Конкурсы для педагогов и детей

Творческий проект в подготовительной группе в детском саду. Удивительный мир загадок

Творческий проект в подготовительной логопедической группе: «Удивительный мир загадок»
Автор работы: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9» г. Бендеры.
Описание работы: творческий проект разработан для подготовительной логопедической группы детского сада. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, учителям начальных классов по обучению детей отгадыванию и составлению загадок.

Вид проекта: творческий, групповой
Проблема: что делать, чтобы научиться отгадывать и составлять загадки?
Продолжительность проекта: сентябрь - апрель
Участники проекта: дети подготовительной группы с ОНР, учитель-логопед, воспитатели, родители детей.
Цель: формирование умений у детей отгадывать и составлять загадки.
Задачи:
Учить узнавать загадку среди произведений других жанров.
Формировать умение отгадывать загадки и доказывать верность отгадки.
Формировать умение составлять загадки, разнообразные по структуре.
Расширять и активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков.
Совершенствовать грамматический строй речи.
Развивать связную речь.
Автоматизировать поставленные звуки в речи.
Развивать произвольное внимание, зрительную и словесную память, логическое мышление.
Учить детей работать сообща, помогать друг другу.
Воспитывать любовь к родному языку.
Актуальность проекта:
Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них: воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции; стимуляция умственной активности; развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире; развитие сенсорной сферы. Это особенно актуально для детей, имеющих общее недоразвитие речи, т.к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка. Дошкольники с ОНР испытывают трудности в понимании и интерпретации текста загадок, что, конечно, влияет на правильность отгадывания. Развивая умственные способности детей с тяжёлыми нарушениями речи, важно, не только просто отгадывать знакомые загадки, но и научить составлять собственные.
Обеспечение проектной деятельности:
- методическое (планирование, сценарий конкурса, художественная и методическая литература);
- материально-техническое (компьютер, дидактические пособия, иллюстрации, схемы-модели, наглядный материал, оборудование для изготовления сборника загадок).
Формы работы: чтение, беседа, вопросы, объяснение, заучивание, повторение, сравнение, анализ и обобщение.
Предполагаемый результат:
- Повышение интереса к устному народному творчеству.
- Расширение знаний об окружающем мире, кругозора детей.
- Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.
- Привлечение родителей к непосредственному участию в педагогическом процессе детского сада.
Продукт проектной деятельности:
- Создание картотеки загадок.
- Создание сборника загадок.
- Конкурс загадок «Лучшие загадайки и отгадайки».
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный
Деятельность учителя-логопеда:
- Определение целей и задач проектной деятельности.
- Информирование воспитателей и родителей о проведении проекта.
- Составление перспективного плана мероприятий по формированию умений отгадывать и составлять загадки, разнообразные по тематике и структуре.
- Изготовление наглядных карточек-схем для составления загадок.
- Изучение методической литературы.
Деятельность детей и родителей:
- Вникание в проблему.
- Принятие задач.

2 этап. Основной
Деятельность учителя-логопеда:
- Знакомство детей с понятием «загадка», её происхождением.
- Знакомство с народными и авторскими загадками.
- Проведение логопедических занятий по обучению составления описательных рассказов, рассказов-сравнений по карточкам-схемам.
- Обучение детей отгадыванию и составлению загадок по схемам, моделям.
- Подбор народных и авторских загадок.
- Беседы с детьми: «Что такое загадки?», «История загадок», «Какие бывают загадки?».
- Консультация для воспитателей «Использование загадок в работе с детьми ОНР».
- Консультации для родителей «Учите детей отгадывать загадки», «Учимся составлять загадки».
Деятельность детей:
- Отгадывание загадок с целью закрепления и обобщения знаний по теме.
- Объяснение, доказательство отгадки.
- Разучивание загадок по темам.
- Составление описательных рассказов с использованием карточек-схем (форма, цвет, вкус, действие и так далее)
- Дидактические игры и упражнения на нахождение сходства и различия между предметами: «Что бывает таким же?», «Найди отличия», «Скажи по-другому», «Кто самый внимательный?», «Поиск общего», «Лишнее слово».
- Выбор отгадки среди картинок, рисование отгадки.
- Отгадывание «Да-нетки».
- «Чтение» загадок по карточкам.
- Коллективное и индивидуальное составление загадок по карточкам-схемам.
- Оформление сборника загадок, в котором собраны народные загадки, разученные детьми и загадки, составленные детьми.
Деятельность родителей:
- Подбор загадок по лексическим темам.
- Отгадывание вместе с детьми загадок, рассуждения о том, какие слова в загадке помогли ее отгадать.
- Разучивание загадок с детьми.
- Чтение детям художественных произведений, в которых используются различные языковые средства выразительности. Беседа по прочитанному.

