Конкурсы для педагогов и детей

Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного моделирования

Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного моделирования
Цель: Формировать умение использовать метод наглядного моделирования во время рассказывания.Развивать навыки связной речи дошкольников.
Особенности речевого развития детей
дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:
• связные высказывания короткие;
• отличается недостаточностью, даже если ребёнок передаёт содержание знакомого текста;
• состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой.
• Уровень информативности высказывания очень низкий.
• Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не от того, что знания ребёнка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
Одним из способов планирования связного высказывания может служить
Приём наглядного моделирования

Использование приёма наглядного моделирования даёт возможность:
• самостоятельного анализа ситуации или объекта;
• развития децентрации (умения менять точку отчёта);
• развития замыслов – идей будущего продукта.


Приём наглядного моделирования может быть использован
в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
• пересказ;
• составление рассказов по картине и серии картин;
• описательный рассказ;
• творческий рассказ.


Элементы модели
В ходе использования приёма наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:


Разнообразие видов работ
• геометрические фигуры;
• символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты – контуры, пиктограммы);
• планы и условные обозначения, используемые в них;
• контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания и многие другие;
• схематические изображения действий и качеств.


В качестве символов - заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зелёный треугольник – ёлочка, серый кружок – мышка и т. п.
На последующих этапах дети выбирают заместители, без учёта внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.) В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов – пособие «Логико - малыш».


Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине, могут служить силуэтные изображения её объектов, как явно присутствующие на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.


В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:
• предметные картинки;
• силуэтные изображения;
• геометрические фигуры.
Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребёнка.


Виды связного высказывания с использованием наглядного моделирования, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности
• пересказ;
• рассказ по сюжетной картине;
• рассказ – описание;
• логопедическая сказка;
• сравнительное описание предметов;
• фрагментарное рассказывание по пейзажной картине;
• творческий рассказ;
• творческая сказка по силуэтным изображениям;
• придумывание загадок, сочинение и заучивание стихов.


Пересказ
Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.
Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой темой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.
Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:
• усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;
• формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);
• передача последовательности эпизодов в соответствии с расположением заместителей;
• и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа «Репка», «Колобок» и т. п. Для того чтобы научить ребёнка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки. На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки воспитателем. Например, воспитатель рассказывает детям сказку «Репка», а дети постепенно выставляют символы – заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент. Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами – заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамической модели, которая непосредственно служит планом пересказа.
Рассказ по сюжетной картине
Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине . Рассказ по сюжетной картине требует от ребёнка умения выделять основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отличить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа , и последствия её то есть конец рассказа.
На практике «рассказы», составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.
Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:
• выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
• определение взаимосвязи между ними;
• объединение фрагментов в один сюжет.


Рассказ – описание пейзажной картины
Особым видом связного высказывания являются рассказы – описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.
В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:
• выделение значимых объектов картины;
• рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
• определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
• объединение мини – рассказов в один сюжет.

Фрагментарное рассказывание по пейзажной картине
Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать
приём фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на четыре части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребёнок постепенно открывает каждую из четырёх частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счёт выбора ими цвета прямоугольника, который они открывают первым.

Логопедическая сказка
Один из приёмов обучения детей связному пересказу – работа с логопедическими сказками. Логопедическая сказка – это текст со сказочным содержанием, содержащий как можно большее количество одинаковых звуков (сказки В.Волиной, А.Цыферова и т. п.) К данному виду сказок относятся также сказки, в тексте которых часто встречается автоматизируемый в связной речи звук или оппозиционные звуки, произношение которых требует дифференциации в самостоятельной речи детей.
Использование в работе таких сказок позволяет решать наряду с задачами овладения навыком последовательного и связного пересказа задачи автоматизации в связной речи поставленных звуков.
Работа с логопедической сказкой проходит следующим образом:
• воспитатель читает сказку ребёнку;
• ребёнок выкладывает модель сказки (картинную или состоящую из символов – заместителей, выбирая их произвольно);
• затем ребёнок отвечает на вопросы по содержанию сказки;
• воспитатель моделирует фрагменты сказки, ребёнок пересказывает текст, соответствующий данному фрагменту;
• ребёнок пересказывает сказку по модели.

