Конкурсы для педагогов и детей

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему: Осень

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Осенняя прогулка»
Автор работы: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад №9» г. Бендеры
Описание работы: конспект занятия разработан для подготовительной логопедической группы с использованием устного народного творчества. Данный материал будет полезен воспитателям, учителям–логопедам в работе с дошкольниками по ознакомлению с малыми жанрами устного народного творчества.

Цель: закрепление знаний у детей об осени с использованием устного народного творчества.
Коррекционно-образовательные задачи:
Расширить, уточнить словарь по темам «Осень», «Овощи», «Фрукты».
Совершенствовать навыки образования относительных прилагательных, согласования существительных с прилагательными и числительными.
Совершенствовать навыки слогового, звукового анализа и синтеза слов.
Совершенствовать навыки чтения предложений.
Совершенствовать умения разгадывать ребусы.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику.
Развивать длительность и плавность речевого выдоха.
Развивать слуховое и зрительное внимание.
Развивать абстрактное мышление.
Развивать умение детей оценивать свою деятельность, обобщать, делать выводы, высказывать своё мнение.
Коррекционно-воспитательные:
Формировать навыки взаимопонимания, сотрудничества, инициативности, самостоятельности.
Воспитывать интерес к народным потешкам, пословицам и поговоркам, загадкам
Оборудование: корзина с овощами, фруктами, листьями, шишками, каштанами, калиной, шиповником; музыка П. И. Чайковского «Октябрь»; осенние листья с напечатанными пословицами, рисунки – отгадки к загадкам: туман, осень, лист, дождь; плоскостные изображения овощей, трех корзинок, фруктов: груш, яблок, слив, вишен, яблок с ребусами, посуды: банки, вазочки, бутылки, стакана по количеству детей , карточки с наклеенными листьями по количеству детей.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Звучит «Осенняя песня» П. И. Чайковского. Логопед приглашает детей пройти в группу.

Логопед. Сегодня мы продолжим разговор об осени, овощах и фруктах.
Логопед показывает детям корзинку с осенними дарами.
Логопед. Понюхайте, чем пахнет осень?
Дети. Овощами, фруктами, грибами, дождем, ягодами, опавшими листьями.

2. Упражнение «Осенние листья».
Логопед. Осенью листья шелестят на деревьях. (покачиваются кисти рук, произнося: ша – шо – шу - ши).
Листья падают на землю. (На вдохе поднять руки вверх, на выдохе опускать руки и произносить: п – п - п)


3. Упражнения биоэнергопластики.
Дети вместе с логопедом выполняют упражнения «Окошко», «Улыбочка», «Трубочка», «Рупор», «Болтушка», «Качели».

4. Упражнение «Осенние загадки».
Логопед. Отгадайте осенние загадки, подберите картинку – отгадку.
Дети отгадывают загадки, выбирая отгадки среди картинок.

Пришла без красок
И без кисти,
И перекрасила все листья.
(Осень).

А эту загадку
Знает ли кто? -
Осенью - сито,
Весной - решето.
(Дождь).

Седой дедушка у ворот
Всем глаза заволок.
(Туман).

Он с весны висел на ветке,
Был зеленый — пожелтел,
Только дунул слабый ветер,
Он уже и полетел.
(Лист).

5. Упражнение «Листопад».
На доске изображения желтых, оранжевых листьев с напечатанными незаконченными пословицами.

Логопед. Осенью в парке листопад. На осенних листьях написаны пословицы, но они не закончены. Прочитайте начало пословицы и проговорите их до конца.
Дети читают незаконченные пословицы.

Лето со снопами,.. (осень с пирогами).
Вешний дождь растит,.. (а осенний гноит).
Осенью серенькое утро… (красненький денек).
Сентябрь пахнет яблоками,.. (а октябрь капустой).
Осень – запасиха… (зима – подбериха).
Осень идет – … (за собою дождь ведет).

6. Игра «Сосчитай слова в пословице».
Логопед. Посчитайте, сколько слов в пословице «Лето со снопами, осень с пирогами».
Дети. В пословице шесть слов.
Логопед. Назовите предлоги.
Дети. Со, с.

7. Игра «Есть - нет».
У детей карточки с разным количеством листьев.

