Конкурсы для педагогов и детей

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшей логопедической группы

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе ОНР «В королевстве звуков и букв»
Автор работы: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9».
Описание работы: Конспект итогового занятия по обучению грамоте разработан для старшей логопедической группы. Данный материал будет полезен логопедам, воспитателям для работы с детьми старшего дошкольного возраста по обучению грамоте.

Цель: закрепить знания детей о звуках и буквах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа, фонематических представлений, навыка анализа предложений, чтения. Автоматизация правильного произношения звука [р] в словах, предложениях, чистоговорках.
Коррекционно-развивающие. Развитие связной речи, фонематического восприятия, мышления, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Воспитательные. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование. Магнитная доска, наборное полотно, сюжетная картинка «Вот так игрушка», «цветик-семицветик», схемы предложений, предметные картинки животных на звук [к], «карточки-светофорчики», плоскостные изображения утят, контейнер с полосками и фишками-точками для анализа предложений, фишки для звукового анализа.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед встречает детей, организует приветствие в кругу.
Логопед. Ребята, вы сегодня узнаете, что произошло с одним маленьким щенком. Но прежде мы выполним несколько упражнений.
Логопед приглашает детей к зеркалу, делает с ними знакомые упражнения биоэнергопластики: «Шарик», «Часики», «Качели». Дети выполняют каждое упражнение 3—4раза.

2. Рассказ о щенке в королевстве звуков и букв.
Дети садятся на стулья. Логопед помещает на магнитную доску картинки щенка и кошки.
Логопед. Однажды щенок проснулся и увидел кошку. «Мяу! – сказала кошка, - как тебя зовут?» Щенок огорчился, потому что у него еще не было имени. «Не огорчайся, отправляйся в королевство звуков и букв» - сказала кошка. Отправился щенок в королевство звуков и букв. Что такое буква?
Дети. Буквы мы видим, читаем, и пишем.
Логопед. Что такое звук?
Дети. Звуки мы слышим и произносим.
Логопед. Какие бывают звуки?
Дети. Гласные и согласные.
Логопед. Встретили щенка принцессы Гласа и Согласа.

Логопед. Щенок рассказал, что у него нет имени. «Обойди все королевство и помогай всем, кому нужна твоя помощь, а в благодарность ты получишь буквы для своего имени» - сказали принцессы. Пошел щенок гулять по королевству.

3. Игра «Найди рыбок».
Логопед помещает на магнитную доску изображение пруда и рыбки.
Логопед. Увидел щенок пруд с одной рыбкой. Рыбка не умела говорить, но щенок понял, что рыбке скучно одной в пруду, ей нужны друзья.
Дети находят рыбок с картинками, в названии которых есть звук [р].


4. Упражнение «Повтори за мной».
Логопед предлагает детям индивидуально повторить за ним слова, предложения, чистоговорки со звуком [р].
Рак, рыба, рыбак.
Рома видит рыбу.
Тарас ловит карасей.
Рома ест раков.
Рома и Рая едят рыбу.
Ра-ра-ра - начинается игра.
Ры-ры-ры - Рома видит рыб.
Кра, кра, кра — очень вкусная икра.
Логопед. Молодцы! Вы помогли щенку найти друзей для рыбки. Рыбка была благодарна и подарила щенку букву Р.

5. Упражнение «Веселые утята».
Логопед помещает на магнитную доску изображение утки.
Логопед. Встретил щенок утку. У утки потерялись утята на поляне. Возьмите плоскостные изображения утят и «светофорчики». Если вы услышите звук [ш] в начале слова, утенок будет гулять на красной полянке. Если звук будет в сере¬дине слова, утенок будет гулять на желтой полянке. Если звук [ш] будет в конце слова, то утенок будет гулять на зеленой полянке. Слушайте внимательно: перышко, камыш, шум, шумный, солнышко, малыш, шуметь.
Дети отмечают место звука [ш]в слове утенком на «карточке-светофорчике».

Логопед. Молодцы! Вы помогли щенку найти утят. Утка подарила щенку букву У.

