Конкурсы для педагогов и детей

Воспитание прекрасного у младших школьников на уроках русского языка

Воспитание прекрасного на уроках русского языка

Автор: Афанасенко Светлана Алексеевна, учитель начальных классов, ГУО "Средняя школа № 209 г. Минска"
Описание материала:В данной статье описываются формы, методы и приемы воспитания прекрасного на уроках русского языка, показано значение природы и художественного слова для развития у учащихся умения красиво говорить и писать.
Назначение: Материал адресован учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня и родителям учащихся.

Цель: распространение педагогического опыта

«Через красивое — к человеческому» - такова закономерность воспитания.
В. А. Сухомлинский


Мир прекрасного перед нами, нужно только внимательно посмотреть вокруг. Глубокая синева неба, чудесная игра облаков, цветущий луг, золотые лучи солнца… Мы видим волшебный свет, наблюдаем разные оттенки цветов, удивляемся множеству форм предметов и в каждом явлении видим красивое. Природа — самый древний и самый могучий источник прекрасного.
Свое восхищение природой люди множество раз высказывали языком искусства — языком прекрасного.
Очень тонко подметили красоту природы русские писатели и поэты: А.С. Пушкин, С. Есенин, А. Блок, И. Бунин, Ф. Тютчев, А. П. Чехов, М. Пришвин и многие другие. Отрывки из их произведений могут с успехом использовать учителя русского языка.
Художественная литература обладает могущественной способностью волновать людей, вызывать новые чувства и эмоции.
Сейчас этого так не хватает детям. Речь у них развита слабо, меньше читают. Чтение заменяет телевидение, компьютер, телефон. Порою слышим в речи детей жестокие слова, да и в окружающем мире можно встретить слова, неприятные для нашего слуха.
Для того, чтобы научить детей красиво говорить и писать, красиво поступать, видеть прекрасное, чувствовать, радоваться, развивать эстетический вкус, для уроков русского языка подбираю отрывки из художественных произведений, репродукции картин художников, картинки с изображением природы.
Я подбираю материал как для индивидуальной работы на уроках, так для групповой. Такую работу можно проводить практически на каждом уроке.
Предлагаю виды работы по темам.
Правописание безударных гласных
1. Закончи стихотворение. Какая безударная гласная пишется в этом слове?
Распустился ландыш в мае
В самый праздник — в первый день.
Май цветами провожая
Распускается … (сирень)

С. Маршак
2. Отгадай загадки, запиши отгадки. Подбери к ним проверочные слова, поставь ударение в словах.

Свежей зеленью одеты
Парки, улицы, поля …
В море солнечного света
Погружается … (земля)
Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам красногрудый?
Облетел я всю Сибирь.
Как зовут тебя? (Снегирь)


Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных
Ветки как рога. (Зима)
Голубые, синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи. (Весна)
Непроизносимые согласные
1. Вставь пропущенные буквы. Подбери, если можно, проверочные слова.
А ребята осень праз.. нуют, бусы красные надев. (О. Высоцкая)
И во все свои свирели птицы радос..но запели. (И. Демьянов)
Над глухою степью в неизвес..ный путь бесконечной цепью облака плывут. (И. Никитин)
Парные звонкие и глухие согласные
1. Вставь пропущенные буквы, запиши проверочные слова. Составь предложение с одним из этих слов и запиши.
Ду..ки, бере..ки, ли..ки, рома..ки, тра..ка, доро..ка.
2. Найди слова с парными звонкими и глухими согласными. Подбери к ним проверочные слова.

Вот ромашки долговязые
С кашкой шепчутся.
А вот незабудки синеглазые
Затевают хоровод.
Словосочетание. Предложение
1. Составь маленький рассказ «Золотая осень», употребив данные словосочетания: белоствольная березка, золотистая листва, пожелтелая трава, холодная вода, серое небо.
2. Выпиши сначала предложения, а затем словосочетания.
Осенние листья.
Закружились осенние листья.
Бежит река.
Голубая река.
Небесная лазурь.
Чиста небесная лазурь.

