Конкурсы для педагогов и детей

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у дошкольников

Доклад воспитателя ДОУ «Мелкая моторика»
Автор: Гаврилюк Светлана Юрьевна, воспитатель
Место работы: МБДОУ "Детский сад № 20", г Иваново
Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Цель: рассмотреть и обобщить теоретические знания по проблеме формирования, особенностей развития и значения мелкой моторки в жизни ребенка.
Задачи;
1. Раскрыть значение и сущность развития мелкой моторики рук;
2. Охарактеризовать процесс развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
3. Выявить некоторые методики диагностики в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Введение.
Усвоение знаний, которые необходимо передать нашим детям, должно проходить не механически, а осмысленно. Проблема речевого и интеллектуального развития дошкольников существовала всегда. Но в настоящее время эта проблема является одной из самых важных, так как в последние годы отмечается увеличение количества детей с девиацией в развитии речи. Что такое моторика? Это есть совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. Простые движения помогают убрать напряжение не только с рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьной учебе. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо. Поэтому работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка.
Основная часть
К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. Ребёнок с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.
Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, уделять определенное внимание упражнениям, играм, разнообразным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений решать одновременно несколько проблем:
- во-первых, влиять на общее интеллектуальное развитие ребенка;
-во-вторых, улучшать развитие речи детей;
-в-третьих, готовить детей к овладению навыками письма.
Уже в раннем детстве можно выполнять массаж пальчиков, влияя тем же на активные точки, которые связаны с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, которые сопровождаются стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывания шнурков и т. п. и, конечно, в старшем дошкольном возрасте робота по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе. Поэтому в своей работе с детьми необходимо использовать несложные занимательные задания, упражнения и игры, направленные на совершенствование движений пальцев. Для того, чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной, необходимо следовать ряду требований:
-работа должна быть систематичной и постоянной;
-работа должна соответствовать уровню общемоторного, психического развития ребенка;
-работа должна соответствовать возрастным требованиям;
-работа должна приносить ребенку радость.
Чтобы содействовать развитию пальцев рук и тем же развивать речь ребенка, можно предложить детям следующие задания: массаж (поглаживание, разминание, растирание, постукивание), пальчиковые игры, игры со счетными палочками и спичками, работа с «колючими» мячиками. С их помощью дети производят самомассаж кистей и пальцев рук; игры с четками, с пуговицами, бусами и другими мелкими предметами, с крупами,лепка. Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе. Используйте творческий подход, занимаясь с детьми. Речевое подкрепление увлекательных действий удваивает результат. И какое бы Вы не выбрали занятие, важно, чтобы у детей осталось впечатление, что оно легкое, тогда они с удовольствием будут выполнять его в следующий раз.
Заключение.
На основании проделанной работы формулируются следующие выводы:
- основы мелкой моторики закладываются в раннем возрасте, что помогает ребенку изучать предметы, играть с ними, ощущать;
- развитие мелкой моторики пальчиков полезно и есть прямая зависимость между точным движением пальцев рук и формированием речи, развивается речь, воздействие на весь организм в целом;
- особенностями развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста заключается в том, что дети очень чувствительны к такому виду деятельности, что позволяет им научиться терпению и усидчивости, быть настойчивыми и любопытными;
- упражнения с участием рук и пальцев у детей дошкольного возраста гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.
Играйте, творите, умнейте!

Рекомендуем посмотреть:

Материал для речевого развития дошкольников Консультация для родителей ДОУ. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе на тему: Осень в лесу Коррекция звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Похожие статьи:

Упражнения и игры для развития речи детей 2-3 лет

План-конспект занятия по познавательному развитию в средней группе с презентацией. Одежда, обувь, головные уборы | Краткосрочный проект в средней группе ДОУ по теме: Одежда, обувь, головные уборы
Опубликовано: 278 дней назад (6 марта 2016)
Просмотров: 1833
Рубрика: Без рубрики
+8
Голосов: 8
Елена Викторовна Багрова # 7 марта 2016 в 16:29 +3
Здравствуйте, Светлана!
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста - важная тема, которой следует уделять большое внимание.
Ваша статья актуальна в условиях современной действительности. Вы даете ответы на многие вопрсы, которые интересуют родителей. Приводите примеры деятельности, которые решают данную задачу.
Спасибо за публикацию! Примите голос! Удачи!
С уважением!!!
Марина Ивановна Сидорова # 7 марта 2016 в 17:57 +3
Светлана, полностью согласна с вашей статьёй. Роль развития мелкой моторики очень велика. Спасибо за приглашение! Ловите мой голос)))
Ольга Ивановна Кабанова # 7 марта 2016 в 19:59 +4
Здравствуйте, Светлана! Спасибо за приглашение на просмотр Вашей публикации "Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного возраста". Я думаю, что Ваша работа будет очень полезна родителям и коллегам, она позволяет выявить некоторые методики диагностики в развитии мелкой моторики детей. Желаю дальнейших творческих успехов. Примите мой голос +1.
Ксения Алексеевна Круглова # 7 марта 2016 в 20:54 +4
актуальный доклад! его можно повторять по несколько раз родителям,которые мало уделяют внимания развитию мелкой моторики своих детей...кажется Сухомлинский сказал,что ум человека находится на кончиках его пальцев...к сожалению,сейчас всё чаще можно видеть картину, когда родители сами одевают ребенка до школы,сами застёгивают,зашнуровывают...да и производители обуви переходят на более легкие застежки-липучки...так что нам,педагогам,приходится как можно чаще и больше возвращаться к вопросу,который Вы подняли в своем докладе.примите голос!
Ирина Юрьевна Ручина # 8 марта 2016 в 13:10 +4
Светлана Юрьевна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Доклад на тему: "Развитие мелкой моторики, как средство развития речи" очень интересный, мне понравился. Ваш материал актуальный в условиях современной действительности. Вы даете ответы на многие вопросы, которые интересуют родителей. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!