Конкурсы для педагогов и детей

Консультация для родителей дошкольников. Подготовка детей к обучению элементам грамоты

Консультация для родителей дошкольников. Подготовка детей к школе

Автор работы: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9» г. Бендеры.
Описание работы: в консультации даны рекомендации для родителей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте. Материал будет полезен родителям, учителям-логопедам, воспитателям детского сада.
Цель: систематизация знаний родителей по подготовке детей к обучению грамоте.
Задачи. Укреплять взаимодействие педагогов детского сада с семьей. Совершенствовать работу с родителями по подготовке детей к обучению элементам грамоты.

Подготовить ребенка к школе, школьному обучению – задача не только педагогов детского сада, но и родителей.
Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности». Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа. Это служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе.
Учить дошкольников грамоте необходимо правильно.
Во-первых, нужно развить зрительное и слуховое внимание, устную речь, память, мышление, мелкую моторику.
Во-вторых, обучение должно проводиться в игровой форме, так как основной вид деятельности дошкольников – это игра.
В-третьих, при чтении нельзя закреплять у ребенка неправильное произношение звуков. Если у ребенка нарушено правильное произношение звуков и он начинает изучать буквы, это приводит к возникновению нарушений письма и чтения. Обучение чтению должно строиться на материале правильно произносимых звуков. Каждый звук осваивается ребенком в разном возрасте. Поэтому трудные в произношении звуки [р], [л] и буквы Л, Р изучаются последними.
Методика обучения грамоте проводится по звуковому аналитико-синтетическому методу, по которому дети овладевают навыками языкового анализа и синтеза. Чтобы научиться читать, ребенок должен понять, что речь состоит из слов, а также усвоить звукослоговое строение слов и обозначение звуков буквами. Связная речь разделяется на предложения, предложения – на слова, слова – на слоги, слоги – на звуки и наоборот, звуки объединяются в слоги, слоги – в слова, слова – в предложения.

Основные этапы подготовки ребенка к обучению грамоте
1. Развитие зрительного восприятия и внимания.
1. Предложите ребенку сложить из счетных палочек, спичек, цветных карандашей по образцу или описанию фигуры. Такие игры по выкладыванию фигур проводите ежедневно.

2. Покажите ребенку, какие фигуры можно сложить из геометрических фигур разных по размеру, вырезанных из цветного картона. Предложите ребенку самому пофантазировать и придумать, что можно сложить из этих фигур.

Одновременно закрепляются названия геометрических фигур, различение цветов, ориентировка на плоскости. Ребенок должен усвоить понятия справа, слева, вверху, внизу. Научите его использовать предлоги на, в, у, под, от, перед, из, с, из-за, из-под.
3. Складывайте вместе с ребенком разрезные картинки из частей (двух, трех, четырех). Разрезы могут быть горизонтальными, вертикальными, диагональными, фигурными. Сначала предлагайте простые предметные картинки, потом сюжетные.

Можно использовать кубики с сюжетными картинками, пазлы, конструкторы, мозайки. Они развивают пространственные представления, мелкую моторику пальцев рук.


2. Развитие слухового восприятия и внимания.
1. Упражняйте ребенка в различении неречевых звуков. Предложите отгадать звук погремушки и бубна, барабана и молоточка и т.п.

2. Упражняйте в различении речевых звуков. Покажите картинки и объясните, что девочка укачивает куклу: «А-а». Волк воет: «У-у». У мальчика болит зуб: «О-о». Ослик поет: «И-и». Спойте песенку, прикрыв рот листом бумаги, а ребенок пусть покажет соответствующую картинку.

Обратите внимание ребенка к своим губам, как рот широко открыт, когда произносите звук [а]; как губы вытянуты вперед, когда произносите звук [у]; как округлены губы при произнесении звука [о] и улыбаются при звуке [и]. Объясните ребенку, что звуки мы слышим и произносим.

3. Развитие связной речи.
1. Попросите ребенка рассказать вам в какие игры играл, какую сказку читали в детском саду.
2. Упражняйте составлять предложения по картинкам: «Девочка поливает цветы», «Девочка моет руки».

Объясните, что вы составляете предложения, предложения состоят из слов. Попросите ребенка определить количество слов в предложении, составить предложения с определенным количеством слов.