Сравнительное описание предметов
В развитии навыка составления описательных рассказов большую помощь оказывает предварительное составление модели описания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления.
Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы – заместители качественных характеристик объекта:
• принадлежность к родовидовому понятию;
• величина;
• цвет;
• форма;
• составляющие детали;
• качество поверхности;
• материал, из которого изготовлен объект (для неживых объектов);
• как он используется (какую пользу приносит)?
• за что нравится (не нравится)?
Творческий рассказ
Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребёнка перед построением творческих связных рассказов. Это умение противоположно навыку составления пересказов.
Переходными упражнениями от моделирования пересказа к составлению творческих рассказов могут быть:
• угадывание эпизода по демонстрации действия;
• рассказывание по демонстрации действия взрослым.
Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая:
• ребёнку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами, в определённом месте, модель рассказа (сказки) задаётся воспитателем;
• воспитатель предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребёнок придумывает сам;
• конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребёнку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа;
• ребёнку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределённые заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, воспитателем задаётся тема рассказа, например: «Весенняя сказка».
Творческая сказка по силуэтным изображениям
Одним из приёмов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элемента модели ребёнку предлагаются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т.п.) Воспитатель задаёт начало сказки и предлагает продолжить её, опираясь на силуэтные изображения.
По мере овладения навыком моделирования дети используют вместо развёрнутой предметной модели обобщённую содержащую только ключевые моменты. Происходит свёртывание модели, переход её в заместитель.
Элементами модели заместителя являются схематические зарисовки, сделанные детьми по ходу слушания рассказа. Количество элементов модели сначала определяется воспитателем, а затем, по мере усвоения навыка, самим ребёнком – осуществляется переход от подробного пересказа к краткому.
Модель – заместитель служит также планом при составлении творческого рассказа. В этом случае ребёнок производит действия обратные, производимым при пересказе:
• пересказ – слушание текста – составление модели – пересказ текста по модели;
• творческий рассказ – составление модели рассказа – рассказ по модели.
Придумывание загадок, сочинение и заучивание стихов
Приём наглядного моделирования также очень эффективен при сочинении стихов и загадок, детям намного легче рассказать о предмете опираясь на мнемотаблицы, схематические зарисовки.
Умение делать краткие схематические зарисовки и пользоваться ими позволяет ребёнку быстро и самостоятельно заучивать стихи наизусть.

Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих её недоразвитием, но могут быть и использованы в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии, как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста.
Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.

Желаю Вам успехов, творчества и педагогического оптимизма в развитии связной речи у дошкольников!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по развитию речи для старшей группы Консультации для воспитателей ДОУ. Использование устного народного творчества для развития речи Развитие речи у дошкольников через игру Технологии критического мышления для развития речи у дошкольников

Похожие статьи:

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева

Стихи к Дню Победы для детей старшего дошкольного возраста | Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию. Как животные к зиме готовятся
Опубликовано: 600 дней назад (18 апреля 2015)
Просмотров: 6281
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Лилиана Ахметшина # 18 апреля 2015 в 21:33 0
Спасибо Вам за интересную работу. Многие рекомендации в вашей работе стали для меня находкой! С удовольствием буду применять на своих занятиях.
Мария Николаевна Бровкина # 19 апреля 2015 в 13:17 0
Здравствуйте, Светлана Кузьмовна! Очень полезный и интересный метод развития речи! Спасибо за такое подробное описание работы. С удовольствием буду применять на практике сразу с первой младшей группы!
Татьяна Леонидовна Столетова # 19 апреля 2015 в 13:18 0
Очень содержательный материал. Полезен для развития речи, воображения, творчества. Несколько идей взяла себе на заметку, спасибо.