Конкурсы для педагогов и детей

Актуализация зоны ближайшего развития

Актуализация зоны ближайшего развития, через использование инновационной игровой технологии В. Воскобовича, средствами нейропсихологического метода замещающего онтогенеза.
Важнейшим новообразованием дошкольного возраста выступает готовность к школьному обучению. Являясь итогом развития ребенка на протяжении 7 лет, она обеспечивает переход к позиции школьника. В широком смысле ее можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, когда причастность к ним переживается ребенком, как его собственная потребность. (Урунтаева Г.А.).
Одной из задач дошкольного образования является облегчение для дошкольника прохождения этого перехода. В свете основного принципа дошкольного образования по ФГОС ДО: «Полноценного проживания ребенком всех этапов детства», работа педагога-психолога становится важнейшим аспектом программы развития ребенка.
В дошкольном детстве главным видом деятельности является игра, однако к 7 годам дошкольник меняется социальная ситуация развития, специфические дошкольные виды деятельности теряют для ребенка привлекательность, ребенок хочет стать школьником, при этом осознавая себя как дошкольник.
Именно поэтому, психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Содержание работы по подготовке к школе определяется компонентами готовности к школе указанными Урунтаевой Г.А.:
- новая внутренняя позиция дошкольника, проявляющаяся в стремлении к общественно значимой и общественно полезной деятельности;
- в познавательной сфере знаково-символическая функция сознания и способность к замещению, произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, анализировать, сравнивать познавательные интересы;
- в личностной сфере произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевые качества;
-в сфере деятельности и общения: умение принимать условную ситуацию, учиться у взрослого регулировать свою деятельность.
Выполнение социального заказа общества: всестороннее развитие ребенка в дошкольном возрасте и подготовка его к школьному обучению – ставит перед педагогами ДОО задачи использования адекватных коррекционных приемов и методов работы с детьми. Одним из таких методов в нашем детском саду является применение игровой технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».
Развивающие игры Воскобовича имеют ряд особенностей:
• Широкий возрастной диапазон участников игр.
• Многофункциональность развивающих игр Воскобовича
• Творческий потенциал каждой игры.
• Вариативность игровых заданий и упражнений.
• Сказочная «огранка»
Основой развития успешной личности с уверенностью можно считать наличие креативности и творческого воображения. Творческая личность строит свою жизнь по принципу созидания, тем самым развивая себя и свое окружение. Именно творческая, креативная личность способна нестандартно мыслить, находить решения в самых необычных ситуациях. Так как воображение является важнейшим новообразованием дошкольного возраста, мы считаем, что именно в дошкольном возрасте, следует приложить усилия для развитие креативности и творческих способностей детей. Поэтому, по нашему мнению, включение творческих занятий в программу по подготовке к школе, повысит шансы детей на успешную адаптацию, освоение программы и взаимодействие со сверстниками, и прочие аспекты жизни ребенка. В структуре программы творческие занятия занимают место «закрепляющего» занятия. Тем самым, мы развиваем творческую активность и познавательный интерес, не ставя изучение нетрадиционных технологий во главу угла. Стоит так же отметить коррекционную значимость изобразительного искусства в работе с детьми, испытывающими трудности не только в освоении программы, но и трудности во взаимодействии с окружающим миром. Творческие занятия программы направлены не на изучение ребенком способов нетрадиционного искусства и оценивание работы, а на развитие самоидентификации, уверенности в себе и своих силах, личности в целом. Каждое творческое занятие несет в себе задачу коррекции какого-либо затруднения группы, тем самым к концу года мы предполагаем наработать методический материал для разработки индивидуальных программ взаимодействия с детьми, имеющими трудности в формировании и развитии личностных качеств.
Для получения всестороннего изучения пути развития ребенка необходимы методики диагностики трудностей развития дошкольников, которые дадут нам полную картину затруднений дошкольника. Так как ФГОС основан на индивидуальном личностно-ориентированном подходе, мы посчитали, что метод синдромного психологического анализа дефицита психической деятельности Лурия, наиболее эффективен, как дифференциально-диагностический, прогностический, профилактический и коррекционный инструмент анализа деятельности детей.
Диагностическая работа проводится в два этапа:
- психолого-педагогический блок;
- нейропсихологический блок.
Нейропсихологический метод занимает особое место в ряду научных дисциплин. Он позволяет оценить и описать те системно-динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребенка с точки зрения его мозгового обеспечения.
Одним из методов нейропсихологической коррекции является метод замещающего онтогенеза. Основная его цель- развитие мозгового обеспечения психического онтогенеза.
Включение элементов нейропсихологических технологий в занятие позволяет нам оптимизировать функциональный статус глубинных образований мозга и межполушарной организации процессов развития ребенка дошкольного возраста.
Таким образом, можно сформулировать Цель нашей программы:
Актуализация зоны ближайшего развития, через использование инновационной игровой технологии В. Воскобовича, средствами нейропсихологического метода замещающего онтогенеза.
Задачи программы:
- формирование способов умственной деятельности;
- развитие новой внутренней позиции дошкольника;
- формирование знаково-символической функции сознания и способность к замещению, произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, анализировать, сравнивать познавательные интересы;
- формирование произвольности поведения, соподчинение мотивов и волевые качества;
- формирование умения принимать условную ситуацию, учиться у взрослого регулировать свою деятельность;
Теоретические основы программы:
- теория о зоне ближайшего развития Л.С. Выготского;
- теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова
- метод синдромного анализа нарушения психических процессов при локальных поражениях мозга А.Р. Лурия
Планируемые результаты:
• принятие детьми основных правил поведения в школе и новой социальной позиции ученика;
• формирование умений общаться со сверстниками и взрослыми, быть терпимыми друг к другу;
• снижение уровня личностной тревожности;
• формирование умения контролировать себя на учебном занятии и вне его, внимательно слушать, принимать задачу, адекватно реагировать и давать оценку своим действиям;
• развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мыслительных операций;
• развитие мелкой моторики.
Коррекционно-развивающие занятия построены в соответствии с тематическим планированием, отраженным в годовом плане ДОУ. Каждая тема изучается 2 занятия, на первом занятии основная цель – развитие и оптимизация познавательного компонента личности. На втором занятии основная цель – работа с эмоционально-личностным компонентом, процессы индивидуализации каждого ребенка.
Важной составляющей работы с детьми по подготовке к школе является всестороннее взаимодействие с родителями. С целью создания открытой системы взаимодействия психологической службы ДОУ и семьи, мы предполагаем проведение совместных занятий родителей и детей в форме игротренинга, на которых родители смогут познакомиться с методами и приемами работы по подготовке к школе, а так же повысить педагогическую компетентность. Занятия будут проводиться один раз в квартал с итоговым развлечением в конце года «В школу, с радостью!» Так же предусматривается проведение консультаций, семинаров-практикумов, оформление информационного стенда по проблемам подготовки ребенка к школе.