3. Озаглавьте текст. Подчеркни главные члены предложения.
Это было как в сказке. Кленовые листья повисли на нитях осенней паутины. Лес прощался с солнцем. А при прощании все бывают особенно ласковы. Световые зайчики играли на опавших листьях. (В. Песков)
Части речи
1. Найдите образные выражения. Назовите имена существительные, определите их род.
Красным полымем
Заря вспыхнула;
По лицу земли
Туман стелется.

А. Кольцов
2. Найдите образные выражения. Укажите род, число имен существительных.


Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут облака.

А. С. Пушкин
3. Объясните смысл первого предложения. Найдите антонимы. Назовите имена существительные, определите их падеж, склонение.
Ель рукавом тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело.
Я ничего не пойму.

А. Фет
4. Найдите прилагательные и существительное. Выпишите в первый столбик существительные, а во второй — прилагательные.
В серых впадинах синели незабудки. Они были такие яркие и синие, будто в них отразилось весеннее небо. Озера незабудок окружили золотые лютики. Огнем загорелись маки. (Н. Сладков)
5. Подбери прилагательные к существительным.
Осень …, береза …, клен …, поляна …, ель …, снег…
6. Назовите слова, употребленные в переносном значении. Найдите глаголы, определите их время.

Грустно. Осень пирует,
Осень развесила красные ткани,
ликует…
Ветер как стон запоздалых рыданий,
Листья шуршат и, взлетая, танцуют.

7. Как вы понимаете смысл последнего предложения? Назовите слова, употребленные в переносном значении. Найдите глаголы, определите их время, лицо, число, спряжение.
Ты идешь и не дышишь…
Холодеют поля.
Нет, послушай… Ты слышишь —
Это дышит земля.

М. Волошин
Творческие работы
1. Сочинение на тему «Осень золотая», «Зимняя сказка», «Зимний лес», «Волшебница-зима», «Идет весна».
2. Сочинение по картинам: И.И. Левитан «Март», «Весна. Большая вода», А. А. Пластов «Первый снег», И. Э. Грабарь «Февральская лазурь», И. И. Шишкин «Березовая роща» и др.
3. Сочинение-сказка о зиме по началу:
1) «Наступила зима. Пришла в лес волшебница Амалия…»
На доске делается надпись, чтобы можно было прочитать имя волшебницы Амалии.
зимА
Морозы
скАзка
Лед
Иней, искриться
зимняЯ
Дети могут продолжить цепочку из слов.
2) «Жило-было в лесу волшебное дерево…»
Диктанты
Очень эмоциональны по своему содержанию отрывки из произведений русских писателей А.П. Чехова, Н. Сладкова, М. Пришвина, Г. Скребицкого, Е. Чарушина и др.
Первый снег
Недавно прошел первый снег. В воздухе пахло снегом. Под ногами мягко хрустел снег. Земля, крыши, деревья, скамьи на бульварах — все было ярко, бело, молодо. И от этого дома выглядели иначе, чем вчера. Фонари горели ярче, воздух был прозрачней. (40 слов) По А. П. Чехову
Лесная полянка
На полянке течет шумный ручеек. Трава кругом зеленая, густая и много пестрых цветов. На цветах пчелы работают. Мохнатые шмели гудят. А у стройной сосенки вьются комары. (28 слов) По Е. Чарушину
Физкультминутки
1. Давайте покажем, как журавли летят клином; как деревья в лесу тянутся своими веточками к солнцу, как дует ветер и шевелит ветки деревьев.
2. Закройте глаза. Представьте «Прилетела птица в лес…», « Наступила весна. Расцвел подснежник, зазеленела травка…» и др.

Работая по данной теме, замечаю, что сочинения учащихся стали более эмоциональными: каждый старается зоркими глазами художника запечатлеть прелесть зимнего, осеннего или весеннего пейзажа.
Ребята стали сочинять очень красивые распространенные предложения. Очень нравится им переделывать предложения («редактировать»). Например, было составлено предложение: На поляне растут васильки, ромашки, колокольчики.
После «редактирования»: Лето расстелило на поляне разноцветный ковер из васильков, ромашек и колокольчиков.

