Конкурсы для педагогов и детей

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе для детей с ОНР

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Звуки [в], [в']. Буква В»
Автор работы: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9» г. Бендеры
Описание работы: конспект разработан для старшей логопедической группы по обучению грамоте в соответствии с лексической темой: «Зима». Данный материал будет полезен всем педагогам для работы с детьми старшего дошкольного возраста по обучению грамоте.

Цель: познакомить детей со звуками [в] и [в'] и буквой В.
Задачи:
Коррекционно-образовательные. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, чтения слов с новой буквой В.
Коррекционно-развивающие. Развивать диалогическую речь, речевой слух, фонематическое восприятие, длительность плавного выдоха, зрительное внимание, артикуляционную, тонкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные. Воспитывать самостоятельность, инициативность, ответственность.
Оборудование. Магнитная доска, дворец звуков (крыши и окна красного, синего, зеленого цвета), Звуковички [в] и [в'], буква В, контейнер с деталями букв, предметные картинки со звуками [в] и [в'], фишки для звукового анализа, снежинки с напечатанными словами, зеркала.

Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в Королевство звуков и букв. Займите места в вагонах и отправимся в Королевство.
Дети садятся на свои места.

2. Знакомство со звуком [в].
Логопед: Мы подъехали к воротам Королевства звуков и букв. Ворота откроются, если вы назовете, какой звук часто встречается в скороговорке: «Волк воет на воле».
Дети. Звук [в].
Логопед выставляет изображение Звуковичка [в].
Логопед. К нам пришел Зуковичок [В]. Давайте произнесем этот звук и посмотрим в зеркало, с помощью чего мы его произносим.
Дети берут зеркала и определяют, как произносится этот звук.
Логопед. Дайте характеристику звука [в].
Дети. Это согласный звонкий твердый звук.
Логопед. Согласик [В] носит синюю рубашку и живет в синем дворце. Он любил сидеть на балконе и дышать чистым воздухом. Перед зеркалом Согласик делает зарядку.

3. Артикуляционная гимнастика.
Дети выполняют знакомые артикуляционные упражнения перед зеркалом.

4. Упражнение «Подними птичку, когда услышишь звук [в]».
Логопед. Согласик [В] любит кормить воробьев крошками. Сейчас я буду произносить звуки, слоги, слова, а вы будете поднимать птичек, когда услышите звук [в].
Дети выполняют задание логопеда.

5. Звуковой анализ слова.
Логопед. Сытые воробьи взлетели и сели на иву. Какой первый звук в слове ива? ([И]).
- Каким цветом мы его обозначим? (Красным).
- Почему? (Потому что он гласный).
- Обозначьте первый звук красной фишкой. Какой звук второй в этом слове? ([В]).
- Каким цветом мы его обозначим? (Синим).
- Почему? (Потому что он согласный, твердый).
- Какой звук последний? [А]
- Каким цветом мы его обозначим? (Красным).
- Почему? (Потому что он гласный).
Дети выполняют задание.
- Сколько всего звуков в слове ива? (В этом слове три звука).
- Сколько из них гласных? (Два).
- Сколько согласных? (Один).

6. Упражнение «Подари подарки».
Логопед. У Согласика [В] есть младший брат [В']. А теперь произнесите звук [в'] и расскажите о нем. (Это мягкий согласный звонкий звук).
Логопед. Согласик [В'] носит зеленую рубашку и живет в зеленом дворце.
Логопед помещает на магнитную доску перед детьми Согласиков [В] и [В'] и предлагает детям внимательно посмотреть на картинки, определить наличие и место звука [в] или [в'] в слове.
Ребенок. Совок я подарю Согласику [В]. Звук [в] стоит в середине этого слова.
Ребенок. Ведро я подарю Согласику [В’]. Звук [в’] стоит в начале этого слова.
Дети выполняют задание.

7. Упражнение «Вьюга».
Логопед предлагает детям встать около стульчиков.
Логопед. Вы будете петь звук [у] то тихо, то громко в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше моя рука, тем громче вы должны петь, и наоборот.
Дети выполняют упражнение.

8. Упражнение «Зима»
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками.)

9. Знакомство с буквой В.
Логопед. Звуки [в] и [в'] обозначает буква В. Вот она и придет к нам в гости.
Логопед ставит па стол контейнер с деталями буквы.
Логопед. Посмотрите на букву В. Из каких элементов состоит буква В? Нарисуйте букву пальцем в воздухе, на столе. А теперь возьмите необходимые детали и составьте по одной букве В.
Дети составляют из полоски и двух полукругов букву В.

10. Упражнение «Снежинки».
Логопед. Буква В очень любит наблюдать, когда падают снежинки. На снежинках напечатаны слова. Давайте почитаем, что на них написано.
Дети читают слова на снежинках: увы, ива, ивы, Вова, Вовы, Вика, пава, вода, вата, вам, вагон, диван.

11. Окончание занятия.
Логопед. Нам пора возвращаться. С какими Звуковичками - Согласиками мы сегодня познакомились? ([В] и [В']).
Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, какие задания выполняли. Дети оценивают работу друг друга.