4. Деление слов на слоги.
1. Предложите отхлопать в ладоши, протопать слоги в словах ва-та, ли-са, ма-ши-на, ку-би-ки, кот, мяч.
2. Составьте с ребенком слова из слогов:
- Если сказать ШУ, а потом БА, что получится?
- Если произнести слоги СА, ПО, ГИ, что получится?

5. Развитие тонкой моторики и ориентировка на плоскости листа.
Предложите ребенку задания:
- закрашивать предметы, не выходя за контур;

- проводить прямые, вертикальные и горизонтальные, волнистые линии;

- обводить рисунок по точкам;

- штриховать в разных направлениях;
- обводить клеточки в тетради, рисовать различные узоры.

6. Звуковой анализ и синтез.
1. Покажите ребенку, что из двух звуков [а] и [у] получится крик заблудившихся в лесу детей а-у, из звуков [у] и [а] получается плачь ребенка у-а. Предложите упражнения:
- Если я произнесу у-у, а потом и-и, что получится? (Уи)
- Я пою ои. Какой звук я произношу сначала, а какой потом?
2. Упражняйте ребенка в выделении гласного звука из начала слова, стоящего под ударением:
- Какой звук я произношу в начале слов у-дочка, о-кунь, а-ист?

- Какие слова, ты знаешь, которые начинаются с этих звуков?
Расскажите, что гласные звуки произносятся легко (воздух не встречает никакой преграды), поэтому их можно петь. Гласные звуки обозначаются красным кружком.
3. Упражняйте ребенка в выделении последнего и первого согласного звука в слове. Произнесите звук, который должен выделить ребенок, громко, тяните его: лук, мак, кот.

Объясните, что согласные звуки не поются, потому что воздух встречает преграду. Согласные звуки обозначаются синим кружком.
4. Упражняйте ребенка в составлении и анализе закрытых слогов: ап, ок, ит. Используются красные и синие кружки.
- Я произнесу сначала [о], а потом [п]. Какой слог получился? Правильно оп.
- Обозначим звуки кружками. Каким кружком ты обозначишь первый звук? (Звук [о] – гласный, обозначается красным кружком).
- Каким кружком ты обозначишь второй звук? (Синим, потому что звук [п] – согласный).
5. Упражняйте ребенка в составлении и анализе открытых слогов: та, па, ма, ка.
6. Объясните ребенку, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими: [п] и [пь], [к] и [кь]. Твердый согласный – большой братец (обозначается синим кружком), а мягкий согласный – маленький братец (обозначается зеленым кружком). В игровых упражнениях узнавайте и различайте твердые и мягкие согласные звуки («Твердый или мягкий?», «Назови братца»).
7. Упражняйте ребенка в определении количества и порядка звуков в слове, составлении звуковых схем слов, подборе слов с определенным количеством звуков.

7. Знакомство с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам. Обучение чтению слогов, слов.
1. Объясните ребенку, что буквы бывают большие и маленькие. Буквы мы видим, пишем, читаем. При знакомстве с новой буквой, найдите с ребенком картинки, в названии которых новая буква стоит в начале слова.

2. Предложите ребенку составить слоги, слова из разрезной азбуки из букв:
- составление и чтение слияний гласных: ау, уа, оа, ао, уо, оу, иа, аи;
- составление и чтение обратных слогов: ам, ум, ом, им, ат, ут, от, ит;
- составление и чтение прямых слогов: ма, му, мо, ми, та, ту, то, ти;
- составление и чтение односложных и двусложных слов из пройденных букв: кот, мак, ком, кит, мама, папа, нота, мука.
- составление и чтение предложений.
3. Упражняйте ребенка в преобразовании слогов (ак – ап, му – пу), слов с помощью замены букв (сок – сук), удалении или добавлении буквы (уха – муха), составлении слов из рассыпанных букв (о, т, к – кот).

Необходимо запомнить:
- занятия должны проходить на положительном эмоциональном фоне;
- нельзя заставлять ребенка заниматься;
- не выражайте свое неудовольствие, разочарование;
- будьте терпеливы, не раздражайтесь;
- хвалите ребенка за старание.
Удачи вам!

