Конкурсы для педагогов и детей

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в ДОУ

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию статью о нетрадиционных формах взаимодействия с родителями в ДОУ

Автор: Куприй Светлана Ивановна, воспитатель 1 категории, МБДОУ г. Шахты Ростовской обл. «Детский сад №70».
Описание: данный материал будет полезен педагогам ДОУ.
Цель: проинформировать педагогов о нетрадиционных формах взаимодействия с родителями в ДОУ с целью обеспечения оптимизации преемственности в воспитании ребенка в детском учреждении и в семье.
«Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в ДОУ»
«Родители являются первыми педагогами.
Они обязаны заложить первые основы физического,
нравственного и интеллектуального развития
личности ребенка в раннем возрасте».
Закон РФ «Об образовании» статья 18


Нет сомнения в том, что КАЖДЫЙ родитель хочет видеть своего ребенка счастливым и успешным. НО…
Одни стараются «вложить» в ребенка ВСЕ, и тем самым непомерно нагружают его. Другие, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, воспитывают вслепую, интуитивно. Кроме того, усилилась тенденция самоустранения некоторых родителей от воспитания и развития ребенка.
Все это тяжким грузом ложится на слабые плечи ребенка. Дети нуждаются в помощи! И их родители тоже!
Потому, проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных.
Мы, семья и детский сад, вместе стоим у истоков нашего будущего, но не всегда нам хватает взаимопонимания, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Всем известно, что одни родители интересуются только питанием ребенка, считая детский сад местом для «передержки» ребенка, пока они на работе. Другие, наоборот, перекладывают всю ответственность на педагогов и устранятся от воспитания собственных детей.
И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как же заинтересовать родителей воспитанием их детей, как привлечь к совместной работе? Ведь ни для кого не секрет, что родителей в наши дни ой, как трудно заманить на родительское собрание. А ведь именно родители – это самые близкие люди, которые всегда могут прийти на помощь и мы, педагоги, нуждаемся в их помощи.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед ДОУ является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Так в Ст.44 говорится:
1. «Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
2. «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям… в воспитании детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития»
В связи с этим законом в статье 6 части 1 пункта 6 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна строиться дифференцированно, учитывая социальный статус, микроклимат семей воспитанников, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, а также, быть направленной на повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Одна из главных задач стандарта направлена на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. П.1.6. 9
Поэтому мы стараемся искать новые формы взаимодействия с родителями воспитанников, побуждая их к взаимоотношениям с детьми с позиции авторитетного друга ребенка и любящего наставника.
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей.
Наименование
Информационно-аналитические
С какой целью используется эта форма
Изучение семьи, ее особенностей, выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
Формы проведения общения
Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»
Наименование
Досуговые
С какой целью используется эта форма
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми
Формы проведения общения:
Совместные досуги, праздники, выставки, познавательно-исследовательские проекты, ролевые, имитационные и деловые игры, трудовые десанты.
Наименование
Познавательные
С какой целью используется эта форма
Обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Формы проведения общения
Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, тренинги, практикумы, дискуссии, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, с опорой на популярные телепередачи «Это мой ребенок», «Круглый стол», «Викторины», «Что? Где? Когда?» и др.
Наименование
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные, информационно-просветительские
С какой целью используется эта форма
Донести до родителей любую информацию
Формы проведения общения
Информационные буклеты для родителей, сайты детского сада и группы, презентации, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуски семейных газет и плакатов, выставка семейных реликвий, организация мини-библиотек.

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагога.
В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.

Важно помнить, что какую бы форму работы мы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и педагогов редко возникает сразу. Это длительный процесс, со множеством «подводных камней», это долгий и кропотливый труд не только педагогов, но и родителей. И главное на этом пути – не останавливаться на достигнутом, продолжать находить новые грани сотрудничества.