Логопед. Мы поиграем в игру «Есть-нет».
1 ребенок. У меня два кленовых листа.
2 ребенок. У меня нет двух кленовых листьев, но зато есть пять дубовых листьев.
3 ребенок. У меня нет пяти дубовых листьев, но зато есть один липовый лист.
Все дети называют количество листьев по карточкам.

8. Игра «Собери урожай».
Логопед на магнитной доске помещает изображение огорода, три корзинки.

Логопед. Осенью в огородах собирают урожай овощей. Поможем огородникам собрать урожай? Предлагаю вам вспомнить и загадать загадки об овощах, отгадки – разделить на слоги и убрать в корзинки. В синюю корзинку собрать овощи, в названии которых один слог, в красную – два слога, в зеленую – три.
Дети выполняют задание.

Логопед. Я прохлопаю ритм слова, а вы подберете названия овощей с заданным количеством слогов.
Дети выполняют задание.

9. Динамическая пауза.
Логопед приглашает детей на ковер для выполнения упражнений.
Ру-ро-ра – фрукты собирать пора. (Дети хлопают в ладоши.)
Ра-ро-ру – груши соберу. (Сжимают и разжимают кулачки над головой).
Ря-рю-ри – сливы собери. (Ритмично вытягивают руки вперёд, раздвинув пальцы, и прижимают их к груди, сжимая пальцы в кулаки.)

10. Упражнение «Собери яблоки».
Логопед на магнитной доске помещает плоскостные изображения корзинки с яблоками и грушей.
Логопед. Осенью в садах собирают урожай фруктов.
Поросята на заре,
Тихо спали во дворе.
Утром в сад они пошли,
В травке яблоки нашли. (Русская народная потешка)
Логопед. На яблоках есть ребусы. Давайте их разгадаем. Какое слово спрятано?
Дети разгадывают ребусы: ветка, ветер, ковёр, ведро.


11. Игра «Подбери схему».
Логопед. Подберите звуковую схему к слову «груша».


12. Игра «Поварята».
У детей плоскостные изображения фруктов, банки, бутылки, стаканы, вазочки.
Логопед. Что можно приготовить из фруктов?
Дети. Варенье, сок, джем, повидло, мусс, желе, компот.
Логопед. Мы поиграем в игру «Поварята». Вы выберите фрукты, положите их в посуду и расскажите какое приготовили блюдо.


1 ребенок. Я сварил яблочный компот.
2 ребенок. Я приготовила айвовое варенье.
3 ребенок. Я сварила грушевый сок.
Логопед. Молодцы. Вы приготовили очень вкусные блюда.