Используемая литература:
1. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы влогопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
2. Нищева Н.В. Играйка-грамотейка. Разрезной алфавит, предметные картинки, игры для обучения дошкольников грамоте: Учебное-методическое пособие. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008
3. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие / Л.Е. Журова,Н.С. Варенцова. Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. – М.: школа-Пресс, 1998
4. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. – М.: Дрофа, 2009.

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание у детей подготовительной группы интереса к школе Сценарий игровой программы по обучению грамоте детей подготовительной группы Обучение грамоте детей 5-6 лет Советы родителям будущих первоклассников

Похожие статьи:

Изучение азбуки с дошкольниками в детском саду

Восприятие информации детьми

Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста

Развивающие раскраски для детей от 3 до 5 лет

Экскурсия для дошкольников в школу

Участник №147 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2016 года
Сценарий речевого досуга в старшей логопедической группе | Дидактические игры по обучению грамоте с перфокартами для детей 5-7 лет
Опубликовано: 248 дней назад (4 апреля 2016)
Просмотров: 2155
Рубрика: Без рубрики
+22
Голосов: 22
Елена Владимировна Иванова # 4 апреля 2016 в 23:40 +4
Светлана Михайловна, добрый вечер! Во ФГОСах ДОО прописано, что родители являются полноправными участниками образовательного процесса. Но, к сожалению, на деле оказывается, что родители не всегда готовы к такому сотрудничеству. Ваша консультация "Подготовка к обучению элементам грамоты" поможет родителям соориентироваться в одной из образовательных областей. В консультации приведено много разнообразных примеров игр по подготовке ребенка, которые они могут использовать в домашних условиях. Примите первый голос! С уважением Елена Владимировна.
Светлана Михайловна Радулова # 5 апреля 2016 в 00:08 +3
Елена Владимировна, огромное спасибо за первый позитивный комментарий!
Татьяна Александровна Толстикова # 5 апреля 2016 в 12:11 +4
Светлана Михайловна, здравствуйте! С интересом познакомилась с Вашей публикацией, которая даёт такую полную и прекрасно проиллюстрированную консультацию для родителей по подготовке будущих первоклассников к обучению грамоте. Примите мой голос. Успехов!
Светлана Михайловна Радулова # 5 апреля 2016 в 19:02 +2
Татьяна Александровна, большое спасибо, что заглянули в мой блог и оценили работу!
Олеся Валерьевна Чикота # 5 апреля 2016 в 13:35 +3
Спасибо! Очень интересный материал! Сама столкнулась с проблемой подготовки к школе. Достаточно сложная тема.
Светлана Михайловна Радулова # 5 апреля 2016 в 19:03 +1
Большое спасибо, Олеся Валерьевна!
Любовь Владимировна Лычангина # 5 апреля 2016 в 15:34 +3
Светлана Михайловна, спасибо за приглашение на очень полезный и грамотно оформленный материал. К тому же разработку свою Вы прекрасно проиллюстрировали! Вы укрепляете взаимодействие педагогов детского сада с семьей, совершенствуете работу с родителями по подготовке детей к обучению элементам грамоты. Материал Ваш отправился ко мне в закладки. Он полезен не только родителям, но и педагогам. Спасибо за опыт!!! Голосую!!!
Светлана Михайловна Радулова # 5 апреля 2016 в 19:05 +2
Любовь Владимировна, огромное спасибо за высокую оценку материала!
Светлана Христьяновна Лаптева # 5 апреля 2016 в 19:04 +3
Светлана Михайловна, вами подобран интересный материал для консультации родителей по подготовке детей к обучению грамоте, материал содержит разнообразные задания и упражнения. Думаю, что многие родители воспользуются данным материалом, возьмут себе на вооружение.Спасибо, примите голос за свою работу! Успехов!
Светлана Михайловна Радулова # 5 апреля 2016 в 19:07 +3