3 этап. Заключительный
- Презентация сборника загадок.
- Проведение конкурса загадок.
Реализация проектной деятельности
Что такое загадка?
В народной речи «загадывать» означает задумывать, замышлять, предлагать что-то неизвестное для решения.
Загадка – это маленький вопрос, который задается стихами или обычными предложениями с целью получить короткий и точный ответ.
Признаки загадки:
- по содержанию загадка представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать;
- описание часто оформлено в виде вопросительного предложения;
- описание лаконично;
- загадке часто присущ ритм.

Происхождение загадок
Первые загадки появились у первобытных племен. У первобытных людей была тайная условная речь. Они считали, что все живые существа понимают человеческую речь. Древние охотники пользовались тайной речью, чтобы обмануть зверя. Позже загадки использовались для испытания мудрости и смекалки. В русских народных сказках положительные герои проходили испытания.
В далеком прошлом проводились осенью «вечера загадок». Старшие загадывали младшим загадки на различные темы. Такие вечера были уроками народной мудрости. Эти уроки помогали детям усваивать знания, добытые многими поколениями людей.
Постепенно загадки превратились в развлечения. Многое из того, о чем говорилось в загадках, навсегда ушло из нашей жизни. Это касается крестьянской избы, ее внутреннего убранства, предметов обихода, тех работ, которые производились в избе (пряжа, ткачество), орудий труда в поле (соха, серп). Но появились загадки о телефоне, телевизоре и многом другом, вошедшем в нашу жизнь в последние годы.

Причины ошибок детей при отгадывании загадок:
- невнимательно слушают загадку;
- не запоминают полностью содержание загадки;
- при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;
- не имеют достаточных знаний о загаданном предмете;
- не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.

Правила для ребёнка при отгадывании загадки:
1. Дослушай загадку до конца, так как в ней важно каждое слово.
2. Постарайся запомнить все признаки предмета, упоминаемые в загадке.
3. Проверь про себя отгадку, учитывая все найденные в загадке признаки.
4. Скажи отгадку громко.

Последовательность работы по обучению детей составлению загадок
1. Накопление знаний о свойствах, качествах, предметов и объектов окружающего мира, их строении, назначении. На этом этапе дети учатся сравнивать объекты в играх: «Чем похожи эти предметы?», «Что в них общего?», «Чем похожи?». Закрепляются умения группировать предметы по сходству на основе определенного признака в играх «Подбери похожий предмет». Дети подбирают предметы, похожие по цвету, форме, размеру, качеству.

2. Отгадывание загадок в игре «Да - нет». Ведущий игры задумывает предмет, а участники задают ему вопросы, используя схемы. Вопрос должен быть поставлен в такой форме, чтобы ведущий мог ответить «Да» или «Нет». Таким образом, дети отгадывают задуманный предмет.


3. Составление загадок способом прямого описания характерных особенностей предмета без его называния с использованием схем (цвет, фигура, величина, материал и т. д.).


Ребенок перечисляет признаки предмета, не называя его, а дети узнают его по описанию. В таких загадках дети учатся образовывать сложные прилагательные.
Белый, большой, длинношеий, красноклювый. (Лебедь) (Федя Г., 6 лет)

4. Составление загадок способом перечисления действий предмета без его называния.
Ржет, жует траву, везет людей. Кто это?» (Лошадь) (Илья С., 6 лет)

5. «Чтение» загадок по карточкам-схемам (по Арбековой Н.Е.). Используется связка «как». Ребенок «прочитывает» загадку: «Оранжевая, как апельсин; треугольная, как пирамидка; сладкая, как сахар». (Морковь)


6. Составление загадок по модели: «Какой?» - «Что бывает таким же?» (по А.А. Нестеренко)
Ребенок выбирает предмет и называет существенные признаки, используя схемы. Затем он называет предметы, обладающие этими признаками. Используются связки: «как», «будто», «но не», «но без».
Желтая, как лимон;
Круглая, как мяч;
Сладкая, как мед.
Что это?» (Репа).

