Конкурсы для педагогов и детей

Эссе педагога-психолога. Моя роль в реализации ФГОС ДО

Кто крепок телом, может терпеть и жару, и холод.
Так и тот, кто здоров душевно, в состоянии перенести
и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства.
Эпиктет


«Роль педагога-психолога в реализации ФГЩС ДО», какая простая и сложная тема одновременно. Казалось бы, цели и задачи дошкольного образования чётко сформулированы и дают психологу чёткие ориентиры для работы с детьми, но всё же…..
Каждый сам решает, какую жизнь он хочет прожить, простую, без проблем и сложностей, без излишней суеты, спокойную и счастливую в своей «простоте», а есть люди, суть которых можно передать стихотворением М.В. Ломоносова.
Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру; но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Именно к таким людям я и отношу себя. Я считаю, что каждый человек должен оставить след в истории, неважно будь это история одного человека или целого мира. Моё жизненное кредо можно сформулировать фразой героя книги А. и Б. Стругацких «Пикник на обочине»: «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный».
Долгое время в советской педагогике господствовала «поведенческая модель» воспитания У. Джемса, постулирующая о том, что воспитание есть «организация приобретенных привычек поведения и наклонностей для действия». Данная концепция получила свое развитие в формировании бихевиоризма Дж. Уотсона. Тезис «Бытие определяет сознание» определял центральный принцип советской психологической науки: принцип единства сознания и деятельности. Однако с течение времени данный подход утратил свою актуальность с появлением новых, более обоснованных теорий, таких как гуманистическая теория, на которую и опирается современная дошкольная психология и которая в полной мере отражена во ФГОС.
Я могу четко сформулировать основные положения, на которых строится моя работа педагога-психолога в детском саду, они опираются на анализ и обработку теорий воспитания от биологизаторской Э.Геккеля до личностно-ориентированного подхода строящегося на идеях гуманизма Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, М. Монтесори.
1. Ребенок – не «улучшенная» копия своих родителей. Он – Личность сам по себе, без каких либо оглядок на пол, происхождение, социальный статус, национальность, религиозную приверженность и педагогические «мечты» родителей;
2. Знание теоретических основ детской психологии – необходимая и важнейшая часть работы педагога-психолога. Без теории не будет эффективного результата практической деятельности;
3. Педагог не «учит», он помогает осознать и использовать ребенку свой личностный потенциал.
Основа ФГОС в том, что дошкольное образование должно воспитать сильную, социально-ориентированную личность, обладающую компетентностями, которые помогут ему реализовать свой потенциал в дальнейшей жизни. Без преувеличения можно сказать, что дошкольное образование, а вернее люди, отдавшие себя делу воспитания и образования ребенка, формируют, нет, помогают ребенку осознать и развить внутренний потенциал каждого ребенка. В этом и заключается основная цель моей работы.
Одним из принципов, на котором я строю коррекционную работу с детьми является принцип коррекции "сверху вниз". Данный принцип, выдвинутый Л.С. Выготским, раскрывает направленность коррекционной работы. В центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание "зоны ближайшего развития" для ребенка.
Данный подход позволяет учитывать гетерохронность развития ребенка, что дает психологу неограниченный запас приемов и методов работы с детьми. Я не определяю детей по уровню их развития, я определяю их по уровню потенциала. Для каждого ребенка свои показатели успешности, в этом и заключается моя роль в реализации ФГОС определить каждому ребенку его показатель и, согласно этому показателю, индивидуализировать программу развития.
Моя роль в реализации ФГОС в том числе, заключается и в том, что я создаю и организовываю каждому ребенку «Территорию Успеха». На каждом занятии мы работаем по всем направлениям, отраженным в ФГОС, особое внимание, уделяя социально-коммуникативному и художественно-эстетическому направлению, ведь именно общение – основа межличностных отношений, а творчески развитая личность способна принимать нестандартные решения, умеет творчески мыслить, способна к позитивному созиданию.
Создание условий для успешной реализации коррекционных задач Программы, является одним из основных направлений моей деятельности. Приоритетность данного направления определяется тем, что развивающая предметно-пространственная среда призвана обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала.
Свою роль в реализации ФГОС в детском саду так же вижу в работе со значимыми близкими ребенка, ведь именно среда в которой ребенок растет и развивается, является одним из «китов» на котором стоит Личность ребенка. Работу с родителями/значимыми близкими строю по принципу активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии ребенка. Система отношения ребенка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы ее осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, определяют зону ее ближайшего развития.
Направления моей работы в детском саду разнообразны и интересны, введение ФГОС позволило мне точнее и чётче видеть дальнейшие ориентиры в своей деятельности. ФГОС определяет и дает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку, что является основой моей педагогической позиции.
В заключении хотелось бы сказать, что реализация ФГОС в детском саду определяется не только действиями педагога-психолога, сколько его пониманием теоретических основ стандарта, умением определить приоритеты в работе по развитию и воспитанию ребенка.
Ведь как говорил Оскар Уайльд - «Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми».

Рекомендуем посмотреть:

Эссе воспитателя ДОУ. Моя педагогическая философия Эссе педагога - психолога ДОУ Эссе. Профессиональный рост педагога - психолога Эссе. Профессиональное выгорание педагога - психолога
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей 4-5 лет | Актуализация зоны ближайшего развития
Опубликовано: 725 дней назад (17 декабря 2014)
Просмотров: 4852
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Светлана Александровна Макина # 17 декабря 2014 в 11:01 0
Здравствуйте!На мой взгляд эссе хорошее, но можно добавить в него немного развивающей среды, как именно Вы работаете с помощью каких приемов и методов для развития личности ребенка и проявления своего "Я".Как изменился Ваш взгляд на новые введения ФГОС при переходе от ФГТ, если Вы по ним работали.
Татьяна Юрьевна Хмелева # 17 декабря 2014 в 11:09 0
Наверное нельзя сказать, что ребенок личность. Ребенок, как сказано обладает личностным потенциалом, а личность мы развиваем.Принцип единства сознания и деятельности никто не отменял. Мы развиваем личность ребенка на основе деятельности, различные виды которой и прописаны в ФГОС. Но хорошо то, что автор эссе ищет свои пути, потому что только то, что осознанно самим педагогом, прожито им лично в его деятельности станет правдой в воспитании детей.