Я считаю, что на уроках должно звучать больше хороших стихотворений, прозы и просто красивых слов, чтобы эти слова входили в словарь ребенка, чтобы затрагивали его душу и сердце!

Рекомендуем посмотреть:

Проектные задачи в начальной школе Развитие речевых умений на уроках литературного чтения в 1 классе Использование национально – регионального компонента на уроках окружающего мира в начальной школе Как справиться с волнением перед публичным выступлением
Участник №84 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 июня по 20 сентября 2016 года
Из опыта работы учителя начальных классов | Задачи по математике для учащихся 1-4 класса. Государственная Третьяковская галерея
Опубликовано: 111 день назад (22 августа 2016)
Просмотров: 545
Рубрика: Статьи
+24
Голосов: 24
Селина Татьяна Владимировна # 23 августа 2016 в 18:59 +7
Здравствуйте, Светлана Алексеевна. С большим интересом прочитала Вашу работу. Действительно, зачастую хочется поискать тексты для проверочных работ, в которых используются различные художественные приемы: эпитеты, сравнения, метафоры. Всё это обогащает речь детей, заставляет их задуматься о прекрасном мире вокруг. Но вдруг в самом начале столкнулась с тем, что вы предлагаете найти безударную гласную в слове "сирень". Ребёнок не сможет найти объяснение правописания этого слова. Оно- словарное, не проверяется другим. А вот следующие примеры - можно проверить.Думаю , в 1 пункте, нужно уточнить безударная проверяемая и непроверяемая гласная в корне слова. А вообще работа заслуживает внимания. Примите мой первый голос.
Светлана Алексеевна Афанасенко # 23 августа 2016 в 19:08 +6
Здравствуйте, Татьяна Владимировна!
Огромное спасибо за подробный комментарий!
Ольга Брониславовна Максимишина # 24 августа 2016 в 19:46 +6
Хочу поблагодарить автора, да доставленное удовольствие. Яркий, красочный, грамотно подобранный материал. Уверена, цели поставленные вами на занятии будут достигнуты. Данной занятие будет интересно не только детям, но и коллегам на открытых уроках. Желаю дальнейших творческих побед!
Светлана Алексеевна Афанасенко # 24 августа 2016 в 23:10 +5
Здравствуйте, Ольга Брониславовна! Очень приятно, что Вам понравилась моя статья. Огромное спасибо за Ваши слова!
Надежда Николаевна Бартенева # 27 августа 2016 в 09:03 +6
Здравствуйте, Светлана Алексеевна! Спасибо за приглашение. Интересные виды работы по темам Вы подобрали.
Согласна с Вами, всегда материал из художественных произведений, репродукции картин художников, картинки с изображением природы востребован учителями.Голос.
Светлана Алексеевна Афанасенко # 27 августа 2016 в 20:07 +6
Здравствуйте, Надежда Николаевна! Большое спасибо за Ваш комментарий!
Картинка удалена согласно п. 3 пользовательского соглашения
Гульнара Михайловна Тузова # 27 августа 2016 в 14:33 +4
Добрый день, Светлана Алексеевна! Спасибо за приглашение на интересную и полезную статью, в которой описываете разные формы, методы и приемы воспитания прекрасного на уроках русского языка. Полностью с Вами соглашусь с тем, что "на уроках должно звучать больше хороших стихотворений, прозы и просто красивых слов, чтобы эти слова входили в словарь ребенка, чтобы затрагивали его душу и сердце!" И ещё спасибо за распространение педагогического опыта! Оформление прекрасное, очень понравились физкультминутки. Примите мой голос.
Светлана Алексеевна Афанасенко # 27 августа 2016 в 20:09 +5
Здравствуйте, Гульнара Михайловна!
Благодарю за хорошие слова!
Елена Викторовна Багрова # 27 августа 2016 в 16:02 +5
Здравствуйте, Светлана Алексеевна!
Спасибо за приглашение на интересную и полезную статью "Воспитание прекрасного на уроках русского языка"
