Конкурсы для педагогов и детей

Игры, игровые упражнения для развития речи детей дошкольников в домашних услових

«Домашняя игротека». Игры, игровые упражнения на закрепление различных речевых навыков дома.
Автор: Куприй Светлана Ивановна воспитатель 1 категории МБДОУ ЦРР Детский сад № 70 г. Шахты Ростовской обл.
Описание: игры, игровые упражнения на развитие мелкой моторики и закрепление различных речевых навыков будут полезны педагогам и заинтересованным родителям.
Цель: активизировать и разнообразить работу по развитию речи детей.
Домашняя игротека для детей
Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию игры, игровые упражнения и задания на закрепление различных речевых навыков. Эти игры я предложила родителям своих воспитанников во время игрового практикума с родителями «Развиваем речь – играем». Отбирая и разрабатывая материал, я учитывала большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную ими к концу дня усталость. Поэтому, среди прочих игр, рекомендовала «играть на кухне», например, в игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.

*«Помогаю маме». Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

*«Волшебные палочки». Дайте малышу счетные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.

На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка.

*«Давай искать на кухне слова».
Какие слова можно вынуть из борща?
Винегрета?
Кухонного шкафа?
Плиты? и пр.

*«Угощаю». «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

Можно играть с целью развития грамматического строя речи.

*«Приготовим сок».
Из яблок сок ... (яблочный);
из груш ... (грушевый);
из слив ... (сливовый);
из вишни ... (вишневый);
из моркови, лимона, апельсина и т. п.
Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.

Одна из рубрик «Домашней игротеки» - «Мастерская Золушки».

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики.
*Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры.

*Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с Вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).

*Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из цветных. В детском саду педагоги не могут дать детям кнопки (в целях безопасности). Но дома Вы можете проконтролировать своего ребенка. Кнопки лучше всего втыкать в плотный поролон.

По дороге из детского сада (в детский сад).

*«Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем - какие они. Вот почтовый ящик - он синий. Я заметил кошку - она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

*«Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»

Игровые упражнения «В свободную минутку».
На слоговую структуру слов.


*«Перепутаница». «Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и пр.»

Игра на обогащение словаря ребенка.
*«Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей... (чирикает). Сова летает, а заяц... (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади ... (жеребенок) и т. п.

Игра на развитие грамматического строя речи.
*«Упрямые слова». Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые слова, которые никогда не изменяются: кофе, платье, какао, кино, пианино, метро. «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. п. Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях - ответах.

Подвижные игры.
*«Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга...

*«Лягушка». Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы. «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.

Рекомендуем посмотреть:

Материал для речевого развития дошкольников Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию дошкольников Дидактическая игра для развития речи у детей 5-6 лет Речевые игры для детей 5 - 9 лет

Похожие статьи:

