Конкурсы для педагогов и детей

Классный час на тему: Зимний лес, 5-6 класс

Классный час в 5-6 классе на тему: Зима
Автор: Балахонцева Светлана Михайловна.
Место работы: ГБОУ Клявлинская СОШ №2 им.В.Маскина Самарской области

Цель: Воспитывать любовь к природе.
Задачи:
- познакомить с особенностями жизнедеятельности некоторых животных в зимнем лесу;
- развивать речь: анализировать, обобщать, выделять главное;
- воспитывать бережное отношение к природе, вырабатывать потребность общения с природой.

Оформление: выставка рисунков животных в зимнем лесу.
Ход классного часа:
Вводная беседа.
- Начать наше занятие мне хотелось бы со стихотворения. Послушав его, вы узнаете, о чем мы будем говорить.
«Чародейкою Зимою…» Федор Тютчев
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Итак, сегодня мы с вами побываем в зимнем лесу.Когда заходишь в зимний лес, то кажется, что ничего живого в нём уже не осталось и только холодная красота уснувших в снегу деревьев радует глаз. Но если присмотреться можно увидеть много следов ,показывающих что жизнь в этом лесу продолжается.

Вспомним народные приметы, которые помогают ориентироваться в лесу:
Много желудей на дубе - к холодной зиме.
Если ночью был иней, днем снег не выпадет.
Иней на деревьях – к морозам, туман – к оттепели.
Ворона кричит – к метели.
Облака против ветра идут – к снегу.
Вороны садятся на вершины деревьев - к морозу [холод начинает стелиться понизу], на нижние ветки - к ветру.
Вороны летают и кружатся – к морозу.
Птица хохлится — к непогоде.
Снегирь зимою поёт на снег, вьюгу и слякоть

Каких же зверей можно встретить в зимнем лесу? Послушаем рассказ о лисе .

Ученик: Лисы к зиме начинают готовиться еще в середине лета. Уже тогда постепенно у них начинает отрастать зимний мех, который полностью станет зимним к ноябрю или декабрю месяцу.

Густая шубка спасает её от морозов. На зиму лисы запасов не делают. И затруднения с питанием зимой испытывают, так как мышки попрятались в норы, а птенцов и лягушек нет. Зимой лисы питаются мелкими грызунами, птицами, зайцами. Охотится лиса в поле, так как там легче ей поймать свою добычу, ведь снег там сдувается ветром. Благодаря своему хорошему носу и хорошему слуху она находит норки мышек. Но поймать полевок или зайца удается не всегда, поэтому часто и голодает. Даже по глубокому снегу лисица ходит без труда, так как имеет маленький вес, и не проваливается в снег.
Зимуют лисы не в норах, как это можно подумать, а в открытых логовах в снегу. Сворачивается лиса клубочком, а хвостом от мороза закрывает нос.
Брачный период у лис начинается в январе-феврале. И к концу зимы лиса начинает подбирать место, где будет выращивать будущее потомство.

А теперь о другом зверьке - о ласке.
Ученик:Ласка – маленький симпатичный зверек, относящийся к отряду куньих. Это млекопитающее, не смотря на свое название, которое символизирует нечто доброе и нежное, считается очень кровожадным и агрессивным.
Это маленькое животное имеет очень хищную натуру, оно ведет себя, временами, очень дерзко и нагло. Может пробраться даже в хозяйственные постройки возле жилья человека, чтобы добыть себе пищу.
Ласка – очень активный зверек, она бодрствует и днем и ночью, но, чаще всего, охотится именно в темное время суток. Животное не любит появляться на открытой местности, предпочитая большую часть времени проводить в зарослях кустарников или трав.

Основной едой для ласки являются мыши и другие грызуны (крысы, мыши-полевки). Но если ей удалось пробраться на территорию людского жилища, то она и там найдёт добычу. Этот маленький зверёк утащит с собой маленького крольчонка, курицу или цыпленка . А если найдет яйца, то и их съест.
Когда основной ее пищи мало или совсем нет, то ласка может насытиться, съев змею, ящерицу, крупных насекомых или рыбу. Этот зверек иногда делает для себя запасы еды, например, может спрятать мышей.
А как же зимуют зайцы?
Ученик:Зимой подошвы лапок зайца обрастают густыми волосками. От этого пальцы лап сильно раздвигаются и получаются как будто «лыжи». Поэтому зайчик легко бегает даже по рыхлому снегу. А пот, который выделяется на лапках зайца, смазывает подошвы лапок и защищает от налипания снега. Вот такие зимние лапки – «лыжи» есть у всех зайцев! Зимой зайцам – раздолье!

По рыхлому снегу они ходят как в валенках, а по насту мчатся стрелой на своих «лыжах» — лапках – никто не догонит!
Люди так и говорят: «Зайца ноги носят».
Днем опасно зайцу бегать по лесу – он сидит в норе – прячется от всех. А к вечеру выходит из своего укрытия поесть да побегать вволю. Ест заяц зимой ветки деревьев кору молодых березок и ив. Очень любит заяц горькую кору молодых осинок. Зубы у зайцев очень острые – как ножницы!
Днем сидят зайцы под снежными белыми кустами в белой шубке, и их незаметно. Цвет их шерсти сливается с цветом снега.