Рекомендуем посмотреть:

Обучение детей грамоте с 3 лет Развитие диалогической речи в группах компенсирующей направленности Советы учителя-логопеда для родителей Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР

Похожие статьи:

Конспект логопедического занятия с детьми начальных классов с диагнозом ОНР

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы

Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР

Оформление логопедического кабинета для дошкольников

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»

Участник №30 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2016 года
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшей логопедической группы
Опубликовано: 294 дня назад (14 февраля 2016)
Просмотров: 1549
+11
Голосов: 11
Алла Владимировна Петрухина # 14 февраля 2016 в 17:53 +2
очень содержательно, спасибо
Валентина Николаевна Разумова # 14 февраля 2016 в 21:11 +2
Светлана Михайловна, занятие очень понравилось. С вашего разрешения копирую его себе в копилку. Очень интересные у вас герои - Согласики, думаю детям они тоже нравятся. Спасибо. Примите первый голос!
Светлана Михайловна Радулова # 14 февраля 2016 в 21:55 +1
Большое спасибо!
Раиса Владимировна Коломыцева # 16 февраля 2016 в 09:39 +2
Добрый день, Светлана Михайловна!Прекрасная игровая методика ознакомления со звуком В, интересные упражнения приводят к положительному результату и развивают речевой центр, голосую!
Лариса Сергеевна Кривохижина # 16 февраля 2016 в 13:05 +2
добрый вечер, Светлана Михайловна. Прекрасное получилось у вас занятие. Хорошо продуманные игровые приемы помогают детям быстро усваивать и закреплять материал. Цель и задачи поставленные в занятии выполнены в полном объеме. Примите мой голос. Творческих вам успехов.
Светлана Михайловна Радулова # 16 февраля 2016 в 20:59 +1
Большое спасибо за отзывы!
Марина Викторовна Киселева # 17 февраля 2016 в 20:32 +2
Светлана Михайловна!
Мне очень понравился конспект Вашего занятия!
Для себя взяла с Вашего разрешения героев занятия!
Спасибо!
Успехов!
Елизавета Ивановна Ананьева # 17 февраля 2016 в 21:45 +2
Светлана Михайловна!Конспект занятия очень интересный, разнообразный,детям будет не скучно в течение 25 минут. Уже то,что в игровой форме замечательно.Была хорошая задумка с королевством.Но если вы зашли в королевство, то вам надо было бы, на мой взгляд, сделать всё в сказочной форме.Птички сказочные,физкультурная минутка тоже.Не обижайтесь,пожалуйста,я такая.
Светлана Михайловна Радулова # 17 февраля 2016 в 21:56 +1
Совет принимаю, спасибо!
Светлана Вячеславовна Клокова # 18 февраля 2016 в 13:39 0
Спасибо за занятие, оно получилось интересным, разнообразным. Дети учились слышать звуки, определять их место в словах, анализировать слова и предложения, "собирать" букву из деталей. Единственно, я бы добавила правило, что звуки мы слышим, а буквы пишем и читаем.( Про цель и задачи я писала в другом комментарии к другому Вашему конспекту).
Марина Алексеевна Дурнева # 20 февраля 2016 в 17:59 +1
Светлана Михайловна, ваше занятие получилось интересным и насыщенным. Всего в меру, не затянуто. Дети учились слышать звуки, определять их место в словах, анализировать слова и предложения, "собирать" букву из деталей. Считаю, что все поставленные вами задачи были выполнены в течение занятия. Содержание занятия выстроено грамотно, логично. Очень понравилась идея с героями вашего занятия. С вашего позволения возьму себе на заметку. Желаю дальнейших творческих успехов!
Алла Ивановна Ефимова # 25 февраля 2016 в 22:54 +1
Как интересно преподносите детям свои знания. Как всегда работа увлекательная.
Ваши работы можно узнать по вашим замечательным звуковичкам.
Мне очень понравилось, ловите голос.
Светлана Михайловна Радулова # 7 марта 2016 в 16:20 0
Большое спасибо!
Анастасия Валерьевна Чикунова # 8 марта 2016 в 13:07 +1
Очень занимательно! Благодарю за конспект.
Елена Александровна Шашенко # 12 марта 2016 в 08:52 +1
Добрый день! Очень интересное интегрированное занятие. Так же понравились интересные и яркие фотографии.
Вера Николаевна Наполова # 14 марта 2016 в 19:06 +1
Добрый вечер, Светлана Михайловна. Прочитала конспекты ваших занятий. Очень понравились. Можно использовать в своей практике использованные вами наглядные пособия. Огромное спасибо, что вышли на мой сайт. Буду рада видеть Вас в своих друзьях. Наполова Вера Николаевна.
Жанна Генриховна Ищенко # 13 апреля 2016 в 21:39 +1
Здравствуйте, Светлана Михайловна. На своём занятии Вы совершенствуете у детей навыки звукового анализа и синтеза, чтения слов с новой буквой В. В ходе речевой деятельности у детей развивается диалогическуая речь, речевой слух. А Звуковички - просто прелесть! Примите мой голос!
Наталья Михайловна Андриевская # 7 мая 2016 в 11:52 +1
Светлана Михайловна! Примите мой голос. Речевой материал Вашего занятия подобран грамотно,соответствует цели и теме занятия. Само занятие построено логично и последовательно. Наглядные средства и игровые приёмы способствуют усвоению материала и не вызывают переутомления у детей. Спасибо Вам за интересный и полезный материал!