6. Звуковой анализ слова осы.
Логопед помещает на магнитную доску изображение ос.
Логопед. Вдруг налетели на щенка осы, так и хотят ужалить его. Если выполнить анализ слова осы, они не тронут щенка. А теперь давайте сделаем звуковой анализ слова осы.
Логопед предлагает детям взять пеналы с фишками и полоски.
Логопед. Сколько звуков в этом слове?
Дети. В этом слове три звука.
Логопед. Какой звук вы слышите первым? Расскажите о нем.
Дети. Звук [о[. Он гласный.
Логопед. Какой фишкой вы его обозначите?
Дети. Красной.
Логопед. Какой звук следует после него?
Дети. Это звук [с]. Он согласный, твердый, глухой.
Логопед. Каким цветом вы его обозначите?
Дети. Синим.
Логопед. И какой звук последний в этом слове?
Дети. Гласный звук [ы].
Логопед. Каким цветом вы обозначите его?
Дети. Красным.
Логопед. Молодцы! Вы помогли щенку выполнить анализ слова осы. Осы подарили щенку букву О.

7. Игра «Веселый поезд».
Логопед помещает на магнитную доску изображение коровы, и раздает детям предметные картинки с изображениями животных на звук [к].
Логопед. Встретил щенок корову. Корова с друзьями отправляется на прогулку на поезде. Надо помочь разместить животных по вагонам. В первый вагон нужно разместить животных с одним слогом, во второй – с двумя слогами, а в третий – с тремя слогами.
Дети раскладывают картинки и комментируют свои действия.

Логопед. Молодцы! Вы помогли щенку разместить животных по вагонам. Корова подарила щенку букву К.

8. Упражнение «Подбери схему».
Логопед на магнитную доску помещает сюжетную картинку «Вот так игрушка» и схемы предложений.

Логопед. Составьте по картинке предложения, которые будут подходить к этим схемам.
Ребенок. «Девочка держит щенка». В этом предложении три слова. Оно подходит ко второй схеме.
Ребенок. «Девочки нашли маленького щенка». В этом предложении четыре слова. Оно подходит к первой схеме.
Логопед. Молодцы! Вы помогли щенку составить предложения про девочек. Они подарили щенку букву Д.

9. Пальчиковая гимнастика «С кем дружит цветок».
Логопед помещает на магнитную доску изображение цветка и приглашает детей пройти на ковер сделать пальчиковую гимнастику.
(Ладони сложены «цветочком», а пальчики разведены в стороны, как лепестки.)
Цветочек дружит с бабочкой,
(большие пальцы переплетите в замок — ладошки от себя и помахивание пальчиками, как крыльями)
Цветочек дружит с пчёлами,
(прямые указательные пальцы вращаются друг вокруг друга. Остальные пальчики сложены в кулачки)
Цветочек дружит с солнышком,
(ладони повернуты от себя, пальчики подняты вверх и разведены в стороны, как лучики солнца)
С дождинками весёлыми.
(указательные пальцы стучат одной руки по раскрытой ладони другой руки — это капли дождя)

10. Игра «Составь слова».
Логопед. Щенок попал в красивый сад и встретил жука. Жуку поможем прочитать слова и предложения. Откройте конверты. Посмотрите на слоги и составьте слова из данных слогов.
Дети составляют слова: ножи, жаба, кожа, жуки

11. Упражнение «Цветик-семицветик».
Логопед предлагает детям взять лепестки с плоскостного изображения цветка. На обратной стороне лепестков написаны предложения.

Логопед. Оторвите каждый по одному лепестку цветка и прочитайте предложения, написанные на них.
Логопед. Молодцы! Вы помогли щенку составить слова из слогов, прочитать предложения. Жук подарил щенку букву Ж. Щенок получил буквы, из которых можно составить имя.
Дети составляют слово ДРУЖОК.
Логопед. Это имя очень подходит щенку, потому что у него много друзей, с которыми он дружит и никогда не ссорится. Довольный щенок отправился домой.

Окончание занятия. По просьбе логопеда дети перечисляют задания, которые выполняли, рассказывают какие игры. Логопед оценивает деятельность каждого ребенка.

Рекомендуем посмотреть:

Логопедическая сказка для старших дошкольников Конспект индивидуальной НОД с воспитанником 5-6 лет по коррекции звукопроизношения Конспект НОД в старшей логопедической группе Конспект занятия в старшей логопедической группе

Похожие статьи:

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С - Ш»

Конспект подгрупповой НОД по устранению нарушений в звукопроизношении у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи

Конспект НОД в старшей логопедической группе на тему «Казаки и их традиции»

Логоритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Какой бывает транспорт?»

