Конкурсы для педагогов и детей

Составление описательного рассказа по репродукции картины Саврасова «Грачи прилетели»

Составление описательного рассказа по репродукции картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе
Автор: Ковтунова Светлана Анатольевна, воспитатель Детского сада п.ВНИИСС Рамонского муниципального района Воронежской области
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД, в ходе которой дети старшей группы учатся составлять описательный рассказ. Материал будет полезен воспитателям детского сада.
Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели» (Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе)
Цель:
Знакомство детей с культурным наследием русского народа; закреплять и углублять представления о жанрах живописи и средствах ее выразительности.
Задачи:
- Помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине «Грачи прилетели»,
- развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы;
- учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать,
- учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине,
- обогащать словарный запас определениями, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения и сравнения;
- закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе;
- уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период.
Предварительная работа
1. Знакомство со стихотворениями о весне Ф.И.Тютчева «Весна», «Весенние воды», С.Я.Маршака «Весенняя песенка», Апрель».
2. Наблюдение примет наступающей весны в природе с воспитателями и родителями.
Оборудование
Репродукция картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели», энциклопедия мирового искусства «Мастера русской живописи».
Музыкально-техническое оснащение
Музыкальный центр, музыкальные инструменты (бубны, трещетки, ложки, шумелки), голоса птиц в DVD-записи, А.Вивальди альбом «Времена года», «Весна», И.Штраус «Деревенские ласточки».
Ход занятия
Звучит музыка А.Вивальди из альбома «Времена года» «Весна».
- Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
(А.Плещеев)
- О каком времени года это стихотворение?
- О весне.
- Весна – это праздник пробуждения природы. Какие чудеса происходят весной?
- Тает снег, появляются проталинки. Просыпаются деревья от зимнего сна. В воздухе чувствуется запах прелых листьев. Из далеких стран возвращаются домой перелетные птицы.
- Первыми возвращаются грачи, их называют вестниками весны. Сегодня вы узнаете о грачах много интересного.
Неслучайно наше занятие проходит в мультистудии, мы с вами продолжим знакомство с прекрасной книгой «Мастера русской живописи». Она расскажет нам о еще одном великом русском художнике Алексее Кондратьевиче Саврасове. Вот его портрет.
(Показ портрета)
И главном произведении этого художника «Грачи прилетели». Уже более ста лет работа Саврасова «Грачи прилетели» является символом русского пейзажа.
(Обратить внимание детей на мольберт, на котором находится картина)
Художник просто и проникновенно изобразил первые шаги весны. Что же вы видите на картине?
- На березы прилетела стая грачей.
- Расскажите о грачах, что они делают?
- Грачи ремонтируют старые гнезда и строят новые.
- Что делает грач у корней березы?
- ОН нашел веточку и держит ее в клюве.
- Как вы думаете, грачи радостные или грустные?
- Они радостные, веселые, ведь они вернулись домой на родину.
- Грачи громко кричат, разговаривают на грачином языке, покажите, как они разговаривают.
- Гра-гра-гра!
- Какой первый звук мы слышим? Он твердый или мягкий?
- Твердый звук «Г».
- Где грачи строят свои гнезда?
- На вершинах деревьев (берез).
- Грачи – дружные птицы. Вернувшись из дальних стран, они осматривают старые гнезда, ремонтируют их и вьют новые по нескольку гнезд на одном дереве. Такие места называют грачевниками. Вот они! Как называются такие места?
- Грачевники.
- Что вы можете рассказать о деревьях?
- С правой стороны картины молодые, стройные березки, а в середине – старые, корявые.
- На каких березах больше гнезд и почему?
- На старых, потому что ветки у них толстые, крепкие, гнезда хорошо на них закреплены.
- А когда распустятся листочки, гнезд совсем не будет видно, птенцы будут в безопасности.
- Что можно сказать о небе? Какое оно?
- На небе голубовато-серые тучи. Оно низкое, грустное, немного хмурое. Солнце спряталось за облако, на снег падает тень от берез.
- Посмотрите на землю. Что можно сказать о земле?
- Земля еще покрыта мокрым, рыхлым, серым, потемневшим снегом, кое-где видны проталины.
- Что еще вы видите на картине?
- За березами виднеется старая деревянная постройка, а за ней – церковь с куполами.
- Ребята, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?
- Прилетели грачи, значит скоро будет тепло, но все-таки немного жаль уходящую белоснежную зиму.
- Ребята, вам понравилась картина А.Саврасова «Грачи прилетели»?
(Ответы детей)
Давайте сочиним рассказ по этой замечательной картине. Расскажем о солнце, о снеге и облаках, о наступающей весне и уходящей зиме, о березах и о крикливых грачах. Постарайтесь рассказать не спеша, выразительно, голосом передавая свое настроение и отношение к главным персонажам.
(Дети пожеланию рассказывают по картине, а воспитатель записывает их на диктофон)

Молодцы, ребята! У нас получился хороший коллективный рассказ, который вместе с нами могут послушать ребята из соседних групп.
А теперь мне хотелось бы, чтоб вы поиграли в игру «Грачи прилетели».
Правильно слова читайте,
С одного места на другое перелетайте!
(Дети перелетают с одного места на другое, прочитав слова: парк, поляна, грачевник, береза)


- Ребята, каких еще перелетных птиц вы знаете. Назовите их и посадите названную птицу на дерево.

