Конкурсы для педагогов и детей

Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию. Как животные к зиме готовятся

Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию
Воспитатель МДОУ д/с «Березка» поселок Борок Удмуртской республики Таначева Светлана Кузьмовна
Тема: Как животные к зиме готовятся.
Цель: Расширять представления детей о внешнем виде, об образе жизни лесных зверей, перелетных птиц осенью. Развивать любознательность, память, воображение, умение давать развернутые ответы, отгадывать загадки. Воспитывать любовь к природе, побудить у детей желание заботиться о лесных зверях и птицах.
Материал: Иллюстрации с изображением лесных зверей и птиц. Две одинаковые веточки с двумя и пятью пластилиновыми шариками на нитках, декорации деревьев, засушенные осенние листья, ветка клена, костюм Старичка-лесовичка для воспитателя, медальоны для каждого из детей. Грамзапись П.И.Чайковский «Осенняя песня»
Ход занятия:
Звучит музыка. Групповая комната оформлена как осенний лес. Дети входят в группу, их встречает воспитатель - Старичок-лесовичок.
- Здравствуйте, дети! Я волшебный старичок, Старичок-лесовичок. Вот зашел к вам в гости хочу с вами пообщаться. Ребята, скажите, какое сейчас время года? (Осень) А за осенью, какое время года последует? (Зима) А знаете ли вы, как животные к зиме готовятся? Я вам об этом могу рассказать. Хотите? Вот вы живете рядом с лесом, и детский сад ваш расположен можно сказать в лесу. Кого из животных или птиц вы видели в сосновом бору? Как вы думаете, почему вам не встретился заяц, волк, лиса, медведь? Правильно, потому что здесь много машин, людей и другого разного шума, а животным нужна тишина и много места, звери очень пугливы. Ребята, хотите понаблюдать за обитателями леса? Я старичок волшебный и смогу провести вас в лесу незаметно, но только и вы должны помнить о правилах поведения в лесу (вспоминают правила). Сейчас я превращу вас в невидимок:
Раз, два, три, ветка клена, помоги оказаться нам в лесу,
Где раскрасила листву в цвет богряный, золотой осень желтою красой.
Входим в лес. Иногда с шуршанием упадет лист. Тихо, не слышно птиц. Почему? Чем питались птицы летом? Кто-то мошками и жучками, кто-то ягодами и зелеными растениями. Что произошло осенью с растениями и насекомыми? Не стало еды для птиц, вот и улетели они на юг, туда, где тепло и сытно. Сначала улетели те, кто питался насекомыми, ласточки и стрижи. Эти птички ничего кроме насекомых не едят, ни плодов в садах, ни зерен в поле. Зато тучи комаров и мошек поедают на лету. До миллиона штук за лето! Умеют ласточки в полете не только насекомых ловить, но и пить и даже купаться. Коснулась белой грудкой и хвостом воды, искупалась. А стрижи тоже очень интересные птицы, они так хорошо летают, что даже могут спать в воздухе, ловят комаров и мошек высоко в небе. Осенью становится холодно, комары и мошки исчезают, а вместе с ними улетают в теплые страны стрижи. После ласточек и стрижей улетели птицы, которые кормятся, собирая свою пищу на земле: журавли, грачи. Последними улетают утки и гуси, они живут у нас, пока не замерзнут водоемы. Все эти птицы осенью улетают от нас, а весной прилетают обратно, как они называются (перелетные)? А у нас остаются зимовать зимующие птицы. Каких из них вы знаете (сорока, ворона, синица, воробей, дятел)? Холодно зимой, много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питаются. Поэтому вы люди должны помочь им, не пугайте и не гоняйте их зря. А как еще могут помочь люди птицам зимой (ответы детей)?
Давайте присядем на пенечки, отдохнем. Но, где же, звери? Смотрите, кто это?
Кто на ветке шишки грыз и бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы?
Это белка, но уже не рыжая, а серая. Она «шубку» на более теплую поменяла, но почему цвет «шубки» стал другим? Так белка от врагов прячется: например от хищной птицы ястреба. Деревья зимой голые, серые. Какой цвет меньше заметен на фоне этих деревьев? Чем же зимой будет питаться белка? Она делает запасы, грибы сушит, натыкая их на острые ветки, орехи в ямки прячет, которые выкапывает сама среди кустов. Если попадется вам такая кладовая, не трогайте ее, белке эти запасы нужнее. Забавно наблюдать как белка ищет орехи, стукнет лапкой по ветке орешника и смотрит… Представьте, что вы белки, а вот куст орешника. Воспитатель берет в руки, заранее приготовленные две веточки, на которых подвешены пластилиновые шарики. На какой ветке больше орехов? Но белка не умеет считать, поэтому стучит она, вот так. Как же она узнает, где орехов больше? На той ветке, которая дольше качается, орехов больше. Едой белка запаслась, а что еще нужно зимой (жилище)? Давайте посмотрим ее дом, в дупле у белки сухо, оно устлано травой и листьями, забирается в него белка. Затыкает вход пробкой из травы, сворачивается клубком и спит. Нос хвостом закрывает, зачем? Чтоб не замерз. Вспомните, кто еще так делает (кошка, собака, лиса)? А зачем еще белке хвост? Он у нее, как парашют, прыгнет белка с елки на елку, распушит хвост и плавно опустится на ветку, а когда очень ветрено, садится белка спиной к ветру и хвостом закрывается. Как вы думаете, какие у белки коготки (острые, цепкие)? Как вы об этом догадались? Белки ловко по стволам бегают.