(Даша Р., 6 лет)

Оранжевый, как лиса;
Круглый, как мяч;
Сладкий, как конфета;
С семечками, как лимон. (Апельсин)

(Саша М., 6 лет)

7. Составление загадок по модели: «Что делает? – Что (кто) делает так же? (по А.А. Нестеренко)
Используются связки: «как», «будто», «но не», «но без».
Высоко прыгает, как заяц;
Стрекочет, как стрекоза.
Кто это такой? (Кузнечик).

(Аня П., 6 лет)

Дает молоко, но не коза;
Жует траву, но не лошадь;
Мычит, но не бык». (Корова).

(Наташа П.,6 лет)

Правила для ребенка при составлении загадки:
1. Выбери предмет.
2. Выбери способ, модель составления загадки.
3. Подбери признаки, действия и сравни с другим похожим предметом.
4. Выразительно загадай загадку.

Создание и презентация сборника загадок
В сборник загадок вошли загадки, разученные детьми по лексическим темам, а также, составленные детьми.







Конкурс загадок «Лучшие загадайки и отгадайки»: http://ped-kopilka.ru/blogs/svetlana-mihailovna-radulova/scenarii-konkursa-zagadok-v-podgotovitelnoi-grupe.html
В конкурс загадок включались задания на отгадывание загадок, разгадывание ребусов, кроссворда, загадывание разученных загадок. Дети успешно справились с заданиями конкурса, а педагогов порадовали их знания. Ребятам очень понравился конкурс, их увлек дух соревнования. Победители и участники конкурса были награждены медалями за интерес и любовь к загадкам.

Используемая литература:
1. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Конспекты фронтальных занятий логопеда. - М.: Издательство ГНОМ, 2011
2. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Альбом 1, 2, 3. – М.: Издательство ГНОМ, 2010.
3. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) / Е. Кудрявцева // Дошкольное воспитание. - 1986.- № 9.
4. ГурэвичЛ. М., Сомкова О. Н. Формирование приёмов умственной деятельности детей дошкольного возраста при отгадывании загадок // Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста. — Л., 1984.
5. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. — М.: Просвещение, 1981.

Рекомендуем посмотреть:

Проект в старшей группе детского сада Проект в старшей группе на тему "Деревья и кустарники весной" Практико-ориентированный проект по благоустройству территории детского сада Проект на Пасху для детей подготовительной группы ДОУ

Похожие статьи:

Познавательно-творческий проект на тему «Осень золотая». Младшая группа

Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород»