Участник №35 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2016 года
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе для детей с ОНР | Педагогический проект в старшей логопедической группе «Живые звуки и буквы»
Опубликовано: 298 дней назад (17 февраля 2016)
Просмотров: 1818
+27
Голосов: 27
Инна Олеговна Цымбаленко # 17 февраля 2016 в 19:52 +2
Отличное и очень продуктивное занятие!Спасибо.
Марина Викторовна Киселева # 17 февраля 2016 в 20:26 +3
Светлана Михайловна!
Очень интересный конспект занятия!
Столько много наглядностей!
Сама люблю проводить обучение грамоте, ваш конспект взяла в закладки!
Огромное Вам спасибо!
Успехов!
Светлана Михайловна Радулова # 17 февраля 2016 в 21:06 +2
Большое спасибо!
Алена Валерьевна Мицкая # 17 февраля 2016 в 21:08 +3
Очень интересный конспект. Много заданий и все они разнообразны и интересны. Конспект написан грамотно, доступно. Все поставленные задачи реализуются. Задания соответствуют возрасту. Мой голос вам.
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 17 февраля 2016 в 21:54 +3
Светлана Михайловна, здравствуйте!
У вас получился интересный, насыщенный разнообразными заданиями конспект логопедического занятия по обучению грамоте "В королевстве звуков и букв"! Интересная мотивация детворы: помочь щенку составить его имя, а для этого необходимо обойти всё королевство и помогать всем! Спасибо за идею! Голос!!!
Любовь Владимировна Лычангина # 18 февраля 2016 в 04:50 +3
Светлана Михайловна! Спасибо за приглашение на увлекательное логопедическое занятие! Ведь логопедам в ДО - непочатый край работы. Ваш материал будет отличным подспорьем для Ваших коллег и не только-начинающих специалистов.Вы поставили много разных задач и всех достигли в процессе занятия. Примите и мой голос!
Ольга Викторовна Синицына # 18 февраля 2016 в 07:34 +2
Отличный материал для учителей-логопедов! Интересная мотивация детей, большое количество задач и хороший результат! Спасибо!
Ирина Михайловна Мазура # 18 февраля 2016 в 11:05 +3
Светлана Михайловна прочла ваш конспект. Занятие получилось насыщенное разнообразными и интересными заданиями. Задачи поставленные вами достигнуты. Думаю детки остались довольны своим же результатом...мне очень понравились глас и соглас..здорово..Спасибо, возьму себе в копилку..Голосую!Вам желаю побольше трудолюбивых детишек а вам творческих успехов!
Светлана Вячеславовна Клокова # 18 февраля 2016 в 13:26 +2
Конспект вашего занятия очень понравился. Сюжет со щенком интересный и увлекательный для деток. Задания по обучению грамоте разнообразные и хорошо продуманные. Дети незаметно повторяют и усваивают сложный материал. Единственное: цель занятия должна отвечать на вопрос
ЧТО?
( например-закрепление), а задачи на вопрос
ЧТО ДЕЛАТЬ?
(закреплять).Удачи Вам!
Елена Александровна Попугина # 18 февраля 2016 в 17:59 +3
Занятие очень интересно. В нашем учреждении нет логопеда, поэтому воспитателю самому нужно подбирать логопедические занятия для детей, Обязательно воспользуюсь вашим материалом, спасибо большое. Голос!!!
Светлана Михайловна Радулова # 18 февраля 2016 в 20:42 +3
Большое спасибо за комментарии. Приятно, что кому-то материал полезен и берет для практического использования в своей работе.
Ольга Васильевна Яковлева # 18 февраля 2016 в 20:48 +4
Здравствуйте, Светлана Михайловна. Очень насыщенное, интересное занятие. Понравилось развитие сюжета. Детям предложены разнообразные задания. Яркая наглядность. Спасибо за материал! Дальнейших творческих успехов! голос
Алла Ивановна Ефимова # 19 февраля 2016 в 23:47 +3
Очень понравился конспект, с вашего позволения использую на занятии кое - какие моменты. Интересные задания, уверена, сильно увлекли деток.
Вам с удовольствием отдаю голос и желаю дальнейших творческих идей.
Светлана Михайловна Радулова # 19 февраля 2016 в 23:56 +2
Большое спасибо за комментарии и оценки!