Как другие звери к зиме готовятся к приходу зимы? Вот бежит, торопится еж. Весь в сухих листьях, подбежал к ямке под пнем, избавился от листьев и снова за ними побежал. Выберет место, где листья совсем сухие, и начинает кататься по ним, свернувшись в клубок. Покатается так и снова к своей ямке бежит, дом себе на зиму готовит. А чем же он будет питаться зимой? Ягод, грибов, зеленых растений нет, червяки, жуки попрятались. Еж зимой спит, а жир нагуливает летом и осенью, чтобы всю зиму сытым спать.
Кто еще из зверей в спячку впадает? Медведь. Чем медведь питался все лето и осень? Ягодами, грибами, муравьями, жуками, рыбой. Мог съесть любое животное, которое сумел поймать. В голодное время он набивает свой желудок травой, мхом, древесной корой. На зиму он не делает запасов. Подумайте почему? Вот и приходится медведю, как и ежу, наедаться и нагуливать жир на всю холодную и голодную зиму. Где всю зиму спит медведь? Под корнями упавшего дерева он устроил себе дом, натаскал молодых елочек, которые вырвал с корнем из земли, мха, хвороста наложил, зимой берлогу закроет снежное одеяло, тепло будет в ней медведю.
Фикульт-минутка. Что-то мы ребятки засиделись на пеньках, предлагаю размяться вот на этой полянке. Я вам загадаю загадки, а вы не говоря ответ, изобразите это животное. Летом ходит без дороги возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос (Медведь)
Не мышь, не птица в лесу резвится,
На деревьях живет, и орешки грызет (Белка)
На спине иголки длинные и колкие,
А свернется в клубок – нет ни головы, ни ног (Еж)
Кто стоит среди травы,
Уши больше головы (Заяц)
Серовато, зубовато по полю рыщет
Телят, ягнят ищет (Волк)
А вот и еще один лесной житель, кто это? Волк, он тоже к зиме готовится, шерсть его за лето и осень отрастает и становится очень густой и теплой. Это волку необходимо, ведь спит он прямо в снегу, закрыв хвостом нос и ноги. Волки зимой живут семьями, волк с волчицей и волчата, это волчья стая. Днем они спят, а охотятся по ночам.
Кто еще живет в лесу? Заяц, он тоже, как и белка одежду поменял. Зачем зайцу шубу менять? Кого боится заяц, от кого прячется? А если все-таки выследила его лиса, как ему спастись? Убегает заяц быстро, запутывая следы. Что помогает зайцу так быстро бегать? Длинные и сильные задние лапы. Где же заячий дом? Днем он спит в снежной ямке, в большие морозы зарывается в снег, так теплее, ночью выходит заяц еду добывать, обгладывать кору с веток упавших деревьев. Если деревня не далеко, заберется заяц в сад и полакомится корой яблонь. Вот почему люди на зиму обматывают стволы садовых деревьев тряпками.
А вот и заячий враг, идет тихо, неслышно, кто это? Лиса, она зимой, как в валенках, потому что отрастает у лисы на лапах густая шерсть, и они не мерзнут. Чем еще питается лиса? Любит она мышей из-под снега доставать, слух у лисы хороший, слышит она, как под снегом мыши возятся и пищат, начинает она лапами снег разгребать «Мышкует лиса», - говорят люди.
Ребята, мы с вами видели сегодня много зверей, все они разные, почему их называют одним словом, звери? Что у них общего? Все они покрыты шерстью, у всех есть хвост, все ходят на четырех лапах. У них, как и у людей бывает разное настроение, давайте поиграем. Игра «Настроение» по просьбе Старичка-лесовичка дети изображают печального зайца, задумчивого медведя, веселого волка, виноватую лису, задорную белочку и т. п.
Ну, что ж пора возвращаться домой, снова превращу вас в невидимок:
Раз, два, три, ветка клена помоги оказаться нам в саду,
Где так любят детвору, где растут не грядки, а славные ребятки.
Звучит музыка. На память Старичок-лесовичок дарит детям медальоны «Береги природу!» и предлагает им самим изготовить подобные и раздать своим знакомым и родным.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия в средней группе по произведениям Маршака Конспект НОД в средней группе "Помоги Петушку" Конспект НОД в средней группе по теме: «Кто в теремочке живет?» Конспект занятия по конструированию в средней группе «Неваляшка»
Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного моделирования | Конспект занятия по познавательному развитию в старшей - подготовительной группе ДОУ на тему: Профессии
Опубликовано: 595 дней назад (25 апреля 2015)
Просмотров: 2109
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!