Участник №192 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 декабря 2015 года по 15 марта 2016 года
Конкурс загадок в подготовительной группе в детском саду | Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему: Осень
Опубликовано: 278 дней назад (2 марта 2016)
Просмотров: 1931
Рубрика: Без рубрики
+21
Голосов: 21
Наталья Вячеславовна Погорелова # 2 марта 2016 в 19:19 +3
Добрый день! Очень насыщенный по содержанию проект, который развивает речь у детей, логическое мышление. Сразу видно, что работа была проделана огромная, разработано много дидактических пособий и игр. Молодцы!
Марина Викторовна Киселева # 2 марта 2016 в 20:37 +3
Светлана Михайловна!
Прекрасный у Вас получился проект!
Я даже и не подозревала, что можно придумать проект о загадках!
А у Вас богатейший материал!
Проведена огромнейшая предварительная работа!
Беру в закладки!
Умница!
Успехов!
Светлана Михайловна Радулова # 2 марта 2016 в 21:08 +2
Большое спасибо за отзывы и оценку моего материала! Над проектом было очень интересно работать и мне, и детям!
Екатерина Викторовна Литвиненко # 2 марта 2016 в 21:40 +3
Светлана Михайловна, спасибо за приглашение!C удовольствием познакомилась с вашим проектом.Очень интересный и полезный материал,прекрасно дополнен фотоматериалом. Для себя из вашего проекта кое что взяла на заметочку. С удовольствием голосую!!!
Елена Владимировна Орлова # 3 марта 2016 в 00:43 +3
Добрый вечер! Очень интересный и содержательный проект, задействованы все виды деятельности! Видно, какая большая работа проделана. С удовольствием попробуем составление загадок по модели "Что делает? – Что (кто) делает так же?". Творческих успехов Вам!
Анна Николаевна Книс # 3 марта 2016 в 08:39 +3
Здравствуйте, Светлана Михайловна! Интересный, насыщенный, содержательный, а главное нужный и полезный проект, который учить узнавать загадку среди произведений других жанров, формирует умение отгадывать загадки и составлять загадки, разнообразные по структуре, расширяет словарь ребенка и развивает речь. Цель и задачи достигнуты. Примите голос!
Оксана Михайловна Жидикина # 3 марта 2016 в 10:42 +3
Здравствуйте, Светлана Михайловна.
Разработка оформлена грамотно и ярко в соответствии с требованиями сайта. Также соответствует современным требованиям ФГОС. Молодцы! Огромная работа проведена. Ваш опыт интересен и заслуживает внимания коллег. Используете разные методические приёмы. С удовольствием голосую под №5.
Елена Николаевна Залужная # 3 марта 2016 в 12:51 +3
Проект - это всегда интересно и воспитателю, и детям. Проведена очень большая работа по развитию речи у детей, хорошие итоговые мероприятия: сборник загадок и конкурс загадок; много разработано наглядности, опорных рисунков, схем. Успехов Вам! Голосую!
Светлана Михайловна Радулова # 3 марта 2016 в 19:03 +2
Большое спасибо всем за комментарии!
Любовь Владимировна Лычангина # 4 марта 2016 в 18:41 +3
Светлана Михайловна, ознакомилась с Вашим творческим проектом о загадках в подготовительной логопедической группе. И Ваш мир загадок действительно удивил! Вы учите узнавать загадку среди произведений других жанров; формируете умение отгадывать загадки и доказывать верность отгадки; формируете умение составлять загадки, разнообразные по структуре. Все поставленные задачи Вы реализуете в ходе проекта. Ваша разработка отправилась ко мне в закладки. И конечно же, голосую с удовольствием!
Татьяна Александровна Толстикова # 5 марта 2016 в 14:54 +4
Светлана Михайловна, спасибо за такой интересный опыт работы. Вами очень подробно и последовательно изложены все этапы работы над проектом. Составление загадок без подготовки очень сложно даётся детям, а Вы научили их не просто мастерски справляться с этим делом, но и получать от него удовольствие. Книжка подучилась чудесной! Спасибо за приглашение, с удовольствием голосую.
Светлана Михайловна Радулова # 5 марта 2016 в 20:38 +2
Большое спасибо за комментарии и оценки!
Марина Николаевна Гусева # 6 марта 2016 в 08:04 +1
Здравствуйте, спасибо за подробное описание последовательности работы по обучению детей составлению загадок. Я думаю, ваша работа будет полезна многим педагогам.Спасибо!
Светлана Васильевна Михеева # 7 марта 2016 в 10:42 +1
Светлана Михайловна, спасибо за приглашение. C интересом познакомилась с Вашей работой. Проект способствует развитию речи, логического мышления детей, учит работать с различными информационными источниками, дети учатся переводить информацию в схемы. Работа выстроена содержательная, комплексная. Примите голос.
Светлана Владимировна Лебедева # 7 марта 2016 в 15:55 +2
Здравствуйте, Светлана Михайловна!
Замечательная работа, способствующая повышению интереса к устному народному творчеству, расширению кругозора, активизации словарного запаса детей.