В ней Вы очень убедительно показываете необходимость использования литературных произведений для обогащения словарного запаса слов.
Материал грамотный,интересный, яркий, заслуживает внимания коллег.
С удовольствием голосую! Успехов!
С уважением!!!
Светлана Алексеевна Афанасенко # 27 августа 2016 в 20:13 +4
Здравствуйте, Елена Викторовна!
Огромное спасибо за Ваш комментарий и голос!Я очень рада, что у меня есть единомышленники!
Зинаида Аркадьевна Старцева # 28 августа 2016 в 16:44 +3
Здравствуйте, Светлана Алексеевна! Благодарю за приглашение. Статья актуальна, действительно, дети мало читают, грамотность "хромает"... Представленный Вами опыт работы , уверена, будет востребован коллегами. Вы разработали интересные задания, подобрали богатый иллюстративный материал. Прекрасно, что делитесь своими наработками. Примите голос №7 и пожелание успехов.
Светлана Алексеевна Афанасенко # 28 августа 2016 в 23:41 +3
Уважаемая Зинаида Аркадьевна!
Огромное спасибо за комментарий и голос! Приятно, что Вас заинтересовала моя статья.
Светлана Васильевна Кулешова # 29 августа 2016 в 00:20 +4
Скажу от имени воспитателей дошколят. Конечно же, очень важно показать детям красоту и богатство родного языка, познакомить их с лучшими произведениями отечественной поэзии и прозы.И чем раньше художественное слово войдет в жизнь детей, тем легче и естественнее они в своем активном словаре будут использовать многогранность нашего родного языка.
И не оскуднеет его красота и величие!
Как мама школьника, могу только порадоваться
тому, как грамотные и любящие свой предмет
учителя - педагоги по призванию, умееют не только
на уроках литературы знакомить детей с великими
и не очень поэтами и писателями, но и во время
изучения и закрепления правил русского языка,
использовать их произведения, давая возможность
не только правила правописания запомнить, но и
смысл текста лучше прочувствовать.
Огромное спасибо Вам и дальнейших успехов в работе на благо детей. Им очень повезло с педагогом.
Конечно же, мой голос за отлично составленный и оформленный материал.
Светлана Алексеевна Афанасенко # 29 августа 2016 в 20:10 +1
Уважаемая Светлана Васильевна! Огромное спасибо за Ваши теплые слова.
Мария Александровна Антонова # 29 августа 2016 в 00:49 +3
Доброй ночи! Спасибо,что дали возможность оценить Вашу работу, хочу сказать, что затронули очень важную тему в современном мире. Необычная подборка материала к темам уроков, но если включать этот материал в уроки,думаю, будет эффективно!Интересно сформулирована цель разработки, вы её достигли!Публикация становится живой и яркой за счёт добавления картинок к упражнениям, также разработка дополняется тем,что добавлены диктант и физминутки. С удовольствием читала, понравился материал!Голос!
Светлана Алексеевна Афанасенко # 29 августа 2016 в 20:12 +1
Здравствуйте, Мария Александровна! Благодарю за Ваш комментарий и голос!
Екатерина Викторовна Коваленко # 29 августа 2016 в 01:24 +3
Здравствуйте, Светлана Алексеевна! С большим интересом прочитала Вашу статью и насладилась великой поэтикой русского языка. Щедрость великих русских поэтов и писателей на века закрепили за русской словесностью статус великой. Как много раньше уделялось внимания развитию именно красивой, образной речи! Сейчас всё не так. Я благодарна Вам, что Вы возрождаете в педагогике стремление к прекрасному и выражение этой красоты в речи детей. Вы помогаете ребятам понимать красоту слова и мира, учите восторгаться и фантазировать, что поможет не только красиво и правильно говорить и писать, но быть неравнодушными людьми. Примите, пожалуйста, мой голос!
Светлана Алексеевна Афанасенко # 29 августа 2016 в 20:15 +2
Уважаемая Екатерина Викторовна!
Огромное спасибо за Ваш подробный комментарий и голос! Я рада, что у меня есть единомышленники.