Упражнения и игры для развития речи детей 2-3 лет

Развитие речи у детей | Тематический день в средней группе «В гостях у сказки».
Опубликовано: 351 день назад (23 декабря 2015)
Просмотров: 1555
+15
Голосов: 15
Светлана Васильевна Новоселова # 23 декабря 2015 в 14:40 +2
Добрый вечер, Светлана Ивановна. Спасибо за приглашение. Вы предложили интересные игры для развития речи и мелкой моторики. Ваша информация будет, безусловно, полезна родителям : современным и молодым. Первый голос за опыт.
Светлана Ивановна Куприй # 23 декабря 2015 в 14:58 +1
Светлана Васильевна, спасибо за первый отзыв и голос.
Ирина Владимировна Глебова # 23 декабря 2015 в 14:42 +2
Светлана Ивановна, здравствуйте! Очень рада была знакомству с Вашей "Игротекой": всё ясно и понятно, доступно и весело и взрослым и детям. При некоторой доработке и фантазии их можно применять и в общении со школьниками. Спасибо Вам за представленный разнообразный опыт именно игровой деятельности ))). Обязательный голос!
Светлана Ивановна Куприй # 23 декабря 2015 в 15:00 +2
Ирина Владимировна, спасибо за отзыв и голос. Рада, если мой опыт хоть в чем-то пригодится Вам.
Елена Юрьевна Шишлакова # 23 декабря 2015 в 15:37 +3
Светлана Ивановна, добрый день!
Благодарю за приглашение на Ваш мастер-класс! Вы в своей работе знакомите с большим разнообразием игр для детей. Для родителей, которые стараются как можно чаще заниматься своим ребёнком, при всей своей загруженности, это настоящая находка. Представленные Вами игры разнообразны, интересны, направлены на развитие речи, мелкой моторики. Игры способствуют развитию у ребёнка внимания, памяти, мышления, расширению кругозора, ненавязчиво заставляют думать, анализировать. Очень полезный и познавательный материал!
Примите голос! Удачи в Новом году!
Лариса Сергеевна Кривохижина # 23 декабря 2015 в 16:46 +4
Светлана Ивановна, добрый вечер. Очень замечательная картотека игр. Сейчас все больше детей с задержкой речевого развития и ваш материал несомненно очень актуален, и хорошая помощь родителям для занятий с детьми. Удачи вам в Новом году!
Ольга Васильевна Яковлева # 23 декабря 2015 в 16:48 +3
Здравствуйте, Светлана Ивановна. Спасибо за приглашение. Замечательный, практический, нужный и полезный материал Вы подготовили. Предложено много игр, упражнений для занятий в домашних условиях. На базе Вашей публикации можно оформить наглядную информацию для родителей или провести мастер-класс. Спасибо за прекрасную подборку игр. Дальнейших творческих успехов! голос
Елена Степановна Лузгина # 23 декабря 2015 в 17:23 +2
Доброго времени суток Вам, Светлана Ивановна. Спасибо за познавательный материал. Он очень актуален в наше современное время. Игры очень разнообразны, интересны и полезны детям, помогают развить речь и мелкую моторику у детей.Желаю творческих успехов и удачи в новом году!!! Голос для Вас!
Татьяна Александровна Толстикова # 23 декабря 2015 в 19:09 +1
Светлана Ивановна, добрый вечер! Спасибо за приглашение на увлекательную и полезную игротеку. Действительно, чтобы помогать ребёнку развиваться, совсем не обязательно устраивать специальные занятия, а вполне можно для этого пользоваться каждым удобным моментом, стоит только проявить немного фантазии. А материалом может послужить всё, что нас окружает. Замечательная публикация. С удовольствием голосую.
Елена Владимировна Иванова # 23 декабря 2015 в 21:04 +1
Очень интересный материал, хорошо, что собран в одном месте. А у меня голова начала работать немного в другом направлении, а именно, как лучше его использовать. Ведь можно не только провести игровой практикум, но и создать листовки-памятки, папку-передвижку, оформить стенд по речевому развитию - красочно и с фотографиями.Спасибо за идею!
Вера Александровна Орехова # 24 декабря 2015 в 06:53 +1
Светлана Ивановна, спасибо за приглашение.
С интересом познакомилась с предложенной публикацией.
Замечательная подборка игр , думаю, родители обязательно воспользуются информацией и играми.
Примите мой голос +1.
Желаю удачи и успехов!!!
Галина Станиславовна Бердник # 24 декабря 2015 в 07:13 +1
Доброе утро Светлана Ивановна! Разрешите принять Вашу подборку на заметку. Интересные задания направлены на развитие и коррекцию внимания, памяти, мышления, воображения. Игры и задания модно использовать на различных этапах урока и вместо динамической паузы. С удовольствием голосу. за Вашу работу!
Сидорова Зоя Григорьевна # 24 декабря 2015 в 08:21 +1
Светлана Ивановна!
С искренним интересом прочитала Вашу публикацию «Домашняя игротека». Игры, игровые упражнения дома - действительно полезны, нужны детям, да и родителям облегчат задачу закрепления различных речевых навыков у детей. Важно то, что эти умения и навыки дети получают в игровой форме, ненавязчиво и интересно. Уверена, что материалы публикации будут интересны многим педагогам.
Удачи Вам,
спасибо за публикацию.
Голос!
Зоя.
Светлана Ивановна Яшкина # 26 декабря 2015 в 12:53 +1
Добрый день,Светлана Ивановна! Познакомилась с Вашей игротекой. Интересный, доступный материал для родителей. Жаль, что Вы не указали для какого возраста эта подборка игр. Учитывая мелкие предметы, которые Вы предлагаете использовать, можно предположить, что лет для пяти. Всего Вам доброго, успехов в работе!
Ирина Николаевна Черкунова # 26 декабря 2015 в 13:57 +1
В игротеке собран простой и доступный материал для игр дома (подобные игры можно использовать так же и в работе в доу). Согласна со Светланой Ивановной Яшкиной в том, что игры скорее с детьми от 5 лет. Спасибо Вам огромное за игротеку, обязательно буду использовать ее в своей работе!!! Всего Вам доброго!!
Ферюза Кабулжановна Валимухаметова # 26 декабря 2015 в 21:30 +1
Светлана Ивановна, спасибо. Мы уже своим родителям так "разжуем" проще не бывает. Здорово! ГОЛОС)))
Зинаида Аркадьевна Старцева # 27 декабря 2015 в 07:46 0
Здравствуйте, Светлана Ивановна! Благодарю за приглашение. Приятно было познакомиться с Вашей новой публикацией. Работа актуальна, востребована, соответствует требованиям ФГОС. Родители - первые воспитатели ребёнка, от их усилий зависит 87% развития ребёнка, остальные 13 % вкладывают педагоги-дошкольники. Поэтому, результат возможен лишь в случае объединения усилий родителей и коллектива ДОУ. Вам, Светлана Ивановна, дальнейших творческих успехов и голос № 13.
Светлана Ивановна Куприй # 27 декабря 2015 в 08:19 0
Уважаемые коллеги, спасибо вам за добрые слова. Я рада, что мой опыт работы будет полезен вам. Всех с наступающим Новым годом! Удачи и чудесного настроения!
Мария Юрьевна Жиличкина # 30 декабря 2015 в 10:03 0
Здравствуйте, Светлана Ивановна! Вы предлагаете доступные и интересные игры, не требующие от родителей большой подготовки, но полезные для детей. С удовольствием отдаю Вам голос и желаю успехов!
Анна Викторовна Прикащикова # 4 января 2016 в 01:26 0
Светлана Ивановна! Спасибо Вам за прекрасную подборку игр. Многие из них широко известны, но Вы их представили в ином ракурсе- "Домашней игротеки" - и это здорово. Готовый материал для консультации или раздатки для родителей. И очень актуальный. Если позволите, предложу Вашу игротеку родителям. Голосую.