А вот «Чтению» загадок по карточкам-схемам мне самой ещё стоит поучиться! love
Примите мой голос №11!
С уважением, С.В.
Светлана Михайловна Радулова # 7 марта 2016 в 15:59 +1
Большое спасибо за комментарии и оценки!
Елена Петровна Солодилова # 7 марта 2016 в 17:21 +3
Здравствуйте,Светлана Михайловна!
Спасибо за приглашение.Было очень приятно забежать к Вам в гости и окунуться в мир загадок.Вами проделана колоссальная и очень интересная работа.Очень познавательный материал собран в вашем поекте: объяснение, доказательство отгадки,составление описательных рассказов,нахождение сходства и различия,рисование отгадки,чтение загадок по картинкам способствует активизации словарного запаса детей,развитию речи,логическому мышлению,что очень важно для стимуляция умственной активности, развитие мышления, памяти, внимания, воображения.
Спасибо!Творческих Вам успехов.Мой голос для Вас.
Светлана Гаврилюк # 7 марта 2016 в 21:44 +2
Вы большая молодец! Такой труд 100% даст свои плоды! Дети постоянно находятся в тематике и полностью включены в процесс! Голос!
Валентина Владимировна Рощина # 7 марта 2016 в 22:00 +1
Какой интересный проект у вас получился! Все этапы работы продуманы и прописаны.Видно,что проделана большая работа.Разработка дополнена качественными и яркими фото.Примите и мой голос!Удачи!!!
Наталья Геннадьевна Романова # 8 марта 2016 в 08:07 +1
Здравствуйте, Светлана Михайловна! Замечательный проект. Как здорово, что есть воспитатели, которые проводят такую работу с детьми. Здесь и виды загадок, и составление их по образцу, и рисование своих загадок. Далеко не все дети, приходящие в 5 класс знают, что такое загадка, принципы ее построение и уж тем более редко умеют самостоятельно правильно придумать загадку. Хотя кажется, что дело это простое и ясное. Но ведь загадка - это мудрость народа. Не развлечение, а учение. В вашей работе это детально прослежено. Думаю, что ваши дети не испытают затруднений в работе над этой теме ни в начальной, ни в средней школе. Голос ваш.
Светлана Михайловна Радулова # 8 марта 2016 в 19:05 +1
Большое спасибо всем за теплые комментарии и оценку работы!
Светлана Валентиновна Пантина # 8 марта 2016 в 22:49 +2
Светлана Михайловна.Я отработала воспитателем на логопедической группе 20лет.То что Вы создали такой проект это важно.На проект если в комплексе уходит много времени,но результат потрясающий.У ребенка речь становится правильной, красивой.Вы в проекте взяли разные виды подхода к загадкам.Ребенок не только учится отгадывать,но и сочинять.а это важно с такими детьми.
Марина Алексеевна Дурнева # 9 марта 2016 в 09:33 +2
Здравствуйте, Светлана Михайловна! Спасибо за приглашение. Очень интересный и нужный проект. Вы подробно и последовательно изложили все этапы работы над проектом, с помощью фотографий проиллюстрировали все виды работы над загадкой. Видно, что был проделан большой объем работы. Работа по вашему проекту способствует активизации словарного запаса детей,развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения. С вашего позволения беру себе на заметку. Думаю, многие наши коллеги сделают то же самое. Желаю дальнейших творческих успехов и с удовольствием голосую!
Светлана Михайловна Радулова # 9 марта 2016 в 19:53 +1
Большое спасибо!
Алла Ивановна Ефимова # 11 марта 2016 в 00:30 +2
Замечательный и очень увлекательный получился проект.
Вы провели грандиозную работу, подключили к работе и деток, и их родителей. МОЛОДЦЫ!!!
Представляю, какой шикарный сборник загадок у вас получился. Дети очень увлечены, это главное.
Спасибо и примите голос.
Валентина Николаевна Разумова # 13 марта 2016 в 19:21 +2
Светлана Михайловна, спасибо за приглашение. С удовольствием познакомилась с вашим проектом. Проделана большая, интересная, познавательная работа. Всё здорово! Оформлено грамотно и чётко.
Ольга Вениаминовна Мидяшкина # 14 марта 2016 в 18:33 +2
Здравствуйте, Светлана Михайловна! Спасибо за приглашение. Очень насыщенный по содержанию проект, который развивает речь у детей, логику.Вы в проекте взяли разные виды подхода к загадкам. Не все дети, приходящие в 5 класс знают, что такое загадка, и мало кто умеет самостоятельно и правильно придумать загадку.А Вы научили их этому.голосую с удовольствием!
Ольга Станиславовна Средина # 15 марта 2016 в 16:52 +1
Вами проделана большая работа. И полезная! Мастер-класс заслуживает ГОЛОС!
Елена Александровна Шашенко # 19 марта 2016 в 03:43 +2
Добрый день! Очень насыщенный по содержанию проект, который развивает речь у детей, логическое мышление. Сразу видно, что работа была проделана огромная, разработано много дидактических пособий и игр. Молодцы!