Литература:
1. Коломинский Я. Л., Панько Е. А.
Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1988. - 190 с, - (Психол. Наука - школе)
2. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология:
Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
3. Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е.Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 80 с.: ил. - (Серия «Детскому психологу»).

Рекомендуем посмотреть:

Психологическая викторина для детей 10-14 лет Конспект совместной деятельности педагога-психолога с детьми подготовительной группы "Путешествие в Обучение грамоте детей 5-6 лет Использование советских мультфильмов в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе

Похожие статьи:

Интеллектуальное развитие детей 5, 6, 7 лет

Развивающие задания для детей 5, 6 лет

Дошкольникам о временах года

Как подготовить руку ребёнка к письму

Настольная дидактическая игра для детей 4-8 лет «Звуковое домино»

Эссе педагога-психолога. Моя роль в реализации ФГОС ДО | Конспект открытого занятия педагога-психолога в детском саду для детей 5-7 лет
Опубликовано: 695 дней назад (14 января 2015)
Просмотров: 1914
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Татьяна Евгеньевна Сухарева # 14 января 2015 в 14:06 0
Добрый день, Светлана. В работе своего ДОУ вы используете нейропсихологических технологий, думаю что следует поподробней познакомиться с ней. На мой взгляд не которые приёмы можно будет использовать в своей работе. Ведь мой первоклашки не многим отличаются от дошколят, а следовательно и проблемы у них схожи. Спасибо за новые знания. scratch