13. Окончание занятия.
Логопед. Мы были в осеннем парке, огороде, саду. Какие игры и упражнения вам понравились? Кому нужно быть внимательнее, активнее? Кто занимался лучше всех?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект познавательно-игрового занятия с детьми подготовительной группы Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей подготовительной группы д Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: Профессии НОД по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада
Участник №127 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 декабря 2015 года по 15 марта 2016 года
Творческий проект в подготовительной группе в детском саду. Удивительный мир загадок | Творческий проект в средней логопедической группе: В гостях у сказки "Курочка Ряба"
Опубликовано: 279 дней назад (5 марта 2016)
Просмотров: 1051
+14
Голосов: 14
Евгения Викторовна Васильева # 6 марта 2016 в 06:11 +3
Добрый день. Я не логопед, но на мой взгляд занятие построено интересно. Присутствуют загадки, чистоговорки, пословицы и даже ребусы. Мне очень понравилась игра "Есть-нет", в которой дети считают листья. Обязательно возьму себе в копилку. Уверена, что детям на занятии было интересно и они не скучали, а с удовольствием занимались, решали ребусы. Спасибо за насыщенное и интересное занятие.
Варвара Сергеевна Аржанова # 7 марта 2016 в 14:48 +3
Спасибо за возможность ознакомиться с вашим творчеством. Занятие насыщенное, разнообразное. В ходе занятия детьми выполнено много заданий. Присмотрела пару идей себе в копилочку, спасибо. у меня вопрос, что означает дать голос, как это сделать и зачем. Буду благодарна если просветите меня.
Светлана Михайловна Радулова # 7 марта 2016 в 15:47 +2
Большое спасибо за комментарии!
Марина Алексеевна Дурнева # 7 марта 2016 в 17:13 +3
Здравствуйте, Светлана Михайловна! Спасибо за приглашение! С интересом изучила ваше занятие. Занятие было проведено рационально. Цель и задачи сформулированны с учетом особенностей учебного материала. Хочу отметить логичность и последовательность этапов занятия. Всего в меру, занятие не затянуто, подкреплено качественными фото. Примите искренний голос!
Любовь Владимировна Лычангина # 7 марта 2016 в 18:09 +3
Здравствуйте, Светлана Михайловна! Спасибо за приглашение на конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Осенняя прогулка»! Вы закрепляете знания у детей об осени с использованием устного народного творчества.
Свою разработку Вы оформили грамотно, в соответствии с требованиями сайта, проиллюстрировали свой материал, фотографии подтверждают факт проведения занятия. Голосую за прекрасную разработку!
Светлана Михайловна Радулова # 7 марта 2016 в 19:49 +1
Большое спасибо!
Алла Ивановна Ефимова # 7 марта 2016 в 19:55 +2
С удовольствием дарю голос№4.
Замечательный и насыщенный конспект занятия. Много интересных и увлекательных заданий, уверена, дети с огромным удовольствием участвовали во всех играх.
Марина Викторовна Киселева # 7 марта 2016 в 23:07 +2
Светлана Михайловна!
Превосходный конспект занятия!
Много демонстрационного материала, который выполнен своими руками!
Цель и задачи выполнены!
Дети молодцы!
Успехов!
Анна Николаевна Книс # 8 марта 2016 в 11:54 +3
Здравствуйте, Светлана Михайловна! С интересом познакомилась с вашим конспектом логопедического занятия в подготовительной группе «Осенняя прогулка» . Занятие интересное, насыщенное с плавными переходами от одного вида деятельности к другому, использованы различные дидактические игры. Цель и задачи достигнуты. Примите голос.
Ризида Фарадисовна Хакимзянова # 9 марта 2016 в 06:31 +2
Очень приятно было ознакомиться с Вашим материалом. Прослеживаются самые разнообразные методы работы, которые позволят дошкольникам не утомиться, а быть в ожидании нового. Удачи в дальнейшей деятельности!!!
Елена Анатольевна Скорнякова # 9 марта 2016 в 21:49 +2
Спасибо за приглашение на занятие.Занятие интересное и насыщенное,детям предложено много увлекательных заданий.Примите голос.
Ирина Ивановна Гончарова # 11 марта 2016 в 20:30 +1
Здравствуйте, Светлана Михайловна! Замысел Вашего занятия реализован в полной мере. На фото видно, что дети были активны. Вами созданы условия для актуализации знаний воспитанников. Учтены принципы коррекционной направленности. Материал адаптирован соответственно возрасту детей. Дидактические игры подобраны интересные, облегчающие усвоение материала (с Вашего разрешения возьму в закладки). Содержание занятия выстроено методически грамотно, доступно. Спасибо за приглашение. С удовольствием голосую.
Лариса Зиновьевна Федорова # 12 марта 2016 в 14:07 +1
Добрый день. Спасибо за приглашение на ваше занятие. Очень интересное получилось у вас мероприятие, много дидактических игр. По фотографиям видно. что деткам все понравилось, как и мне. С удовольствием голосую. дальнейших вам творческих успехов.
Ольга Геннадьевна Грачева # 25 марта 2016 в 09:59 0
Здравствуйте, Светлана Михайловна! Спасибо за приглашение! Проанализировав конспект занятия, отметила для себя, что все поставленные задачи были выполнены.
Интересна идея совмещения тем Осень (овощи, фрукты) и устное народное творчество.
Конспект занятия простроен грамотно. Сохранены все его части и следуют в правильной последовательности. Понравилась динамическая пауза во время которой отрабатывается правильное произношение звука [р]. (биоэнергопластика)
Возможно, необходимо прописывать и предварительную работу, так как современным детям, живущим в городах, возможно, будет непонятно лексическое значение слов, которые используются в пословицах и поговорках (Сноп, вешний дождь, красненький денёк и т.д.) Возможно, нет необходимости в использовании картинок при отгадывании загадок.
Спасибо за фотографии, на которых есть демонстрационный и раздаточный материал. Примите искренний голос!