Конкурсы для педагогов и детей

Проектная задача по материаловедению "Жизнь на необитаемом острове"

Задача межпредметная, рассчитана на 2 занятия по 45 мин.
Цель задачи: закрепить знания и повысить интерес обучающихся к разделу материаловедение.
В 1704 году корабль капитана Стредлинга достиг архипелага Хуан-Фернандес, расположенного в 700 километрах от Чилийского побережья на юг.
Здесь команда рассчитывала пополнить запасы пресной воды. Неизвестно почему — по своей воле или приказу капитана — один из пассажиров, которого звали Селькирк был высажен на один из островов архипелага. В судовом журнале было записано, что Александр Селькирк по собственному желанию покинул корабль, но как это было на самом деле — никто не знает.
Так или иначе, но Селькирк получил шлюпку, запасы еды, ружье, порох и пули, табак, топор, нож и котел, сундук с личными вещами и даже Библию и отправился на небольшой необитаемый остров Мас-а-Тьерра.
Более 4х лет Селькирк провел на необитаемом острове и своим подвигом до сих пор удивляет наших современников. Как человек, не имея на острове никакой индустрии смог выжить и обеспечить себя самым необходимым, остается загадкой.
Ребята, вам предстоит ознакомиться с данной задачей, пройти все задания и в конце подготовить репортаж для газеты о приключениях Селькирка по предложенному плану.
Этап 1. Оказавшись один на острове, Селькирк решил навести ревизию в своих вещах. В сундуке он обнаружил следующие предметы:
• Мотки пряжи
• Спицы
• Наперсток
• Спички
• Стопка газет
• Крючок
• Ножницы
• Катушки ниток
• Иглы
• Лоскутки ткани
Отделите материалы от инструментов и впишите в две колонки:
Материалы Инструменты
__________ ___________
__________ ___________
__________ ___________
__________ ___________

Этап 2. Селькирк был опытным мореплавателем, для связи с большой землей, он решил написать записку о помощи и отправить ее в бутылке в свободное плаванье.

Помоги Селькирку составить текст о помощи с описанием его местонахождения.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этап 3. Селькирк приступил к обустройству своей новой жизни — в полном одиночестве.
Оказалось, что на Мас-а-Тьерре обитает множество диких коз, дикие кролики и пока у Селькирка есть пули и порох, голодная смерть ему не грозит. Но корабли все не появлялись, и тогда моряку пришлось задуматься о будущем — вдруг спасительное судно так и не подойдет к архипелагу.
Селькирк начал исследовать свой остров более тщательно. Выяснилось, что его размеры — 20 километров в длину и 5 в ширину. Остров покрывала густая растительность, в которой обитали разные птицы и мелкая живность. На полях рос дикий лен, кенаф, в тени у речек были густые заросли крапивы. В море имелась различная рыба и лангусты.
Голод Селькирку не грозил, но все чаще он стал задумываться о своей прохудившейся одежде, которая не всегда спасала его от прохладных ночей.
Кроме того, он был замечательным рукодельником. В свободное время он любил повязать. Кроме того на острове имелось сырье для изготовления волокна.
Отдели волокна растительного происхождения от волокон животного происхождения:

Крапива

Кенаф

Пух

Асбест

Лен

Шерсть

Шелк

Хлопок

Этап 4. Шло время, быт постепенно налаживался, но таяли запасы пороха и, кроме того, износилась одежда. Селькирк каждый день, проходя свои угодья любовался на одно из растений, которое решил применить для изготовления волокна для одежды.

Прочитай загадку и ответь, какое растение Селькирк решил использовать для производства волокна.

Голубой глазок, золотой стебелёк,
Скромный на вид, на весь мир знаменит,
Кормит, одевает и дом украшает.

Ответ:_________________


Этап 5. Селькирк был любознательным человеком, ему стало интересно, водятся ли бабочки шелкопряда на острове. В детстве он помогал родителям разводить червей шелкопряда на хозяйских плантациях, а после того как они оборачивались в коконы, они вместе с семьями других работников разматывали шелковые нити, словно белые клубочки. В один из дней Селькирк отправился на поиски деревьев, которые так любили шелкопряды.