Валентина Дантоновна Аус # 29 августа 2016 в 07:33 +3
Светлана Алексеевна! Благодарю Вас за приглашение! Ваша работа заслуживает внимания и должна быть востребована. Природа - великий учитель, сама по себе, просто у нас всегда нет времени, чтобы у неё чему-то научиться. Вы находите время на уроках, это очень ценно. Дети сами не смогут присмотреться, вглядеться, прислушаться, а Ваши уроки русского языка сближают природу с людьми, и вместе с тем, погружают детей, да и взрослых тоже, в необыкновенную красоту русского языка и знакомят с поэтами и писателями. Повторяют правила, тренируются в грамотном письме на таком чудном материале. Спасибо! Творческих успехов! Голосую за Вас!
Светлана Алексеевна Афанасенко # 29 августа 2016 в 20:19 +1
Здравствуйте, Валентина Дантоновна!
Благодарю Вас за подробный комментарий и голос!
Наталья Ильинична Андриевская # 29 августа 2016 в 14:48 +4
Здравствуйте, Светлана Алексеевна. С интересом познакомилась с Вашей публикацией. Тема, затронутая Вами, очень актуальна. Современные дети, действительно, мало читают, не знают авторов известных детских книг. Замечательно, что работу над формированием грамотной речи Вы проводите с использованием классической литературы. Надеюсь, что Ваши упражнения будут способствовать развитию умения учащихся красиво говорить и писать. Спасибо за приглашение. Примите мой голос. Удачи в конкурсе.
Светлана Алексеевна Афанасенко # 29 августа 2016 в 20:24 +1
Картинка удалена согласно п. 3 пользовательского соглашения
Лозинская Надежда # 29 августа 2016 в 15:39 +3
Здравствуйте, Светлана Алексеевна! С большим удовольствие познакомилась с Вашей публикацией. Действительна, тема по воспитанию прекрасного на уроках русского языка очень актуальна. Предложенные и разработанные Вами задания по различным темы по воспитанию у детей чувства прекрасного очень насыщены. Использованный Вами при подборе тех или иных заданий наглядный материал, будет способствовать развитию кругозора у школьников, ведь это очень важно когда ребенок не только слышит, но и может лицезреть картины окружающей его природы. Использование данной методики обязательно покажет положительный результат.
Желаю дальнейших творческих успехов.
Светлана Алексеевна Афанасенко # 29 августа 2016 в 20:26 +1
Здравствуйте, Надежда!
Спасибо за Ваши теплые слова! Рада, что Вам понравилась моя статья!
Елена Александровна Шашенко # 29 августа 2016 в 15:58 +3
Здравствуйте, Светлана Алексеевна! Спасибо за приглашение. Интересные виды работы по темам Вы подобрали.
Согласна с Вами, всегда материал из художественных произведений, репродукции картин художников, картинки с изображением природы востребован учителями.Голос.
Светлана Алексеевна Афанасенко # 29 августа 2016 в 20:28 +1
Уважаемая Елена Александровна!
Благодарю за Ваш комментарий и голос!
Алевтина Николаевна Чукреева # 29 августа 2016 в 16:43 +2
Правильно подобранные отрывки из художественных произведений, репродукции картин художников, картинки с изображением природы действительно позволяют научить детей замечать и чувствовать прекрасное, радоваться увиденным красотам природы,и как следствие дети учатся красиво говорить и писать, у них развивается эстетический вкус. Такие уроки русского языка будут нравиться ученикам и полезны для педагогов. голос
Светлана Алексеевна Афанасенко # 29 августа 2016 в 20:29 +1
Картинка удалена согласно п. 3 пользовательского соглашения
Светлана Алексеевна Афанасенко # 29 августа 2016 в 22:42 +2
Здравствуйте, Алевтина Николаевна! Огромное спасибо за комментарий и голос!
Софья Владимировна Юхнина # 29 августа 2016 в 18:42 +3