Большое спасибо, Светлана Христьяновна!
Марина Витальевна Федосеева # 5 апреля 2016 в 20:50 +3
Спасибо за подборку хорошего материала, я как раз сейчас занимаюсь подготовкой детей к школе,некоторые моменты возьму в свою копилочку.
Светлана Михайловна Радулова # 5 апреля 2016 в 21:31 +2
Марина Витальевна, мне приятно, что Вам понравилось.
Валентина Николаевна Мельникова # 5 апреля 2016 в 22:59 +2
Светлана Михайловна! здравствуйте!
Спасибо для приглашение!
Познакомилась с вашим материалом "Консультация для родителей дошкольников. Подготовка детей к школе"
В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа
по подготовке детей к освоению основ грамоты, а именно:
-подведение детей к звуковому анализу слов, делению слов на слоги;
-составлению из слогов слов, из слов – предложений;
-знакомство с понятиями «слово» и предложение».
Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте,
вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению чтением и письмом.
Поэтому старший дошкольный возраст –
это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму.
Ваша публикация поможет многим родителям!
Вам мой голос +1!!!
Светлана Михайловна Радулова # 6 апреля 2016 в 17:37 +2
Валентина Николаевна, мне приятно читать Ваши комментарии. Спасибо за оценку!
Ирина Альбертовна Кириленко # 7 апреля 2016 в 18:44 +2
Светлана Михайловна, большое спасибо за консультацию, где очень много полезной информации особенно для меня, ведь мои воспитанники- дети с недоразвитием речи. В нашей работе каждая мелочь важна. Буду ждать Ваших дальнейших публикаций.
Светлана Михайловна Радулова # 8 апреля 2016 в 16:49 +2
Большое спасибо, Ирина Альбертовна! Мне приятно, что моя публикация кому-то нужна.
Елена Владимировна Марахина # 8 апреля 2016 в 22:10 +3
Светлана Михайловна, спасибо за интересную и полезную информацию. Удачи Вам в работе.
Светлана Михайловна Радулова # 9 апреля 2016 в 00:17 +2
Елена Владимировна, спасибо!
Вера Анатольевна Варенцова # 8 апреля 2016 в 23:07 +4
Здравствуйте, Светлана Михайловна! Благодарю за приглашение. Какая у Вас содержательная и полезная информация для родителей! Материал изложен доступно, интересно, грамотно. Всё логично и последовательно, на конкретных примерах и рекомендациях. Замечательные иллюстрации! Вы молодцы! Спасибо за профессиональную публикацию. Успехов! Голосую.
Светлана Михайловна Радулова # 9 апреля 2016 в 00:17 +3
Вера Анатольевна, большое спасибо за прекрасные слова и высокую оценку моей работы!
Фанзиля Шамиловна Алексеева # 9 апреля 2016 в 19:04 +3
Доброго вечера! С интересом познакомилась с Вашей консультацией. Очень полезный и нужный материал как для родителей, так и для самих педагогов. Все изложено доступно и понятно. Иллюстрации прекрасные! Спасибо за приглашение и за такую замечательную разработку! Удачи!
Светлана Михайловна Радулова # 10 апреля 2016 в 16:25 +1
Фанзиля Шамиловна, огромное спасибо за приятный комментарий!
Надежда Николаевна Бартенева # 9 апреля 2016 в 19:55 +3
Светлана Михайловна, добрый вечер! Спасибо за приглашение. Интересный и полезный материал, прекрасные иллюстрации. Вам голос.
Светлана Михайловна Радулова # 10 апреля 2016 в 16:26 +1
Большое спасибо, Надежда Николаевна!
Сидорова Зоя Григорьевна # 9 апреля 2016 в 21:33 +3
Светлана Михайловна!
Консультация для родителей "Подготовка детей к школе" будет интересна не только для родителей, могут почерпнуть много интересного и педагоги. Работа с родителями такого рода позволит установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединив усилия каждого для воспитания и развития детей; создать атмосферу общности интересов; вовлечь родителей в педагогическую деятельность; активизировать их педагогическое самообразование.
Спасибо,
Пригодится в работе.
Голос!
Зоя.
Светлана Михайловна Радулова # 10 апреля 2016 в 16:27 +1
Зоя Григорьевна, спасибо за прекрасные слова!
Марина Геннадьевна Шабанова # 10 апреля 2016 в 04:31 +3