Марина Алексеевна Дурнева # 20 февраля 2016 в 17:43 +2
Светлана Михайловна, здравствуйте! Прочитала ваш конспект. Получилось очень интересное занятие, насыщенное разнообразными заданиями. Структура занятия соответствует цели и задачам. Нужно отметить логичность и последовательность этапов занятия. Всего в меру, не затянуто. С вашего позволения беру себе в копилку.
Жанна Генриховна Ищенко # 21 февраля 2016 в 21:11 +2
Здравствуйте, Светлана Михайловна. Конспект очень понравился. Много наглядного материала. Небольшое путешествие щенка позволяет детям в игровой форме закрепить звуки. Голос!
Лариса Сергеевна Кривохижина # 25 февраля 2016 в 04:18 +2
Здравствуйте, Светлана Михайловна. Спасибо за приглашение.С удовольствием познакомилась с вашим занятием. Занятие составлено грамотно, четко прослеживаются логические переходы от одного задания к другому. Цели и задачи выполнены. Занятие очень увлекательное и насыщенное разнообразными заданиями. Творческих вам успехов. Голос.
Ольга Вениаминовна Мидяшкина # 27 февраля 2016 в 14:26 +3
Здравствуйте, Светлана Михайловна. Очень интересный конспект занятия!Много заданий и все они разнообразны и интересны. Конспект написан грамотно, доступно. Сюжет со щенком интересный и увлекательный для деток. Присутствует логичность и последовательность этапов занятия. Желаю успехов голосую.
Оксана Викторовна Головинцова # 29 февраля 2016 в 17:04 +2
Светлана Михайловна, восхищаюсь Вашим трудом! Особое значение для подготовки детей с нарушениями речи к обучению грамоте имеет переключение внимания ребенка от семантики слова к его звуковому составу - к умению услышать в слове определенные звуки, слова в предложении и понять, что они расположены в определенной последовательности. Если Ваши воспитанники справились со всеми заданиями в конспекте, то учителю-логопеду 5+. Уникальный материал, авторские дидактические пособия, четко продуманная деятельность детей и взрослого. СПАСИБО!
Елена Тимофеевна Осадчая # 5 марта 2016 в 19:02 +2
Светлана Михайловна,очень интересный материал.В настоящее время очень многие первоклассники нуждаются в помощи логопеда,но к сожалению, не во всех школах есть такой специалист.Ваши приёмы очень помогут мне в работе.
Елизавета Ивановна Ананьева # 8 марта 2016 в 23:20 +3
Светлана Михайловна! Так как вы написали отзыв,я решила посмотреть вашу следующую разработку по обучению граммоте. Хотя в предыдущей разработке сделала замечание,спасибо,что не обиделись. Вот к этой разработке у меня никаких претензий.Занятие разработано методически правильно на высшем уровне, соответствует современным требованиям.Детям будет интересно работать.Спасибо,можно использовать на открытом мероприятии, стыдно не будет.
Татьяна Александровна Толстикова # 18 марта 2016 в 21:32 +3
Светлана Михайловна, здравствуйте! Ваше занятие захватило меня, самой стало интересно, как же ребята находили буквы для имени щенка. Уверена, что дети с ещё большим интересом зарабатывали эти буквы. Очень понравилось занятие! Столько разнообразных и интересных форм работы. Спасибо за приглашение, с удовольствием голосую.
Татьяна Леонидовна Столетова # 19 марта 2016 в 02:36 +1
Спасибо, Светлана Михайловна, за приглашение. Насыщенное, интересное занятие, прослеживается логическая цепочка сюжета. Смена заданий не дает детям скучать. Примите мой голос.
Елена Александровна Шашенко # 19 марта 2016 в 03:32 +1
Доброе утро !!!!!! огромное спасибо ,Отличное и очень продуктивное занятие!Спасибо.
Ольга Станиславовна Средина # 20 марта 2016 в 19:56 +2
Не являясь специалистом, могу оценить только насыщенность и продуктивность занятия. Голосую!
Валентина Николаевна Разумова # 20 марта 2016 в 20:39 +2
Светлана Михайловна, как всегда великолепное занятие, которое отправляется ко мне в закладки. Очень нравится ваше дидактическое пособие "Замок для букв" и другие, которые вы применяете на своих занятиях. Обязательно сделаю такое на следующий учебный год.