Светлана Алексеевна, здравствуйте! Благодарю за приглашение на знакомство с конспектом урока русского языка: "Воспитание прекрасного". Грамотно! Интересно! Идея просто замечательная! Чудесное оформление. Всё соответствует правилам сайта. С удовольствием голосую, желаю ПОБЕДЫ в конкурсе!!! v
Светлана Алексеевна Афанасенко # 1 сентября 2016 в 16:38 +1
Софья Владимировна!
Огромное спасибо за Ваши слова! Я рада, что у меня есть единомышленники!
Елена Юрьевна Шеломова # 29 августа 2016 в 18:53 +2
Здравствуйте. В Вашей статье описываются формы, методы и приемы воспитания прекрасного на уроках русского языка, показано значение природы и художественного слова для развития у учащихся умения красиво говорить и писать.Спасибо за приглашение.
Светлана Алексеевна Афанасенко # 1 сентября 2016 в 16:39 +1
Елена Юрьевна!
Спасибо за комментарий!
Тамара Борисовна Вершинина # 29 августа 2016 в 21:45 +2
Здравствуйте, Светлана Алексеевна! Очень интересная тема, которая, действительно, развивает чувство прекрасного. Мне нравится, когда подбирается художественный текст, который несёт смысловую и эмоциональную нагрузку. Это развивает память, кругозор детей, их мышление. Поздравляю вас. +голос.
Светлана Алексеевна Афанасенко # 1 сентября 2016 в 16:43 +2
Тамара Борисовна!
Спасибо за Ваш комментарий, приятно, что Вам понравилась статья.
Оксана Анатольевна Данильченко # 30 августа 2016 в 18:42 +2
Здравствуйте!
Очень радует, что любовь к природе, к прекрасному, воспитывается на уроках русского языка. Интересные задания. Хотелось бы познакомиться с сочинением на одну из предложенных тем. Физкультминутки подобраны согласно заявленной теме. Удачи! Жду новых приглашений!!!! Голос!
Светлана Алексеевна Афанасенко # 1 сентября 2016 в 16:40 +1
Оксана Анатольевна!
Огромное спасибо за Ваши слова!
Галина Александровна Смекалова # 1 сентября 2016 в 17:35 +3
Светлана Алексеевна, спасибо за приглашение!
Очень хорошая разработка! Если каждый педагог, который просмотрел Ваш материал, хоть по одному стихотворению, красивому слову возьмет в свой багаж знаний, то, как Вы сказали, эти слова будут все чаще и чаще на слуху у детей. И наши дети станут духовно богаче. Спасибо!
Светлана Алексеевна Афанасенко # 1 сентября 2016 в 19:42 +3
благодарю за комментарий!
Ирина Николаевна Ступченко # 3 сентября 2016 в 19:01 +1
Мне очень понравилась Ваша публикация. Прекрасный метод воспитания и развития бережного отношения и любви к природе, к прекрасному. Правильно подобранные слова просто украшают всю работу. А оформление получилось красивым и достойным. Примите голос!
Светлана Алексеевна Афанасенко # 3 сентября 2016 в 20:38 +1
Ирина Николаевна!
Спасибо за хорошие слова! Приятно, когда тебя понимают!
Светлана Анатольевна Савостьянова # 7 сентября 2016 в 20:16 +3
Светлана Алексеевна, спасибо за приглашение. В своей работе Вы описываете методы и приемы воспитания прекрасного на уроках русского языка, показываете значение природы и художественного слова для развития у детей умения красиво говорить и писать. Аргументированное вступление, много интересных примеров. Публикация красочно оформлено. Успехов! Голосую +1
Светлана Алексеевна Афанасенко # 8 сентября 2016 в 17:15 +2
светлана анатольевна!
Большое спасибо за ваши слова!
Любовь Владимировна Лычангина # 8 сентября 2016 в 14:32 +2
Светлана Алексеевна, спасибо за приглашение на прекрасный материал, который взяла в закладки.
Мне близка красота природы, тема экологии, и уж конечно, я - за грамотность подрастающего поколения.
Оформлена работа грамотно, лишь в будущем не забывайте указывать задачи.
Я с удовольствием пересмотрела множество раз Ваш педагогически ценный материал.
Огромное спасибо за опыт!!!
Примите и мой скромный голос!
Светлана Алексеевна Афанасенко # 8 сентября 2016 в 17:17 +1
любовь владимировна!
благодарю за хорошие слова!