Светлана Михайловна, Вы поднимаете очень важный вопрос и стараетесь дать на него полноценный ответ. Полностью с Вами согласна, что подготовка ребенка к школе задача не только педагога, но и родителей. Только совместные усилия принесут ощутимые (положительные) плоды. У меня в этом году первый класс, я стараюсь донести до родителей мысль о триединстве: ученик - родитель - педагог. Но большинство родителей настолько загружены социальными проблемами, что им, чаще всего, не до деток. Утром отправляют в школу - и всё! Стараюсь разнообразить формы общения с родителями. Стали собираться по выходным на семейные встречи. В таких рамках проводим и праздники, и собрания, и творческие мастерские. Голос №14.
Желаю Вам отзывчивых и понимающих родителей. laugh
С уважением М.Г.
Светлана Михайловна Радулова # 10 апреля 2016 в 16:29 +1
Марина Геннадьевна, большое спасибо за добрые слова поддержки!
Елена Рашидовна Чеховская # 10 апреля 2016 в 14:28 +2
Задачи по укреплению взаимодействия педагогов детского сада с семьей и по совершенствованию работы с родителями в подготовке детей к обучению элементам грамоты выполнены с полна в данной консультации.Я думаю.что не только родители ,но и педагоги с удовольствием ознакомятся с вашей консультацией.Спасибо,голос,Светлана Михайловна.
Светлана Михайловна Радулова # 10 апреля 2016 в 16:31 +1
Елена Рашидовна, благодарю за приятный комментарий!
Светлана Вячеславовна Клокова # 10 апреля 2016 в 17:21 +2
Светлана Михайловна, у Вас получилась отличная консультация! Родители после ознакомления с ней должны всё понять и усвоить. Без помощи родителей работать тяжело. Вы всё подробно, понятно, наглядно сумели всё объяснить. Дальнейших Вам успехов! Мой голос 16!
Светлана Михайловна Радулова # 10 апреля 2016 в 17:33 +1
Светлана Вячеславовна, спасибо за прекрасные слова!
Ольга Станиславовна Средина # 10 апреля 2016 в 20:16 +2
Богатый, подробный, качественный материал представили Вы, Светлана Михайловна, в консультации. Голос!
Светлана Михайловна Радулова # 11 апреля 2016 в 17:55 +1
Спасибо большое, Ольга Станиславовна!
Алла Ивановна Ефимова # 11 апреля 2016 в 00:23 +2
С огромным удовольствием отправила вашу интересную и четко,грамотно оформленную консультацию в закладки.
Порадую завтра родителей. Очень хороший материал.
Удачи в творчестве.
Светлана Михайловна Радулова # 11 апреля 2016 в 17:58 +1
Алла Ивановна, огромное спасибо за добрые слова поддержки!
Анна Николаевна Книс # 12 апреля 2016 в 11:11 +2
Здравствуйте, Светлана Михайловна! С большим интересом познакомилась с вашей работой. Мне очень понравилось. Интересно, насыщенно, разнообразно, познавательно. Хорошие, яркие иллюстрации. Примите мой голос.
Светлана Михайловна Радулова # 12 апреля 2016 в 19:09 +1
Анна Николаевна, большое спасибо!
Светлана Анатольевна Савостьянова # 13 апреля 2016 в 19:13 +3
Светлана Михайловна, спасибо за приглашение. Познакомилась с Вашей консультацией «Подготовка детей к обучению элементам грамоты». Интересная статья, дающая чёткие рекомендации родителям: представлены упражнения для развития конкретных умений. Мне понравилось и как публикация оформлена, все картинки в едином стиле. Успехов! Голосую +1
Светлана Михайловна Радулова # 13 апреля 2016 в 21:05 +2
Светлана Анатольевна,большое спасибо за позитивный комментарий и оценку!
Галина Станиславовна Бердник # 17 апреля 2016 в 09:28 +2
Светлана Михайловна, добрый день! Полезный и нужный материал не только для педагогов, но и родителей воспитанников.
В публикации приводятся много интересных практических игр, заданий, выполняя которые дети обучаются элементам первоначальной грамоты. Подробное описание каждого элемента заданий поможет понять родителям необходимость подготовки к школе детей. Спасибо за статью! Примите заслуженный голос!
Светлана Михайловна Радулова # 17 апреля 2016 в 19:24 +1
Огромное спасибо, Галина Станиславовна!