Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока ИЗО в 1 классе с презентацией. Хохлома

Конспект урока ИЗО «ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ. МИР ЗОЛОТОЙ ХОХЛОМЫ» 1 класс
Цели деятельности педагога: Расширить представления о хохломском промысле, элементах хохломского узора, произведениях декоративно-прикладного искусства; раскрыть содержание терминов «ритм», «орнамент», научить составлять композицию узора, понимать, как учитывается объемная форма предмета при составлении орнамента, приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи; создать условия для развития навыков работы с гуашью, воспитания интереса к народному

Наглядно-демонстрационный материал:
Мультимедийный ряд: Изделия с хохломской росписью. Платок. Произведения декоративно-прикладного искусства (Гжель, Городец, Дымково и др.)

Оборудование: Гуашь, альбом, палитра, кисти, карандаши, стакан с водой, салфетка

Планируемые образовательные результаты: Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширят представление о хохломском промысле; узнают суть понятий «ритм», «орнамент», из чего составлен орнамент хохломских изделий, правила создания композиции узора; научатся составлять орнамент хохломского узора, рисовать композицию узора для определенного изделия с учетом его конфигурации, рисовать гуашью
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока; отвечать на вопросы; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; анализировать свои мысли, действия, чувства; сравнивать и самокритично оценивать свои ответы, работы, выполненные задания товарищей.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте цвета в природе и искусстве
Структура урока
I. Организационный момент
Проверяю готовность обучающихся к уроку.
(На столе – изделие с хохломской росписью, накрытое платком.)

– Можете ли вы догадаться, что мы сегодня будем
делать на уроке? Предмет-подсказка спрятан у меня под платком. Что же это такое?
Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелечек, завиток,
Здесь хозяева три цвета:
Черный, красный, золотой.
Кто привез товар такой?
– Под платком находится изделие из Хохломы.
– Как вы думаете, что будем делать на уроке?
Как выполняются элементы хохломской росписи?
Теперь в ваших силах придумать и нарисовать
орнамент для какого-либо изделия.
II. Изучение нового материала
Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Хохломские изделия в современном мире». Просмотр мультимедийной презентации на тему “Золотая хохлома”»
Рассмотрите представленные на выставке произведения декоративно-прикладного искусства. Распределите их по группам.
– В чем же отличие хохломских изделий от изделий других промыслов? (Они деревянные, у них особый узор, в их узоре три цвета: красный, черный, золотой.)
– Изделия хохломы органично живут в современном быту и являются любимыми русскими сувенирами. Они пользуются большим успехом на отечественных и зарубежных выставках, где их заслуженно отмечают высокими наградами.
Слайды 2-4.




– От древних ремесел хохлома унаследовала классические формы деревянных токарных изделий и четкие ритмы орнамента. Живописное мастерство Древней Руси обогатило ее рисунками растительных мотивов и приемами свободного их исполнения кистью. Оно способствовало и формированию оригинальной техники «золотой окраски» изделий, выделившей хохлому среди других промыслов. Основные принципы хохломской техники «золочения» дерева сохраняются и в наши дни. Полуфабрикат деревянных изделий грунтуется и на него наносится тонкий слой металлического алюминиевого порошка, по блестящей серебристой поверхности которого производится роспись. Когда краски просушены, изделия покрываются лаком и подвергаются «закалке» в печи, в процессе которой лаковая пленка темнеет, приобретая желтовато-коричневый оттенок, а просвечивающая под ее слоем серебристая поверхность изделия становится похожей на золотую. слайды 5-6.


Элементы хохломского узора. Ритм, орнамент.
– Различные виды хохломского орнамента – верховое «травное» письмо, роспись «под фон», «кудрина» – восходят в своих истоках к искусству Древней Руси. Для травного орнамента характерно сочетание рисунка, выполненного красным и черным цветом, с золотой поверхностью фона. Его мотивы исполняются легкими удлиненными мазками, ритмическое расположение которых придает им сходство с листьями и стеблями травы. Обратите внимание, как хохломской узор выявляет объемную форму предметов.
– Из каких элементов состоит хохломской узор?
(Листочки, ягоды, травка.)
слайды 7–9.



– Если вы были внимательны, то увидели, что элементы узора повторяются. Вот такое повторение называется ритмом. Узор же, составленный путем чередования в определенном ритме элементов, называется орнаментом.
Показ с объяснением этапов росписи.
– Основу любой композиции составляют плавно изгибающиеся линии, как бы вырастающие друг из друга ветви, которые сами художники называют «ведущей» или «корнем». Вокруг ведущей располагаются другие детали росписи: листочки, ягодки, травка, различные цветы, чередование которых подчиняется определенному ритму. В центре помещают крупный главный элемент (например, гроздь рябины, розу и т. п.), вокруг более мелкие – второстепенные детали (травка, отдельные ягоды, листочки). Один из более древних вариантов – «травка» – узор из крупных и мелких травинок, составляющий ведущую и все элементы. Слайд 10.

