов на стыке веков"
Опубликовано: 3370 дней назад (2 февраля 2015)
Просмотров: 2671
Рубрика: Без рубрики
+4
Голосов: 4
Мария Пучкова # 2 февраля 2015 в 17:18 0
Многие педагоги и психологи говорят о том, что процесс воспитания патриотизма необходимо начинать в детском возрасте. Формирование интереса к истории Отечества, своего края, без сомнений,начинается с истории родного города, расширение представлений о том, как он развивался, изменялся... Уверена, что все, что вложено в детские души дает свои плоды.
Что б в жизни мы успели сделать много,
нам нужно иногда прервав свой путь,
вернуться вновь к родимому порогу
и воздух детства грудью всей вздохнуть...

голосую за Ваш труд, Светлана Александровна!
Мария Анатольевна Гановичева # 2 февраля 2015 в 18:29 +1
Текст отличный, но как же без зрительного ряда?
Вера Александровна Орехова # 5 февраля 2015 в 06:42 +1
Светлана Александровна, спасибо за приглашение. С интересом познакомилась с предложенным материалом. Интересный и познавательный урок, думаю дети узнали много нового и интересного.Вы воспитываете любовь к родному краю, гордость за своих земляков, прививать интерес к творчеству писателей и поэтов, учёных, деятелей культуры, политиков родного края.
Пожелания к оформлению:
Сначала надо указать кто автор, описание, назначение.
Цель одна (отвечает на вопрос что?), указать задачи.
Используйте редактор Н1, Н2 для выделения заголовков и шрифт В для выделения подзаголовков.
Фотоматериал (слайды) лучше сразу вставлять в текст.
В целом, конспект урока-лекции понравился. Голос +1.
Желаю удачи!
Марина Викторовна Алябьева # 5 февраля 2015 в 08:42 0
Материал - нужный, познавательный и интересный, но если добавить фотоматериал, будет думаю, более понятно и интересно детям. Обращаясь к психологии, когда задействовано большее количество рецепторов восприятия - материал усваивается лучьше и легче, на то мы и педагоги, что бы увлеч детей! Спасибо, за труд примите голос +1
Светлана Александровна Михайлова # 5 февраля 2015 в 15:33 +1
Спасибо, буду стараться и учитывать всё. Мне очень важно и приятно Ваше мнение.