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание по ПДД в подготовительной группе Творческая мастерская в детском саду «Изготовление лабораторного материала своими руками» Занятие с родителями в детском саду. Конспект Литературная викторина по сказкам для детского сада

Похожие статьи:

План взаимодействия с семьями детей средней группы общеразвивающей направленности

Методические рекомендации по составлению индивидуальной программы развития

Один день тематической недели в младшей группе в детском саду по сказкам
Опубликовано: 68 дней назад (4 октября 2016)
Просмотров: 348
Рубрика: Статьи
+6
Голосов: 6
Алена Сергеевна Кириловская # 4 октября 2016 в 14:40 +3
Здравствуйте. Мне понравилась Ваша работа. Вы очень точно подметили, что именно родители являются первыми педагогами. Только с их помощью мы можем наладить контакт с детьми, с помощью родителей будет появляться дружный и сплоченный коллектив
Светлана Ивановна Данилова # 4 октября 2016 в 15:01 +2
Здравствуйте. Не могу не согласиться с предыдущим комментарием. По ФГОС ДО именно родители должен воспитывать и образовывать ребенка, а мы, педагоги, только их помощники в этом нелегком деле! К сожалению, не все родители сейчас это понимают, поэтому подобная работа должна вестись в каждом образовательном учреждении.
Наталия Юрьевна Мурашова # 4 октября 2016 в 15:15 +1
Спасибо за приглашение, Светлана Ивановна. Публикация нужная. Проголосовала.
Заходите в гости: http://ped-kopilka.ru/blogs/natalija-yurevna-murashova/konkurs-dlja-klasnyh-rukovoditelei-na-den-uchitelja.html
Анастасия Станиславовна Кузнецова # 4 октября 2016 в 16:33 +2
Спасибо! Данная тема интересна и актуальна, но хотелось бы увидеть конкретную викторину, или сценарий какого-либо мероприятия более подробно, если у вас есть такой материал поделитесь пожалуйста!!
Мария Владимировна Пономарева # 4 октября 2016 в 23:26 +1
Общение родителей с детьми, зачастую, сводится только к короткому утру, вечеру да двум выходным дням. Как донести да родителей, что их чадо нуждается в общении с ними??? Ваша публикация заинтересовала.
Алла Ивановна Ефимова # 5 октября 2016 в 00:23 +1
Интересная получилась статья, с родителями действительно нужно работать в тесном сотрудничестве.
Спасибо за работу.
Примите голос №3.
Светлана Ивановна Куприй # 5 октября 2016 в 12:55 +1
Согласна, коллеги, что не все родители желают проявить активность, и принимать участие в жизни группы и детского сада. И какое удовлетворение приходит, когда, пусть не все, но заинтересовываются и начинают помогать педагогу.

Спасибо, коллегии, за Ваши мнения
Вера Александровна Орехова # 7 октября 2016 в 10:31 0
Светлана Ивановна, спасибо за приглашение.
Полезный, познавательный, интересный материал. Обязательно воспользуюсь в работе с родителями.
Примите мой голос +1.
Желаю удачи и успехов!
Ферюза Кабулжановна Валимухаметова # 9 октября 2016 в 20:31 +1
Светла Ивановна, здравствуйте. Случайно прочитала вашу статью. Понравилась. Согласно со всем, что там написано. Грамотно, доступно. С родителями лучше дружить! Заинтересовать их не каждый может. Спасибо. ГОЛОС)))
Наталия Владимировна Пуханова # 10 октября 2016 в 23:37 0
Спасибо за приглашение, Светлана Ивановна. Ознакомилась с Вашей статьей интересный и полезный материал Вы предоставили. Правильно подмечено: какую бы форму работы Вы не выбрали,главное – не останавливаться на достигнутом, продолжать находить новые грани сотрудничества. Желаю Вам успехов и терпения. Примите голос.
Елена Васильевна Рычкова # 15 октября 2016 в 21:59 0
Здравствуйте!Взаимодействие с родителями - неотъемлемая часть нашей работы.Стараемся находить все новые и новые формы работы.Это и совместные праздники и развлечения, и как у вас - "трудовые десанты", участие в проектах и выставках, походы вместе с родителями и детьми в театры.Спасибо за статью.