Орнамент, в который кроме травки включены ягоды, листочки, цветы, имеет названия «под ягодку», «под листок». Несмотря на строгие правила, у художника все равно остается большое пространство для фантазии.

Физкультминутка
Кто, скажите, сможет, дети, повторить движенья эти?
Руки вверх я подниму, влево–вправо разведу.
И, как птица, полечу, головою поверчу,
А потом присяду, встану и нисколько не устану.
Я попрыгаю немного и пешком пойду в дорогу.
Если надо – побегу, все на свете я смогу!
III. Творческая практическая деятельность
Организация рабочего места.Составление композиции
Контролирую действия учащихся в процессе практической работы – правильность держания в руках кисти, приемы работы с красками, корректирую действия, оказываю консультативную помощь.

– На ваших столах лежат шаблоны ложек, а вы мастера росписи.
- Нарисуйте узор для украшения хохломской ложки, соблюдая этапы росписи Хохломы. Слайд 11-12/



IV. Итог урока.
Рефлексия
Обобщение сведений, оценивание результатов работы
Организую выставку работ и обсуждение рисунков с целью выявления лучшей работы, а также беседу по вопросам

- Что нового узнали на уроке?
- Какой рисунок вам кажется наиболее красивым? Почему?
- Какие трудности у вас появлялись в процессе рисования? Как вы их преодолевали?
-Как вы оцениваете свой рисунок?
-Какое настроение у вас сейчас?
– Декоративно-прикладное искусство живет уже несколько веков. Старшие поколения умельцев старались, чтобы народное искусство передавалось из поколения в поколение. До сих пор ваши родители хранят дома предметы, которые делали своими .Что нужно делать, чтобы декоративно-прикладное искусство развивалось, процветало долгие годы?
(Нужно всем стараться что-то делать своими руками, украшать наш дом, школу
– Наши руки могут многое. Приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете? (Чувствуем, как бьются наши сердца.)
– Мое сердце большое, а ваши маленькие, как кулачки. Иногда человеку говорят: «У тебя доброе сердце», «У тебя большое сердце».
Мне хотелось бы, чтобы ваши сердца были открыты для доброты, красоты и хороших поступков, а для этого у вас есть очень хорошие помощники – ваши добрые, трудолюбивые, крепкие руки. Спасибо за вашу работу!
Слайд 13
Презентация на тему: Мир золотой хохломы

Рекомендуем посмотреть:

Мастер-класс по хохломской росписи Конспект НОД в старшей группе Роспись чашки. Хохлома Хохломкая роспись. Мастер-класс для учащихся 2-3 класса

Похожие статьи:

Роспись тарелки хохлома

Роспись разделочной доски. Хохлома

Урок. ИЗО и художественный труд, 1 класс

Урок ИЗО по ПДД, 1 класс

Участник №60 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 августа по 15 ноября 2015 года
Конспект урока ИЗО, 4 класс. Декоративное рисование
Опубликовано: 3143 дня назад (11 сентября 2015)
Просмотров: 29091
+5
Голосов: 5
Светлана Ивановна Бобылева # 11 сентября 2015 в 21:16 +1
Уважаемые коллеги!
Прошу просмотреть предоставленный материал урока.Надеюсь,что мой конспект пригодится для вашей педагогической копилки.Это первая публикация на зтом сайте.Желаю всем коллегам творческих успехов в нашей увлекательной профессии! Жду ваших комментариев.
Елена Горбунова # 12 сентября 2015 в 11:31 +2
Доброе утро, Светлана Ивановна! Интересная разработка урока по знакомству с Хохломой, продуманы все этапы урока, представлено сопровождение в форме презентации. Хотелось бы видеть готовые работы детей.
Принимайте голос!
Позвольте дать Вам совет: заявку на конкурсы можно дать на страничке, где расположен сам конкурс, в Вашем случае - это https://ped-kopilka.ru/konkursy/profesionalnyi-konkurs-dlja-pedagogov.html
посмотрите пункт 5.
С уважением, Елена.
Светлана Ивановна Бобылева # 12 сентября 2015 в 22:18 +1
Добрый вечер,Елена!Большое спасибо за подсказку! Ещё раз убеждаюсь,что мир не без добрых людей.Успехов вам во всех делах!Спасибо!
Любовь Зайцева # 1 октября 2015 в 21:40 0
Красочно! Голос! +1!