На поиски каких деревьев отправился Селькирк? Выбери ответ:
1. Тутовое
2. Агава
3. Береза
4. Палисандр
Ответ:_________________

Этап 6. Пока Селькирк исследовал остров, погода основательно испортилась. С неба лил проливной дождь, Лес омылся от зноя, листва преобразилась, все вокруг задышало свежестью, а единственный источник питьевой воды перемешался сточными грязными потоками с гор. Путешественника мучала жажда, но пить такую воду страшно. Как быть, необходимо очистить воду подручными материалами.

Отметь в списке какие средства можно использовать для механической очистки воды:
• Марля или бинт
• Листва деревьев
• Отстоять воду
• Кусок ткани, материи, с не очень плотной фактурой, пропускающей воду
• Соль
• Песок, галька, древесный уголь, завернутые в ткань

Этап 7. Как ни старался Селькирк в поисках любимого лакомства шелкопряда, так и не нашел. Но это его нисколько не огорчило. На острове и так было предостаточно сырья для производства волокон. Оставалось только разобраться в какой последовательности происходит процесс прядения.

Помоги Селькирку. Прономеруй процесс прядения в правильной последовательности:
____ формирование ленты из волокон (ровница)
____ расчесывание
____ разрыхление волокон, очищение от примесей
____ скручивание и получение пряжи

Этап 8. Теперь Селькирк был спокоен, сырье для волокна у него было, прясть ему тоже хоть с трудом, но удалось. Кроме того, в запасах сундука у него лежали какие-то моточки ниток. Ночи стали прохладные, возникла острая необходимость в изготовлении теплой шерстяной одежды. Но как среди с виду похожих моточков найти те самые теплые шерстяные нити? С детства он видел, как мать могла по свойствам волокна определять натуральная или искусственная нить у нее в моточке.
Воспользовавшись таблицей «Свойства волокна» и характеристикой, которую дал наш герой,определи вид волокна.
Поверхность волокна - рыхлая, шероховатая, пушистая, матовая.
По характеру горения - горит плохо с образованием хрупкого шарика на конце.
Запах при горении – жженого рога.




Ответ:_________________

Этап 9. Недалеко от острова, на котором обжился наш герой располагался совсем маленький островок, назывался он остров Санта Клара. Селькирк давно заглядывался на красоты соседнего острова. Как-то, набравшись смелости, С. решил изведать новые места. С. был неплохим пловцом, стометровку он проплывал за 3 минуты.
Ознакомься с картой (масштаб 1см = 1 км) и рассчитай время, которое Селькирк потратит на преодоление расстояния до острова Санта Клара.



Ответ:_________________

Итог. Проанализируй задачу и составь репортаж по следующему плану

1. Сколько времени Селькирк провел на острове.
2. Площадь острова
3. Умения Селькирка, кот. помогли выжить на острове.
4. Сырье, имеющееся на острове для получения волокна животного происхождения
5. Сырье, имеющееся на острове для получения волокна растительного происхождения
6. Придумайте свою версию спасения героя с острова.

При оценивании результатов учитывается правильность и полнота раскрытия вопроса.
Максимально можно заработать 15 баллов, минимально 1 балл.
• От 15 – 11 баллов – высокий уровень знаний;
• От 10 – 6 баллов – средний уровень знаний;
• От 5 – 1 баллов – низкий уровень знаний.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие у старших дошкольников певческих способностей Сценарий городского конкурса "Ведущий года" Внеклассное занятие для школьников. Озеленение кабинета Открытие муниципального семинара по социальному партнерству. Сценарий

Похожие статьи:

Сценарий итогового отчётного концерта вокальной студии «Мы рождены в России»

Вепсская кукла оберег своими руками
Опубликовано: 971 день назад (14 апреля 2014)
Просмотров: 1543
+1
Голосов: 1
Татьяна Юрьевна Борисова # 14 апреля 2014 в 18:45 +1
Светлана Алексеевна, замечательная проектная задача! Всё прочитала и посмотрела с большим интересом! Спасибо.Мне как раз нужны такие вопросы.Буду использовать у себя на занятиях.Удачи.+++
Светлана Алексеевна Васюкова # 14 апреля 2014 в 19:39 0
Спасибо Татьяна Юрьевна за добрые слова. Берите, пользуйтесь. Удачи вам.