Фанзиля Шамиловна Алексеева # 20 марта 2016 в 22:08 +2
Добрый вечер! Спасибо за приглашение и за такой интересный конспект занятия. Очень насыщенное, содержательное занятие, все продумано. Хоть и дети обычные, но возьму себе на заметку. Удачи Вам!
Светлана Анатольевна Скачедуб # 21 марта 2016 в 18:35 +1
Добрый вечер, Светлана Михайловна! Спасибо за приглашение. Занятие по обучению грамоте получилось насыщенным, наполненным интересными заданиями для ребят.Ребята с удовольствием помогли щенку узнать свое имя. Примите голос.
Любовь Алексеевна Кутянова # 22 марта 2016 в 15:47 +2
Большое спасибо за приглашение! Занятие понравилось, очень интересное,яркое,присутствует много наглядности. Примите голос!
Лариса Витальевна Гарманова # 22 марта 2016 в 19:30 +1
Светлана Михайловна! Занятие по обучению грамоте "В королевстве звуков и букв"! у Вас получилось интересное, насыщенное разнообразными заданиями. Уверена, что дети с большим интересом занимались, находили буквы для имени щенка. Хотелось бы отметить логичность и последовательность этапов занятия. Спасибо за идею! Я работаю в логопедической группе и с вашего позволения возьму себе на заметку ваш конспект. С удовольствием голосую.
Светлана Михайловна Радулова # 22 марта 2016 в 20:00 +2
Спасибо всем за комментарии!
Елена Петровна Солодилова # 23 марта 2016 в 21:33 +2
Здравствуйте,Светлана Михайловна!
Спасибо за приглашение,с удовольствием посетила Ваше занятие по обучению грамоте "В королевстве звуков и букв"! Конспект написан грамотно, доступно,разнообразно.Дети прекрасно и с пользой провели время со щенком.)
Творческих Вам успехов!Мой голос для Вас.
Татьяна Юрьевна Суховерша # 27 марта 2016 в 22:23 +1
Светлана Михайловна, здравствуйте!
Мастер-класс - отличный! Все тщательно продумано и хорошо подготовлено! Игры, упражнения, яркий демонстрационный и раздаточный материал и, что очень важно, мотивация превращают занятие в увлекательнейшее дело. Голосую с пожеланием успеха!
С уважением, Татьяна Суховерша
Юлия Константиновна Кузьменко # 2 апреля 2016 в 15:06 +1
Здравствуйте, Светлана Михайловна. Спасибо за приглашение. С удовольствием побывала на Вашем занятии:содержательное, продуктивное, много наглядного материала, игровых заданий. А в игровой форме знания усваиваются на сто процентов! Голос.
Ирина Ивановна Гончарова # 22 апреля 2016 в 19:17 +1
Здравствуйте, Светлана Михайловна! Замысел Вашего занятия реализован в полной мере. Учтён принцип коррекционной направленности. Созданы условия для актуализации опыта. Представлены материалы, облегчающие усвоение материала.Содержание занятия выстроено методически грамотно, доступно. Занимательные игры и упражнения позволяют повысить интерес к предлагаемой деятельности. Примите голос.
Людмила Васильевна Биткова # 22 апреля 2016 в 20:05 +1
Здравствуйте, Светлана Михайловна! Спасибо за приглашение. С Вашим занятием ознакомилась. Мне понравился его ход. Все последовательно, задания доступные. Наглядность яркая, интересная. Цели и задачи достигнуты. Примите голос.
Ирина Владимировна Якимова # 23 апреля 2016 в 20:41 +1
Спасибо за приглашение, Светлана Михайловна)
Занятие "В королевстве звуков и букв" получилось интересным, занимательным, насыщенным и, несомненно, полезным для ребятишек! А теперь и для нас)
Большое количество разнообразных игр, гимнастик, упражнений, использование наглядности (что очень любят детишки) - всё это, бесспорно, помогает получить замечательный результат)
Вашим детишкам повезло с педагогом! Успехов Вам в работе) С удовольствием голосую)
Лариса Владимировна Валитова # 3 мая 2016 в 06:04 +1
Здравствуйте, Светлана Михайловна. Конспект занятия построен интересно и грамотно, с хорошим визуальным оформлением. Все упражнения включены в действие сказки, что не может не привлекать детей к их выполнению Голос!