(Дети рассаживают птиц на дерево)


- Все птицы красивые. Они радуют нас не только красотой своего внешнего вида, но и своими песнями. Давайте послушаем их пение.
(Звучит DVD-запись с голосами птиц)

- А теперь еще раз внимательно посмотрите на птиц, а затем закройте глазки.
Птиц запоминаем,
Глазки закрываем.

(Убрать какую-нибудь птицу)
Глазки открываем,
Кого не стало отвечаем.
(Игра повторяется несколько раз)
Раньше на Руси дети становились в хоровод, и все вместе зазывали птиц. Давайте и мы с вами позовем их закличкой. А помогут нам наши музыкальные инструменты.


(Исполнение заклички)


Уж вы, пташечки, щебетушечки,
Прилетайте к нам!
Весну ясную, весну красную
Принесите нам.
(После исполнения заклички дети кладут музыкальные инструменты. Звучат крики птиц, едва слышимые)
- Слышите, ребята? Что это?
- К нам летят перелетные птицы!
- Посмотрите, вот летит птичья стая, а вот еще одна и еще!

Они услышали нашу закличку и поспешили вернуться на родину.
(Дети находят иллюстрации полетов птиц)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД для детей старшей группе. В весеннем лесу Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада.

Похожие статьи:

Занятие по развитию речи в старшей группе «В стране сказок»

Весенние игры для детей в детском саду. Старшая-подготовительная группа

Праздник весенних именинников в детском саду. Старшая группа

Хороводная игра на тему «Весна» в старшей группе

Участник №68 творческого конкурса для детей и педагогов «Весенняя капель»
Сценарий новогоднего утренника по сказкам в старшей группе
Опубликовано: 645 дней назад (28 февраля 2015)
Просмотров: 7648
+2
Голосов: 2
Татьяна Викторовна Дубинина # 28 февраля 2015 в 20:48 0
Здравствуйте! Очень интересное занятие! Такое содержательное! Так много задач и все выполнены.
Единственное, что хочется отметить: не маловата ли репродукция? Детям удобно было работать с ней? Или Вы раздавали детям по репродукции в руки?
оболева Надежда Александровна # 28 февраля 2015 в 21:27 0
Светлана Анатольевна, эдравствуйте! Ваше занятие мне очень понравилось. Составление описательных рассказов для детей - задача не простая. Для этого нужен достаточный словарный запас. Чувствуется большая предварительная работа.Подробная беседа по вопросав воспитателя дала детям хорошую базу для составления своих рассказов. Удачно провели физкультминутку в виде подвижной игры. Дети продемонстрировали и навыки чтения при перелетах птиц. Игра на внимание дала возможность проверить знания о перелетных птицах.Завершив занятие закличкой птиц, Вы создали радостный настрой у детей, ожидание приближающейся весны, прилета птиц.Вам удалось найти эмоциональный отклик детей на весенние изменения в природе!
Наталья Александровна Ермакова # 21 марта 2015 в 21:32 +1
Здравствуйте,Светлана Анатольевна! Замечательное занятие, ВЫ прекрасно раскрыли тему, создали весеннюю атмосферу настроив детей на работу. Виден эмоциональный настрой детей, их радостные лица.Примите голос!
Наталья Александровна Ермакова # 21 марта 2015 в 21:32 +1
Здравствуйте,Светлана Анатольевна! Замечательное занятие, ВЫ прекрасно раскрыли тему, создали весеннюю атмосферу настроив детей на работу. Виден эмоциональный настрой детей, их радостные лица.Примите голос!
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 2 апреля 2015 в 17:49 0
Светлана Анатольевна, спасибо за интересный и познавательный конспект. Порой детям сложно разобраться в приметах времен года. А здесь в форме игры всё излагается просто и доступно. Дети на занятии и поработали, и отдохнули. А Ваши фотографии являются убедительным доказательством хорошо проведенного занятия. В глазах детей виден интерес ко всему происходящему. Творческих успехов Вам!
Оксана Викторовна Козырева # 7 апреля 2015 в 13:36 +3
Светлана Анатольевна! Спасибо за конспект по коммуникации по составлению описательного рассказа по репродукции картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Работа соответствует конкурсной тематике. Молодцы, что работаете по направлению речевое развитие по ФГОС ДО. Фотографии хорошего качества. Дети закрепляют словарный запас определениями, формируют образную речь. Также присутствует зрительная гимнастика в этом конспекте занятия. И ещё в этом конспекте занятия педагог использует физическое развитие, что важно для двигательной активности детей и смена поз во время занятия. У меня есть несколько пожеланий - рекомендаций:
В описание материала вы не указали, применение вашего конспекта.
Слово тема не надо указывать.
Цель должна быть одна, и должна отвечать в форме существительных.
В задачах необходимо указать воспитательную задачу.
Хотелось видеть расписанный ход занятия: воспитатель, дети. Чтоб были предположительные ответы детей.
А не черточки. Так тяжело читать, теряется ваш текст.