Часто зимой можно увидеть такую птицу как щегол.
Ученик:: Щегол - очень подвижная птица, которая не может долго находиться на одном месте, много поёт и, поэтому, привлекает к себе внимание. На землю щегол не любит садиться, предпочитает летать или ловко лазать по самым тонким веточкам берёзы и ольхи. Щегол выделяется своей красно-чёрно-жёлтой окраской, его не спутаешь с какой-либо другой птицей.

Осенью и зимой стаи щеглов кочуют от поля к полю, по заброшенным лугам и полям, где собирают семена чертополоха, лопухов и других сорняков, или же ловко достают из маленьких шишек семена. Часть щеглов кочует вблизи мест гнездования. Остальные в октябре-ноябре отправляются в далёкие путешествия на юг Европы. Оттуда они возвращаются в марте-апреле и селятся на открытом ландшафте с древесной растительностью, садами, аллеями, а также в редких лиственных и смешанных лесах.
Учитель:: Многие задумывались над тем как тяжело выжить птицам зимой?
Давно известно, что многие птицы погибают зимой не из-за холода, а из-за отсутствия привычного полноценного питания. Поэтому, для сохранения популяции птиц, многим из них необходима подкормка.
Зима – тяжелое время года для всех птиц, но не из-за холода и морозов, а из-за того, что с наступлением холодов исчезает или значительно сокращается их кормовая база. Для того, чтобы не замерзнуть им требуется много энергии для согревания, а для этого нужно постоянно пополнять ее – питаться, причем чаше и больше, чем в летний период времени. « Сытому морозы не страшны» — так можно сказать о птицах. Зимний день короток и время на поиск пищи у птиц немного. Поэтому птицы стремятся туда, где проще найти корм и можно спрятаться от зимней стужи – в города, поселки, деревни ближе к людям.
Учитель: Какие птицы остаются зимовать? (Вороны, сороки, синицы, воробьи, дятлы, снегири, щеглы, галки и др.)

А теперь угадайте загадки:
Согнанный с берлоги,
Зимой не сплю совсем.
Эй, уносите ноги,
Вот догоню и съем!
/Медведь-шатун/

Ветвистая ноша на голове,
Сосульки на волосатой губе,
Важно по лесу шагает,
Под ноги иней слетает.
/Лось/

Ох и трудно стало жить!
Толщу снега как прорыть?
Из-под снежной слышен корки
Тонкий писк в мышиной норке.
Чей торчит в сугробе хвост?
Кто же писк не перенёс?
/Лиса/
Вытянувши морду, исподлобья
Мутный взор уставив на луну,
Всеми ты преследуем, голодный,
Воем изливающий тоску.
/Волк/

Хоть до лета долго ждать,
Остаётся зимовать,
У неё желтеет грудка…
- Полюбуйтесь мной минутку! –
Вертит чёрной головой,
К нам в окно стучит порой.
/Синица/
Средь заснеженных ветвей –
(Зимних мало ли затей!) –
Распустился алый мак…
Или что-то здесь не так?
/Снегирь/


Вьюги и метели
По земле летели…
Месяц этот – «вьюговей»,
Назови его скорей!
/Февраль/

Река уснула ,натянув
На спину одеяло,
С боков получше подоткнув,
Чтоб ей не поддувало.
/Лёд/
У этой птички клюв кривой,
А гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
Кто это птичку назовёт?

/Клёст/

Итог занятия.
- Что мы узнали сегодня на занятии ?
- О ком мы должны позаботиться в зимнюю стужу?
- Какие птицы зимуют у нас? (Снегирь, синица, ворона, дятел, воробей)
- Почему многие птицы улетают в теплые края?
- Какие животные ложатся спать до весны? (Медведь, барсук, еж, летучие мыши).
- Что вам понравилось на занятии?

Рекомендуем посмотреть:

Классный час на тему: Животные леса зимой, 3 класс Классный час, 1-2 класс на тему: Зима Классный час: Готов к труду и обороне Классный час: День бенгальских искр и гирляндных огней, 5 класс. Разработка

Похожие статьи:

Конференция идей для школьников 6 класса

Сценарий осеннего праздника «Кузьминки» для школьников 5-6 класса

Участник №22 творческого конкурса для детей и педагогов «Живой мир» с 5 декабря 2015 года по 5 марта 2016 года
Опубликовано: 331 день назад (6 января 2016)
Просмотров: 1188
+3
Голосов: 3
Ольга Геннадьевна Климанова # 6 января 2016 в 19:10 +1
Светлана Михайловна, спасибо за конспект. Обязательно воспользуюсь...Материал хорошо подобран,особенно загадки)
Светлана Михайловна Балахонцева # 6 января 2016 в 19:13 +1
Спасибо за оценку.
Анна Васильевна Зенкина # 7 января 2016 в 09:42 0
Спасибо за чудесную разработку сценария классного часа! Актуально и очень важно в современное время! Воспитывать любовь и бережное отношение к природе России необходимо в любом возрасте! Беседы, сказки, загадки о животных - любимое занятие для младших школьников! Обязательно воспользуюсь вашей разработкой в своей работе!